Этап урока: |
|
|
|
|
I Организационный момент Ребята, вчера, в одном журнале я прочитала статью о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове, которому в этом году 19 ноября исполнилось 300 лет со Дня рождения. И вы знаете, какие ёмкие слова он сказал о математике. Я даже решила вынести их на слайд. Слайд 1.«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». |
|
|
|
|
Деятельность учителя |
| Деятельность ученика |
|
|
- Объясните смысл высказывания. - выделите ключевые слова. Слайд 2, 3. Прочтите, в какие науки внёс вклад М.В.Ломоносов. |
| Объяснение смысла записи |
|
|
Слайд 4, 5. Устный счёт проводится с целью развития и формирования прочных вычислительных навыков и умений, повышения у детей познавательного интереса к урокам математики.
|
|
|
|
|
Давайте приводить наш ум в порядок. Посмотрите на слайд и решите логические задачи: - Масса индейки – 8 кг и ещё половина её собственной массы. Сколько весит индейка? - Когда сутки короче: зимой или летом? -1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.Что больше сумма этих чисел или их произведение? А теперь продолжим приводить ум в порядок с помощью примеров: 2500 + 60 + 8 12 х 4 100: 25 7 + 100 + 1000 100 х 5 72 : 3 9600 + 400 6 х 40 720 : 30 3 000 + 9 000 11 х 9 91 : 7 1 000 : 100 84 : 42 910 : 70 - С какой целью мы выполняли устный счёт?
|
|
12
одинаковые Сумма, так как при умножении на 0 получается 0.
|
|
|
II Активизация знаний (который заканчивается постановкой детьми учебной задачи)
|
|
|
|
|
- Посмотрите на равенства. Прежде чем мы с ними начнём работать повторим название компонентов при сложении и умножении. Слайд 6. - Распределите выражения в два столбика, по какому признаку мы это сделаем?
Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения; Сочетательное свойство относительно сложения, умножения.
- Зачем нужно знать свойства в математике? - Давайте выберем соответствующие таблички с переменными соединим их с названием свойств.
- Почему последнее выражение не вошло ни в один столбик? - Как нашли результат?
- Давайте выпишем его отдельно. Как по другому можно решить это выражение? Выполните у доски. - Может вы вспомните как это свойство называется в математике? |
|
(248 + 7309) + 96 = 248 + (7 309 + 96) – сочетательное свойство сложения 269 + 1050 = 1050 +269 – переместительное свойство сложения (105 х 2) х 3 =105 х (2 х 3) – сочетательное свойство относительно умножения 13 х 25 = 25 х 13 – переместительное свойство умножения. (90 + 25)х 4 = 460 (потому, что у него есть результат; потому, что записано только умножение сумы на число … )
Чтобы облегчить решение.
Сначала выполнили действие в скобках, затем умножение
Чтобы сумму двух чисел умножить на какое – нибудь число, можно каждое из них умножить на это число, а результаты сложить. Распределительное свойство умножения относительно сложения. |
|
|
III. Первичное закрепление.
|
|
|
|
|
-Используя распределительное свойство умножения относительно сложения, запишите выражения, равные данным. Взаимопроверка (Раздаётся карточка помощница слабым детям (85 +6) х5 = 85 х5 + 6 х 5 Цель: вспомнить правило умножения суммы на число. - Так как умножить сумму на число?
|
|
| (№379 с.89) (112 + 44) х3; (7 +4) х 132 (16 + 18) х 25; (36+ 24) х 9
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.
Чтобы умножить сумму двух чисел на какое – нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.
|
|
IV. «Открытие детьми нового знания»
|
|
|
|
|
- Найдите значение выражения двумя способами. Слайд 7. - В каком случае пользоваться при вычислении распределительным свойством неудобно? В каком случае распределительным свойством пользоваться неудобно?
Откройте учебник на с.90, з.381 Прочитайте выражения, с которым работают в лесной школе. - Как выполнял сложение Слон? -Как Мышь умножала разность чисел 90 и 25 на число 4?
Сравните вычисления. Чей способ лучше и почему?
Сформулируйте правило свойства умножения относительно вычитания.
С переменными мы уже работать умеем, заменим в этом выражении цифровую запись на буквенную. Кто желает выполнить это у доски?
- Что мы можем сказать о значении переменных, которые они могут принимать? Давайте коллективно обсудим. Для этого придадим переменным значения а=7, в=9, с=6 |
|
|
|
(№ 380 с.90) (50 +19) х 2 = 69х2=138 (50 +19) х 2 = 50х2 + 19х2=100 + 38 =138 (72 + 28) х 7 = 100х7=700 (72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7= 504 + 196 = 700
(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7
(90 - 25) х 4=260 Слон 90 65 -25 х 4 65 260 Мышь (90 – 25) х 4 = 90 х 4 – 25 х4= 360 – 100 = 260
Способ лучше у Мышки, потому, что она использует устные вычисления, а Слон письменные.
Чтобы разность умножить на какое – нибудь число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.
(а + в) х с = ас + вс
(а – в) х с (а + в) х с
Равенство, выражающее распределительное свойство умножения относительно сложения, верно при любых значениях переменных а, в и с; Если же умножается разность на число, то в запись свойства вводятся ограничения: исключаются случаи, когда в разности а – в число а меньше числа в. |
V. Физкультминутка
| «Качания головой» упражнение стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (15 раз) «Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» упражнение для улучшения внимания, восприятия, речи: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох) «Отдых для глаз» упражнение укрепляют мышцы век, способствуют кровообращению: плотно закрыть и широко открыть глаза.
|
|
|
|
VI .Закрепление.
|
|
|
|
|
- Работаем с учебником с.91 №383 (по вариантам) - Выполним вычисления так, как это делала Мышка. - Давайте ещё раз проверим, выполняется ли у нас ограничение в разности а и в, а меньше?
Слайд 8 (Задания для сильных учащихся) |
|
|
| Объяснение инструкции к заданию. Запись выражения равного данному. (42 – 15) х 2= 42 х2 -15х2= 84-30=54 (31 – 8) х 5=31х5 – 8х5 = 155 – 40 =115 Да, выполняется. 42 больше 15 и 31 больше 8. (135 – 84) х 3 =135 х 3 – 84 х 3 1в. – 1 столбик, 2в. – 2 столбик Проверка по образцу.
|
VII. Резерв. Самостоятельная работа. Решение задачи по заданному выбору представления решения.
|
|
|
|
|
- Прочитайте задачу.
- Какие величины известны в задаче?
1ряд решает выражением; 2 ряд – по вопросам; 3 ряд – по действиям. Проверим по образцу
|
|
|
| №395 с.92 Группа туристов проплыла 2ч на плоту, проплывая каждый час 4 км, а затем прошла пешком 3ч, проходя каждый час 6 км. Найдите дину всего маршрута туристов.
4 х 2+6 х 3 1)Чему равен путь туристов на плоту?4х2=8 (км) 2)Чему равен путь туристов пешком? 6 х 3=18(км) 3)Чему равен весь путь?
|
VIII. Закрепление. - Чему научились новому на уроке? - Еще раз сформулируем правила распределительного свойства относительно сложения и вычитания.
|
|
|
|
|
- Проверим, как вы научились с помощью теста пользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения и вычитания.
Ключ к проверке теста Проверяем взаимопроверкой: 1 вариант 1) б 2) б 3) а 4) а | 2 вариант 1) в 2) а 3) б 4) б |
Оценивание: 4 верных ответа – “5”; 3 верных ответа – “4”; 1 или 2 верных ответа- не оцениваются Поднятием рук проверяем количество положительных оценок, вывод.
Слайд 10. Посмотрите на слайд и поднимите руку у кого ни одной ошибки? У кого – одна ? |
|
|
| Тест 1. Какие из равенств являются распределительным свойством умножения? 1 вариант | 2 вариант | а) а х(в х с)=(а х в)хс; б) (а + в)хс = ас + вс; в) (а + в)х с = а - с + в; | а)а х в = в х а; б)а - (в+с) = а-в -с; в)(а + в) х с= ас + вс; |
2) Значение выражения. 74 х 3+26 х 3 | 80 х 5 – 2 х 5 | равно |
| а) 30; б) 300; в)103 | а) 390; б) 400; в)102; |
3) Значение выражения. 400 х 2- 40 х 2 | 60 х 2 + 19 х 2 | равно |
| а) 720; б) 106; в) 60 | а)150; б) 158; в)108; |
4) В каком выражении удобно применять распределительное свойство умножения:
|
| а) (60 + 1) х 4; б) (17 – 13) х 5;
| а) (67 – 17) х 4; б) (30 – 2) х 5;
|
|