Методическая разработка по математике "Прямоугольный параллелепипед. Его развёртка "
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Программа «Гармония», автор учебника Н.Б. Истомина, раздел «Многогранники. Куб. Параллелепипед», количество часов в неделю 4, в год 136.
На данном уроке дети познакомились с новыми понятиями «параллелепипед», «высота», научились узнавать многогранники, выделять их грани, вершины, рёбра, узнавать развёртки куба и параллелепипеда, вычислять площади их граней.
Урок сопровождался презентацией. Для изготовления моделей куба и параллелограмма учащиеся использовали математический конструктор «Пифагор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_matematiki.rar | 69.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Пояснительная записка
Ф.И.О. учителя: Варкова Валентина Сергеевна
Класс: 3 а. Дата: 01.04.2014. Предмет: математика . № урока: 106.
Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Его развёртка
В классе 26 учеников – 15 мальчиков и 11 девочек. Треть детей имеет достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Ученики любознательные, активные на уроках, много читают, помогают в учебе товарищам. 5 учеников равнодушны и пассивны к учебному труду. Они на уроках мало активны, слабо читают. В классе есть ученики, которые в силу своих особенностей не могут полностью контролировать свое поведение, бывают излишне шумны и подвижны.
Программа «Гармония», автор учебника Н.Б. Истомина, раздел «Многогранники. Куб. Параллелепипед», количество часов в неделю 4, в год 136.
На данном уроке дети познакомились с новыми понятиями «параллелепипед», «высота», научились узнавать многогранники, выделять их грани, вершины, рёбра, узнавать развёртки куба и параллелепипеда, вычислять площади их граней.
Урок сопровождался презентацией. Для изготовления моделей куба и параллелограмма учащиеся использовали математический конструктор «Пифагор».В ходе поставленной проблемной ситуации, учащиеся смогли поставить цель урока.
Со всеми заданиями, предлагаемыми на уроке учащиеся справились. Активно работали в парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом принять верное решение, проверить задание.
В конце урока был сделан вывод, что поставленная цель урока была выполнена. Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке.
Цель урока: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний и УУД.
Задачи:
Предметная: ввести понятие «параллелограмм», «высота параллелограмма», учить узнавать многогранники, выделять их грани, вершины, рёбра, узнавать развёртки куба и параллелепипеда, вычислять площади их граней.
Познавательная
- создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать;
- содействовать развитию умения наблюдать, исследовать, формировать умение структурировать информацию.
Регулятивная
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Коммуникативная
- содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностная
- способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы – дело»
- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
- помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение умением узнавать многогранники, выделять их грани, вершины, рёбра, узнавать развёртки куба и параллелепипеда, вычислять площади их граней.
Мотивация изучения данной темы была обеспечена высказыванием В. Произволова. Деятельность учащихся была направлена на формирование УУД. На уроке использовались методы: наблюдение, проблемные вопросы, поиск информации, сравнение. Учащимся предлагались задания поискового характера. Используя учебник, свой жизненный опыт учащиеся сравнивали многогранники куб и прямоугольный параллелограмм делали выводы. Им были предложены задания для самостоятельного использования сформированных умений и навыков. Прослеживался диалог между учащимися в парной и групповой работе. Предложенные виды работ развивали у детей самодеятельность, активность, инициативу. Весь учебный материал был посильным для учащихся. После каждого вида работ учащиеся определяли границу знания /незнания по карте успеха. При рефлексии использовалась лестница достижений, оценка учащихся полезности урока. Эмоциональная атмосфера урока доброжелательная.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организа-ционный момент. Мотивация. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Презентация Слайд 1 – Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение. В. Произволов Как вы понимаете это высказывание? | – | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Вступают в диалог. | Л. Способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей. Р. Выполнять учебные действия. К. Использовать речь для регуляции своего действия. П. Строить рассуждения. Л. Умение слушать |
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока | Развивать у учащихся умения узнавать, многогранники выделять из них куб. | Презентация Слайд 2 На слайде изображены многогранники: Куб, пирамида, параллелограмм. Что это за фигуры? Название каких геометрических фигур вы знаете? Какая фигура является гранью куба? Что такое квадрат? Сколько граней у куба? Сколько вершин у куба? Сколько рёбер у куба? Покажите их. Ребро куба 4 см. Чему равна длина, ширина и высота данного куба? На какой вопрос вы не можете ответить? Почему? Как вы, думаете какова тема нашего урока? Что мы должны узнать Чему мы должны научиться? | Демонстрация, наблюдение, беседа. | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируются некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока. Составляют план работы. | Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. К. Умение слушать и понимать речь других |
Первичное усвоение новых знаний | Выявление обучающимися признаков параллелепипе да, развитие умения находить многогранники среди других геометрических фигур и их элементы (грани, вершины, рёбра), выявлять сходство и различие многогранников | № 252 на стр. 75. Слайд 3 На слайде представлен параллелепипед, указаны его длина, высота и ширина. Прочитайте текст. Что такое параллелепипед? Покажите его длину, высоту, ширину. Площадь каких граней прямоугольного параллелепипеда ты сможешь вычислить, если известны его:
| Анализ, коллективное обсуждение | Ф | Организует диалог с обучающимися, Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся
| Читают текст в учебнике. Выделяют главное. Анализируют делают выводы. Отвечают на вопросы учителя. | П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других. |
Физминутка | Сохранять здоровье учащихся, физическое развитие | Контролирует и корректирует выполнение упражнений. | Выполняют упражнения под музыку вслед за видео фрагментом | Л. Умение слушать. Л. Способность к организации своей деятельности. | |||
Первичное закрепление | Закрепление полученных знаний | № 253 стр. 76 Назови рисунки, на которых изображены предметы, по форме похожие на прямоугольный параллелепипед. | Наблюдение, анализ, сравнение, беседа. | П | Контролирует и корректирует выполнение упражнений. | Учащиеся в парах соотносят форму бытовых предметов с формой прямоугольного параллелепипеда. При объяснении используют словосочетания «похожи по форме». | Р. Ставить, принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассника ми. |
№ 254 стр. 77. Какой прямоугольный параллелепипед называют кубом? Все ли кубы являются прямоугольными параллелепипедами? Все ли прямоугольные параллелепипеды являются кубами? | Наблюдение, анализ, сравнение, беседа. | Ф | Контролирует и корректирует выполнение упражнений. | Под руководством учителя дети делают вывод, что кубом можно назвать прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны. | П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других. | ||
Конструктор «Пифагор» № 255 стр. 77 Ребро куба 4 см. Чему равна площадь всех граней? Запись решение на доске:
| Наблюдение, сравнение, беседа, решение задачи. | Ф, и. | Контролирует и корректирует выполнение упражнений. | Учащиеся складывают из конструктора «Пифагор» развёртку куба. Анализируют и выбирают правильный рисунок в учебнике, доказывают своё решение. | Р. Ставить, принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассника ми. К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других. | ||
№ 256 стр. 77 Конструктор «Пифагор» | Наблюдение, анализ, сравнение, доказательство | Г | Контролирует и корректирует выполнение упражнений | Дети делают прикидку, отмечая V фигуры, из которых можно сделать прямоугольный параллелепипед. Затем делают из конструктора «Пифагора» развёртки прямоугольного параллелограмма и проверяют свои предположения. | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П) П. Проводить сравнение и классификацию. К. Формулировать собственное мнение и позицию Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы | ||
Домашнее задание | Закрепление полученных знаний | № 91 -94 в ТПО № 2 | Даёт комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание. | |||
Подведение итогов | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | - Чему научились на уроке? - Достигли ли целей? -Какие новые термины узнали? - Где пригодятся нам полученные знания?
| Беседа | Ф | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. | К. Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других. Р. Оценка – осознание качества уровня усвоения. | |
Рефлексия | Оцените свою работу на уроке с помощью «Лестницы достижений»: если удалось выявить причину затруднения, закрепили без затруднений новые знания, активно работали в группе, в паре, без ошибок выполнили задание из учебника, поставьте себя на верхнюю ступеньку; если допустили ошибки в самостоятельной работе и в упражнении из учебника – на вторую ступеньку; если осталось еще много затруднений – выберете другую ступеньку. | Осуществляют самооценку. | Р. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч. авт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...