Длина ломаной линии
учебно-методический материал по математике (3 класс) по теме

 

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 3 класс» ч. I к УМК «Начальная школа XXI век»

Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г. Кузнецк-12

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_3_klass_dlina_lomanoy.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Длина ломаной линии» 

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 3 класс» ч. I к УМК «Начальная школа XXI век»

Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г. Кузнецк-12

Тема

Длина ломаной линии

Цели

Образовательные: направить действия учащихся на нахождение длины ломаной, сравнения длин ломаных различными способами(циркуль, линейка, нитка )

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить длину ломаной линии.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по  плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Длина ломаной

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

В. Н. Рудницкая «Математика 3 класс ч.1»

Е. Э. Кочурова  Рабочая тетрадь № 1 к учебнику

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа .

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

- Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь и скажите хором “Я внимателен, у меня всё получится”.

-Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь …открывать!»

(на доске записан девиз «Учитесь … открывать!»)

А что именно открывать вы узнаете, если  расположите данные числа в порядке возрастания и прочитайте слово:

485

167

360

284

569

н

т

й

а

ы

.

- Вы готовы открывать тайны? Тогда в путь.

- Откройте тетради и запишите число

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- - организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

- Для того, чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку.

Работа в группах. У каждой группы на столе лежат листочки, на каждом листочке линии  (ломаная, кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая ).

Посмотрите на карточки и скажите - какое задание можно предложить всем для работы ? (Разделить их на группы.)

Разделите на группы. Какие варианты  у вас получились?

Дети выполняют группировку с обсуждением в группе. (по цвету (красные, синие),  прямые, кривые, ломаная).

По одному ученику от каждой группы приглашаю к доске для демонстрации группировок.

 Дети на доске на больших образцах выполняют группировку. 

( На доске плакат, а у ребят у каждого на столе.)

Посмотрите на рисунок. Какие линии вы видите? Вспомните элементы ломаной линии.

Как вы думаете, кто из этих героев Незнайка или Знайка  доберётся до школы быстрее? Чей путь по вашему мнению короче?

Трудно сказать

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Скажите, с какой проблемой мы столкнулись?

(не знаем длину пути, нам нужно её найти)

-Что из себя представляет путь Знайки?  (отрезок)

-Знаем, как найти длину отрезка? (Да, знаем)

- А что представляет путь Незнайки? (ломаную)

-Знаем, как найти длину ломаной? (Нет, не знаем)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

- Кто сможет назвать тему урока? Как думаете, чему будем учиться на уроке? (длина ломаной, будем учиться измерять длину ломаной линии)

Итак, вернёмся к нашим героям. Как же проверить, чей путь короче? Посовещайтесь в группах, предложите способы сравнения (у каждой группы свой инструмент для измерения длины ломаной: нитки двух цветов, циркуль и карандаш, линейка), выскажите свои предположения. Какой способ более удобный? (при помощи линейки)

Расскажите, как вы действовали ( выслушивается каждая группа)

Сделаем вывод: чтобы найти длину ломаной, нужно сложить длины всех её звеньев. Сверим наш вывод с учебником на с.40.

Так кто же быстрее придёт в школу?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в реч;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Составим  план рассуждений.

План.

1. измерь длину каждого звена ломаной линии

2. выполни вычисление: сложи длины.

3 запиши ответ (результат)

Откройте учебник на с.40 №2. Послушайте, как я рассуждаю.

1. Прикладываю линейку к т.А так, чтобы оно совпала с нулём, смотрю, на какой отметке заканчивается звено. Длина звена АВ=3 см 7 мм. Выполняю измерение следующего звена ломаной  по алгоритму. Длина звена ВС=5 см 2 мм.

2. Знаю, чтобы найти длину ломаной линии нужно сложить длины всех её звеньев. Складываю 3 см 7 мм и 5 см 2 мм

Запись:

3 см 7 мм

+

5 см 2 мм

8 см 9 мм

3.Записываю результат:  8 см 9 мм.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(7  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Поработаем с учебником. на с. 41  №3.

Выполняет необходимые измерения и вычисляет длину ломаной по №1 Евстифеев Илья; №2 – Захаров Илья; №3 – Литвин Даниил.

У доски с № 5 работает Шиманская Екатерина.

(42+38)+19=99(мм)= 9 ми 9 мм

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Встали, дети, скажем тихо:

«Раз, два, три, четыре, пять»

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать считать.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

 Задание №54 ТПО

 Задание №55 ТПО

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга. А теперь сверьтесь с доской.

Т. №55

АК=48мм

КМ=26мм

МА=28 мм

(28+26)+48= 102 мм

РD = 30 мм

DC= 38 мм

(30+31)+38=99мм

Уметь выполнять работу по предложенному плану Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Включение в систему знаний

Цели:

Организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

У. с.41 № 6

50дм-36дм=14дм

№7

6*8=48 м

Помните, на одном из уроков вы работали по карточке, на которой прокладывали путь самолёта от г. Томска до г. Якутска через города Дудинка и Иркутск. Положите эти карточки перед собой. Следуя по какому пути, самолёт быстрее попадёт в зону пожара?

Учащиеся выполняют измерения, дают ответ на вопрос.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

  - Чему научились?

- А где в жизни нам пригодится умение находить длину ломаной линии?

 - Довольны ли вы своей работой?

Домашнее задание: Т.№54,56,58

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Длина ломаной линии. Решение задач на построение геометрических фигур».

В данном уроке представлен материал для развития внимания , логического мышления и памяти, включены задания геометрического характера, задания для трёхуровневой самостоятельной работы....

открытый урок "длина ломаной линии"

Цели урока: 1. Познакомить детей со способами нахождения длины ломаной.2. Умение работать в коллективе, парах.3. Развивать умения сравнивать и преобразовывать величины.4. Развитие мышления,...

Длина ломаной линии. Решение задач на построение геометрических фигур.

Интересный конспект с презентацией и раздаточным материалом...

Урок математики 3 класс "Длина ломаной линии"

Предсталены материалы открытого урока математики по программе "Начальная школа XXI век"...

Конспект урока по математике "Длина ломаной линии"

Создать  условия для открытия новых знаний: нахождение длины ломаной, познакомить со способом нахождения длины ломаной линии...

План конспект урока математики "Длина ломаной линии"

План конспект урока математики "Длина ломаной линии" В ходе урока дети знакомятся с геометрическим понятием длина ломаной линиии и математическим - вычисление суммы длин отрезков ломаной лин...

Технологическая карта урока «Длина ломаной линии»

1.Тема «Длина ломаной линии»2. Место урока в теме: один из  уроков в  теме «Геометрические величины»3.Тип урока: изучение нового материала4. Цель и ожидаемый результа...