Формирование информационной компетентности при изучении темы «Единицы измерения времени».
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Шкуратова Ксения Валерьевна

Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования -  необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество. Именно поэтому информационная компетентность сегодня отнесена к разряду ключевых,  а создание условий для становления информационной компетентности становится одной из приоритетных задач образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_voropaeva_k.v.docx232.27 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Автор работы: Воропаева Ксения Валерьевна

Название работы: Формирование информационной компетентности при изучении темы «Единицы измерения времени».

Предмет, класс: Математика, система развивающего обучения академика Л.В. Занкова,  2 класс

Краткая аннотация работы:

       Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования -  необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество. Именно поэтому информационная компетентность сегодня отнесена к разряду ключевых,  а создание условий для становления информационной компетентности становится одной из приоритетных задач образования.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников.

Большое внимание во втором классе по системе развивающего обучения академика Л.В. Занкова уделяется изучению мер времени. Рассмотрим работу по формированию информационной компетентности при изучении данной темы.

В результате изучения темы у детей должны быть сформулированы достаточно четкие представления таких промежутках времени, как минута, час, сутки; учащимися должны быть усвоены соотношения между минутой и часом, часом и сутками. Учащиеся должны также усвоить соотношение между такими единицами измерения времени, как неделей и месяцем, месяцем и годом, выполнять арифметические действия над величинами.

Учащиеся должны уметь определять время по часам с точностью до 1 минуты, используя такие общепринятые выражения, как «сейчас 22 минуты первого», «сейчас без пяти минут двенадцать», «сейчас без пятнадцати пять», «сейчас половина шестого или пять часов тридцать минут» и т.п. Дети должны научиться использовать табель-календарь, усвоить последовательность названий дней недели, месяцев в году. решать практические временные задачи в повседневной жизни.

Данная работа позволит обогатить не только математические знания детей, но и узнать некоторые исторические сведения.

Понятие времени — наиболее отвлеченное по сравнению с понятиями других величин. Вполне понятно поэтому, что изучение мер времени и ориентировка во времени представляют для детей значительные трудности. Для успешного усвоения учебного материала немаловажную роль играет оптимальное сочетание форм, методов и средств обучения.

Слайд 2 (единицы времени)

  • Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. Знакомство с этой темой начинается с актуализации знаний детей:
  • Роме и Ане исполнилось 7 лет.
  • Летние каникулы продолжаются 3 месяца, а весенние - 1 неделю.
  • Ученик пробежал дистанцию за 10 секунд.
  • В неделе 7 дней.

- Чем похожи данные предложения? О какой величине в них идёт речь?

Проблемная ситуация

- Верно ли, что во всех предложениях говорится о времени?

- Выпиши из предложений единицы измерения времени.

- Какие ещё единицы измерения времени ты знаешь? Запиши их.

- Если можешь, перепиши записанные единицы измерения времени в порядке их возрастания.

- Что вы знаете о величине – время?

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

  • ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. -- Какие знаете вы? Когда так говорят? Дети называли выражения и объясняли их смысл.

Нет времени.

Время летит.

Время не резиновое.

Тратить время.

Убить время!

Времени хоть отбавляй!

Экономить время.

  • Постановка учебной задачи.

- С какими понятиями, мы будем знакомиться на следующих уроках? Что их объединяет?

Слайд 3

На следующем уроке первые представления об измерении времени дети получают, знакомясь с такой единицей, как сутки. Авторы предложили следующее задание для введения нового понятия:

Стр. 108 № 232

  1. Расположи по порядку

утро ночь вечер день

  1. При выполнении задания получились записи:

Ночь утро день вечер

День вечер ночь утро

День утро вечер ночь – неверно (неправильная последовательность)

вечер ночь утро день

Какие из них ты считаешь верными? Почему?

  1. Может ли быть другой верный порядок? Если да, запиши его.
  2. Как продолжить в обе стороны каждую верную запись?
  3. Ты знаешь, какую единицу измерения времени образуют все эти слова?

Эта единица измерения времени называется сутки.

Коллективная работа и обсуждение того, что мы делаем в разное время суток помогли с лёгкостью справиться с этим заданием.

Ребятам стало интересно узнать, что это за единица измерения времени "сутки". Как она связана с другими единицами измерения времени? Какие интересные факты связаны с данной единицей времени.

Деятельность учащихся и учителя на следующих уроках представлена в виде таблицы. Значком с изображением компьютера я отметила те виды деятельности, в которых эффективно можно использовать средства информационных технологий.

Слайд 4

Этапы реализации работы

   

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение целей и темы.

создание групп учащихся для работы.

Обсуждают предмет с учителем, устанавливают цели.

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей, при необходимости корректирует их формулировку.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

Планирование

Определение источников информации.

Определение методов исследования.

Распределение задач между членами группы.

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации).

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Выполняют исследование.

Осуществляют: поиск, сбор, анализ информации;

Используют словари, энциклопедии, в частности электронные, научные статьи по теме. При необходимости консультируются с учителем.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Получение результатов

Анализ информации, решение промежуточных задач.

Анализируют информацию.

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Оформляют работы,

Составляют схемы, таблицы, макеты.

Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Представление результатов

Различные виды отчетов: устный и письменный отчет, представление схем, рисунков, защита.

Представляют свои сообщения, схемы, рисунки.

Отвечают на вопросы слушателей. Обсуждают работы.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения поставленной задачи.

Слушает, задает вопросы. Организовывает презентацию работ.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги

Оценка результатов

Обобщение полученных результатов, формулирование выводов.

Участвуют в коллективном анализе, оценивают свою роль, Проводят анализ достижений поставленной цели. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат

Следует отметить при этом деятельность родителей учеников. На начальных ступенях обучения они должны также оказывать помощь:

Следить за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывать помощь в сборе информации, оформлении материалов. Наблюдать за работой детей, советовать.

Выступать в качестве эксперта.

Слайд 5

Этапы исследования по дальнейшему изучению всех единиц измерения времени:

        Поиск информации по теме.

        Оформление результатов исследований.

        Представление результатов работы.

Слайд 6

Работа по поиску и представлению информации проводилась по группам. Так перед ребятами первой группы появились задачи:

  • Узнать откуда произошло слово "сутки"? Каково современное значение слова "сутки"? (использовать разные источники)
  • Найти информацию о том, с какого времени люди стали вести отсчёт сутками?
  • Вычислить сколько более мелких единиц времени содержат в себе сутки.
  • Узнать на какие части делятся сутки (схема).

Результаты работы всех учеников было решено наглядно представить в виде информационного уголка «Единицы измерения времени».

Слайд 6 (продолжение)

Результаты:

  • Значение слова «Сутки» из разных источников из словаря Ожегова, из интернета.
  • Сут - 24ч - 1440мин - 86400с
  • Схема: Д в н у

После представления детьми полученной информации мы перешли к следующим темам: «Часы. Определение времени по часам». Следующие меры времени, которыми должны ученики овладеть, это час, минута.

Слайд 7

На основе представлений учащихся о сутках вводится соотношение: 1сутки=24часам. Это начало таблицы «Соотношение единиц времени».

После ответов на задания учебника стр.109 № 235:

  1. Ты умеешь узнавать время по часам? Запиши время, которое показывают эти часы.
  2. По каким часам легче всего узнать время? Подчеркни время, которое они показывают.
  3. Ты знаешь, сколько часов в сутках? Какие часы, изображённые на рисунке, показывают самое близкое к этому числу время?

Запомни: в сутках 24 часа.

Слайд 8

Возникают задачи для второй группы учащихся:

  • Узнать откуда произошло слово "часы"? Интересные факты о часах.
  • Найти информацию о том, когда люди стали пользоваться часами и как выглядели первые часы? (использовать разные источники)
  • Составить схему: «Виды часов».
  • Найти информацию о значении часов в жизни человека.

Слайд 8 (продолжение)

Результаты:

  • Значение слова «Часы» из разных источников из словаря Ожегова, из интерн
  • Рубрика «Это интересно»
  • Схема «Виды часов».
  • Сообщения о часах и значении часов в жизни человека. Виды часов, изобретенные человечеством за многовековую историю, поражают своим многообразием
  • Таблица «Соотношение единиц времени»
  • 1сутки=24часа 

Слайд 9

Дальше начинается работа по формированию у детей умения определять время по часам. При этом работа ведётся параллельно по электронным и механическим часам.

1) Какое время показывают часы на рисунке?

                   

Когда часы могут показывать такое время?

  1. А какое время показывают эти часы? Как ты назовёшь это время, если посмотрел на часы вечером? А если утром?
  2. Назови иначе:

1 час дня; 6 часов вечера; 12 часов ночи; 21 час; 17 часов.

Слайд 9 (продолжение)

  1. Рассмотри часы на новом рисунке. Чем они отличаются?

Ты можешь определить время на этих часах? Достаточно для этого назвать количество часов?

  1. Тебе, конечно, понятно, что для определения времени на этих часах нужно использовать не только часы, но и более мелкую единицу измерения времени. Эта единица - минута.

Значение слова минута из словаря, зачитывают подготовившиеся ученики.

Слайд 10

Следует отметить, что дети привыкли к тому, что их окружают в основном электронные часы: это и сами часы, на экранах телефонов, телевизора, компьютера и даже бытовых приборов они также встречаются с электронными часами. Поэтому многие дети испытывают трудности в определении времени по механическим часам.

Начальный этап

Количество человек

Не умеют определять время

6

Испытывают затруднения

10

Умеют определять время

7

                                        Подготовительный этап.

Слайд 11

Далее работа ведётся по модели часов в классе:

- Рассмотрите  внимательно циферблат часов. Вы заметили между большими делениями, по которым узнают часы, мелкие деления? По ним узнают минуты.
Сколько в часе минут?
Проверь свой результат: в часе 60 минут. Данные прикрепляются на доску.

- Запиши время, которое показывают часы изображённые на рисунке (стр. 116 в учебнике).

Проверь свою запись:

4 ч 15 мин или 16 ч 15 мин; 6 ч 10 мин или 18 ч 10 мин; 12 ч 30 мин или 0 ч 30 мин; 8 ч 55 мин или 20 ч 55 мин.

 

Слайд 12

На уроках учитель должен широко применять модель циферблата с подвижными часовой и минутной стрелками. В классе необходимо иметь большую демонстрационную модель. Такие же модели малых размеров для каждого  ученика мы изготовили на технологии.

Необходимо заметить, что взрослый человек, постоянно пользуясь часами, определяет время, не всматриваясь в то, около каких делений стоят часовая и минутная стрелки. Одним взглядом он оценивает их взаимное расположение на циферблате, и этого уже достаточно, чтобы сказать, какое время показывают часы. К такому быстрому способу определения времени надо постепенно приучать и детей. Для этого модели циферблатов, которыми они пользуются, должны быть более или менее точными.

Но ученики второго класса не умеют вычерчивать окружность и делить ее на 12 равных частей. Чтобы помочь им, следует заготовить картонный трафарет в форме круга диаметром 12 см с узкими прорезями, расположенными по окружности на равных расстояниях друг от друга, и небольшим отверстием в центре. Тогда каждый ученик легко сможет на своей заготовке из картона обозначить контур циферблата и основные деления.

Такие модели часов у нас получились.

Изучение мер времени

Следующие задания можно применять на разных этапах урока математики:

- Покажите на своих часах, как будут расположены стрелки, если сейчас 2ч 50 мин, 4ч 15мин, 7ч и т.д.

- Назови и запиши время, которое показывают часы. Сделай это всеми известными тебе способами.

При этом показывать свою модель часов может как учитель, так и сами ученики, например, по цепочке.

Слайд 13

На следующих уроках дети учатся называть время по-разному: 15 минут седьмого, без двадцати восемь, половина пятого или 4 часа 30 минут и т.д.

  1. Сколько проходит минут, когда минутная стрелка передвигается от одного большого деления до следующего?

- Ты согласен, что на это требуется 5 минут?

2) Запиши, за сколько минут та же стрелка передвинется:

на 3 больших деления; на 9 делений; на 2 деления;

Посмотрев на одни и те же часы одновременно, три человека назвали время так:

7 часов   15 минут вечера;

19 часов 15 минут;

15 минут восьмого вечера.

- Кто из них прав? Объясни свой ответ и нарисуй часы, которые показывают это время.

Вывод: Часы показывают одно и тоже время, а называть его можно по-разному. Затем идёт закрепение, работа по часам.

Учащиеся должны получить конкретные представления о времени, ознакомиться с единицами его измерения на практике. Кроме того представление о том или ином промежутке времени может быть дано лишь на основе сравнения с каким-нибудь хорошо известным детям промежутком, например продолжительностью урока или перемен. И мы выполняем такие задания:

Слайд 14

  • С начала занятий в школе прошло 25 минут. На сколько больших делений передвинулась минутная стрелка? А когда прошло 40 минут? 5 минут?
  • Урок математики начался в 9ч 20мин и продолжался 40 минут. Когда он закончился?

На уроках дети выполняют также такие задания: вырази в часах, минутах, например:

  • Учёные наблюдали за белыми медведями в течение двух суток. Сколько часов длилось наблюдение?
  • Один турист прошёл путь за 1 сутки 8 часов, а другой за 34 часа. Какой турист затратил меньше времени и на сколько?

учатся сравнивать, выполнять арифметические действия с единицами измерения времени.

В моём классе ребята постоянно ходят в библиотеки (это и школьная библиотека и библиотека в нашем районе), также пользуются книгами, энциклопедиями дома, приобретают журналы. И уже сами предлагают задания для одноклассников.

Например:  Имеются песочные часы на 3 минуты и на 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать с помощью этих часов?

 Полезно также давать ученикам задания для самостоятельного измерения времени дома: сколько времени требуется ученику на то, чтобы утром встать и собраться в школу, сколько времени он готовит домашние задания, читает, гуляет и т.д. Затем дети получат задание самостоятельно составить режим своего дня, который мы обсудим на предмете «Школа здоровья».

Подобные упражнения ценны не только тем, что они развивают представления детей о продолжительности промежутков времени, но и тем, что играют воспитательную роль, поскольку обращают внимание детей на необходимость заполнения времени полезным содержанием. Нужно приучать детей беречь время, рационально его использовать.

Изучение величин имеет большое значение, так как понятие величины является важнейшим понятием математики и способствует усвоению многих вопросов курса математики.

Каждая изучаемая величина — это некоторое обобщенное свойство реальных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные представления, вооружают учащихся важными практическими навыками, которые широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величин — это одно из средств связи обучения с жизнью.

Впереди нас ждёт работа с такими единицами измерения времени как неделя, месяц, год.

Практически дети знакомятся с месяцем  уже в первом классе, например при ведении календаря природы и труда. А также в учебнике «Окружающий мир» во втором классе даны сведения о смене дня и ночи, временах года, продолжительности года (високосный год) фазах луны, календаре.

Знакомство с такими единицами, как год, месяц, неделя, связывается с использованием табеля-календаря. Кроме очень небольшого числа упражнений, специальных упражнений для этого не требуется. Необходимые сведения даются детям в ходе текущей работы. Например, при записях в тетрадях даты «28 февраля» им сообщается, что 28 февраля = это последний день месяца, что февраль – последний месяц зимы, что завтра начнется март и т.п. А всегда ли в месяце столько дней? Откуда появляются лишние сутки (29 февраля)?

С опорой на табель-календарь решаются важные практические задачи по определению продолжительности событий, если указана дата его начала и его конца. При этом заинтересованы все ученики:

- Сколько месяцев, а может недель, дней осталось до твоего дня рождения?

- Сколько месяцев в году? Верно ли, что продолжительность месяцев разная? Раздели все месяцы на группы, запиши их названия. Остались ли еще месяцы?

Есть ли идущие подряд месяцы, в которых 31 день?

Запиши множество месяцев, названия которых начинаются на букву "м", и множество месяцев, в названиях которых последняя буква "ь".

Опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 15 апреля, пятница, весна, 2011год, ХХI век, 9 часов" и т.п.)  

Слайд 15

Но уже на данном этапе работы после изучения тем: "Сутки, часы, минуты" в ходе моих наблюдений за детьми и на основе тестирования можно увидеть значительный прогресс в ориентировании учеников во времени.

После изучения тем: «Сутки, часы, минуты».

Количество человек

Испытывают затруднения

6

Умеют верно определять время, выполнять действия с единицами измерения времени.

17

                           Основной этап. После изучения тем: "Сутки, часы, минуты".

Данная работа позволяет обогатить не только математические знания детей, но и узнать некоторые исторические сведения, затронуть вопросы здоровьесбережения. По окончанию работы у учащихся должно быть сформировано чёткое представление о единицах измерения времени; умение переводить в более крупные и мелкие единицы; решать практические временные задачи в повседневной жизни.

Слайд 16

Наш результат на данном этапе работы  – это создание информационного уголка «Единицы измерения времени», в который входят:

  1. Таблица «Соотношение единиц времени».
  2. Схема «Части суток».
  3. Рубрика «Это интересно».
  4. Сообщения учеников.
  5. План изучения величин.

План:

Что я знаю об этой величине?

Какие я знаю единицы измерения данной величины?

Соотношение единиц данной величины

Перевод единиц данной величины

Сравнение единиц данной величины

Арифметические действия с единицами измерения

Слайд 16 (продолжение)

Выводы

Встраивание в методическую систему личностно-ориентированных методов обучения, индивидуализация, дифференциация, применение проектно-исследовательских методов способствует развитию ключевых компетентностей личности.

Информационная компетентность  – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Освоение данной компетенции проявляется при выполнении заданий поискового характера на уроке и во внеклассной работе, при выполнении творческих и исследовательских работ, подготовке докладов, выступлений, сообщений.

   Информационная компетентность направлена на решение следующих образовательных задач:

на формирование информационной и компьютерной грамотности, умения работать с информацией, актуализации знаний по школьным предметам.

Слайд 17

В результате такой работы дети учатся:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  2. работать с различными источниками информации (поиск необходимой литературы в библиотеке, работа с картами, схемами, таблицами;
  3. извлекать из перечисленных источников необходимую информацию, выделять главное, передавать ее содержание;
  4. осознавать потребность  в  информации;  выбирать стратегии поиска информации; отбирать, сравнивать и оценивать информацию; обрабатывать и воспроизводить информацию;
  5. слушать точки зрения других учеников; выражать свою точку зрения; договариваться, т.е. выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.

  Слайд 18

 Показателем  информационной  компетентности  становится создание новых информационных  продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок ).

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания, которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить логические цепи рассуждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).

Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы.Формирование информационной компетентности при изучении темы «Единицы измерения времени».

     Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования -  необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество. Именно поэтому инфор...

Открытый урок по математике на тему"Единица измерения времени - минута." 3 класс Школа 2100

Ход урока.1.     Организационный моментМатематика сложна,Но говорим с почтением,Что математика нужнаВсем без исключения!Без счёта не будет на улице света,Без счёта не сможет поднят...

Урок математики в 3 классе по теме "Единицы измерения времени. Сутки"

Урок закрепляет понятие "доля". Знакомит с новой единицей измерения времени: сутки....

Конспект урока по английскому языку на тему : "Единицы измерения времени"

Конспект урока по английскому языку на тему : "Единицы измерения времени"...

Презентация по теме: "Единицы измерения времени - сутки"

Презентация к уроку математики 3 класс...