Открытый урок математики Сидоренко О.Ф. по теме: "Число 0" 1-А класс
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Сидоренко Ольга Федоровна

Слайд 1.  Тема :  «Число   0»  Тип урока:   урок открытия нового знания.    Слайд 2.   Цель: формирование универсальных учебных действий:

-предметных: познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научиться писать число 0; формировать умение самостоятельно применять полученные знания;   -метапредметных: формировать универсальные учебные действия:  - регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку; - познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач логического содержания;                                           - коммуникативные – работать в паре, обосновывать сделанные выводы; - личностных:  способствовать  развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности. 

Сценарный план  открытого урока математики в 1 «А» классе  учителя начальных классов МБОУ гимназия №1 города Туапсе

Сидоренко Ольги Федоровны.

 

Слайд 1.   Тема :  «Число   0»

Тип урока:   урок открытия нового знания.

Слайд 2.   Цель: формирование универсальных учебных действий:

-предметных: познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научиться писать число 0; формировать умение самостоятельно применять полученные знания;   -метапредметных: формировать универсальные учебные действия: - регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку; - познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач логического содержания;                                           - коммуникативные – работать в паре, обосновывать сделанные выводы; - личностных:  способствовать  развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности.

Ход  урока.

Слайд 3.   1. Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)  Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.                                   

Ну – ка, проверь дружок, Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят? (Хоровое проговаривание стихотворения с движениями по содержанию; эмоциональный настрой на урок.)

Слайд 4.   Формирование УУД: Коммуникативные УУД - формируем  и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Слайд 5.   2. Актуализация  знаний  и  пробное  учебное  действие (4–5 мин)

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

1. Назовите овощи и сосчитайте, сколько их на каждой на картинке. (Дети: капусты – 1 качан, 2 редиски, гороха – 8 стручков, помидоров – 9 томатов и  14 огурцов.)

2. А в городе разбили цветочные клумбы. Запомнили? (Картинки клумб исчезают) А теперь из предложенных фигур по памяти выбери лишнюю и докажи почему она лишняя?

- Расскажите, ребята, чем круг отличается от многоугольников? (Молодцы!)

Игра « Кто быстрее».  Количество цветов в клумбах: ( На доске два перемешанных набора натуральных чисел от 0 до 10.    Два ученика по команде учителя расставляют числа в порядке убывания, в порядке возрастания, начиная с единицы)

Слайд 6.   Формирование УУД:   Коммуникативные УУД -  формируем умение слушать и понимать других, формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Регулятивные УУД  - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развиваем память.

Слайд 7.    3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)      Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

   «Урожай Кубани».  Сегодня на урок я принесла  пакет с яблоками. В мешке 10 яблок. Выложите пред собой столько же кругов. Я буду раздавать яблоки, а мы будем считать. Но чтобы не сбиться, я буду использовать числа на доске, а вы будете использовать круги  и мне помогать. (На доске  выставлены числа от 1до 10 из предыдущего задания. Дети работают с кругами, а учитель на доске с цифрами)

Эти яблоки я решила раздать:   1 яблоко – Саше. Сколько яблок останется?  2 яблока – Пете. Сколько яблок останется? 3 яблока – Вале. Сколько яблок останется?                 4 яблока – Коле. Сколько яблок останется?   Сколько было  яблок сначала?(10)   Сколько яблок раздали? (10)    Как это запишем? (10-10= )                                                                   На доске оформляется запись       1  2  3  4  5  6  7  8  9  10     - Сколько яблок осталось в пакете? (Прилепим пустой пакет к доске).

- Посмотрите на ряд чисел - мы припрыгали к месту, где ничего не обозначено.  - Сколько кругов у вас осталось?  - Как вы думаете, есть ли в математике знак для того, чтобы обозначить это место среди чисел?  - Как вы думаете, что это будет за  знак?

Слайд 8.   Формирование УУД:  Познавательные  УУД – формируем умение извлекать информацию из  иллюстрации, формируем умение на основе  анализа рисунка-схемы делать выводы.  Регулятивные УУД – формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала.  Личностные  УУД – формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Слайд 9.      4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)  Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств  ее реализации.              - Давайте подумаем, а количество НИСКОЛЬКО можно ли обозначить при помощи цифры? Кто-нибудь знает цифру, которая обозначает НИЧЕГО / НИСКОЛЬКО?                        - Вот он, посмотрите на него :   (Показ цифры 0 на презентации).

Учитель ставит его в начало числового ряда :  0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

- Во множестве, в котором количество – 0, внутри ничего не будет. Это множество будет называться пустое. (Показ пустого множества).

- Какую цифру поставим вместо окошка в равенство 10-10=?              

-Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто".

- Назовите тему урока.  - Чему будем учиться на уроке?

(Дети: Тема :   «Число   0», чтобы использовать  число  0  на уроке  и  в  жизни при  решении  практических  задач).

Слайд 10.   Формирование УУД:  Познавательные  УУД - формируем умение на основе  анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД - формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные  УУД - формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

 Слайд 11.    5. Реализация  построенного  проекта (5 – 8 мин)    Цель этапа:  построение  и  фиксация нового  знания.

1. Посмотрите на картинки и найдите на картинке множества, в которых тоже ничего нет. (Работа в парах. Одному ученику раздаются части домино с множеством предметов, а другому цифр. Необходимо быстро соотнести число предметов с цифрой, обозначающей их количество.)

- Ребята, на какой из картинок показаны числа, а на какой цифры?

2.  Отгадайте загадку:  Сколько яблок растёт на груше?        

- Умники!

3. Казалось бы, что о нем говорить: ноль и ноль - пустышка. Значит, подумает  кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль - очень даже важная персона.

- Как вы думаете, где нам необходим ноль? (Чтобы написать 10, то, как не поместить  после 1 ноль? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.)

-Назовите еще числа, в записи которых тоже есть цифра 0. Молодцы!

- А кто знает эти?  Сколько времени длится большая перемена? Если к 1 приписать справа два нуля?  Какова продолжительность урока?  (20, 100, 40)

Слайд 12.       

4. Какие очень  важные  для  человека  номера  телефонов  начинаются  с  0  ? (Дети: 01, 02, 03, 04)

Слайд13.

5.  В стране Германии, в городе Мюнхене, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей! См. фото «Памятник нулю» город Мюнхен (Германия)

Слайд 14.    Формирование УУД:  Познавательные  УУД - формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Регулятивные УУД - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД - формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Слайд 15.     6. Первичное закрепление с комментированием во  внешней речи  (4–5 мин)      Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

Работа по учебнику, стр.70 (4 задачи). «Урожай  Кубани».

Слайд 16.   Формирование УУД:

Регулятивные   УУД

1.Формирование умения принимать и сохранять учебную цель.

2.Формирование умения планировать свою деятельность

3.Формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

4.Формировать умение принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе

Познавательные  УУД

1.Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

2.Формируем умение на основе  анализа рисунка – схемы делать выводы.

Личностные  УУД

1.Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

Слайд 17.      7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  (3–5 мин)      Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Слайд 18.      Игра  «Воздушная ручка».   Прицелились  и  обводим  по  воздуху:   от  начальной  точки  вверх  и  закругляем  влево, затем  ведём  вниз, закругляем  на  середине  нижней  строки, потом  вверх, доводим   до  начальной  точки. До конца строки и далее по заданию.

Слайд 19.      Формирование УУД:

Регулятивные   УУД

1.Формирование умения принимать и сохранять учебную цель.

2.Формирование умения планировать свою деятельность

3. Формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

4. Формировать умение принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Познавательные  УУД

Формируем умение на основе  анализа рисунка – схемы делать выводы.

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других.

Слайд 20.        8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин) Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Слайд 21.    Формирование УУД:

Регулятивные   УУД

1.Формирование умения принимать и сохранять

учебную цель.

2.Формирование умения планировать свою деятельность

3. Формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

4. Формировать умение принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Познавательные  УУД - формируем умение на основе  анализа рисунка – схемы делать выводы.

Коммуникативные УУД - формируем умение слушать и понимать других.

Слайд 22.     9. Рефлексия  учебной деятельности  на уроке  (2–3 мин)    Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Какую тему урока мы сегодня поставили?

- Какие задачи ставили перед собой?

- Какие трудности нам встретились?

- Как мы их решили?

- Достигли ли мы намеченного результата?

- Самооценка деятельности на уроке при помощи «светофора».     

Слайд 23.   Формирование УУД:

Регулятивные   УУД

1. Формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

2. Формировать умение принимать ответственность за результаты своей деятельности.

       Спасибо  всем  за  отличную  работу!  Давайте проводим гостей.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т.С. Фирсова Открытый урок математики 1 класс Тема Число 8. Цифра 8

Открытый урок математики в  1-ом классе. Тема Число 8 Цифра 8...

План-конспект урока математики (с использованием ЭОР) по теме: «Числа 10, 20, 30, …, 100».

План - конспект урока математики с использованием ЭОР по ФГОС НОО во 2 классе. Тема: «Числа 10, 20, 30, …, 100»....

Урок математики с использованием игровой технологии. Тема «Числа 0-10».

Предмет:  математикаКласс: 1 классИгровая технологияТема «Числа 0-10»....

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ « ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10»

ull; Закрепление знания нумерации чисел от 1 до 10;• Закрепление знания состава чисел от 1 до 10 и соответствующих приёмов сложения и вычитания;• Закрепление умения объединять  предме...

«Открытый» урок математики на тему: «Величины и геометрические фигуры» в 3 классе

Задачи:- обучающие: 1.  Формировать представления о плоских геометрических фигурах как части плоскости и обучать видеть внут-реннюю часть плоской фигуры (пропедевтика площади). 2. Продолжить рабо...

Технологическая карта урока математики « Анализ контрольной работы по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление»» ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема урока « Анализ контрольной работы по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление»» Тип урока: рефлексии Цель урока: формирование способности видеть и анализировать ошибки...