Интегрированный урок математики и литературного чтения. 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

На уроке закрепляются  умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку. Материал по математике тесно переплетается с содержанием сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики  и литературного чтения. 2 класс

Тема урока: «Устные приемы вычислений в пределах 100. Закрепление пройденного материала.  «Сказке о рыбаке и рыбке»  А. С. Пушкина »

Цели урока:

  1. Закрепить умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку, совершенствовать вычислительные навыки, упражнять детей в использовании арифметической терминологии.
  2. Способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, памяти, словарного запаса.
  3. Содействовать воспитанию у школьников любви к поэтическому слову; формирование интереса к математике.

Оборудование:

портрет А. С. Пушкина, выставка книг «Сказки Пушкина», счетные палочки, муляжи фруктов.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

«Мозговая гимнастика»  (Взята из методического пособия Холодова О. А. «Юным умникам и умницам» – М.: Росткнига, 2001)

В течение 1 минуты дети выполняют следующие упражнения: «ленивые восьмерки», «шапка для размышлений»

«Ленивые восьмерки» (данное упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

II. Устный счет.

-Чтобы тему урока узнать,                                                                                                             Надо вычислить и расшифровать:

34 + 42 =                Ш

80 – 53 =                 У

61 – 19 =                  К

86 + 13 =                 И

45 + 16 =                 П

56 – 28 =                  И

- Подумайте, какое слово здесь зашифровано?

61

27

76

42

99

28

- Прочитайте фамилию великого русского поэта. (Обратить внимание детей на портрет А. С. Пушкина)

III. Сообщение темы урока.

 (Звучит песня «Приходите в гости к нам»)

-Урок математики будет необычным, мы побываем в гостях у сказки.

Математика и сказка

Просто чудеса!

Только вы не удивляйтесь -

Математика везде нужна!

«А урок «Закрепленье»  даст нам понять,

Что мы умеем и что должны знать»

IV. Закрепление пройденного материала.

- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Обратить внимание детей на выставку книг.)

«Сейчас потолкуем о сказке такой:

Тут синее море, тут берег морской…

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит»[1]

- О какой сказке идет речь?  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

1. Задача на смекалку.

Старик, идя к морю, встретил трех рыбаков, одного деревенского мальчишку и двух собак. Сколько человек шло к морю?    (Один старик, остальные шли навстречу ему)

2. Решение выражений.

- Скажите, сколько лет «жил старик со своею старухой у самого синего моря»? («…ровно 30 лет и 3 года», т.е. 33 года)

- Выпишите только те выражения, значение которых равно 33 (задание № 1) Приложение.

32 + 2 =

28 + 5 =

43 – 9 =

40 – 7 =

39 + 6 =

15 +20 =

42 – 8 =

53 – 20 =

29 + 4 =

- Прочитайте, записанные выражения. Докажите, что значения данных выражений нашли верно.

3. Нахождение суммы удобным способом.

- Вспомните, чем занимались старик со старухой, живя в тесной землянке? («Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу»)

- И мы займемся делом, найдем сумму удобным способом (задание № 2).

38 + 4 + 56 + 2

23 + 9 + 7 + 11

42 + 13 + 8 + 7

Дополнительные вопросы ученику, который комментировал решение у доски:

- Какими свойствами сложения воспользовались, когда выполняли это задание? (Переместительным и сочетательным)

- Что попросил старик у золотой рыбки, когда поймал ее? (Ничего)

4. Решение уравнений.

- Назовите поочередно, кем желала стать старуха? (Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)

- Сколько времени была старуха столбовою дворянкой? (2 недели; «…вот неделя, другая проходит»)

- Выразите 2 недели в днях. Сколько это дней? (14 дней)

- Задание № 3. В каком уравнении неизвестное число равно 14? Обоснуйте свой ответ.

х + 2 = 12

14 – х = 14

х – 2 = 12

- Запишите уравнение х – 2 = 12 в тетрадь и решите его.

Дополнительные вопросы ученику, который решал уравнение на доске:

- Что такое уравнение?

- Какого цвета были сапоги у старухи, когда она стала столбовою дворянкой?

5. Решение логических задач.

- Как отблагодарила старика старуха, став столбовою дворянкой? («На конюшню служить его послала»)

  • Там старик увидел невиданное им доселе животное, у которого были 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди и 2 сзади. Сколько ног было у животного? (4)                         Какое животное он увидел?
  • В конюшне стояли 2 лошади. Одна из них смотрела направо, а другая налево. Видели ли они друг друга?

- Проверим. Покажите лошадок правой и левой рукой. Одна из них смотрит направо, а другая налево. Видят ли они друг друга?

  • Из счетных палочек составьте вот такую лошадку. Переложите 2 палочки так, чтобы она смотрела в другую сторону.

                                     

                                                                    Рисунок 2

V. Физкультминутка.

«Танец маленьких утят»

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение).

1. Восстановление пропущенных чисел.

- Вспомните, как менялось море, когда старик приходил с очередной просьбой? (1 раз – «море слегка разыгралось»;2 раз – «помутилось синее море»;3 раз – «неспокойно синее море»;4 раз – «почернело синее море»;5 раз – «на море черная буря»)

- Вот «море слегка разыгралось», и проказник ветер унес некоторые числа (задание № 4). Вставьте их, найдя закономерность.

25, 24, 22, .., 15, 10,  ..  

- Прочитайте полученный ряд чисел. Какую закономерность выявили? (Каждое последующее число уменьшается на 1, на 2, на 3 и т.д.)

2. Самостоятельная работа.

- «На море черная буря», и волной… , помните как у А. С. Пушкина?

«Так и вздулись сердитые волны,                                                                                                    так и ходят, так воем и воют»                                                                                                      Смыло волной математические знаки (задание № 5). Прочитайте, что нужно сделать? (Расставьте «минусы» и «плюсы», чтоб верный получить ответ)

I вариант

II вариант

72 * 8 * 35 = 45

62 * 20 * 7 = 49

54 * 9 * 20 = 25

36 * 30 * 8 = 58

Взаимопроверка.

3. Решение задач на смекалку.

- Чем угощали старуху бояре да дворяне? (Печатным пряником)

  • Печатный пряник разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
  • Не один пир не обходится без фруктов. На столе перед старухой 2 яблока и груша. Как удалить из середины грушу, не прикасаясь к ней руками? («Нужно переложить крайнее яблоко», -  демонстрирует ученик, используя муляжи фруктов)

4. Решение текстовой задачи.

- Прочитайте задачу (задание № 6).

В услужении у старухи было 20  бояр и 12 дворян. 8 человек  разгневанная старуха велела «с очей прогнать»

-Верно ли, что мы прочитали задачу? (Нет, мы прочитали только условие…)

- Поставьте вопрос и решите задачу разными способами. (Анализ задачи, план решения)

I способ:

II способ:

III способ:

(20 + 18) – 8 =

(20 - 8) + 12 =

20 + (12 - 8) =

- Сколько человек осталось в услужении у старухи?

- Запишите решение и ответ задачи.

VII. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»?


[1] Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе  по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»   Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...

конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»

«Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел...

Интегрированный урок по литературному чтению и математике. Тема: С.В. Михалков «Если». Закрепление, решение задач.

Данный урок позволит учащимся познакомиться с произведением С. В. Михалкова "Если"; развивать речь, мышление; тренировать скорость чтения. Развивать умение решать задачи. Прививать...