Интегрированный урок математики и литературного чтения. 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
На уроке закрепляются умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку. Материал по математике тесно переплетается с содержанием сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок математики и литературного чтения | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики и литературного чтения. 2 класс
Тема урока: «Устные приемы вычислений в пределах 100. Закрепление пройденного материала. «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина »
Цели урока:
- Закрепить умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку, совершенствовать вычислительные навыки, упражнять детей в использовании арифметической терминологии.
- Способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, памяти, словарного запаса.
- Содействовать воспитанию у школьников любви к поэтическому слову; формирование интереса к математике.
Оборудование:
портрет А. С. Пушкина, выставка книг «Сказки Пушкина», счетные палочки, муляжи фруктов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
«Мозговая гимнастика» (Взята из методического пособия Холодова О. А. «Юным умникам и умницам» – М.: Росткнига, 2001)
В течение 1 минуты дети выполняют следующие упражнения: «ленивые восьмерки», «шапка для размышлений»
«Ленивые восьмерки» (данное упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
II. Устный счет.
-Чтобы тему урока узнать, Надо вычислить и расшифровать:
34 + 42 = Ш | 80 – 53 = У | 61 – 19 = К |
86 + 13 = И | 45 + 16 = П | 56 – 28 = И |
- Подумайте, какое слово здесь зашифровано?
61 | 27 | 76 | 42 | 99 | 28 |
- Прочитайте фамилию великого русского поэта. (Обратить внимание детей на портрет А. С. Пушкина)
III. Сообщение темы урока.
(Звучит песня «Приходите в гости к нам»)
-Урок математики будет необычным, мы побываем в гостях у сказки.
Математика и сказка
Просто чудеса!
Только вы не удивляйтесь -
Математика везде нужна!
«А урок «Закрепленье» даст нам понять,
Что мы умеем и что должны знать»
IV. Закрепление пройденного материала.
- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Обратить внимание детей на выставку книг.)
«Сейчас потолкуем о сказке такой:
Тут синее море, тут берег морской…
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит»[1]
- О какой сказке идет речь? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
1. Задача на смекалку.
Старик, идя к морю, встретил трех рыбаков, одного деревенского мальчишку и двух собак. Сколько человек шло к морю? (Один старик, остальные шли навстречу ему)
2. Решение выражений.
- Скажите, сколько лет «жил старик со своею старухой у самого синего моря»? («…ровно 30 лет и 3 года», т.е. 33 года)
- Выпишите только те выражения, значение которых равно 33 (задание № 1) Приложение.
32 + 2 = | 28 + 5 = | 43 – 9 = |
40 – 7 = | 39 + 6 = | 15 +20 = |
42 – 8 = | 53 – 20 = | 29 + 4 = |
- Прочитайте, записанные выражения. Докажите, что значения данных выражений нашли верно.
3. Нахождение суммы удобным способом.
- Вспомните, чем занимались старик со старухой, живя в тесной землянке? («Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу»)
- И мы займемся делом, найдем сумму удобным способом (задание № 2).
38 + 4 + 56 + 2 |
23 + 9 + 7 + 11 |
42 + 13 + 8 + 7 |
Дополнительные вопросы ученику, который комментировал решение у доски:
- Какими свойствами сложения воспользовались, когда выполняли это задание? (Переместительным и сочетательным)
- Что попросил старик у золотой рыбки, когда поймал ее? (Ничего)
4. Решение уравнений.
- Назовите поочередно, кем желала стать старуха? (Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
- Сколько времени была старуха столбовою дворянкой? (2 недели; «…вот неделя, другая проходит»)
- Выразите 2 недели в днях. Сколько это дней? (14 дней)
- Задание № 3. В каком уравнении неизвестное число равно 14? Обоснуйте свой ответ.
х + 2 = 12 | 14 – х = 14 | х – 2 = 12 |
- Запишите уравнение х – 2 = 12 в тетрадь и решите его.
Дополнительные вопросы ученику, который решал уравнение на доске:
- Что такое уравнение?
- Какого цвета были сапоги у старухи, когда она стала столбовою дворянкой?
5. Решение логических задач.
- Как отблагодарила старика старуха, став столбовою дворянкой? («На конюшню служить его послала»)
- Там старик увидел невиданное им доселе животное, у которого были 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди и 2 сзади. Сколько ног было у животного? (4) Какое животное он увидел?
- В конюшне стояли 2 лошади. Одна из них смотрела направо, а другая налево. Видели ли они друг друга?
- Проверим. Покажите лошадок правой и левой рукой. Одна из них смотрит направо, а другая налево. Видят ли они друг друга?
- Из счетных палочек составьте вот такую лошадку. Переложите 2 палочки так, чтобы она смотрела в другую сторону.
Рисунок 2
V. Физкультминутка.
«Танец маленьких утят»
VI. Закрепление пройденного материала (продолжение).
1. Восстановление пропущенных чисел.
- Вспомните, как менялось море, когда старик приходил с очередной просьбой? (1 раз – «море слегка разыгралось»;2 раз – «помутилось синее море»;3 раз – «неспокойно синее море»;4 раз – «почернело синее море»;5 раз – «на море черная буря»)
- Вот «море слегка разыгралось», и проказник ветер унес некоторые числа (задание № 4). Вставьте их, найдя закономерность.
25, 24, 22, .., 15, 10, ..
- Прочитайте полученный ряд чисел. Какую закономерность выявили? (Каждое последующее число уменьшается на 1, на 2, на 3 и т.д.)
2. Самостоятельная работа.
- «На море черная буря», и волной… , помните как у А. С. Пушкина?
«Так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют» Смыло волной математические знаки (задание № 5). Прочитайте, что нужно сделать? (Расставьте «минусы» и «плюсы», чтоб верный получить ответ)
I вариант | II вариант |
72 * 8 * 35 = 45 | 62 * 20 * 7 = 49 |
54 * 9 * 20 = 25 | 36 * 30 * 8 = 58 |
Взаимопроверка.
3. Решение задач на смекалку.
- Чем угощали старуху бояре да дворяне? (Печатным пряником)
- Печатный пряник разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
- Не один пир не обходится без фруктов. На столе перед старухой 2 яблока и груша. Как удалить из середины грушу, не прикасаясь к ней руками? («Нужно переложить крайнее яблоко», - демонстрирует ученик, используя муляжи фруктов)
4. Решение текстовой задачи.
- Прочитайте задачу (задание № 6).
В услужении у старухи было 20 бояр и 12 дворян. 8 человек разгневанная старуха велела «с очей прогнать»
-Верно ли, что мы прочитали задачу? (Нет, мы прочитали только условие…)
- Поставьте вопрос и решите задачу разными способами. (Анализ задачи, план решения)
I способ: | II способ: | III способ: |
(20 + 18) – 8 = | (20 - 8) + 12 = | 20 + (12 - 8) = |
- Сколько человек осталось в услужении у старухи?
- Запишите решение и ответ задачи.
VII. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»?
[1] Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"
Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....
Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"
Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны» Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...
конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»
«Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел...
Интегрированный урок по литературному чтению и математике. Тема: С.В. Михалков «Если». Закрепление, решение задач.
Данный урок позволит учащимся познакомиться с произведением С. В. Михалкова "Если"; развивать речь, мышление; тренировать скорость чтения. Развивать умение решать задачи. Прививать...