Этапы урока | Планируемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Методический комментарий
|
Мотивация к деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Жители волшебной страны Сказок приготовили вам подарок. Но вот незадача – подарок забрала в свою избушку на курьих ножках злая Баба Яга. (Сл. 2)
- Что же нам делать? (Сл. 3) - Как вы думаете, зачем жители страны Сказок передали нам эту карту? - Что вы видите на карте?
- Нам поможет не только карта, но и помощники - Маша и Витя. - Перед вами лист путешественника, в котором вы будете отмечать результаты путешествия. За каждое преодолённое препятствие, вы будете ставить в соответствующий столбик таблицы 1 балл. В конце путешествия мы посчитаем результаты. – Вы готовы отправиться в путешествие? - А что вы должны проявить, какие качества, чтобы поиски подарка были успешны? - Тогда в путь! |
- Забрать подарок.
- Она нам поможет найти подарок.
- Разные препятствия: реку, мост, озеро, замок.
- Да! - Быть внимательными, старательными. - Думать, правильно выполнять все задания. | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне с целью актуализации требований к успешному осуществлению учебной деятельности. |
| – На пути река. (Сл. 4) Чтобы перейти реку, нам нужно выполнить несколько заданий: 1. Составить по краткой записи задачу и устно решить её.
У Оли – 20 руб.
У Ани - ?, на 5 руб. меньше | }? руб. |
- Продолжи ряд чисел, определив закономерность:
2, 3, 5, 8, 12, …, …., …..
- Вычисли и найди лишнее выражение:
12 + 8 35 – 7 29 + 11 15 – 6 - Итак, мы преодолели первое препятствие – реку, отметьте результат в листке путешественника. Если вы считаете, что смогли выполнить все задания – поставьте 1балл. Сл. 5 - А теперь на нашем пути густой лес, в нём можно заблудиться. Но в этом лесу есть хозяин – это Мухомор-Мухоморович. Он поможет нам, если мы выручим его. В его лесу растут яблони, но Мухомор-Мухоморович не умеет совсем считать. Поможем ему? - Откройте учебники. Организация работы по заданию учебника №269 и в тетради.
- Отметьте результат в листке путешественника. |
Учащиеся составляют и решают задачу.
Учащиеся выявляют закономерность в ряду чисел и продолжают его.
Учащиеся находят лишнее выражение, обосновывая своё утверждение.
Учащиеся оценивают свою работу на данном этапе. Выставляют балл в лист путешественника.
Учащиеся оценивают свою работу на данном этапе. Выставляют балл в лист путешественника. |
|
Фиксация места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Формулирование цели урока.
| (Сл. 6) - Движемся дальше. На нашем пути замок, в котором живёт король. У короля несколько увлечений. Первое увлечение - цветоводство. Он сам выращивает цветы.
- Послушайте «задачу» от короля. На одной клумбе у короля растет 5 цветов. Сколько цветов растет на нескольких клумбах? - Что интересного заметили?
- Это текст можно считать задачей?
- Почему?
- Дополните текст до задачи.
- Это было первое испытание короля. А теперь настоящая задача. (Сл. 7) На одной клумбе растет 5 цветов. Сколько цветов растет на 3 клумбах? - Что дано?
- Что является искомым?
- Как можно записать задачу кратко?
- Как будет выглядеть рисунок к задаче?
- Правильно.
- А теперь нарисуйте в тетради.
- Сколько групп по 5 точек получилось?
- Сколько всего точек?
- Запишите решение задачи и ответ в тетрадь.
- Другое увлечение короля – коллекционирование пуговиц. Следующая задача от короля.
На одно пальто слуги короля пришивают 6 пуговиц. У короля очень много пальто. Сколько пуговиц они пришьют на 100 таких пальто? Пригласить учащегося к доске, чтобы он нарисовал к задаче рисунок. - Можно нарисовать к этой задаче рисунок? - Почему?
- Как же быть? - Хорошо, какой вариант решения этой задачи вы предлагаете?
- Вижу, что у вас возникло затруднение. Почему? Мы ведь только сейчас решали подобные задачи?
- Правильно ребята. Математика – это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.
- А как же нам выйти из этого затруднения, которое нам задал король?
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
- Правильно. Это цель нашего урока. |
Учащиеся слушают задачу.
- Это текст.
- Нет – это не задача. - Не хватает данных. Учащиеся дополняют задачу, предлагая разные данные.
Учащиеся выделяют условие и вопрос. - С помощью краткой записи. - С помощью рисунка. Учащиеся предлагают, записать задачу: нарисуем 3 круга, в каждом кружочке поставим 5 точек.
Учащиеся рисуют в тетради.
- Три. - Всего 15 точек. Учащиеся записывают решение: 5 + 5 + 5 = 15 (цв.) Ответ: 15 цветков.
- Нет. - Очень много придётся рисовать кругов. - Займёт много времени. - Не знаем. Учащиеся затрудняются ответить.
- В записи решения слагаемых много – неудобно записывать слагаемое 6 сто раз. - Будем писать долго.
- Не знаем. - Научиться записывать удобным способом одинаковые слагаемые. - Научиться коротко записывать сумму одинаковых слагаемых. |
Мотивирование к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию. Организация выполнения пробного действия и фиксация затруднения.
Организация фиксации образовательной цели урока.
|
Реализация построенного проекта. Формулирование темы урока. | - Итак, чтобы преодолеть эту трудность, нам необходимо познакомиться с новым математическим действием – умножением!
- Ребята, может вы уже знаете, что такое умножение? - В математике операция нахождения суммы одинаковых слагаемых называется – умножением.
- Это новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:
Х – в печатном тексте, (записывает на доске).
- Каковы ваши предложения по поводу замены сложения одинаковых слагаемых умножением? - Теперь решение задачи короля можно записать рационально? - Попробуйте сами записать решение. - Проверьте свое решение с записью на доске: - х 100
- У кого такая же запись? - Расшифруйте её.
- Что обозначает первое число?
- Что обозначает второе число?
- Итак, отметьте в листке путешественника результат вашей работы на данном этапе. |
Учащиеся делятся опытом.
- Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения.
- Заменить действие сложения умножением.
- Да. Заменим умножением. Учащиеся записывают решение в тетрадь. Учащиеся сверяют с эталоном.
- Шесть умножить на сто. - Показывает, какие были одинаковые слагаемые. - Показывает, сколько было таких слагаемых (сколько раз его брали). |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| (Сл. 8) - Отправляемся дальше, перед нами болото, в котором живут лягушки. Чтобы нам преодолеть это болото нам надо выполнить задание учебника № 271 работа в тетради. 1 задание выполняется фронтально. 2 задание – в парах устно
|
Учащиеся работают по учебнику в тетради.
| Зафиксировать во внешней речи умение доказывать выбор данного решения. |
Физминутка. | Организуется физминутка для глаз (Сл. 10-11). | Учащиеся следят за шариком на слайдах. |
|
Самоконтроль с самопроверкой по эталону. | - Третье задание вы выполните самостоятельно.
- Проверьте свои ответы (сл. 12)
- Отметим результат в листке.
(Сл. 13) - Впереди избушка Бабы Яги. Баба Яга говорит вам, что вы молодцы. Но чтобы она отдала вам подарок, вы должны научить её пользоваться часами. № 272 – фронтально, устно – проверка по макету часов.
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы у цели. А вот и ваш подарок! (Сл. 14) | Выполняют задание индивидуально с самопроверкой. Учащиеся осуществляют самопроверку по эталону.
Учащиеся оценивают себя. | Формирование способности к самоконтролю и самооценке. |
Рефлексия учебной деятельности.
| - С каким арифметическим действием мы познакомились? - Что обозначает действие умножения?
- Вам понравился урок? Оцените свою работу на уроке. Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите весёлого человечка. ![](https://lh3.googleusercontent.com/MoMg26V4QqrOXTlc9DiGFrCa45bpIARGRYd8xJiePbJwuPjsCe7eExl8VqpApeqcyEMCkbWaDLXz09ROA4K2zXy2CJz40XYfXICISN-4irqNbmyEU-6gPC1iKKIQbLEdS4A)
Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, возьмите чуть печального человечка. ![](https://lh4.googleusercontent.com/XCtr3AuiTJCB2zlKgDG1k5y7Fon5COt7f2jr7kTw4PUSGjnseIVlNizXBhH11TZ4ZQw1hQ0VuPhLTSs0qGtpQSVBLdM-lMtwbrg37SuniHHvrWCzPv9dnbV_LBjv0T0zhGs)
Кому на уроке было трудно работать, он с заданиями не справлялся, возьмите грустного человечка. ![](https://lh6.googleusercontent.com/ZvJ4bJqcu6t_22lIViBXNFwRfHIise9v3WXGFywkQjRVhsX9_GQzLBx5RG4JwKPUAZzGCuDSZymIAl1VQhJvcm-MnyJqcQuHMSllsDEFtasG_i89O-GhPhk9m2acuuXgds0)
- А теперь посчитайте количество баллов в листе путешественника. Количество баллов соответствует оценке за урок. Домашнее задание: с. 3 № 270
|
- С умножением. - Это нахождение суммы одинаковых слагаемых.
Учащиеся осуществляют рефлексию.
Учащиеся записывают домашнее задание. | Фиксируется новое содержание, изученное на уроке; Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
|