Методическая разработка по математике "Прямоугольный параллелепипед. Его развёртка "
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Программа «Гармония», автор учебника Н.Б. Истомина, раздел «Многогранники. Куб. Параллелепипед», количество часов в неделю 4, в год 136.

На данном уроке дети познакомились с новыми понятиями «параллелепипед», «высота», научились узнавать многогранники, выделять их грани, вершины, рёбра, узнавать развёртки куба и параллелепипеда, вычислять площади их граней.

Урок сопровождался презентацией. Для изготовления моделей куба и параллелограмма учащиеся использовали математический конструктор «Пифагор».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_matematiki.rar69.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Пояснительная записка

Ф.И.О. учителя: Варкова Валентина Сергеевна

Класс: 3 а. Дата: 01.04.2014. Предмет: математика . № урока: 106.

Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Его развёртка 

В классе 26 учеников – 15 мальчиков и 11 девочек. Треть детей имеет достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Ученики любознательные, активные на уроках, много читают, помогают в учебе товарищам. 5 учеников равнодушны и пассивны к учебному труду. Они на уроках мало активны, слабо читают. В классе есть ученики, которые в силу своих особенностей не могут полностью контролировать свое поведение, бывают излишне шумны и подвижны.

Программа «Гармония», автор учебника Н.Б. Истомина, раздел «Многогранники. Куб. Параллелепипед», количество часов в неделю 4, в год 136.

На данном уроке дети познакомились с новыми понятиями «параллелепипед», «высота», научились узнавать многогранники, выделять их грани, вершины, рёбра, узнавать развёртки куба и параллелепипеда, вычислять площади их граней.

Урок сопровождался презентацией. Для изготовления моделей куба и параллелограмма учащиеся использовали математический конструктор «Пифагор».В ходе поставленной проблемной ситуации, учащиеся смогли поставить цель урока.

Со всеми заданиями, предлагаемыми на уроке учащиеся справились. Активно работали в парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом принять верное решение, проверить задание.

В конце урока был сделан вывод, что поставленная цель урока была выполнена. Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке.

Цель урока: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний и УУД.

Задачи:

Предметная: ввести понятие «параллелограмм», «высота параллелограмма», учить узнавать многогранники, выделять их грани, вершины, рёбра, узнавать развёртки куба и параллелепипеда, вычислять площади их граней.

Познавательная

- создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать;

- содействовать развитию умения наблюдать, исследовать, формировать умение структурировать информацию.

Регулятивная

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Коммуникативная

- содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностная

- способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы – дело»

- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

- помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение умением  узнавать многогранники, выделять их грани, вершины, рёбра, узнавать развёртки куба и параллелепипеда, вычислять площади их граней.

Мотивация изучения данной темы была обеспечена высказыванием В. Произволова. Деятельность учащихся была направлена на формирование УУД. На уроке использовались методы: наблюдение, проблемные вопросы, поиск информации, сравнение. Учащимся предлагались задания поискового характера. Используя учебник, свой жизненный опыт учащиеся сравнивали многогранники куб и прямоугольный параллелограмм делали выводы. Им были предложены задания для самостоятельного использования сформированных умений и навыков. Прослеживался диалог между учащимися в парной и групповой работе. Предложенные виды работ развивали  у детей самодеятельность, активность, инициативу. Весь учебный материал был посильным для учащихся. После каждого вида работ учащиеся определяли границу знания /незнания по карте успеха. При рефлексии использовалась лестница  достижений, оценка учащихся полезности урока. Эмоциональная атмосфера урока доброжелательная.

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организа-ционный момент.

Мотивация.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Презентация

Слайд 1 –

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.

 В. Произволов

Как вы понимаете это высказывание? 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Вступают в диалог.

Л. Способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей.

Р. Выполнять учебные действия.

К. Использовать речь для регуляции своего действия.

П.  Строить рассуждения.

Л. Умение слушать

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

Развивать у учащихся умения узнавать, многогранники выделять из них куб.

 Презентация

Слайд 2

На слайде изображены многогранники:

Куб, пирамида, параллелограмм.

Что это за фигуры?

Название каких геометрических фигур вы знаете?

Какая фигура является гранью куба? Что такое квадрат? Сколько граней у куба? Сколько вершин у куба? Сколько рёбер у куба? Покажите их.

Ребро куба 4 см. Чему равна длина, ширина и высота данного куба? На какой вопрос вы не можете ответить? Почему?

Как вы, думаете какова тема нашего урока? Что мы должны узнать Чему мы должны научиться?

Демонстрация, наблюдение, беседа.

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируются некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цели урока. Составляют план работы.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

К. Умение слушать и понимать речь других

Первичное усвоение новых знаний

Выявление обучающимися признаков параллелепипе да, развитие умения находить многогранники среди других геометрических фигур и их элементы (грани, вершины, рёбра), выявлять сходство и различие многогранников

№ 252 на стр. 75.

Слайд 3

На слайде представлен параллелепипед, указаны его длина, высота и ширина.

Прочитайте текст.

Что такое параллелепипед?

Покажите его длину, высоту, ширину.

Площадь каких граней прямоугольного параллелепипеда ты сможешь вычислить, если известны его:

  1. длина и ширина;
  2.  ширина и высота;
  3. Длина и высота?

Анализ, коллективное обсуждение

Ф

Организует диалог с обучающимися, Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

 

Читают текст в учебнике. Выделяют главное. Анализируют делают выводы. Отвечают на вопросы учителя.

П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

Физминутка

Сохранять здоровье учащихся, физическое развитие

Контролирует и корректирует выполнение упражнений.

 Выполняют упражнения под музыку вслед за видео фрагментом

Л. Умение слушать.

Л. Способность к организации своей деятельности.

Первичное закрепление

Закрепление полученных знаний

№ 253 стр. 76

Назови рисунки, на которых изображены предметы, по форме похожие на прямоугольный параллелепипед.

Наблюдение, анализ, сравнение, беседа.

П

Контролирует и корректирует выполнение упражнений.

Учащиеся в парах  соотносят форму бытовых предметов с формой прямоугольного параллелепипеда. При объяснении  используют словосочетания «похожи по форме».

Р. Ставить, принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассника ми.

№ 254 стр. 77.

Какой прямоугольный параллелепипед называют кубом?

Все ли кубы являются прямоугольными параллелепипедами?

Все ли прямоугольные параллелепипеды являются кубами?

Наблюдение, анализ, сравнение, беседа.

Ф

Контролирует и корректирует выполнение упражнений.

Под руководством учителя дети делают вывод, что кубом можно назвать

прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны.

П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

Конструктор «Пифагор»

№ 255 стр. 77

Ребро куба 4 см. Чему равна площадь всех граней?

Запись решение на доске:

  1. 4*4=16 (см2)- площадь грани куба.
  2. 16*6=96 (см2)-площадь всех граней куба площадь его поверхности.

Наблюдение, сравнение, беседа, решение задачи.

Ф, и.

Контролирует и корректирует выполнение упражнений.

Учащиеся складывают из конструктора «Пифагор» развёртку куба. Анализируют и выбирают правильный рисунок в учебнике, доказывают своё решение.

Р. Ставить, принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассника ми.

К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

№ 256 стр. 77

Конструктор «Пифагор»

Наблюдение, анализ, сравнение, доказательство

Г

Контролирует и корректирует выполнение упражнений

Дети делают прикидку, отмечая V фигуры, из которых

можно сделать прямоугольный параллелепипед. Затем делают из конструктора «Пифагора» развёртки прямоугольного параллелограмма и проверяют свои предположения.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)

П. Проводить сравнение и классификацию.

К. Формулировать собственное мнение и позицию

Строить

понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы

Домашнее задание

Закрепление полученных знаний

№ 91 -94 в ТПО № 2

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

- Чему научились на уроке?

- Достигли ли целей?

-Какие новые термины узнали?

- Где пригодятся нам полученные знания?

  • Какие еще затруднения остались на конец урока?
  • Где можно над ними поработать?

Беседа

Ф

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

К. Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

Р. Оценка – осознание качества уровня усвоения.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке с помощью «Лестницы достижений»:  если удалось выявить причину затруднения, закрепили без затруднений новые знания, активно работали в группе, в паре, без ошибок выполнили задание из учебника, поставьте себя на верхнюю ступеньку; если допустили ошибки в самостоятельной работе и в упражнении из учебника – на вторую ступеньку; если осталось еще много затруднений – выберете другую ступеньку.

Осуществляют самооценку.

Р. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч. авт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...