Пример технологической карты урока математики в 1 классе по теме: "Волшебные цифры".
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Пример технологической карты урока
Учитель ________________________________________________________________
Предмет: математика
Тема: «Волшебные цифры»
Цели:
формировать умения решать учебные и практические задачи средствами предмета математика;
использовать математические представления для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном отношении;
Задачи
совершенствовать навыки счета в пределах 10
развивать навык сравнения и анализа, римскими цифрами;
Планируемые результаты:
предметные: преобразование модели с целью выявления общих законов, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);
регулятивные: организация обучающимся своей учебной деятельности, элементов самоконтроля (под руководством учителя);
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя);
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).
Межпредметные связи: история, литературное чтение.
Формы работы: фронтальная работа в парах, метод информационного поиска
Ресурсы:
информационные: электронный тренажер по математике 1 класс;
технические: музыкальный центр;
демонстрационные: плакаты, таблицы, индивидуальный раздаточный материал.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
| Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Организационный момент: - Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок математик. | Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
| Регулятивные: самоопределение; целеполагание. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале. Организация актуализации изученных способов действии
| Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие по стране «Математика». Но сначала мне хотелось бы узнать: «А любите ли вы сказки? А волшебство?» В сказках очень часто встречаются волшебные цветы. Может, вы их назовёте? А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик?
Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Но в волшебной стране Математике случилось несчастье - злой волшебник, который очень не любит учиться, разбросал все лепестки, что бы, ни один ребенок не смог учиться. Поможем победить злого волшебника, соберем все лепестки? Чтобы оказаться в сказочной стране нужно произнести заклинание. Повторяем за мной: Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть, по-моему, вели”. Вели, чтобы мы побывали в стране Математике и узнали много нового и интересного. (Звучит музыка) Слышите музыку? Она означает, что разбросанные лепестки где- то рядом. А вот они. Ребята, кто прочитает, как называется первый лепесток? Нам нужно решить все задания, чтобы забрать 1-й лепесток. (Детям предлагаются разноуровневые задания. Учитель заготовил картинки: грибочки и зайчики. Он раздаёт их в соответствии с уровнем подготовки детей: с высоким уровнем – зайчики, с низким- грибочки.) 1. Задание: у кого грибочки – считают от 0 до 10 через 1; у кого зайчики – считают от 11 до 20 по порядку. 2. Весь класс считает от 10 до 1 – обратный счёт. 3. По вееру: учитель называет число, а дети показывают следующее при счёте, а затем предыдущее при счёте. Ура 1 лепесток у нас! (Учитель клеит лепесток на доску) (Звучит музыка) Слышите, дети, музыка напоминает нам, что нужно поторопиться. Прочитайте как называется 2 лепесток? Что такое математическое выражение? (указать определение) Какие вы знаете математические знаки? Правильно. Чтобы справиться со следующим заданием, нужно расставить знаки в математических выражениях, которые записаны на листочках. (У каждого ребёнка на парте листок с заданием. Задания даны по вариантам). 1 вариант 3…4=7 4…2=2 8…3…1=6 2 вариант 6…2=8 9…4=5 3…2…1=4 Давайте проверим выполнение этого задания по вариантам, читая по цепочке. (Работа с электронным тренажером) Посмотрите на проектор. Установите соответствие. Сколько помидоров изображено на картинке? Сколько шариков на рисунке? Двухвариантные тесты. Неравенство 4< 2 верное? (обвести да, нет) Дано выражение 7=7. Это неравенство? Молодцы, хорошо справились с заданием! Теперь у нас есть второй лепесток! (Приклеиваем лепесток к серединке на доске) Слышите, звучит сказочная музыка, нам пора отправляться дальше! 2) Организация фиксации индивидуальных затруднений. Прочитайте, как называется следующий лепесток? При выполнении заданий мы с вами пользовались нашими цифрами – арабскими. Предположите, как могут выглядеть волшебные цифры? Посмотрите на числовой отрезок на доске. Какими знаками обозначены здесь числа? Назовите все
Какими знаками обозначены цифры 0, 3, 9, 7? |
Да, да
Аленький цветочек, Цветик-семицветик
Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
Да
Устный счёт
Устный счёт
Математическое выражение
=, +, –
6 8
Нет
это равенство
Волшебные цифры
Предположения детей
Шариком, флажком, мячом, цветком, грибочком, бабочкой, грушей, елкой, рыбкой, чашкой
Шарик, цветок, рыбка, груша. | Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; Познавательные: анализ, синтез, обобщение; использование знаково-символических средств; подведение под понятие; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
|
Выявление места и причины затруднения
| Какая трудность возникла перед вами?
А как мы можем разрешить эту трудность?
Правильно, давайте напишем, я на доске, а вы у себя в тетрадях.
Выполнили и это задание, молодцы! Теперь у нас есть 3 лепесток. И опять музыка напоминает, что нужно приступить к следующему заданию.
| Трудно сразу определить, какая картинка, какому числу соответствует
Для подсказки над каждым значком написать цифру, которая ему соответствует
Дети выполняют задание
| Познавательные: анализ, сравнение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции.
|
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
| Теперь посмотрим насколько легче вам стало справиться с моими вопросами. (работа с веером) Какое число обозначено флажком, цветком, рыбкой? Какое число следует за цветком? Какое предшествует ему? Насколько бабочка больше, чем грибок? Молодцы! Мы разгадали секрет волшебных цифр и можем забрать 4 лепесток. (Звучит музыка) Как называется этот лепесток? А теперь учебник предлагает нам выполнить действия с волшебными числами. Посмотрите на задание 2. (Иллюстрация задания на доске) Кто догадался, как найти сумму цветок +1?
Как вычислить пример чашка – 2?
Что запишем в последнем примере?
№2 (иллюстрация номера на доске) В этом задании нужно поставить знаки >,<, =. Сравним грушу и кружку, что будет больше? Почему? (по аналогии решаются остальные 2 примера) Для выполнения следующего задания № 3 мы должны вспомнить правило сравнения чисел с помощью числового отрезка: из двух чисел на числовом отрезке меньшее то, что стоит левее, а больше то, что расположено правее. В пустых клетках нужно нарисовать волшебные цифры так, чтобы получились верные соотношения, например (у учителя на доске пример).
Молодцы, справились с заданием, 5 лепесток наш! (Звучит музыка) |
2, 9, 3
4 2 1
Реши скорее
Надо от точки, обозначенной на отрезке знаком цветок, переместить на 1 единицу вправо. Значит цветок + 1 = гриб Перемещаемся от точки, обозначенной чашка, на 2 единицы влево: чашка – 2 = елочка При вычитании числа из того же числа получается 0. На числовом отрезке он обозначен символом шарик. Значит елочка – елочка = шарик кружка
Т.к. она соответствует числу 9, а груша 6, а 6 < 9.
| Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний.
|
Реализация построенного проекта.
| Что написано на следующем лепестке? Рассмотрите карточки на доске. Кто из вас может рассказать о знаках, изображенных на этих карточках? Где вы встречали эти цифры?
Цифры не были придуманы сразу. Это результат длительного исторического развития человека. В древности люди записывали числа словами, затем стали придумывать знаки. Наиболее долговечной из древних систем цифр является римская нумерация, которая возникла более 2500 лет назад. (Слайд с картинкой древнего Рима и римских цифр) Сравните цифры в таблице.
Как обозначена цифра 5?
Как получили IV? Остальные? Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 6. А теперь заполним пустые клеточки волшебными цифрами. | Римские цифры.
Высказывания детей
На часах, при написании варианта, в книгах- номер главы и т.д.
1 – одна палочка, 2 – две палочки, 3 – три палочки Это знак V, очень похож на раскрытую ладонь Четыре – это 5 без 1. Высказывания детей
Выполняют вместе с учителем | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Первичное закрепление во внешней речи
| (Звучит музыка) Ребята, нам пора двигаться дальше, навстречу новому заданию. Как называется 6 лепесток? А сейчас мы попробуем складывать и вычитать с помощью римских цифр. Выполним 1-й столбик все вместе. Что складываем в первом примере? Сколько получится? Кто запишет ответ на доске.
Какое действие с римскими цифрами выполняем в следующем примере? Что из чего вычитаем? Какой ответ получим?
Остальные 2 столбика вы выполняете попарно. (Фронтальная проверка) Выполнив это задание, какой вывод можно сделать?
Молодцы! 6 лепесток у нас! (Звучит музыка) |
Выполни действие
римские I+II III Один ученик выходит к доске и записывает ответ.
Вычитание
III – II IV(ученик записывает у доски)
Дети решают примеры в парах римские цифры складывают и вычитают как обычные | Познавательные: анализ, обобщение; извлечение из математических текстов необходимой информации; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Прочитаем, как называется последний, 7 лепесток? У каждого из вас на столе лежит карточка с примерами из римских цифр, вы должны решить их самостоятельно, а потом проверим по эталону у меня на доске. КАРТОЧКА III+ I=… V – II=… VIII – II =… X – I =… IV + III =… (Проверка задания) У вас на партах лежат цветочки, поднимите вверх цветочки те дети, кто выполнил задание без ошибок, кто допустил меньше 3 ошибок. Молодцы. Мы собрали все 7 лепестков и спасли страну Математику от злого волшебника-неуча, теперь все дети смогут научиться считать, решать задачи, узнают много-много нового. Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Мы спасли страну Математику и теперь все дети научатся считать, решать задачки и многому интересному. |
Самостоятельная работа | Познавательные: извлечение из математических текстов необходимой информации
|
Включение в систему знаний и повторения
| Вы знаете, что мы находимся в стране Математика и выйти из нее можно только решив следующие задания. №6 Сравним числа, записанные римскими цифрами. Какой знак поставили в первом выражении, во втором, в третьем, в последнем? Теперь последнее задание и мы сможем вернуться домой. Я показываю римскую цифру, а вы на своих веерах соответствующую ей нашу, арабскую. (Звучит музыка) И вот теперь мы снова в нашем классе. |
<, >, >, >.
Дети выполняют задание | Познавательные: обобщение, аналогия; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Рефлексия учебной деятельности
| Скажите, понравилось ли вам путешествие? Что нового вы узнали сегодня? Что для вас было особенно сложно, а что удавалось с лёгкостью? Какие знания нужно закрепить? Рефлексия «Собираем цветы личностных достижений» На этом наш урок заканчивается, всем спасибо за работу.
|
Дети оценивают личностные учебные достижения | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных
Формы и методы применения данных заданий
Тесты можно применять на разных этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Этап закрепления новых знаний | Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат | Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы
| Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|
|
|
|
|
|
Обобщение и систематизация знаний | Дает задание для индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана | Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности
Формы и методы применения данных заданий
Задания на установление соответствия или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего задания, этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Проверка домашнего задания | Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать кого-то из учащихся | Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|
|
|
|
|
|
Первичное закрепление полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»)
Формы и методы применения данных заданий
Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных знаний, этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Первичное закрепление полученных знаний | Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана | Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|
|
|
|
|
|
Применение полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание |
Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление текста («Заполни пропуски»)
Формы и методы применения данных заданий
Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у школьников логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний | Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний | У экрана выполняют задание. Пытаются исправить возникшие ошибки | Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|
|
|
|
|
|
Обобщение и систематизация | Организует фронтальную устную работу у экрана | По цепочке выполняют задания с подробным комментированием | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primer_tekhnologicheskoy_karty_uroka_matematiki_2.docx | 52.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пример технологической карты урока
Учитель ________________________________________________________________
Предмет: математика
Тема: «Волшебные цифры»
Цели:
формировать умения решать учебные и практические задачи средствами предмета математика;
использовать математические представления для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном отношении;
Задачи
совершенствовать навыки счета в пределах 10
развивать навык сравнения и анализа, римскими цифрами;
Планируемые результаты:
предметные: преобразование модели с целью выявления общих законов, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);
регулятивные: организация обучающимся своей учебной деятельности, элементов самоконтроля (под руководством учителя);
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя);
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).
Межпредметные связи: история, литературное чтение.
Формы работы: фронтальная работа в парах, метод информационного поиска
Ресурсы:
информационные: электронный тренажер по математике 1 класс;
технические: музыкальный центр;
демонстрационные: плакаты, таблицы, индивидуальный раздаточный материал.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. | Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Организационный момент: - Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок математик. | Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. | Регулятивные: самоопределение; целеполагание. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале. Организация актуализации изученных способов действии | Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие по стране «Математика». Но сначала мне хотелось бы узнать: «А любите ли вы сказки? А волшебство?» В сказках очень часто встречаются волшебные цветы. Может, вы их назовёте? А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик? Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Но в волшебной стране Математике случилось несчастье - злой волшебник, который очень не любит учиться, разбросал все лепестки, что бы, ни один ребенок не смог учиться. Поможем победить злого волшебника, соберем все лепестки? Чтобы оказаться в сказочной стране нужно произнести заклинание. Повторяем за мной: Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть, по-моему, вели”. Вели, чтобы мы побывали в стране Математике и узнали много нового и интересного. (Звучит музыка) Слышите музыку? Она означает, что разбросанные лепестки где- то рядом. А вот они. Ребята, кто прочитает, как называется первый лепесток? Нам нужно решить все задания, чтобы забрать 1-й лепесток. (Детям предлагаются разноуровневые задания. Учитель заготовил картинки: грибочки и зайчики. Он раздаёт их в соответствии с уровнем подготовки детей: с высоким уровнем – зайчики, с низким- грибочки.) 1. Задание: у кого грибочки – считают от 0 до 10 через 1; у кого зайчики – считают от 11 до 20 по порядку. 2. Весь класс считает от 10 до 1 – обратный счёт. 3. По вееру: учитель называет число, а дети показывают следующее при счёте, а затем предыдущее при счёте. Ура 1 лепесток у нас! (Учитель клеит лепесток на доску) (Звучит музыка) Слышите, дети, музыка напоминает нам, что нужно поторопиться. Прочитайте как называется 2 лепесток? Что такое математическое выражение? (указать определение) Какие вы знаете математические знаки? Правильно. Чтобы справиться со следующим заданием, нужно расставить знаки в математических выражениях, которые записаны на листочках. (У каждого ребёнка на парте листок с заданием. Задания даны по вариантам). 1 вариант 3…4=7 4…2=2 8…3…1=6 2 вариант 6…2=8 9…4=5 3…2…1=4 Давайте проверим выполнение этого задания по вариантам, читая по цепочке. (Работа с электронным тренажером) Посмотрите на проектор. Установите соответствие. Сколько помидоров изображено на картинке? Сколько шариков на рисунке? Двухвариантные тесты. Неравенство 4< 2 верное? (обвести да, нет) Дано выражение 7=7. Это неравенство? Молодцы, хорошо справились с заданием! Теперь у нас есть второй лепесток! (Приклеиваем лепесток к серединке на доске) Слышите, звучит сказочная музыка, нам пора отправляться дальше! 2) Организация фиксации индивидуальных затруднений. Прочитайте, как называется следующий лепесток? При выполнении заданий мы с вами пользовались нашими цифрами – арабскими. Предположите, как могут выглядеть волшебные цифры? Посмотрите на числовой отрезок на доске. Какими знаками обозначены здесь числа? Назовите все Какими знаками обозначены цифры 0, 3, 9, 7? | Да, да Аленький цветочек, Цветик-семицветик Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый Да Устный счёт Устный счёт Математическое выражение =, +, – 6 8 Нет это равенство Волшебные цифры Предположения детей Шариком, флажком, мячом, цветком, грибочком, бабочкой, грушей, елкой, рыбкой, чашкой Шарик, цветок, рыбка, груша. | Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; Познавательные: анализ, синтез, обобщение; использование знаково-символических средств; подведение под понятие; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. |
Выявление места и причины затруднения | Какая трудность возникла перед вами? А как мы можем разрешить эту трудность? Правильно, давайте напишем, я на доске, а вы у себя в тетрадях. Выполнили и это задание, молодцы! Теперь у нас есть 3 лепесток. И опять музыка напоминает, что нужно приступить к следующему заданию. | Трудно сразу определить, какая картинка, какому числу соответствует Для подсказки над каждым значком написать цифру, которая ему соответствует Дети выполняют задание | Познавательные: анализ, сравнение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции. |
IV.Построение проекта выхода из затруднения. | Теперь посмотрим насколько легче вам стало справиться с моими вопросами. (работа с веером) Какое число обозначено флажком, цветком, рыбкой? Какое число следует за цветком? Какое предшествует ему? Насколько бабочка больше, чем грибок? Молодцы! Мы разгадали секрет волшебных цифр и можем забрать 4 лепесток. (Звучит музыка) Как называется этот лепесток? А теперь учебник предлагает нам выполнить действия с волшебными числами. Посмотрите на задание 2. (Иллюстрация задания на доске) Кто догадался, как найти сумму цветок +1? Как вычислить пример чашка – 2? Что запишем в последнем примере? №2 (иллюстрация номера на доске) В этом задании нужно поставить знаки >,<, =. Сравним грушу и кружку, что будет больше? Почему? (по аналогии решаются остальные 2 примера) Для выполнения следующего задания № 3 мы должны вспомнить правило сравнения чисел с помощью числового отрезка: из двух чисел на числовом отрезке меньшее то, что стоит левее, а больше то, что расположено правее. В пустых клетках нужно нарисовать волшебные цифры так, чтобы получились верные соотношения, например (у учителя на доске пример). Молодцы, справились с заданием, 5 лепесток наш! (Звучит музыка) | 2, 9, 3 4 2 1 Реши скорее Надо от точки, обозначенной на отрезке знаком цветок, переместить на 1 единицу вправо. Значит цветок + 1 = гриб Перемещаемся от точки, обозначенной чашка, на 2 единицы влево: чашка – 2 = елочка При вычитании числа из того же числа получается 0. На числовом отрезке он обозначен символом шарик. Значит елочка – елочка = шарик кружка Т.к. она соответствует числу 9, а груша 6, а 6 < 9. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний. |
Реализация построенного проекта. | Что написано на следующем лепестке? Рассмотрите карточки на доске. Кто из вас может рассказать о знаках, изображенных на этих карточках? Где вы встречали эти цифры? Цифры не были придуманы сразу. Это результат длительного исторического развития человека. В древности люди записывали числа словами, затем стали придумывать знаки. Наиболее долговечной из древних систем цифр является римская нумерация, которая возникла более 2500 лет назад. (Слайд с картинкой древнего Рима и римских цифр) Сравните цифры в таблице. Как обозначена цифра 5? Как получили IV? Остальные? Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 6. А теперь заполним пустые клеточки волшебными цифрами. | Римские цифры. Высказывания детей На часах, при написании варианта, в книгах- номер главы и т.д. 1 – одна палочка, 2 – две палочки, 3 – три палочки Это знак V, очень похож на раскрытую ладонь Четыре – это 5 без 1. Высказывания детей Выполняют вместе с учителем | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Первичное закрепление во внешней речи | (Звучит музыка) Ребята, нам пора двигаться дальше, навстречу новому заданию. Как называется 6 лепесток? А сейчас мы попробуем складывать и вычитать с помощью римских цифр. Выполним 1-й столбик все вместе. Что складываем в первом примере? Сколько получится? Кто запишет ответ на доске. Какое действие с римскими цифрами выполняем в следующем примере? Что из чего вычитаем? Какой ответ получим? Остальные 2 столбика вы выполняете попарно. (Фронтальная проверка) Выполнив это задание, какой вывод можно сделать? Молодцы! 6 лепесток у нас! (Звучит музыка) | Выполни действие римские I+II III Один ученик выходит к доске и записывает ответ. Вычитание III – II IV(ученик записывает у доски) Дети решают примеры в парах римские цифры складывают и вычитают как обычные | Познавательные: анализ, обобщение; извлечение из математических текстов необходимой информации; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Прочитаем, как называется последний, 7 лепесток? У каждого из вас на столе лежит карточка с примерами из римских цифр, вы должны решить их самостоятельно, а потом проверим по эталону у меня на доске. КАРТОЧКА III+ I=… V – II=… VIII – II =… X – I =… IV + III =… (Проверка задания) У вас на партах лежат цветочки, поднимите вверх цветочки те дети, кто выполнил задание без ошибок, кто допустил меньше 3 ошибок. Молодцы. Мы собрали все 7 лепестков и спасли страну Математику от злого волшебника-неуча, теперь все дети смогут научиться считать, решать задачи, узнают много-много нового. Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Мы спасли страну Математику и теперь все дети научатся считать, решать задачки и многому интересному. | Самостоятельная работа | Познавательные: извлечение из математических текстов необходимой информации |
Включение в систему знаний и повторения | Вы знаете, что мы находимся в стране Математика и выйти из нее можно только решив следующие задания. №6 Сравним числа, записанные римскими цифрами. Какой знак поставили в первом выражении, во втором, в третьем, в последнем? Теперь последнее задание и мы сможем вернуться домой. Я показываю римскую цифру, а вы на своих веерах соответствующую ей нашу, арабскую. (Звучит музыка) И вот теперь мы снова в нашем классе. | <, >, >, >. Дети выполняют задание | Познавательные: обобщение, аналогия; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Рефлексия учебной деятельности | Скажите, понравилось ли вам путешествие? Что нового вы узнали сегодня? Что для вас было особенно сложно, а что удавалось с лёгкостью? Какие знания нужно закрепить? Рефлексия «Собираем цветы личностных достижений» На этом наш урок заканчивается, всем спасибо за работу. | Дети оценивают личностные учебные достижения | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных
Формы и методы применения данных заданий
Тесты можно применять на разных этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Этап закрепления новых знаний | Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат | Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Обобщение и систематизация знаний | Дает задание для индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана | Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности
Формы и методы применения данных заданий
Задания на установление соответствия или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего задания, этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Проверка домашнего задания | Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать кого-то из учащихся | Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Первичное закрепление полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»)
Формы и методы применения данных заданий
Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных знаний, этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Первичное закрепление полученных знаний | Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана | Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Применение полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание |
Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление текста («Заполни пропуски»)
Формы и методы применения данных заданий
Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у школьников логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний | Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний | У экрана выполняют задание. Пытаются исправить возникшие ошибки | Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Обобщение и систематизация | Организует фронтальную устную работу у экрана | По цепочке выполняют задания с подробным комментированием | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока математики в 1 классе.
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________________1. Класс: 12. Предмет: математика3. Место и роль урока в изучаемой теме: по...
Технологическая карта урока математики 2 класс по теме "Волшебная таблица" УМК "Планета Знаний"
В данном файле представлена подробная технологическая карта урока математики по УМК "Планета Знаний"...
технологическая карта урока математики 1 класс ОС Школа 2100 "Число и цифра 5"
Технологическая карта с УУД...
Технологическая карта урока математики 1 класс "Число и цифра 9"
Технологическая карта урока представлена с указанием воспитательных задач каждого этапа урока, методов и приемов обучения, формами организации познавательной деятельности и прогнозируемыми резул...
Технологическая карта урока Математика 1 класс. Тема: «Число и цифра 6»
Технологическая карта урока УМК "Перспектива". Математика 1 класс. Тема: «Число и цифра 6»....
Технологическая карта урока математики(4 класс). "Тема: «Числа 6–7. Цифра 6».УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с образованием чисел 6–7 и их графической записью – цифрами 6, 7; учить детей писать цифру 6; начать первичное знакомство с определением вре...
Технологическая карта урока математики 1 класс "Число 6. Письмо цифры 6"
Технологическая карта урока математики 1 класс "Число 6. Письмо цифры 6"...