Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.odt | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе.
Тема урока: Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором ...»
Задачи урока: учить детей выразительному чтению стихотворных произведений,правильному,осознанному чтению;умению находить средства выразительности;развивать воображение и мышление учащихся; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного посредством музыки, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: снежинки, портрет Н.А.Некрасова, музыка А.Вивальди «Зима», рисунки ребят, репродукции художников о зиме.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Ребята входят в класс под музыку А.Вивальди «Зима», со снежинками в руках)
- Давайте улюбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день прнесёт нам всем радость общения друг с другом, успехов вам и удач.
- Закройте глазки и произнесите шёпотом слово «зима».
- Какое чувство у вас возникло?
- А как называют зиму в сказках, стихах, песнях? Почему?
- Работа над новым материалом
На доске у нас Снежная королева, она приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства, литературу.
- Что это за уголок, я и сама пока не знаю.
- Как по-вашему, куда же позвала нас Снежная королева?
- А не оставила ли она на ещё какой -нибудь знак, кроме тех снежинок которые были у вас в руках?( на доске снежинка, большего размера).
- Мне кажется, что эта снежинка необычная. Так и есть здесь какое-то письмо.
Письмо « Дорогие ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения. Это Зимнее царство. Снежно, морозно, свежо и бело здесь. Для того, чтобы попасть туда вам нужно, прежде всего сделать маленький снегопад, ведь это царство не бывает без снега.
Второе, что вам поможет — это стихи о зиме. В путь, друзья мои! Снежная королева.»
- И так, ребята, первое условие снегопад. Давайте возьмём в руки снежинки и будем под музыку размахивать ими, будто пошёл снег.
- Вот какой сильный у нас снегопад. Настоящая метель! Молодцы, первое условие выполнили.
- С чем бы вы могли сравнить снежинки?
- А можно ли сказать, что они шепчутся? О чём?
- Второе условие, какое? Стихи о зиме.
- Поэтическая пятиминутка.
- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельно великому, пышному царству и возьмём в попутчики пристальный взгляд натуралиста, зоркий — художника; пусть будут вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта.( Учащиеся читают отрывки, стихи о зиме).
- Работа над музыкальным произведением А.Вивальди.
Многие композиторы сочиняли музыку о зиме, передавая её приметы, рисуя зимние картины с помощью музыкальных звуков.
Вот едут сани с колокольчиками день ясный, морозный. А вот холодный тёмный вечер и кто — то спешит по дороге домой. А здесь слышно как воет вьюга. Вот какая разная зима и её можно нарисовать звуками. А музыка которая поможет нам отправится в царство Снежной королевы, музыка итальянского композитора А.Вивальди, как вы думаете, как она называется?(Зима)
Работа с репродукциями картин художников.
- А здесь трудились художники. Что они изобразили на своих картинах?
- Дети сами формулируют тему и задачи урока.
- Сегодня на уроке мы читаем отрывок из поэмы « Мороз — красный нос» Н.А.Некрасова « Не ветер бушует над бором...»
- Что вы знаете о жизни Некрасова?
(Жил в 19 веке, писал о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь его была тяжёлой.)
Н.А.Некрасов-великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
Отправляемся в зимний лес.
- Чтение произведения учителем.
- Закрываем глазки, слушаем. ( листы настроения).
- Возьмите в руки листы настроения, покажите какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
- Что удивило вас в картине зимнего леса?
- Как Мороз — воевода изменил жизнь леса? Кто такой воевода?
- Почему автор сравнивает Мороза с воеводой?
- Каким вы его себе представляете?
- Чтение стихотворения про себя. Разбор « архаизмов».
( дозор, владенья,бор, воевода)
- Работа над партитурой чтения.( паузы, логические ударения, ритм, темп,тон,сила голоса)
работа с первой строфой
а) целевая установка
- Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?
б) чтение
в) проверка восприятия
- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе).
Как он его называет? (Мороз-воевода).
– Как понимаете значение этого слова? (ответы уч-ся).
– Так называли начальника войск в давние времена на Руси.
Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении он используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?
А есть ли ещё непонятные слова?
(над бором); бор – сосновый лес;
(дозором) дозор – обход для осмотра;
(владенья), владенья – своя собственность.
Мороз-воевода, каким вы его себе представили
Он здесь показан? (мощным, сильным, суровым).
Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает
- с ветром, бушующим над бором,
- с шумом горных ручьёв).
Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).
Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения.
Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1. Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.
Ну что, представили появление мороза? (ответы).
работа со второй и третьей строфами
- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.
сначала – девочки,
потом – мальчики
(чтение)
Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?
Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.
Найдите и зачитайте повторы.
(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.
Каким настроением проникнуты эти строки?
(возвышенным, бодрым).
Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм
(читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2).
работа с четвёртой и пятой строфами
- Великолепен вид зимней природы.
Ребята, а можно услышать мороз? (да)
А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.
(чтение с пометами).
Услышали мороз? Что он делает?
Зачитайте слова, которые подчеркнули
(идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).
- О чём говорят эти слова?
(Мороз показан как живой).
Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.
(олицетворение)
Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?
(палицей)
Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).
Найдите в 1 строчке синонимы
(идёт – шагает).
А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает).
Какие слова говорят о его внешнем виде?
(косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).
Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.
Какую картину представили? (шествие мороза).
Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).
А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).
Динамическая пауза:
Представьте, что в классе мороз.
Как дышится в морозную погоду? (трудно, закрываем рот и нос).
Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Подышем? Встали. Я говорю слова, а вы показываете действия.
- Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом-
Шаг на месте, не спеша,
как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
ловим снег – хлопок в ладоши. Присели.
- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,
3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).
Не забываем о выразительном чтении (читают).
работа с 6 - 9 строфами
- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.
Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством).
Значение каких слов непонятно?
(гнёт)
Как вы думаете? (ответы уч-ся)
гнёт – тяжесть, груз;
(обозы) - несколько повозок с грузом;
(казна) – деньги, имущество;
(не скудеет) – не беднеет.
Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,
А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).
Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомится с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.
- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).
Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.
А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)
Мороз-воевода. Какой он? (ответы уч-ся)
Прочитаем вместе .
А менялось ли настроение в стихотворении? (да)
Почему? (разные картины – разное настроение)
А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем).
- А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к нашим картинам? (в основном синий, белый, голубой – это цвета зимы).
- Чтение стихотворения учащимися «цепочкой».
- На какие две части делится стихотворение?
- Найдите слова, обозначающие действия, которые совершает Мороз — воевода.
- Рефлексия. Подведение итога урока. Оценки.
- Ребята на доске два смайлика. Один весёлый, а другой грустный. Прикрепите свои снежинки возле того или другого смайлика, если урок вам понравился и оставил след в вашей душе. Спасибо за урок!
Используемая литература.
- Учебник «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2013 г., с.169-170, 220.
- С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006 г., с. 105-106.
- М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985 г., с. 35-41.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005 г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.
- Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976 г., с.55, 57, 59, 61.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы театральной педагогики в обучении английской фонетике
При обучении английской фонетики в начальных классах очень важно заинтересовать учащихся. Дети младшего школьного возраста обожают играть различные роли и это, конечно же, необходимо использовать. Поэ...
Статья "Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе"
В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. Даётся понятие театральной педагогики, представлены элементы театрализации и практическое пр...
Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).
В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...
Элементы театральной педагогики в духовно - нравственном воспитании младших школьников
Использование элементов театральной педагогики, позволяет решать многие воспитательные задачи, формировать духовно-нравственных ориентиры и развивать коммуникативные качеств...
Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"
Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"...
Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.
В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...
Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...