Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева»
Адрес:215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом2. Телефон: 8-(48135)3-43-03, 8-(48135)3-43-06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru
Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации
по теме:
С.Васильев «Белая берёза»
Подготовила:
учитель Гальчук Е.В.
2018 - 2019 учебный год
Тема: С. Васильев «Белая береза»
Цели и задачи:
Познавательные: познакомить с биографией С. Васильева, его стихотворением «Белая береза».
- познакомить детей с деревом - ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;
познакомить учащихся с произведениями на военную тематику;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- развивать воображение, фантазию, творческие способности;
-развивать критическое мышление;
- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя.
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Сегодняшний урок я хотела бы начать немного необычно. Я предлагаю всем нам вернуться в прошлое, во времена Вов, проникнуться духом того времени. Ведь не зря говорят, что без прошлого нет будущего.
А после просмотра ответим на вопрос:
Что хотел передать своим ст. автор «Баллады о матери» Андрей Дементьев?
СПЕКТАКЛЬ
Что хотел передать своим ст. автор «Баллады о матери» Андрей Дементьев?
О чем это ст.?
Это драматическая история о незаживающих ранах давно отгремевшей войны, крик женщины, увидевшей на миг оживлённого киноэкраном своего навеки потерянного сына.
Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
3. Актуализация опорных знаний.
На партах у вас лежат листочки с записанными на них пословицами. Вам нужно соединить стрелочками части пословиц. А на доске собрать из частей одну пословицу. (Одна у человека родная мать, одна у него и Родина).
Какие пословицы у вас получились?
Как вы понимаете смысл этой пословицы, записанной на доске?
Одна родная мать - одна женщина, которая его родила. Одна Родина - одно место, где он родился.
А) Работа с пословицами: игра «Собери пословицу».
Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.
Одна у человека родная мать, как земля людей.
Мать кормит детей, как родная матушка.
Родина-мать умей за нее постоять.
Давайте с вами найдем, как объясняется значение слова Родина в Толковом словаре Ожегова.
А пока ребята на первых партах работают, мы составим ассоциативный куст к слову «Родина». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? ( город, страна, семья, родители)
Слайд 4
В словаре Ожегова: Родина –
1. Отечество, родная страна;
2.это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь.
-Что для вас Родина? (родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д.)
4. Физминутка
Каким нужно быть, чтобы суметь защитить свою Родину?
Что для этого нужно делать? (зарядку)
5. Постановка темы и целей урока.
- Произведения какого раздела мы изучаем?
Слайд 6
- Предлагаю отправиться в галерею портретов.
- В каком жанре пишут эти авторы? (стихотворение)
- С каким поэтом мы ещё не знакомы? (Васильев)
Слайд 7
- Откройте учебник на стр. 122. Сформулируйте тему урока.
- Чему мы должны научиться?
6. Изучение нового материала.
А) Знакомство с поэтом С. Васильевым
Сергей Александрович родился в 1911 году в Кургане.
После окончания школы Сергей Васильев переехал в Москву, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, истопником в больнице, а позднее — рабочим на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение поэзией оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.
Первые стихи С. А. Васильева появились в московских газетах и журналах.
Во время Великой Отечественной войны поэт в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, на Украине и в Крыму, прошёл через Польшу и Германию.
Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой.
В 1973 году было присвоено звание «Почётный гражданин города Кургана».
Слайд 10
- Предположите, о чём это стихотворение?
- Послушайте стихотворение. Подтвердятся ли ваши предположения?
В) Первичное восприятие Максим Соболев
Слайд 11
- О каком времени говорится в стихотворении?
- Как думаете, почему это стихотворение в этом разделе - «Люблю природу русскую. Весна»? Какой праздник будет скоро отмечать весь народ? (День Победы)
- Как думаете, почему стихотворение называется «Белая берёза»? Почему именно берёзе автор посвятил это стихотворение? (берёза - символ России)
В) Словарная работа
Слайд 12 - 14
Студеный сок - холодный;
изувеченная кора – поврежденная;
Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха;
-От чьего имени написано стихотворение?
-Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит...Я помню…).
– Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война)
7. Работа над текстом.
а) Выборочное чтение
1. Когда была ранена береза? В какое время года? Как определили? В какое время дня?
2. Где проходил бой? (Под Москвой)
3.Что решили воины?
б) Литературные средства:
Слайд 15
- Как автор говорит о берёзовом соке? Какой приём использует? (Сравнения: сок бежал, как слезы)
- Какие эпитеты есть в произведении? (студеный сок, дым пороховой, родная русская берёза)
Г) Работа над выразительностью:
Как выдумаете, о чем это ст.? Только ли о березе и о войне? Или здесь заложен более глубокий смысл?
Автор пишет о раненой березе, как о русской женщине, о матери. Для него именно белая березка оказывается символом Родины, России которая во времена Вов была ранена , повреждена. Но она не погибла, а возродилась для жизни вновь, как и наша страна, восставшая из руин. Об этом и говорит нам последнее четверостишие.
Давайте попробуем прочитать ст. еще раз и попытаемся передать те чувства, которые хотел передать нам поэт.
Чтение ст. Смирнов Влад
9. Итог урока. Объяснение домашнего задания.
Дома вам надо будет нарисовать березу из нашего ст. такой, как вы ее представили. А на следующем уроке мы создадим свою картинную галерею.
- Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. И в заключение нашего урока хочу предложить вам спеть песню «Журавли», которая написана на стихи Расула Гамзатова и посвящена погибшим во время Вов солдатам, которых сравнили с клином летящих журавлей.
Прослушивание песни «Журавли»
- Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире.
Спасибо за внимание.
Приложение 2
Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка — скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. | Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка — скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. | Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка — скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. |
Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка — скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. | Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка — скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. | Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка — скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. |
Соедини части пословицы: Нет лучшего дружка, одна у него и Родина. Одна у человека родная мать, как земля людей. Мать кормит детей, как родная матушка. Родина-мать умей за нее постоять. | Соедини части пословицы: Нет лучшего дружка, одна у него и Родина. Одна у человека родная мать, как земля людей. Мать кормит детей, как родная матушка. Родина-мать умей за нее постоять. |
Соедини части пословицы: Нет лучшего дружка, одна у него и Родина. Одна у человека родная мать, как земля людей. Мать кормит детей, как родная матушка. Родина-мать умей за нее постоять. | Соедини части пословицы: Нет лучшего дружка, одна у него и Родина. Одна у человека родная мать, как земля людей. Мать кормит детей, как родная матушка. Родина-мать умей за нее постоять. |
Соедини части пословицы: Нет лучшего дружка, одна у него и Родина. Одна у человека родная мать, как земля людей. Мать кормит детей, как родная матушка. Родина-мать умей за нее постоять. | Соедини части пословицы: Нет лучшего дружка, одна у него и Родина. Одна у человека родная мать, как земля людей. Мать кормит детей, как родная матушка. Родина-мать умей за нее постоять. |
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока чтения в 4 классе.М.Пришвин "Гаечки".
Анализ произведения М.Пришвина "Гаечки"....
Конспект открытого урока чтения в 4 классе.М.Пришвин "Гаечки".
Анализ произведения....
План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.
Отзыв на открытый урок по ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ :"ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ПОВЕСТВОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ"
УРОК РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".
Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...
Конспект открытого урока чтения в 1 классе по теме: "Различай Д-Т"
Тема урока: Дифференциация Д-Т.Цель: создание условий для отработки навыка плавного слогового чтения с дифференциацией Д-ТЗадачи: Формировать умения различать при чтении звуки д-тЗакреплять навыки пла...
конспект открытого урока чтения во 2 классе "Дразнилка" по С.Иванову
Конспект открытого урока чтения во 2 классе "Дразнилка" по С.ИвановуЦель: Создание условий для формирования навыка плавного слогового чтения.Задачи: -Формировать навыки осознанного чтения че...