Урок математики 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Осадчая Ольга Викторовна

Урок математики в 1 классе по теме "Области и границы Путешествие по родному городу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации

муниципального образования городского округа «Усинск»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Усинска

Конспект урока по математике

в 1 классе.

Тема: Области и границы

Путешествие по родному городу  

Учитель Осадчая  Ольга Викторовна

Тема:  Области и границы

Путешествие по родному городу  

Цели:

  • педагогическая: Создание условий для знакомства с понятиями "область", "граница";
  • ученическая: в результате освоения данного модуля учащиеся овладевают умением правильно использовать понятия "область", "граница"

Универсальные учебные действия:

Личностные:

самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения; проявление интереса и любви к малой родине - своему городу.

Регулятивные:

определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, оценивание своей работы по заданным критериям.

Познавательные:

обучение высказываниям своих предложений, анализирование и сравнение предметов, выделение и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи

Оборудование:

Цветные карандаши, индивидуальные листы для работы, карточки с цифрами на магнитной основе, ПК, проектор.

Сценарий урока:

1. Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? Покажите.(Учащиеся сигнализируют карточкой)

-Желаю, чтобы хорошее настроение было вашим постоянным спутником.

(Слайд 2).

-Баба-яга:

-Ха-ха-ха! И будешь в настроении прекрасном! Вон сколько их воспитателей любимых пришло! Зачем вам, ребятки, сидеть, учиться, мучиться в школе, ум свой развивать? Идите назад, в детский сад, а лучше ко мне, а то и в саду вам будут голову забивать разными знаниями, выводами, умозаключениями. Пойдете ко мне? Что же вы такое делаете на уроках, что со мной, Ягусей побездельничать не хотите?

 -Ребята, давайте покажем Бабе Яге чем мы занимаемся на уроке и познакомим ее с местом, где мы живем.

Для этого составим план урока.( Слайд 3).

Учащиеся совместно с учителем составляют план урока.

План.

1. Повторяем то, что знаем.

2. Открываем новые знания

3. Закрепляем

4. Подводим итоги

II.       Актуализация опорных знаний.

1. Итак, интеллектуальная разминка:

-Бабушкина дочь- это..(мама)

-Дом для машин- это..(гараж)

-Вода замерзает и становится...(льдом)

-Четыре недели - это один...(месяц)

сегодня в Усинске термометр показывает... мороза. Сколько градусов мороза покажут два термометра?

2. (Слайд 4).

Математический диктант

Работа детей с использованием вееров с числами. Контроль одновременно с  мультимедийным проектором.

1. Из какого числа надо вычесть 4, чтобы получить 2?

2. 6 - это 3 и сколько?

3. Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Найдите сумму

4. Найдите разность чисел 6 и 5.

(Слайд 5).

-Расставьте ответы в порядке возрастания. Полученный числовой ряд продолжите на три числа, сохраняя закономерность: 1 3 5 6 (8 10 11)

III. Определение темы урока:

- А теперь мне нужны два помощника: девочка и мальчик. Они будут работать у доски.

- Итак, какие замкнутые линии вы знаете? (замкнутая кривая, замкнутая ломаная).

- Поставьте точку. Алеша рисует замкнутую кривую,   Алиса – замкнутую ломаную.

- Посмотрите внимательно. Наши линии разделили плоскость доски на части.

- На какие части каждая линия разделила поверхность доски? (внутреннюю часть и внешнюю часть).

- А теперь возьмите листы - помощники. Мы сейчас будем работать в верхней части листа-помощника на белом фоне.

- Поставьте  карандашом  точку, проведите через нее замкнутую линию. Девочки       нарисуют замкнутую кривую, а мальчики – замкнутую ломаную.

- Синим карандашом поставьте точку так, чтобы она находилась во внутренней части, ограниченной замкнутой линией.              

- Зеленым карандашом поставьте точку на замкнутой линии.

- Красным карандашом поставьте точку так, чтобы она находилась во внешней части.

Проверка . Учитель проходит по классу, проверяет выполненную работу.

– Молодцы! Вы все справились с работой правильно.

 –Итак, как называются эти линии? (замкнутая кривая и замкнутая ломаная).

(работа с линиями, начерченными на доске учащимися)

 - Что линии  сделали с поверхностью? (разделили на 2 части)

- А как можно по-другому назвать линию, ограничивающую часть? Название этой линии можно услышать в однокоренном слове в моем вопросе (граница)

- А как назвать часть, ограниченную замкнутой линией? (область)

- Какова тема нашего урока?

Граница и области

Тема урока вывешивается на доске, после того, как учащиеся ее озвучили.        

IV.      Открытие нового.

- А кто уже слышал слово «область»? Расскажите. (Это часть территории)

- Молодцы!

- Сегодня мы узнаем  мы, где часто можно  встретить  слово «область». Для этого надо решить примеры,  поставить цифры в порядке возрастания, под ними написать соответствующую  букву и расшифровать слово:

на доске :

4 + 1 =…(а)                2 + 2 =…(т)                        3 – 2 = …(к)

5 – 3 = …(а)        6 – 3 = …(р)  

Ответы выставляются магнитными карточками

- Какое самое маленькое число?

- Какая буква соответствует этому числу?

- Прочитайте полученное слово. Кто знает, что оно обозначает? (уменьшенное изображение на бумаге области, страны, поверхности земли, планеты).

1

2

3

4

5

к

а

р

т

а

(СЛАЙД  6).  КАРТА Республики Коми

 - Посмотрите на карту. На ней вы видите границы и территорию нашей республики. Показываю на карте границу. Наша республика  граничит с Тюменской областью, Свердловской областью, Пермским краем, Кировской областью, Архангельской областью.

V. Первичное закрепление  и повторение пройденного.

А теперь мы наши новые понятия "граница" и "область" закрепим на практике.

- Положите перед собой листы – помощники. Сейчас мы будем работать в правой верхней части листа-помощника на желтом поле.

- Обведите линию границы красным цветом, внутреннюю область закрасьте зеленым цветом. Простым карандашом поставьте 4 точки внутри фигуры и обозначьте их буквами.

- Что обозначают точки на карте?

- Ваши буквы обозначают названия ваших городов.

- У вас получилась своя карта. А мы опять посмотрим на карту Республики Коми (показ на карте местоположение городов) (Слайд 7).

- Назовите  столицу республики.

- Обратите внимание на расположение нашего города Усинска         

Какие  города еще вы знаете?

- Итак, что обозначают точки на карте (местоположение городов).

- Назовите города нашей республики.

- Сколько всего городов?

- Давайте пробежимся по нашему городу, осмотримся и покажем его Бабе-Яге.

Физминутка. (Слайд 8).

Выполняется физминутка: ученица класса показывает движения, остальные ребята повторяют.

VI. Закрепление пройденного.

(Слайд 9).

Повторение состава чисел 7, 5, 6.

- Присядьте. Мы отдохнем и сосчитаем жильцов на улицах.

- На какой улице расположена наша школа? Посмотрев список учащихся нашего класса, я сделала очень интересный вывод: 6 ребят живут на улице Строителей. Определите наших ребят в группы по полу: девочки, мальчики.

Учащиеся работают по слайду 10.

                          

Д+М=Р

4+2=6

М+Д=Р

2+4=6

Р-Д=М

6-4=2

Р-М=Д

6-2=4

Какой буквой обозначено целое?

 Как обозначены части?

-Какое следующее равенство?

- Какое следующее?

-Следующее?

Какие числовые равенства им соответствуют?

-Назовите целое и части в числовых равенствах

-Как найти целое?

-Как найти часть?

- По какому признаку еще можно разбить детей? (по размеру- большие и маленькие)

-На какие части тогда разобьется число 6?

     - Как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма).

     - Применим свои знания.

     - Положите перед собой листы - помощники. Мы будем работать в нижней части листа на голубом фоне.

-Подчеркните примеры на сложение и решите только их:

4 + 2 =                        2 + 4 =                6 – 2 =

3 + 3 =                        6 – 3 =                6 – 4 =

1 + 5 =                        6 – 1 =                

- Сколько примеров подчеркнули и решили? (4)

- Проверьте друг друга, поменяйтесь листочками с соседом и проверьте правильность выполнения задания, сверив с доской.

Проверка по эталону с доски.

-Кто решил без ошибок – встали и похлопали.

-Кто допустил ошибки – встали и потопали.

-Я очень надеюсь, что в дальнейшем вы будете внимательны, и в классе будут раздаваться только аплодисменты.

- Мы продолжаем путешествие по нашему городу. Познакомим Бабу- Ягу с достопримечательностями.

- Сколько памятников на слайде? (Слайд 11).

Найдите у себя на листе – помощнике нижнюю левую  часть листа.

В область квадрата простым карандашом поставьте столько точек. сколько памятников в центре, а на границе квадрата поставьте столько, сколько памятников на окраине города. Сколько точек поставили в область квадрата? (3) Отгадайте столько же ребусов.

На доске появляются ребусы:

Р1а                                      7 я                 ,инск

РОДИНА                          СЕМЬЯ         Усинск

- Ребята, посмотрите на ребусы. Продолжите мою мысль. Моя семья живет в...(Усинске), а Усинск для нас малая... (Родина).

V. Рефлексия.

- Путешествуя по  улицам нашего города Усинска, мы познакомились с новыми понятиями. Какими?

- Как изображается граница?

- Что такое область? Где можно увидеть эти изображения?

- Как отмечены города на географических картах?

(Слайд 12) (Баба-Яга прощается). - Я полетела учиться...

- Ребята, мы хороший пример показали Бабе -Яге, она учиться захотела! Молодцы!

Как вы оцените свою работу на уроке, пошлите сигнал. (Слайд 13).

- Спасибо за работу. Я очень надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, вам пригодятся в жизни. Спасибо за хорошую работу. 

Наш урок закончен. Слайд 14). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...