Рабочая программа по математике 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Рабочая программа по математике 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 428.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №94»
Рабочая программа
по математике
на 2012-2013 учебный год
3 «В» класс
34 учебных недели
4 часа в неделю
количество часов в год – 136 часов
Учитель: Кучина Елена Борисовна
Программа составлена на основе программы по математике А.Л. Чекина, Р.Г. Чураковой.
Москва. Издательство: «Академкнига/Учебник», 2012 год.
Учебник: Чекин А.Л. Математика. Ч.1, 2: 1 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях.
Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2, № 3: 1 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.
Учебные пособия для учителя: Афонина А.В., Ипатова Е.Е., Поурочные разработки по математике: 2 класс. М.: ВАКО, 2012год.
Лободина Н.В. Математика. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Чекина А.Л. «Математика». Ч.1,2. Волгоград: Учитель, 2012 год.
Рассмотрено на заседании Утверждено
М/О учителей начальных классов Педагогическим советом
протокол №1 от 29.08.2013 протокол № 1 от 30.08.2012г
Руководитель М/О_______ Л.П. Иванова Директор школы ______Н.С. Емельяненко
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………...3
- Содержание учебного предмета, курса………………………………………...…24
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся………………….…………………………….…………………………..26
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………………………37
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, программы отдельных учебных предметов ООП НООО МАОУ «СОШ № 94» и на основе авторской программы А.Л. Чекина «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС начального образования.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общие цели и задачи курса «Математика» в начальной школе
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования;
- воспитание критичности мышления, интереса к математике, умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
Поставленная цель решается через следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
В учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего — 540 часов.
В 3 классе - 4 часа в неделю, 34 учебных недели, 136 часа в год.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.
Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.
Система заданий направлена на то, чтобы суть предмета постигалась через естественную связь математики с окружающим миром (знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации).
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений. А также увеличение часов на информационную (работу с данными) линию, в которой рассматривается разнообразная работа с данными, как это и предусмотрено стандартом, распределяется по всем содержательным линиям.
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования в программу включены учебно-практические работы (УПР), направленные на формирование способности учащихся применять приобретенные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Структура представленных упражнений соответствуют действиям человека в незнакомых (нестандартных ситуациях):
- любому (разумному) действию предшествует этап планирования, то есть дробление общего пути к цели на отдельные взаимосвязанные шаги;
- полученные на каждом из этапов результаты сверяются с исходным условием и достигаемой целью.
Проблемы или ситуации, описываемые в работах, адаптированы к возрастным и психологическим особенностям младшего школьника и способствуют мотивации его познавательных интересов.
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие шести основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величиной, алгоритмической (обучение решению задач), информационной (работа с данными) и алгебраической. Вопросы алгебраического характера рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.
Арифметическая линия, прежде всего, представлена материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 100 и «круглые» числа до 1000 (2 класс), целые числа от 0 до 999999 (3 класс), целые числа от 0 до 1000000 и дробные числа (4 класс). Знакомство с числами класса миллионов и класса миллиардов (4 класс) обусловлено, с одной стороны, потребностями курса «Окружающий мир», при изучении отдельных тем которого учащиеся оперируют с такими числами, а с другой стороны, желанием удовлетворить естественный познавательный интерес учащихся в области нумерации многозначных чисел. Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления. Дробные числа возникают сначала для записи натуральной доли некоторой величины. В дальнейшем дробь рассматривается как сумма соответствующих долей и на этой основе выполняется процедура сравнения дробей. Изучение чисел и их свойств представлено также заданиями на составление числовых последовательностей по заданному правилу и на распознавание (формулировку) правила, по которому составлена данная последовательность, представленная несколькими первыми ее членами.
Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат. Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
- Сложение (систематическое изучение начинается с первого полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем числовое множество, на котором выполняется сложение, расширяется, причем это расширение происходит с помощью сложения (при сложении уже известных учащимся чисел получается новое для них число). Далее изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и поразрядном способе сложения.
- Вычитание (систематическое изучение начинается со второго полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая базируется на идее обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где основную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
- Умножение (систематическое изучение начинается со 2-го класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Сначала учащимся предлагается освоить лишь распознавание и запись этого действия, а его результат они будут находить с помощью сложения. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. В дальнейшем составляется таблица умножения однозначных чисел, используя которую, а также соответствующие свойства умножения, учащиеся научатся умножать многозначные числа.
- Деление (первое знакомство во 2-м классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение начиная с 3-го класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом – деления и умножения. Причем, эта последняя связь будет играть основную роль при обучении учащихся выполнению действия деления. Что касается связи деления и вычитания, то ее рассмотрение обусловлено двумя причинами: 1) на первых этапах обучения делению дать удобный способ нахождения частного; 2) представить в полном объеме взаимосвязь арифметических действий I и II ступеней. В дальнейшем (в 4-м классе) операция деления будет рассматриваться как частный случай операции деления с остатком.
Геометрическая лини выстраивается следующим образом.
В первом классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, симметричные фигуры.
Во втором классе изучаются следующие понятия и их свойства: прямая (аспект бесконечности), луч, углы и их виды, прямоугольник, квадрат, периметр квадрата и прямоугольника, окружность и круг, центр, радиус, диаметр окружности (круга), а также рассматриваются вопросы построения окружности (круга) с помощью циркуля и использование циркуля для откладывания отрезка равного по длине данному отрезку.
В третьем классе изучаются виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные), равносторонний треугольник рассматривается как частный случай равнобедренного, вводится понятие высоты треугольника, решаются задачи на разрезание и составление фигур, на построение симметричных фигур, рассматривается куб и его изображение на плоскости. При этом рассмотрение куба обусловлено двумя причинами: во-первых, без знакомства с пространственными фигурами в плане связи математики с окружающей действительностью будет потеряна важнейшая составляющая, во-вторых, изучение единиц объема, предусмотренное в четвертом классе, требует обязательного знакомства с кубом.
В четвертом классе геометрический материал сосредоточен, главным образом, вокруг вопроса о вычислении площади многоугольника на основе разбивки его на треугольники. В связи с этим вводится понятие диагонали прямоугольника, что позволяет разбить прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника, а это, в свою очередь, дает возможность вычислить площадь прямоугольного треугольника. Разбиение произвольного треугольника на два прямоугольных (с помощью высоты) лежит в основе вычисления площади треугольника.
При этом следует иметь в виду, что знакомство практически с любым геометрическим понятием в данном учебном курсе осуществляется на основе анализа соответствующей реальной (или псевдореальной) ситуации, в которой фигурирует предметная модель данного понятия.
Линия по изучению величин представлена такими понятиями как длина, время, масса, величина угла, площадь, вместимость (объем), стоимость. Умение адекватно ориентироваться в пространстве и во времени – это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Элементы ориентации в окружающем пространстве являются отправной точкой в изучении геометрического материала, а знание временных отношений позволяет правильно описывать ту или иную последовательность действий (в том числе, строить и алгоритмические предписания). В связи с этим изучению пространственных отношений отводится несколько уроков в самом начале курса. При этом сначала изучаются различные характеристики местоположения объекта в пространстве, а потом характеристики перемещения объекта в пространстве. Из временных понятий сначала рассматриваются отношения «раньше» и «позже», понятия «часть суток» и «время года», а также время как продолжительность. Учащимся дается понятие о «суточной» и «годовой» цикличности.
Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии 1 класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется «на глаз» по рисунку или по представлению, а также способом «приложения». Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии первого класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.
Во втором классе продолжится изучение стандартных единиц длины: учащиеся познакомятся с единицей длины – метром. Большое внимание будет уделено изучению таких величин, как «масса» и «время». Сравнение предметов по массе сначала рассматривается в «доизмерительном» аспекте. После чего вводится стандартная единица массы – килограмм, и изучаются вопросы измерения массы с помощью весов. Далее вводится «новая» стандартная единица массы – центнер.
Изучение величины «время» во втором классе начинается с рассмотрения временных промежутков и измерения их продолжительности с помощью часов, устанавливается связь между моментами времени и продолжительностью по времени. Вводятся стандартные единицы времени (час, минута, сутки, неделя) и соотношения между ними. Особое внимание уделяется изменяющимся единицам времени (месяц, год) и соотношениям между ними и постоянными единицами времени. Вводится самая большая изучаемая единица времени – век. Кроме этого рассматривается операция деления однородных величин, которая трактуется как измерение делимой величины в единицах величины-делителя.
В третьем классе, кроме продолжения изучения величин «длина» и «масса» (рассматриваются другие единицы этих величин – километр, миллиметр, грамм, тонна), происходит знакомство и с «новыми» величинами: величиной угла и площадью. Рассмотрение величины угла продиктовано желанием дать полное обоснование традиционному для начального курса математики вопросу о сравнении и классификации углов. Такое обоснование позволит эту величину и в методическом плане поставить в один ряд с другими величинами, изучаемыми в начальной школе. Работа с этими величинами осуществляется по традиционной схеме: сначала величина рассматривается в «доизмерительном» аспекте, далее вводится стандартная единица измерения, после чего измерение проводится с использованием стандартной единицы, а если таких единиц несколько, то устанавливаются соотношения между ними. Основным итогом работы по изучению величины «площадь» является вывод формулы площади прямоугольника.
В четвертом классе по привычной уже схеме изучается величина «вместимость» и связанная с ней величина «объем». Осуществляется знакомство с некоторыми видами многогранников (призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус). Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Особое внимание необходимо обратить на тот смысл, который нами вкладывается в термин «решение задачи»: под решением задачи подразумевается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи. Сам процесс выполнения алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не относится к обязательной составляющей умения решать задачи.
Само описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах: 1) по действиям (по шагам) с пояснениями, 2) в виде числового выражения, которое мы рассматриваем как свернутую форму описания по действиям, но без пояснений, 3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения) с использованием стандартной символики. Последняя форма описания алгоритма решения задачи будет использоваться только после того, как учащимися достаточно хорошо будут усвоены зависимости между величинами, а также связь между результатом и компонентами действий.
Что же касается самого процесса нахождения решения задачи (а в этом смысле термин «решение задачи» также часто употребляется), то вводится частичная его алгоритмизация.
Для формирования умения решать задачи учащиеся, в первую очередь, должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определить, является ли предложенный текст задачей, или как по данному сюжету сформулировать задачу, установить связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющегося текста и наблюдениями за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи, представление одной той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них.
Информационная линия. В нее включены вопросы по поиску (сбору) и представлению различной информации, связанной со счетом предметов и измерением величин. Наиболее явно необходимость в таком виде деятельности проявляется в процессе работы над практическими задачами (по всему курсу), задачами с геометрическими величинами (по всему курсу) и задачами с недостающими данными (3 класс, 1 часть и далее). Фиксирование результатов сбора предполагается осуществлять в любой удобной форме: в виде текста (протокола), с помощью табулирования, графического представления.
Особое место при работе с информацией отводится таблице. Уже в 1-м классе учащиеся знакомятся с записью имеющейся информации в виде таблицы (речь идет о «Таблице сложения»), и осознают удобство такого представления информации. При этом учащиеся принимают непосредственное участие в построении такой таблицы. Во 2-м классе эта работа продолжается очень активно. Наряду с построением и использованием «Таблицы умножения» учащиеся знакомятся с возможностью использовать таблицу для осуществления краткой записи текстовой задачи. Они учатся читать готовые таблицы и заполнять таблицы полученными данными. Наряду с заданиями, в которых работа с таблицей носит очень важный, но все же вспомогательный характер, предусмотрены и специальные задания по работе с таблицами. В 3-м классе к уже знакомым учащимся видам «стандартных» таблиц добавляется еще одна очень важная таблица, а именно: «Таблица разрядов и классов». Все виды работ с таблицами продолжают активно действовать, но при этом появляются задания, связанные с интерпретацией табличных данных, с их анализом для получения некоторой «новой» информации. В 4-м классе учащимся приходится много работать с таблицами, что обусловлено спецификой изучаемого материала: большой объем времени отводится рассмотрению задач с пропорциональными величинами, характеризующими процесс движения, работы, изготовления товара, расчета стоимости. Традиционно решение таких задач, как правило, сопровождается табличной записью.
Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. При этом используются как диаграммы сравнения (столбчатые или полосчатые), так и структурные диаграммы (круговые). Первое упоминание о диаграмме дается на страницах учебника 3-го класса: изучается специальная тема «Изображение данных с помощью диаграмм». При этом появление диаграмм сравнения как средства представления данных подготовлено введением такого понятия, как «числовой луч». Именно горизонтальное расположение числового луча (что является наиболее привычным расположением) привело к тому, что из двух возможных типов расположения диаграммы сравнения (вертикального или горизонтального) мы в основном используем горизонтальное их расположение (полосчатые диаграммы). Но при этом не следует думать, что вертикальные (столбчатые) диаграммы чем-то принципиально отличаются от горизонтальных. Эта мысль доводится и до понимания учащихся: они работают с вертикальными и горизонтальными диаграммами на общих основаниях. Преимущество горизонтальных диаграмм проявляется еще и в том, что на страницах учебника их можно расположить более компактно.
Знакомство учащихся со структурной диаграммой, которая представлена в круговой форме, происходит (и может произойти) только после того, как будет введено понятие доли и учащиеся научаться делить круг на заданное число равных частей. Умение распознавать и строить круговой сектор, площадь которого составляет определенную долю (половину, четверть, треть и т. д.) от площади соответствующего круга, и является той базой, которая лежит в основе работы с круговой диаграммой. В явном виде эта работа проводится только в 4-м классе, но подготовительная работа, связанная с использованием круговых схем, начинается уже во 2-м классе.
Алгебраический материал в настоящем курсе не образует самостоятельную содержательную линию в силу двух основных причин: во-первых, этот материал согласно требованиям нового стандарта представлен в содержании курса в очень небольшом объеме (в явном виде лишь в тех вопросах, которые касаются нахождения неизвестного компонента арифметического действия), а во-вторых, его направленность, главным образом, носит пропедевтический характер.
Алгебраический материал традиционно представлен в данном курсе такими понятиями как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится, главным образом, на 4-й класс, но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса. Задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, готовят детей к пониманию сначала неизвестной величины, а затем и переменной величины. Появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений. Во 2-м классе вводится само понятие «уравнение» и соответствующая терминология. Делается это, прежде всего, для вывода правил нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого как способа решения соответствующих уравнений. В 3-м классе рассматриваются уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым и так же выводятся соответствующие правила.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
Ценностные ориентиры учебного предмета «Математика» предусматривают:
- Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Математики» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Математика»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
- умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются:
- освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
- умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;
- умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Математика» к концу третьего года обучения
Учащиеся научатся:
- читать и записывать числа в пределах двух классов;
- представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых, использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
- сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (>,<, =);
- производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
- применять сочетательное свойство умножения;
- выполнять группировку множителей;
- применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;
- воспроизводить правила умножения и деления с нулём и единицей;
- находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия;
- воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
- выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
- выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
- применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
- распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
- распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный, равносторонний, как частный случай равнобедренного треугольника, разносторонний);
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
- строить прямоугольник заданного периметра;
- строить окружность заданного радиуса;
- чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры, использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
- определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений), использовать формулу площади прямоугольника (S=a·b);
- применять единицы длины – километр и миллиметр и соотношения между ними и метром;
- применять единицы площади – квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр и соотношения между ними;
- выражать площадь фигуры, используя разные площади;
- изображать куб на плоскости, строить его модель на основе развёртки;
- составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
- решать простые задачи на умножение и деление;
- использовать столбчатую диаграмму для представления данных и решения задач на кратное и разностное сравнение;
- решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
- осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.
Учащиеся получать возможность научиться:
- использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;
- воспроизводить сочетательное свойство умножения;
- воспроизводить правило умножения числа на сумму и сумму на число;
- воспроизводить правило деления суммы на число;
- обосновывать невозможность деления на 0;
- формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;
- понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;
- понимать количественный смысл арифметических действий и взаимосвязь между ними;
- выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
- сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей, употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;
- строить и использовать при решении задач высоту треугольника;
- применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр, ар или «сотка», гектар);
- использовать вариативные формулировки одной и той же задачи;
- строить и использовать модели одной и той же задачи;
- находить вариативные решения одной и той же задачи;
- понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;
- находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий к концу второго года обучения
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе является формирования следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
В области регулятивных УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задач;.
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
В области познавательных УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текст;.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
В области коммуникативных УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы контроля
В рамках преподавания курса используются следующие формы контроля: контрольные работы, тестовые задания, самостоятельные и проверочные работы, математические диктанты, итоговая комплексная работа.
Содержание программы
Раздел | Содержание |
Числа и величины 10 часов | Получение новой разрядной единицы — тысячи. «Круглые тысячи». Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Таблица разрядов и классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел. Натуральный ряд и другие числовые последовательности. Величины и их измерение. Единицы массы – грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и килограммом (1т = 1000 кг), между тонной и центнером (1 т = 10 ц). |
Арифметические действия 46 часов | Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел столбиком. Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения столбиком. Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин. Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя. Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Действия первой и второй ступеней. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок. |
Текстовые задачи 36 часов | Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений. Задачи на кратное сравнение. Составные задачи на все действия. Запись решения составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением. Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными. Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения. |
Геометрические фигуры 14 часов | Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника. Задачи на разрезание и составление геометрических фигур. Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов. |
Геометрические величины 14 часов | Единица длины — километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000 м). Единица длины — миллиметр. Соотношение между сантиметром и миллиметром (1 см = 10 мм), между дециметром и миллиметром (1 дм = 100 мм), между метром и миллиметром (1 м = 1000 мм). Единицы массы — грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и центнером (1 т = 10 ц), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг). Сравнение углов без измерения и с помощью измерения произвольной меркой. Знакомство со стандартной единицей — градусом. Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения. Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки. Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным миллиметром. Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины. Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины. |
Работа с данными (20 часов) | Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение. |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Календар- ные сроки | № п/п | Наименование тем | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Сентябрь | 1. | Начнем с повторения | 1 | Знать таблицу умножения однозначных чисел. Выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик; составлять круговую схему к условию задачи; решать арифметические задачи с помощью уравнения | ||
2. | Начнем с повторения | 1 | Знать понятия «окружность», «прямой угол», «многоугольники». Выполнять построение окружности по данному диаметру, чертить прямой, тупой и острый углы; строить треугольник; находить периметр многоугольника | |||
3. | Начнем с повторения | 1 | Знать единицы длины, массы, времени. Составлять верные равенства и верные неравенства из данных величин; решать задачи с величинами | |||
4. | Умножение и деление | 1 | Знать, как связано умножение и деление. Составлять математические записи по рисунку; задачи по данному решению; составлять и решать обратные задачи | |||
5. | Табличные случаи деления | 1 | Знать табличные случаи деления. Выполнять деления, опираясь на соответствующие случаи умножения; решать задачи на умножение | |||
6. | Входящая контрольная работа | 1 | Уметь выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел; умножение и деление однозначных чисел; составлять верные равенства и верные неравенства из данных величин; решать задачи | |||
7. | Работа над ошибками. Учимся решать задачи | 1 | По данному рисунку составлять задачи на умножение и деление; составлять задачи по данному решению | |||
8. | Плоские поверхности и плоскость. | 1 | Иметь представление о понятии «плоскость». Отличать плоскую и искривленную поверхности; чертить круг с данным радиусом; изображать на бумаге плоские геометрические фигуры | |||
9. | Изображения на плоскости Проверочная работа | 1 | Изображать на бумаге мяч, куб; выполнять построения объемных тел по образцу | |||
10. | Куб и его изображение | 1 | Иметь представление о гранях и ребрах куба. Чертить куб | |||
11. | Куб и его изображение. Сделай сам. Тест | 1 | Иметь представление о развертке куба. Чертить (копировать) развертку куба и выполнять конструирование | |||
12. | Поупражняемся в изображении куба | 1 | Выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел; умножение и деление однозначных чисел; составлять верные равенства и верные неравенства из данных величин; решать задачи; чертить квадрат, куб | |||
13. | Контрольная работа по теме «Куб и его изображение» | 1 | Выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел; умножение и деление однозначных чисел; составлять верные равенства и верные неравенства из данных величин; решать задачи, чертить квадрат, куб | |||
14. | Работа над ошибками. Счет сотнями и «круглое» число сотен | 1 | Знать разряды трехзначного числа. Определять число сотен в трехзначном числе; выполнять счет сотнями; записывать решение задачи в виде одного выражения | |||
15. | Десять сотен, или тысяча Математический диктант | 1 | Знать классы и разряды четырехзначных чисел. Записывать «круглые» тысячи; выполнять сложение и вычитание «круглых» тысяч; дополнять число до «круглых» тысяч | |||
16. | Разряд единиц тысяч | 1 | Знать название разрядов четырехзначного числа. Определять количество разрядов в четырехзначном числе; представлять четырехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; решать задачи | |||
Октябрь | 17. | Название четырехзначных чисел. Проверочная работа | 1 | Записывать многозначные числа в виде суммы «круглых» тысяч и трехзначного числа; представлять многозначные числа в виде суммы двух слагаемых; записывать числа по их названиям; выполнять разностное сравнение четырехзначных чисел | ||
18. | Разряд десятков тысяч | 1 | Знать название разрядов пятизначного числа. Записывать многозначные числа; представлять в виде суммы «круглых» тысяч и трехзначного числа; выполнять разностное сравнение пятизначных чисел | |||
19. | Разряд сотен тысяч | 1 | Знать название разрядов шестизначного числа. Определять разряды многозначных чисел; записывать числа в разрядную таблицу; решать задачи | |||
20. | Класс единиц и класс тысяч Тест | 1 | Знать понятия «класс единиц» и «класс тысяч». Представлять многозначное число, записанное в таблице в виде суммы «круглых» тысяч и трехзначного числа; записывать и читать многозначные числа | |||
21. | Таблица разрядов и классов Проверочная работа | 1 | Знать таблицу разрядов и классов. Записывать многозначные числа в таблицу разрядов и классов; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел с помощью таблицы разрядов и классов | |||
22. | Поразрядное сравнение многозначных чисел | 1 | Знать понятие «соседние числа». Выполнять поразрядное сравнение многозначных чисел; сравнивать соседние числа; записывать в порядке увеличения (уменьшения) соседние числа | |||
23. | Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел. Тест | 1 | Выполнять устные приемы сложения и вычитания многозначных чисел; выполнять поразрядное сравнение многозначных чисел; записывать решение задачи с помощью двух верных неравенств | |||
24. | Контрольная работа по теме: «Нумерация и сравнение чисел». | 1 | Выполнять устные приемы сложения и вычитания многозначных чисел; выполнять поразрядное сравнение многозначных чисел; записывать решение задачи с помощью двух верных неравенств | |||
25. | Метр и километр. Проверочная работа | 1 | Знать, что обозначает слово «кило», сколько метров в 1 км. Записывать длины в километрах, метрах; выполнять сложение и вычитание длин; дополнять величину до 1 км; решать задачу с единицами длины | |||
26. | Килограмм и грамм | 1 | Знать, сколько килограмм в 1 тонне. Выражать тонны в килограммах и килограммы в тоннах; дополнять величину до 1 тонны; выполнять сложение и вычитание величин; составлять задачи по данному ответу | |||
27. | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Уметь выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел; умножение и деление однозначных чисел; составлять верные равенства и верные неравенства из данных величин; решать задачи | |||
28. | Работа над ошибками. Поупражняемся в вычислении и сравнении величин | 1 | Знать единицы длины и массы. Выполнять сложение и вычитание величин; составлять верные равенства, используя данные величины; решать задачи с величинами; составлять задачу по решению, по уравнению | |||
29. | Таблица и краткая запись задачи. Самостоятельная работа | 1 | Знать, как записывать условие задачи в виде таблицы. Формулировать задачу по таблице; записывать условие задачи в виде таблицы; формулировать задачи на разностное сравнение | |||
30. | Алгоритм сложения столбиком | 1 | Знать поразрядное сложение многозначных чисел; алгоритм сложения столбиком. Выполнять сложение столбиком; составлять задачи по круговой схеме | |||
31. | Алгоритм вычитания столбиком | 1 | Знать алгоритм вычитания столбиком. Выполнять вычитание столбиком; составлять задачи по краткой записи в виде таблицы | |||
32. | Составные задачи на сложение и вычитание. Тест | 1 | Решать составные задачи на сложение и вычитание; составлять задачи по круговой схеме; выполнять краткую запись задачи в виде таблицы | |||
33. | Поупражняемся в вычислениях столбиком | 1 | Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать уравнения; решать задачи по круговым схемам | |||
34. | Умножение «круглого» числа на однозначное | 1 | Знать, что десятки умножаются на число так же, как и единицы. Выполнять работу над ошибками; выполнять умножение десятков на однозначное число, используя таблицу умножения; выполнять сложение десятков; применять поразрядное сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел | |||
35. | Умножение «круглого» числа на однозначное | 1 | Знать, что сотни умножаются на число так же, как и единицы. Выполнять умножение сотен на однозначное число, используя таблицу умножения; выполнять сложение сотен | |||
2 четверть (28 часов) | ||||||
Ноябрь | 36. | Умножение суммы на число | 1 | Знать правило умножения суммы на число. Вычислять значение произведения, разложив первый множитель на удобные слагаемые; применять правило умножения суммы на число; составлять задачу по выражению | ||
37. | Умножение многозначного числа на однозначное | 1 | Знать понятие «разрядные слагаемые». Вычислять значение произведения, разложив первый множитель на разрядные слагаемые; составлять задачу по решению | |||
38. | Запись умножения в строчку и столбиком | 1 | Знать алгоритм записи умножения столбиком. Вычислять произведение в строчку и столбиком; решать задачи | |||
39. | Сочетательное свойство умножения. Тест | 1 | Знать сочетательный закон умножения. Использовать сочетательный закон умножения при вычислениях | |||
40. | Группировка множителей Проверочная работа | 1 | Уметь выполнять вычисления удобным способом, используя группировку множителей | |||
41. | Умножение числа на произведение | 1 | Применять сочетательный закон умножения при вычислениях | |||
42. | Поупражняемся в вычислениях | 1 | Выполнять умножение, используя правило умножения суммы на число, раскладывая первый множитель на разрядные слагаемые, используя правило группировки множителей; решать задачи разными способами | |||
43. | Контрольная работа по теме: «Действия над числами» | 1 | Выполнять умножение многозначного числа на однозначное; решать задачи | |||
44. | Работа над ошибками. Кратное сравнение чисел и величин | 1 | Знать понятие «кратное сравнение». Выполнять кратное сравнение чисел и величин | |||
45. | Задачи на кратное сравнение | 1 | Знать отношение «во сколько раз (больше/меньше)». Решать задачи на кратное сравнение; составлять задачи по данному решению; дополнять условие задачи | |||
46. | Задачи на кратное сравнение | 1 | решать задачи на разностное и кратное сравнение; составлять задачу по данному ответу, по чертежу | |||
47. | Поупражняемся в сравнении чисел и величин. Тест | 1 | Сравнивать числа и величины; выполнять кратное сравнение величин; решать задачи на кратное сравнение; находить периметры многоугольников | |||
48. | Сантиметр и миллиметр Проверочная работа | 1 | Знать единицы длины, сколько миллиметров в 1 сантиметре. Выражать данные длины в миллиметрах, в сантиметрах; дополнять величину до 1 см; выполнять сложение длин | |||
Декабрь | 49. | Миллиметр и дециметр | 1 | Знать, сколько миллиметров в 1 дециметре. Выражать длину в миллиметрах, дециметрах; чертить отрезок заданной длины; выполнять сложение и вычитание длин | ||
50. | Миллиметр и метр | 1 | Знать, сколько миллиметров в 1 метре. Выражать длину в разных единицах; выполнять сложение и вычитание длин; дополнять величину до 1 метра; выполнять кратное сравнение длин | |||
51. | Поупражняемся в измерении и вычислении длин. Математический диктант | 1 | Измерять и записывать длину отрезка; чертить отрезки заданной длины; вычислять периметр четырехугольника | |||
52. | Изображение чисел на числовом луче. Проверочная работа | 1 | Иметь представление о числовом луче, о единичном отрезке. Чертить числовой луч с заданным единичным отрезком; отмечать на числовом луче числа; выбирать единичный отрезок на числовом луче | |||
53. | Изображение данных с помощью диаграмм | 1 | Иметь представление о построении диаграммы сравнения. Изображать данные с помощью диаграммы; читать диаграммы-сравнения | |||
54. | Диаграмма и решение задач | 1 | Решать задачи с помощью диаграммы; выбирать диаграмму к условию задачи; строить диаграмму к условию задачи; составлять задачу по данной диаграмме | |||
55. | Учимся решать задачи | 1 | Решать задачи с помощью диаграммы; выбирать диаграмму, соответствующую условию задачи; составлять задачу на разностное сравнение по данной диаграмме | |||
56. | Как сравнить углы | 1 | Знать понятие «угол». Сравнивать углы «на глаз», способом наложения друг на друга | |||
57. | Как измерить угол | 1 | Укладывать угол-мерку в данных углах; чертить прямой угол; строить углы с помощью угольника; находить на чертеже прямые углы | |||
58. | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | Выполнять умножение многозначного числа на однозначное; решать задачи | |||
59. | Работа над ошибками. Поупражняемся в измерении и сравнении углов | 1 | Определять прямой, тупой, острый углы на рисунке (циферблате часов); выполнять кратное сравнение величины углов; находить углы на чертеже; обозначать углы дугами | |||
60. | Прямоугольный треугольник. Проверочная работа | 1 | Иметь представление о прямоугольном треугольнике. Находить прямоугольные треугольники; чертить прямоугольные треугольники с заданными сторонами; конструировать фигуры из прямоугольных треугольников | |||
61. | Тупоугольный треугольник | 1 | Иметь представление о тупо-угольных треугольниках. Выбирать на чертеже и строить тупоугольные треугольники | |||
62. | Остроугольный треугольник | 1 | Иметь представление об остроугольном треугольнике. Определять количество острых углов в различных треугольниках; выбирать на чертеже и строить остроугольные треугольники | |||
63 | Разносторонний и равнобедренный треугольники | 1 | Иметь представление о разносторонних и равнобедренных треугольниках. Измерять и записывать длины сторон треугольника; чертить равнобедренный и разносторонний треугольники | |||
3 четверть (40 часов) | ||||||
Январь | 64. | Равнобедренный и равносторонний треугольники | 1 | Иметь представление о равнобедренных и равносторонних треугольниках. Находить на чертеже равнобедренные треугольники; строить с помощью циркуля равносторонний треугольник с заданной стороной | ||
65. | Поупражняемся в построении треугольников | 1 | Иметь представление о разных видах треугольников, их признаках. Чертить прямоугольный, тупоугольный, остроугольный, равнобедренный, равносторонний треугольники; определять количество треугольников в фигуре сложной конфигурации; чертить треугольники, у которых есть ось симметрии | |||
66. | Составные задачи на все действия | 1 | Знать понятия «требование», «промежуточное дополнительное требование» задачи. Решать составные задачи; составлять задачу по данному выражению, по круговой схеме; чертить круговую схему к условию задачи | |||
67. | Составные задачи на все действия. Тест | 1 | Записывать решение задачи по данной круговой схеме; составлять задачи, которые решаются с помощью определенного количества действий; составлять задачи (составные) на кратное и разностное сравнение | |||
68. | Умножение на однозначное число столбиком. Проверочная работа | 1 | Знать алгоритм умножения в столбик. Умножать трехзначное число на однозначное в столбик с переходом через разряд; выполнять проверку умножения; решать задачи по круговой схеме | |||
69. | Умножение на число 10 | 1 | Знать правило умножения на 10. Умножать число на 10; применять переместительное свойство умножения | |||
70. | Умножение на число 10 Математический диктант | 1 | Умножать трехзначные числа на 10; решать задачи; выполнять вычисления на калькуляторе; выражать более крупные единицы длины и массы в более мелких единицах длины и массы | |||
71. | Умножение на «круглое» двузначное число | 1 | Выполнять умножение на «круглое» двузначное число, используя запись столбиком; решать задачи; формулировать условие задачи по таблице | |||
72. | Умножение числа на сумму Проверочная работа | 1 | Знать правило умножения числа на сумму. Вычислять, используя правило умножения числа на сумму; решать и записывать решение задачи в виде произведения числа на сумму и в виде суммы двух произведений | |||
73. | Умножение на двузначное число | 1 | Вычислять значение произведения способом поразрядного умножения; решать задачу | |||
74. | Запись умножения на двузначное число столбиком | 1 | Знать алгоритм умножения трехзначного числа на двузначное. Выполнять умножение на двузначное число столбиком; выполнять проверку вычислений | |||
75. | Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное | 1 | Выполнять умножение на двузначное число столбиком; составлять и решать задачу по данной диаграмме | |||
76. | Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел» | 1 | Выполнять умножение многозначных чисел; решать составные задачи | |||
Февраль | 77. | Работа над ошибками. Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное | 1 | Выполнять работу над ошибками; выполнять умножение на двузначное число столбиком; заполнять круговую схему; формулировать задачу по таблице | ||
78. | Как найти неизвестный множитель | 1 | Знать, как найти неизвестный множитель. Составлять и записывать уравнения; решать задачи алгебраическим способом | |||
79. | Как найти неизвестный делитель | 1 | Знать, как найти неизвестный делитель. Составлять и записывать уравнения; решать задачи алгебраическим способом | |||
80. | Как найти неизвестное делимое Проверочная работа | 1 | Знать, как найти неизвестное делимое. Составлять и записывать уравнения; решать задачи алгебраическим способом | |||
81. | Учимся решать задачи с помощью уравнений | 1 | Решать задачи с помощью уравнений; составлять задачи по данному уравнению | |||
82. | Деление на число 1 Тест | 1 | Знать, что при делении числа на 1 получается то же число. Выполнять деление числа на 1; составлять задачу по данному решению; вычислять значение выражения со скобками | |||
83. | Деление числа на само себя | 1 | Знать, что при делении любого числа на само себя получается число 1. Выполнять деление числа на само себя; решать задачи с помощью деления; вычислять значение выражения со скобками; восстанавливать пропущенные числа в математических записях | |||
84. | Деление числа 0 на натуральное число Проверочная работа | 1 | Знать, при делении числа 0 на любое натуральное число в результате получается число 0. Выполнять деление числа 0 на натуральное число; записывать решение задачи с помощью выражения | |||
85. | Делить на 0 нельзя! | 1 | Знать, что деление натурального числа на ноль невозможно. Выбирать выражения, значения которых можно вычислить | |||
86. | Деление суммы на число | 1 | Знать правило деления суммы на число. Выполнять вычисления, используя правило деления суммы на число; записывать решение задачи в виде выражения | |||
87. | Деление разности на число Проверочная работа | 1 | Знать правило деления разности на число. Выполнять вычисления, используя правило деления разности на число; решать задачи разными способами | |||
88. | Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное | 1 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | |||
89. | Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел» | 1 | Выполнять деление многозначных чисел; решать составные задачи | |||
90. | Работа над ошибками. Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное | 1 | Выполнять работу над ошибками; использовать свойства арифметических действий при решении задач | |||
91. | Какая площадь больше? | 1 | Иметь представление о площади фигур. Сравнивать на глаз площади данных фигур | |||
92. | Квадратный сантиметр Проверочная работа | 1 | Знать единицу площади – квадратный сантиметр. Измерять площадь прямоугольника в квадратных сантиметрах; решать задачи с геометрическим содержанием | |||
Март | 93. | Измерение площади многоугольника | 1 | Измерять площадь геометрической фигуры способом разбиения на квадратные сантиметры; решать задачи с геометрическим содержанием | ||
94 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | Знать инструмент для измерения площади – палетку. Измерять площадь с помощью палетки; чертить треугольник заданной площади с помощью палетки | |||
95 | Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное | 1 | Измерять площади многоугольников; находить площадь фигур сложной конфигурации с помощью палетки; решать задачи с геометрическим содержанием | |||
96 | Умножение на число 100 Самостоятельная работа | 1 | Знать переместительный закон умножения, правило умножения числа на 10. Умножать число на 100; решать задачи; сравнивать величины | |||
97 | Квадратный дециметр и квадратный сантиметр | 1 | Знать единицы площади квадратный дециметр и квадратный сантиметр. Выполнять перевод квадратных дециметров в квадратные сантиметры; выполнять сложение и вычитание величин | |||
98 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | Выполнять деление многозначных чисел; решать составные задачи | |||
99 | Работа над ошибками. Квадратный метр и квадратный дециметр | 1 | Знать единицы площади – квадратный метр и квадратный дециметр. Выражать квадратные метры в квадратных дециметрах; выполнять сложение и вычитание величин; решать задачи с геометрическим содержанием | |||
100 | Квадратный метр и квадратный сантиметр Проверочная работа | 1 | Знать единицы площади – квадратный метр и квадратный сантиметр. Выражать квадратные метры в квадратных сантиметрах; выполнять сложение и вычитание величин; дополнять величины до 1 квадратного метра | |||
101 | Задачи с недостающими данными | 1 | Формулировать задачу с недостающими данными; дополнять условие задачи; дополнять круговую схему недостающими данными | |||
102 | Как получить недостающие данные | 1 | Дополнять и решать задачу с недостающими данными | |||
103 | Как получить недостающие данные | 1 | Дополнять и решать задачу с недостающими данными | |||
4 четверть (33 часа) | ||||||
Апрель | 104 | Умножение на число 1000 | 1 | Знать переместительный закон умножения, правило умножения числа на 100. Умножать число на 1000; решать задачи; сравнивать величины | ||
105 | Квадратный километр и квадратный метр | 1 | Знать единицы длины – квадратный километр и квадратный метр. Дополнять величины до 1 квадратного километра; выражать квадратные метры в квадратных километрах | |||
106 | Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр | 1 | Знать единицы длины – квадратный миллиметр и квадратный сантиметр. Выражать квадратные миллиметры в квадратных сантиметрах; выполнять сложение и вычитание величин; дополнять величины до 1 квадратного сантиметра | |||
107 | Квадратный миллиметр и квадратный дециметр | 1 | Знать единицы длины – квадратный миллиметр и квадратный дециметр. Выражать квадратные миллиметры в квадратных дециметрах; выполнять сложение и вычитание величин; дополнять величины до 1 квадратного дециметра | |||
108 | Квадратный миллиметр и квадратный метр. Проверочная работа | 1 | Знать единицы длины – квадратный миллиметр и квадратный метр. Выражать квадратные миллиметры в квадратные метры; дополнять величины до 1 квадратного метра; выполнять сложение и вычитание величин; располагать данные площади в порядке возрастания | |||
109 | Поупражняемся в использовании единиц площади | 1 | Знать единицы площади. Выполнять разностное сравнение данных площадей; составлять верные равенства из величин; решать задачи с геометрическим содержанием | |||
110 | Вычисление площади прямоугольника | 1 | Знать правило вычисления площади прямоугольника. Вычислять площадь прямоугольника, используя формулу; сформулировать задачу по данной краткой записи | |||
111 | Вычисление площади прямоугольника. Тест | 1 | Знать правило вычисления периметра и площади прямоугольника. Уметь вычислять площадь прямоугольника, используя формулу; решать уравнения | |||
112 | Контрольная работа по теме: «Единицы площади. Площадь прямоугольника» | 1 | Знать правило вычисления площади прямоугольника. Вычислять площадь прямоугольника, используя формулу; сформулировать задачу по данной краткой записи | |||
113 | Работа над ошибками. Задачи с избыточными данными | 1 | Иметь представление о задачах с избыточными данными. Формулировать условие задачи, в котором будут присутствовать все данные | |||
114 | Выбор рационального пути решения | 1 | Иметь представление о рациональном способе решения задач. Находить и использовать в вычислениях рациональный путь | |||
115 | Учимся формулировать и решать задачи Математический диктант | 1 | Формулировать задачи по круговой схеме, по краткой записи, по решению; решать составные задачи; составлять задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» | |||
116 | Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз. Проверочная работа | 1 | Увеличивать/уменьшать в одно и то же число раз; выполнять вычисления второй ступени | |||
117 | Деление «круглых» десятков на число 10 | 1 | Знать связь умножения и деления; правило умножения на 10. Делить «круглые» десятки на число 10; составлять задачу по данной диаграмме; формулировать задачу по краткой записи | |||
118 | Деление «круглых» сотен на число 100 | 1 | Знать связь умножения и деления; правило умножения на 100. Делить «круглые» сотни на число 100; составлять задачу по данной диаграмме; формулировать задачу по краткой записи | |||
119 | Деление «круглых» тысяч на число 1000 | 1 | Знать связь умножения и деления; правило умножения на 1000. Делить «круглые» тысячи на число 1000; составлять задачу по данной диаграмме; решать задачи с величинами массы | |||
120 | Устное деление двузначного числа на однозначное Проверочная работа | 1 | вычислять значение выражения, используя правило деления суммы на число; решать уравнения; формулировать задачу по выражению | |||
Май | 121 | Устное деление двузначного числа на двузначное | 1 | Выполнять деление «круглых» двузначных чисел; выполнять деление двузначного числа на двузначное методом подбора; решать уравнения | ||
122 | Устное деление двузначного числа на двузначное | 1 | Выполнять деление «круглых» двузначных чисел; выполнять деление двузначного числа на двузначное методом подбора; решать уравнения | |||
123 | Контрольная работа по теме «Действия над числами» | 1 | Выполнять деление «круглых» двузначных чисел; выполнять деление двузначного числа на двузначное методом подбора; решать уравнения | |||
124 | Построение симметричных фигур | 1 | Знать понятие «симметричные фигуры». Выбирать симметричные фигуры; проводить в треугольнике ось симметрии; выполнять построение симметричной фигуры | |||
125 | Составление и разрезание фигур | 1 | Иметь представление о равносоставленных фигурах. Составлять узор из геометрических фигур; составлять из четырех треугольников равносторонний треугольник | |||
126 | Равносоставленные и равновеликие фигуры Проверочная работа | 1 | Знать, что площади равновеликих фигур равны. Иметь представление о равновеликих фигурах. Составлять фигуры из равновеликих фигур; находить на чертеже фигуры, которые не являются равносоставленными | |||
127 | Высота треугольника | 1 | Иметь представление о высоте треугольника. Проводить высоту в треугольнике | |||
128 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | Выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами; решать составные задачи; распознавать геометрические фигуры; сравнивать числа и величины | |||
129 | Работа над ошибками. Считаем до 1000000 (повторение) | 1 | Заполнять таблицу многозначных чисел; записывать шестизначные числа; устанавливать закономерность в составлении числового ряда | |||
130 | Действия первой ступени и второй ступени (повторение). Проверочная работа | 1 | Знать порядок арифметических действий в числовом выражении. Вычислять значения выражений без скобок и со скобками; составлять выражения по предложенному порядку арифметических действий; сравнивать значения двух числовых выражений | |||
131 | Измеряем. Вычисляем. Сравниваем (повторение) | 1 | Выполнять устные и письменные вычисления с числами и величинами; сравнивать числа и величины; измерять длину; вычислять периметр и площадь прямоугольника | |||
132 | Геометрия на бумаге в клетку (повторение | 1 | Выделять прямо-угольные, тупоугольные, остроугольные и равнобедренные треугольники; строить равнобедренный треугольник; строить изображение куба; симметричные точки; вычислять площадь фигуры сложной конфигурации | |||
133 | Как мы научились формулировать и решать задачи (повторение) | 1 | Решать составные задачи; формулировать задачи по краткой записи, по выражению, по диаграмме; выбирать рациональный способ решения задачи | |||
134 | Разрезывание и перекладывание фигур | 1 | Решать нестандартные задачи на смекалку; старинные геометрические задачи на перекладывание и разрезание фигур | |||
135 | Решение примеров и задач | 1 | Решать нестандартные задачи на смекалку; старинные геометрические задачи на перекладывание и разрезание фигур | |||
136 | Решение примеров и задач | 1 | Решать нестандартные задачи на смекалку; старинные геометрические задачи на перекладывание и разрезание фигур | |||
ИТОГО | 136 | 125 | 11 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия
- Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 3 класс / Чуракова Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Математика в вопросах и заданиях: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2 / Захарова О.А., Юдина Е.П. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Математика в практических заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №3. / Захарова О.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Математика. 3 класс: Учебник. В 2 ч. / Чекин А.Л. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Рекомендованная учебно-методическая литература
- Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа: в 2-х ч. / Чуракова Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Математика. 3 класс: Методическое пособие для учителя / Чекин А.Л. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Итоговая комплексная работа. 3 класс. Методические указания по организации и проведении + CD / Чуракова Н.А. – М.: Академкни-га/Учебник, 2012.
- Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Ю.М. Багдасарова [и др.]. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
- Математика. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: Л.Н. Коваленко. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
- Математика. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: Л.Н. Коваленко. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
- Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Печатные пособия
1. Плакаты по основным темам математики
Технические средства обучения
1. Интерактивная доска
2. Магнитная классная доска
3. Мультимедийный проектор
4. Персональный компьютер
5. Сканер, принтер
6. Телевизор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа с учётом ФГОС
Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи ге...
Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...
Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс
Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: · Закона Российской Федера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...
Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана по ФГОС...
Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана по ФГОС...