урок чтения с элементами исследования
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Терешкина Валентина Дмитриевна

Тема урока: Сравнительно – сопоставительный анализ сказок Андерсена «Девочка со спичками» и якутской сказки «Девочка и луна».

Тип урока: интегрированный урок окружающего мира и чтения, ИЗО, КН РС(Я), р.яз, окр.мир

урок систематизации и обобщения

Вид урока:  урок – исследование

Цели:

Образовательная  цель:

  1. Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена
  2. Способствовать формированию личностных (умений выделять  нравственную ценность сказок) и познавательных универсальных учебных действий (умений выделять в литературном тексте информацию, умений устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать информацию, делать выводы).

Развивающая цель:

1. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

2. Обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ.

развивать творческие способности уч-ся;

обогащать словарный запас учеников,

Воспитывающая цель:

  1. Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сравнение произведений83 КБ

Предварительный просмотр:

План  открытого урока по  чтению  в 3 А классе

Тема урока: Сравнительно – сопоставительный анализ сказок Андерсена «Девочка со спичками» и юкагирской сказки «Девочка и луна».

Тип урока: интегрированный урок чтения и  КН РС(Я) (ИЗО, математика, русский

урок систематизации и обобщения  знаний по теме «Жизнь и творчество

 Вид урока:  урок – исследование

Цели:

Образовательная  цель:

  1. Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена
  2. Способствовать формированию личностных (умений выделять  нравственную ценность сказок) и познавательных универсальных учебных действий (умений выделять в литературном тексте информацию, умений устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать информацию, делать выводы).
  3. Обогащать словарный запас учеников,
  4. Закрепить  специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей.

Развивающая цель:

1. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

2. Обучать правильной монологической речи учащихся, приемам самоанализа выполненных  работ.

3.Развивать творческие способности уч-ся;

Воспитывающая цель:

  1. Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность

Технология:  проблемно-исследовательская на диалоговой основе, РКМЧПЧ

Этапы урока

слайд

Содержание

1.Орг.момент

.Мотивация

2-3

Отгадайте загадку

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней

Зачем читаем?

Если книгу прочитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней её полюбишь

Нужен проект …? Какие успехи?

Загадка о книге

4

Синквейн про муравья

Девиз урока :Муравьи сообща и льва  одолевают. Как понимаете?

« Один за всех, все за одного»

Маски муравьёв

Повторение пройденного

А. Фронт.работа

Викторина по сказкам Х.К.Андерсена:

5-6

Ганс Христиан Андерсен

2.1А..О жизни Г.Х.А.«Да  или  нет?»(верные или неверные утверждения)

ркмпч

Б.Викторина по сказкам Х.К.Андерсена:

7

В.Угадай сказки

9-15

.Вопросы Снежной королевы, Стойкого оловянного солдатика, Русалочки

16

.Вопросы о нарушениях прав человека в сказках

Индив. работа.

17-19

Работа по карточкам « Соотнеси!»

Вывод: В сказках Г.Х. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке:

уважение;

доброта и сочувствие всем, кому плохо;

любовь к людям

карточки

Новая тема

Фронт.работа

20-21

Чтобы узнать тему урока, вам надо расшифровать …

1. Сколько дочерей было у царя морского в сказке «Русалочка»?

2. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?

4.В каком году родился Андерсен?

5.День Всемирной детской книги.

6.Сколько поцелуев принцессы просил свинопас за трещотку?

7.Рост Дюймовочки

8.Сколько братьев было у Элизы в сказке «Дикие лебеди»?

9.Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена?

10.Сколько сказок написал?

6 (А)15 (Н) 1805 (Е) 2 (С) 100 (Н) 2,5 (Р) 11 (В) 24 (Е) 170 (И)

Расположите по мере возрастания чисел:

6

15

1805

2

100

2.5

11

24

170

А

Н

Е

С

Н

Р

В

Е

И

 СРАВНЕНИЕ

Тема «Сравнение» Как понимаете? Зачем? В жизни пригодится?

Какая сказка? По картинке  угадывают название сказки

Карточки с числами и буквами

схемы

Работа по группам

23-26

Расставьте части текста по порядку

№ ___ Смерть девочки

№___Первое чудо- тёплая печка

№___Одна на улице

№___Мечта – праздничный стол

№___Встреча с бабушкой

№ ___Страх  девочки

карточки

Подчеркните в тексте слова, указывающие на бедность девочки.

 Подчеркните в тексте слова, указывающие на то, что  девочка была голодная.

Подчеркните  слова и предложения, в которых говорится о том, что девочке было холодно.

Найдите  предложения, в которых рассказываются о  страхе девочки.  Подчеркните.

 Превращения  спички:

 1_________2____________3_______ 4________

Оценка

Работа со схемой

27

Что означают две половинки ? Почему раскрашены разными цветами?

 Что разделяет жизнь девочки?

Что хотел показать Х.К.Андерсен? (страд)

Актуальна ли сейчас эта сказка?

Вывод: Что хотел показать Х.К.Андерсен?

Актуальна ли сейчас эта сказка?

схема

Стадия вызова. С какой сказкой будем сравнивать?

28

По рисункам угадывают название сказки.

29

Тема: Сравнение  сказок «Девочка со спичками» и «Девочка и луна»

Цель?

Проблема: Чем похожи  и чем отличаются эти сказки?

Исследования. Работа  с таблицей  по группам 

1.Кто является героем сказки?

2.Какие  настроения  передаются

в  сказках? Докажите устно.

таблицы

1.Родом из какой семьи?

2.Составить  синквейн о девочке

РКМПЧ

1.В какое время года  происходили  действия?

2.Почему оказались на улице?

1.Как люди относятся к девочкам?

2.Мрачным картинам тёмных улиц и глуши что противопоставляются?

1.Найдите слова девочек, где просят забрать их из жестокого мира. Подчеркните.

2.Девочки покидают мир. Куда?

Бог и луна  что  означают??

1.Как выглядели девочки?

2.Составить  синквейн о девочке.

1.Как выглядели девочки?

2.Составить  синквейн о девочке.

Вывод .Обобщение.

Работа  по группам

по карточке «Соотнеси!»

Чем похожи  и чем отличаются эти сказки?

Время действия

Авторы

Холод

Занятия девочек

Голод

Место действия

Страх

Страдания

Судьба

Конец сказок

Темы сказок

Оценка

карточки

Работа по группам

Работа с карточками «Образуйте слова от слова ;добро…

33

Вывод:1.Общая тема сказок

2.Почему  у девочек  нет  имени?

3.Чему учат сказки?

Доброта- это отзывчивость;  - душевное расположение к людям; - стремление делать добро другим

Качества по Ожегову: Добродушный

Доброжелательный

Добропорядочный

Добросердечный

Добросовестный

карточки

Индив.работа  

35

Собери пословицы о доброте

карточки

Добрые слова – корни, мысли-цветы, дела – плоды, сердца-сады.

Сады чем сравнивают?

Давайте делать добрые дела!

 Почему на зло нужно отвечать добром?

Приведите примеры из своей жизни или жизни ваших друзей, в которых доброта помогала людям.

36

Какими качествами должны обладать мы?

Быть заботливыми, чуткими, внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми.

Итог урока

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Какой урок жизни получили?

Рефлексия

Сегодня я узнал …

Я удивился…
Я запомнил…
Было интересно …

Урок дал мне для жизни совет

Дом. Задание  

Сочинение. Придумать счастливый конец сказки.

  • Оценка групповой работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтение с элементами коллажа

Урок, позволяющий повысить заинтересованность в обучении детей с особыми образовательными потребностями....

Урок чтения с элементами валеологии.

Учимся слушать себя,учить выживать и развивать умение радоваться жизни....

Комбинированный урок чтения с элементами комплексной реабилитации, окружающего мира, развития речи и рисования.С.А.Есенин "Береза"

Комбинированный урок посвященный стихотворению С.Есенини "Береза""На данном уроке мы закрепляем умение правильно передавать сюжетную композицию произведения. формируем правильное, осознанное чтение....

Конспект и презентация к уроку литературного чтения (с элементами исследования) «Рождение героя в сказках»

Урок с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение». Глава  «Как рождается герой». Это первый урок в главе ...

Урок математики (с элементами исследования) "Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние"

продолжительность урока-45 минут. Работа в группах. Можно добавлять задания в зависимости уровня подготовки класса....

Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе.

Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе....

Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"

Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"...