Методическая разработка урока математики в 4 классе в форме соревнования. (ОС "Школа 2100")
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Бабакина Елена Владимировна

Методическая разработка содержит конспект урока - турнира по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx868.06 КБ

Предварительный просмотр:

                        Автор:  Бабакина Елена Владимировна,

                        учитель начальных классов ГБОУ СОШ №514

                        Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока математики                                                                                   в 4 классе в форме урока-соревнования (математический турнир) по Образовательной программе «Школа 2100»

Данная работа содержит  конспект урока математики в 4 классе в форме турнира, опробированного на практике. Представляется, что многие нестандартные формы уроков, в том числе уроки-соревнования, способствуют учебной мотивации, ориентированы на совместную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тем самым решают  многие задачи в предметной и метапредметной областях.

Введение

Одним из основных принципов в дидактике был и остаётся принцип активности ученика в процессе обучения. Этот принцип подразумевает качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Формирование активной личности, различных компетенций начинается с начальной ступени образования.

Главная задача каждого учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству. Учителю необходимо добиваться того, чтобы учебный процесс превратился из скучного, однообразного в радостный, охотно выполняемый, что в свою очередь снимает проблему перегрузки. Ведь перегрузка зависит не от количества, а от качества учебной деятельности; усвоение того, что интересно, что сильно мотивировано, не может вызвать эффекта перегрузки.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Игра требует от учащихся сообразительности, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильные решения. Проведение урока в виде турнира  между командами учит детей умению общаться и взаимодействовать.

Таким образом, проведение урока в форме математического турнира способствует формированию у учащихся начальной школы как личностных качеств, так и метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), которые по ФГОС являются новым образовательным результатом..

Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Конспект – разработка урока

Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.

В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:

-  подготовительный,

-  игровой,

-  подведение итогов.

Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.

В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения  «Математического турнира» команд в 4 классе по Образовательной программе «Школа 2100».

Цели урока:

 1.Образовательные:

  • Решение нестандартных задач
  • Отработка вычислительных навыков, закрепление знаний о порядке действий
  • Упражнять учащихся  в приближенном нахождении площадей с помощью палетки
  • Повторение математической терминологии

2. Развивающие:

  • Развивать познавательные УУД: умение определять какая информация нужна для решения задачи, умение извлекать информацию из текстов, таблиц; представлять информацию в виде таблиц, диаграмм
  • Развивать регулятивные УУД: умение действовать по плану, умение сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты работы
  • Развивать коммуникативные УУД: умение вычитывать текстовую информацию

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, интерес к математике
  • Воспитывать умение работать в команде, доброжелательность

Подготовительный этап:

1. Класс учителем разбит на 5 команд, примерно равных по силам.

2. Ученики узнают о предстоящем турнире, составе команд за несколько дней, чтобы придумать название команды, девиз, сделать эмблему, выбрать капитана.

3. Предварительно учитель проводит анкетирование ( ученикам цель неизвестна):

- Выбери 2 твоих любимых праздника из предложенных;

(результаты учитель вносит в таблицу: « Приложение 1»)

- Напиши, что ты хотел бы получить в подарок на Новый Год (урок проводился 13.12).

( Детские «желания» распечатываются по 3-4 экземпляра, разрезаются на отдельные «записки» и помещаются в емкость, где перемешиваются и откуда будут выниматься за правильные ответы)                                                                                   Приложение №2

Жюри: учитель, группа родителей.

Исходя из соображений уместности включается музыкальное сопровождение.

Игровой этап:

1.Вступительное слово учителя:

«О, математика, земная,

Гордись, прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

В веках овеяна ты славой,

Светило всех земных светил.

Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава,

Стройна в полете, как стрела,

Твоя немеркнущая слава

В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук!»

Сегодня у нас состоится математический турнир, в котором победит не только ум, сообразительность, но и умение планировать, распределять работу, работать в команде. Желаю всем командам успеха!

2. Представление команд (название, девиз) -        1очко (+ 1 лучшей команде)

Учитель(постановка игровых целей):

Цель команд  попасть на остров, где находится сундук, открыть его можно ключом, который обретет свою силу, если вы сможете набрать нужное количество баллов. В сундуке вы сможете найти «призы», которые заработаете.

На доске появляются изображения острова и сундука, капитаны получают ключи, разделенные на сектора (получение очка дает право раскрасить один сектор), «мешки» для наклеивания очков-призов.

                   

                                       

3. Разминка:                -        по 1 очку за правильный ответ.

Вопросы задаются командам по очереди, при неправильном ответе право ответа переходит следующей команде.

Вопросы для разминки команд:

  1. Какой ключ не откроет замок?
  2. Сколько яиц можно съесть натощак?
  3. Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить , стоя на двух ногах?
  4. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
  5. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько детей в семье?
  6. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?
  7. Какое число приказывает?
  8. В корзине 5 яблок. Как поделить их между 5 детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
  9. Какие два числа, если их перемножить, дают  такой же результат, что и при их сложении?
  10. Сколько яблок было у Тани, если у нее было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки?

По количеству полученных очков капитаны вытягивают названия виртуальных призов, команда наклеивает их на подарочные мешки и раскрашивает секторы ключей. Аналогично подводятся итоги   каждого конкурса.

4. Диаграмма «Наши любимые праздники»        -        

Задание: на основании полученного в результате анкетирования материала составить сводную таблицу и построить столбчатую диаграмму (команды получают таблицу: Приложение 1, листы бумаги в клетку).

Капитаны по окончании работы выходят с получившимися диаграммами.

Конкурс заканчивается через 2 минуты после выхода первого капитана.

Оценивается правильность        -        по 2 очка;

Быстрота (при правильном выполнении) +  - 3 очка первым; 2 очка вторым; 1 очко третьим.

5. Решение задач

Команды  получают сначала 1 задачу. Решают на полученных листках. Капитаны выходят с решением (после выхода первого дается 1 минута). Сразу разбираются решения.

  Правильное решение        -         2 очка; с недочетами -  1 очко

Быстрота (при правильном выполнении) +  - 3 очка первым; 2 очка вторым; 1 очко третьим

      Задачи:

      1.   На прилавке магазина со сладостями: конфеты, пирожные, шоколад, мармелад, зефир.   У вас  хватает денег только на 2 вида сладостей. Запиши все возможные варианты покупки.

2.  К острову можно причалить с 4 сторон: южной, северной, западной и восточной.  Сколькими способами можно попасть на остров одним путем, а уплыть другим?

3.  Шифр для сундука состоит из 4 разных цифр. Сколько всевозможных шифров  можно  составить, используя только цифры 1,2,3,4?

6 .Конкурс капитанов

Капитаны по очереди отвечают на вопросы, при неправильном ответе вопрос переходит к следующему.

По 2 очка за правильный ответ.

Вопросы:

  1. Из –под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе?
  2. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
  3. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется полтора часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем можно объяснить такую разницу?
  4. За 3 минуты бревно распилили на метровые поленья. Каждая распиловка занимала 1 минуту. Какой длины было бревно?
  5. Сыну сейчас 14 лет, а 5 лет назад он был в 5 раз моложе своего отца. Сколько лет сейчас отцу?

7.Конкурс вычислительных навыков

Карточка с заданиями  ( раздаются командам, где члены команды сами распределяют работу):

Найти значения выражений:

  1. (34х9+347х2)х60
  2. (236+398+102):4 – 69
  3. (14170 – 34х5) – 64х5 – 76х5

После окончания работы одной из команд, остальным дается еще 1 минута.                

 За каждый верно решенный пример                -         по 2 очка

Быстрота (при 3  правильных результатах ) +  - 3 очка первым; 2 очка вторым; 1 очко третьим.

8.

  1. Математический кроссворд (5 минут)

Команды получают  шаблоны кроссвордов (Приложение 3) и вопросник: Кроссворд:

1.Числа,употребляемые при счете предметов

2. Четырехугольник с прямыми углами

3. Цифры 0, 1, 2, 3, 4…

4. Наглядное представление числовых данных

5. Результат деления

6. Дробь, числитель,   …

7. Сумма одинаковых слагаемых

8. Закон сложения

9. Площадь квадрата со стороной 100 кв. м

10. Отрезок, длина которого равна 1

11. Угол меньше прямого

За каждое правильно вписанное слово        -        1 очко

  1. Определение площади острова ( с помощью палетки)

Чтобы найти сундук, надо выбрать нужный остров, а для этого надо определить его площадь.

Команды получают  бланки с изображением острова.

За правильное определение площади        -        по 2 очка

(Надо учитывать, что площадь будет находиться приближенно, разница при   правильном применении алгоритма зависит от наложения палетки)

За быстроту (при   правильно найденной S ) +  - 3 очка первым; 2 очка вторым; 1 очко третьим.

Этап подведения итогов:

  1. Вот и подходит к концу наш турнир! Можно подводить итоги. Выходят капитаны с ключами. По количеству раскрашенных секторов легко определить победителя.  (В любых соревнованиях исключительное значение имеет объективность оценивания в конкурсах и честность при подведении итогов. В данном турнире  количество полученных очков равно количеству полученных наклеек и равно раскрашенным секторам ключика).

Называются команды- победители.

  1. Рефлексия :

Что понравилось (не понравилось)?

Какие трудности встретились?

С чем справились с легкостью?

Как работала команда?

Кому хочется сказать спасибо?

     

Список использованных источников:

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7w0L24O5Xv8RnUVwmxyeTlipgwLFQbt-4AFh9wfzXn8XGgnPYv-unAE3YamEA0k1MF0Rpv84Op-foI8xaZSxxIjgqTclvaD_N8rf5XmJKEFAp8C26UKoED85pZG3SzdRhv7I-OtnnafqNHeWcwb65mvuIdyKg6EtfWXl1fV-RxNyYT_90sLWxR_btz6tTqnosw&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbVBUcV95ZEl6N3kyYnVjTVVseVAtMW1QdzNsVUdobzFuUmFrMzdDaGNqSW9oZmZYUl81ZnZiZmJEd3piWlljM2F6ajJWaWd5UGJWYmJ1NTQ3dE03V3hKRUR4eklSSWtqYVdGZl94dHJFTWE&b64e=2&sign=da046be8b3d225e0b110fdc29a68bb33&keyno=0&l10n=ru&mc=5.502416758746365

Музыкальное сопровождение:

  1. Георгий Гаранян, ансамбль «Мелодия», попурри на музыку из кинофильма    « Бриллиантовая рука»

2.   Песня о дружбе ( «Дружба крепкая…)

3.   Веселая песня о дружбе («У друзей нет выходных…»)

4.   Позывные КВН


Приложения:

Приложение 1

Фамилия, имя

Новый

год

День

рождения

  23

февраля

 8 Марта

 9 Мая

1

2

3

4

5

(В таблице отмечены + праздники, выбранные детьми при анкетировании)

Задание:

 составьте сводную таблицу и по ней постройте  столбчатую диаграмму.


Приложение 2

Список виртуальных подарков-призов:

Лего Star Wars                                                   Книга

Игровая приставка Play Station 4                                   Сноуборд

Ноутбук                                                           Ватрушка (сани)

Планшет                                                           Энциклопедия

Смартфон                                                           Умный пластилин

Плеер                                                                   Портфель

Набор фокусника                                                   Танк радиоуправляемый

Снегокат                                                            Щенок

Набор шпиона                                                    Котенок

                                                                                        

Велосипед                                                            Хомяк

Рюкзак                                                            Рыбки (живые)

Сумка спортивная                                                    Коньки

Вертолет на пульте управления                                    Санки

Игровая приставка PSP                                             Лыжи

Канц. принадлежности с символикой олимпийских игр  Набор кукол Монстер Хай

Кукла Лагуна Блю                                                     Кукла Клеопатра Клео Де Нил

Набор кукол Винкс                                                     Компьютер                                                                                                

                                                        

Приложение 3:

1

2

3

4

5

6

7

8

   

9

10

11

а

т

у

р

а

л

ь

н

ы

е

2п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

3 а

р

а

б

с

к

и

е

4 д

и

а

г

р

а

м

м

а

а

с

т

н

о

е

6 з

н

а

м

е

н

а

т

е

л

ь

7 п

р

о

и

з

в

е

д

е

н

и

е

8 п

   е

р

е

м

е

с

т

и

т

е

л

ь

н

ы

й

е

к

т

а

р

10е

д

и

н

и

ч

н

ы

й

11о

с

т

р

ы

й

Приложение 4:

Математический турнир в 4 «а» классе.

                

         

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"

Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....

Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"

Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....

Методическая разработка урока математики 3 класс "Цена. Количество. Стоимость"

В данной методической разработке представлен первый урок по теме "Цена. Количество. Стоимость". На уроке вводятся данные понятия. Дети знакомятся со способом нахождения стоимости....