Урок математики 3 класс "Длина ломаной линии"
учебно-методический материал по математике (3 класс) по теме

Большакова Вероника Петровна

Предсталены материалы открытого урока математики по программе "Начальная школа XXI век"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока: «Учимся…открывать".

Слайд 2

Расположите величины в порядке убывания 12 см 5 дм 2 км 1000 м 123мм Ы Й Т А Н

Слайд 3

Математическая разминка 735 808 319 376 429 424 735…808 319…376 429…424

Слайд 5

Чей путь короче?

Слайд 6

ЧТОБЫ НАЙТИ ДЛИНУ ЛОМАНОЙ, НАДО СЛОЖИТЬ ДЛИНЫ ВСЕХ ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Слайд 7

План 1. Измерь длину каждого звена ломаной линии 2. Выполни вычисления, сложи длины 3. Запиши ответ (результат )

Слайд 8

А В С А А А С А В С А У. с. 40 №2

Слайд 9

Самостоятельная работа I вариант АК=48мм КМ=26мм МА=28 мм II вариант Р D = 30 мм ОМ = 31 мм DC = 38 мм (28+26)+48= 102 мм (30+31)+38 =99 мм

Слайд 10

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Что?... вы открыли нового на уроке Где?... встречались трудности Когда?... можно в жизни применить наше открытие



Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Длина ломаной линии» 

Тип урока: «Открытие нового знания» (технология деятельностного метода)

Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 3 класс» ч. I к УМК «Начальная школа XXI век»

Тема

Длина ломаной линии

Цели

Образовательные: направить действия учащихся на нахождение длины ломаной, сравнения длин ломаных различными способами (циркуль, линейка, нитка )

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить длину ломаной линии.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по  плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Длина ломаной

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

В. Н. Рудницкая «Математика 3 класс ч.1»

ИКТ, индивидуальные карточки

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная работа.

Технология проведения

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

- Посмотрите на меня умными глазками, улыбнитесь и скажите хором “Я внимателен, у меня всё получится”.

- посмотрите на девиз нашего урока, он представлен на слайде: «Учимся…открывать!»

А что именно открывать вы узнаете, если  расположите данные величины в порядке возрастания и прочитаете слово: Как называются эти величины?

2 км

12 см

5 дм

1000 м

123мм

т

н

й

а

ы

- Вы готовы открывать тайны? Тогда в путь.

- Откройте тетради и запишите число

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

- - организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

- Для того, чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку.

  1. Индивидуальная работа

На слайде числа: 735, 808, 319, 451, 420, 376. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых и дайте характеристику. Сравните попарно

Самопроверка с помощью числового луча

  1. На слайде линии  (ломаная, кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая ).

Посмотрите на следующий слайд. Какое задание можно предложить всем для работы ? (Разделить их на группы.)

Разделите на группы. Какие варианты  у вас получились?

Дети выполняют группировку с обсуждением. По цвету (красные, синие, коричневые, зеленые, желтые).  Форме (лучи, отрезки, прямые, ломаные, кривые).

По одному ученику приглашаю к доске для демонстрации группировок.

 Дети на слайде  выполняют группировку. 

( На доске плакат, а у ребят у каждого на столе.)

Ребята, к нам за помощью обратился Ваш старый знакомый Незнайка, который постоянно очень любит делать открытия, но без Вашей помощи ему не справиться.

Дети читают письмо Незнайки

Давайте ему поможем разобраться. Обратите внимание, на Ваших партах лежат карточки для парной работы. Для того, чтобы начать наши открытия, нам необходимо повторить правила работы в паре.

Посмотрите на рисунок.

Как вы думаете, кто из этих героев Незнайка или Знайка  доберётся до школы быстрее? Чей путь, по вашему мнению, короче?

Трудно сказать

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Скажите, с какой проблемой мы столкнулись?

(не знаем длину пути, нам нужно её найти)

-Что из себя представляет путь Знайки?  (отрезок)

-Знаем, как найти длину отрезка? (Да, знаем)

- А что представляет путь Незнайки? (ломаную)

-Что мы знаем о ломаной?

-А знаем ли мы, как найти длину ломаной? (Нет, не знаем)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

- Кто сможет назвать тему урока? Как думаете, чему будем учиться на уроке? (длина ломаной, будем учиться измерять длину ломаной линии)

Итак, вернёмся к нашим героям. Нам же необходимо проверить, чей путь короче? 

 Посовещайтесь в парах, предложите способы сравнения двух путей. Обратите внимание, на партах у Вас есть различные инструменты для измерения длины (у каждой пары для измерения длины ломаной есть: нитки двух цветов, циркуль и карандаш, линейка). Напомните, как можно изиенрить длину линии с помощью нитки? (наложением).Используя все инструменты, выскажите свои предположения, какой способ более удобный? (при помощи линейки)

Расскажите, как вы действовали (выслушивается несколько пар)

Сделаем вывод: чтобы найти длину ломаной, нужно сложить длины всех её звеньев. Сверим наш вывод с учебником на с.40.

Так кто же быстрее придёт в школу?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в реч;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Составим  план рассуждений.

План.

1. измерь длину каждого звена ломаной линии

2. выполни вычисление: сложи длины.

3 запиши ответ (результат)

Откройте учебник на с.40 №2. Послушайте, как я рассуждаю.

1. Прикладываю линейку к т.А так, чтобы оно совпала с нулём, смотрю, на какой отметке заканчивается звено. Длина звена АВ=3 см 7 мм. Выполняю измерение следующего звена ломаной  по алгоритму. Длина звена ВС=5 см 2 мм.

2. Знаю, чтобы найти длину ломаной линии нужно сложить длины всех её звеньев. Складываю 3 см 7 мм и 5 см 2 мм

Запись:

3 см 7 мм

+

5 см 2 мм

8 см 9 мм

3.Записываю результат:  8 см 9 мм.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Поработаем с учебником. на с. 41  №3.

Выполняет необходимые измерения и вычисляет длину ломаных линий

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Физкультминутка

Автобус под музыку

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание по вариантам.

 1 вариант

АК=48мм

КМ=26мм

МА=28 мм

 2 вариант

РD = 30 мм

ОМ = 31 мм

DC= 38 мм

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга. А теперь сверьтесь с доской.

АК=48мм

КМ=26мм

МА=28 мм

(28+26)+48= 102 мм

 (30+31)+38=99мм

Уметь выполнять работу по предложенному плану Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Включение в систему знаний

Цели:

Организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

У. с.41 № 6

50дм-36дм=14дм

№7

6*8=48 м

Работа с математическим тренажером

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

Ответьте на 3 вопроса на Ваших карточках

Что?(вы нового открыли на уроке)

Где? (встречались трудности)

Когда? ( в жизни можно применить наше открытие)

Домашнее задание: У. с.41 №5

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Понятия «ломаная линия», «звено ломаной». Построение ломаных линий." 1 класс Кощеева Елена Анатольевна, учитель начальных классов

На уроке математики  в занимательной форме дети получат представление о «ломаной линии», «звене ломаной линии».                       ...

Конспект урока математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная" + интерактивное приложение

Флипчарт:1. Заселяем домики2. Выражения с окошками3. Найди недостающую фигуру4. Типы линийКонспект:Организационный момент:Учитель:Математика зовётПервоклашек на урок,Числа нас ведут вперёдБудем знать ...

Конспект урока по математике "Длина ломаной линии"

Создать  условия для открытия новых знаний: нахождение длины ломаной, познакомить со способом нахождения длины ломаной линии...

План конспект урока математики "Длина ломаной линии"

План конспект урока математики "Длина ломаной линии" В ходе урока дети знакомятся с геометрическим понятием длина ломаной линиии и математическим - вычисление суммы длин отрезков ломаной лин...

конспект урока по теме: Ломаные линии. Звено ломаной линии. Вершины

Конспект урока по математике в 1 классе, "Школа России"...

Технологическая карта урока математики Тема: «Ломаная линия» (1 класс)

Цель деятельности учителя:  Ознакомление учащихся с понятием ломаной, как фигуры соединённых под углом отрезков; знакомство с понятиями звено, замкнутая, незамкнутая ломаная. Формирование умения ...

конспект урока математики Тема: «Ломаная линия. Звено, вершины ломаной», 1 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием «ломаная линия»; формирование умения строить ломаные линии.Планируемые результатыПредметные:Знать: кривые, прямые и ломаные ...