Вычитание смешанных чисел.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Вибе Наталия Георгиевна

Конспект урока по математике. Программа Л.Г. Петерсон. 4 класс. Проблемный подход. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vychitanie_smeshannykh_chisel.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Вычитание смешанных чисел.

Вибе Наталия Георгиевна,

учитель начальных классов МОУ школа №8

Г.о. Жуковский Московской области.

Цели:

  1. ввести приём вычитания смешанных чисел;
  2. закрепить изученные приёмы сложения и вычитания дробей, умение самостоятельно анализировать и решать задачи;
  3. развивать мышление, речь, творческие способности учащихся;
  4. создать ситуацию успеха при выполнении заданий.

Оборудование:

  1. таблица «Алгоритм вычитания смешанных чисел»;
  2. карточки с примерами для работы в парах;
  3. фигуры для составления моделей примеров;
  4. таблица «Дерево успеха» и к нему красные, жёлтые и зелёные листочки;

Ход урока

  1. Актуализация знаний.
  • Устный счет. Групповая работа.

А) Найдите закономерность и назовите следующие два числа в ряду.

6    9    12

7   21   63  …    …

15   13   16

47   54   46 …   …

            Б) Восстанови цепочку вычислений.

                           _   12        +     6

                               17               17  

              5        8              …              ….         29   …     25

             17      17                                             17           17

            В) Найдите  5/8    от  64.

              - Найдите 3% от 800.

            Г)  Какую часть число 4 составляет от 8?

                 Какую часть от числа n составляет число a?

            Д) Найдите число, 24/ 60  которого составляет 8.

                 Найдите число, 47% которого составляет 94

  • Математический диктант

3/16 + 5/16

6   5/14  - 3  2/14

5   3/7 + 7  2/7

5  2/9 – 1/9

8   4/11 – 7

5   6/13 – 3  9/13

  1. Постановка проблемы

9   6/13 – 4  9/13

Как выполнить вычитание?

В чем проблема? Почему не можем выполнить так же, как выполняли предыдущие задания? (В вычитаемом числитель больше, чем в уменьшаемом)

Как тогда будем действовать?

Получается, чем сегодня на уроке будем заниматься?

3.  «Открытие» детьми нового знания, поиск решения.

Какие есть предложения? (…)

Попробуем разобраться.

Обратимся сначала к дробной части. Сколько сначала мы можем вычесть по привычной схеме? (6/13)

А сколько еще остается вычесть?

(3/13)

Откуда их взять? Чтобы навести вас на нужную мысль, предлагаю выполнить такое задание: представьте число «1» в виде дроби со знаменателем 4,7,9,13.

1= …..

Какой вывод напрашивается? (Одну целую единицу надо представить в виде дроби) и что тогда получится?

4 + 1 – 3   3/13 =

4 +  13/13 – 3  3/13 =

4  13/13 – 3  3/13

Теперь можем дать ответ?

4. Выражение решения.  Какой способ действия открыли? Что будем делать, если нужно вычесть из смешанного числа смешанное, в котором числитель вычитаемого больше числителя уменьшаемого? (Занимаем единицу у целого и представляем ее в виде дроби, а затем проводим привычное вычитание).

     Проверим свои выводы по учебнику. Все верно?

5. Первичное закрепление.

А) Выпишите только те выражения, в которых действует выведенный нами алгоритм:

    5  3/12 – 4  1/12

    7  6/14 – 4  3/14

    4   3/7  -  1  5/7

    8  7/12  - 3  9/12

    6   3/17  - 2  1/17

    9  3/17  -  3  4/17

Б) Найдите значения выписанных выражений.

Ребята, а я выполнила это задание так:

    9  3/17  -  3  4/17 =

    = 8  20/17  - 3  4/17 =

    = 5  16/17

Как я действовала?

(Сразу выделяется единица и вместе с дробной частью переводится в неправильную дробь. Дальше вычитаем по привычному алгоритму)

Можно ли так действовать?

В) Так каким образом будем действовать при решении подобных примеров?

Первый способ. Занимаем единицу у целого и представляем ее в виде дроби, а затем проводим привычное вычитание.

Второй способ. Сразу выделяем единицу и вместе с дробной частью переводим в неправильную дробь. Дальше вычитаем по привычному алгоритму.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Решим задачу.

На вершине горы, возвышающейся на 784  5/12 м над уровнем моря, поставлена башня высотой 38  1/12 м. Под крышей башни находится окно. На какой высоте над уровнем моря находится окно, если от верхушки башни оно опущено на  11 7/12 м?

 7. Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?

         Какой алгоритм вывели?

        Оцените свою работу на уроке и давайте посмотрим, какое сегодня у нас «Дерево успеха». Пусть каждый выберет листочек для себя. Если вы довольны собой, возьмите зелёный листок, допускали неточности – жёлтый, надо постараться – красный.

       Домашнее задание.

        Стр. 14  №8(а, б); вариант А – №11, №12 в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Данная презентация по математике на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел" по программе открытый УМК "Школа 2000"...

Сложение и вычитание смешанных чисел (с презентацией)

Целями данного урока являются обучение учащихся приему сложения и вычитания смешанных чисел....

Урок математики по теме:"Вычитание смешанных чисел с переходом через единицу".

Урок математики в 4 классе разработан по программе "Школа 2000" (учебник Л.Г.Петерсон). К уроку прилагается презентация....

Урок математики в 4 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел", УМК "Перспектива"

Урок математики в 4 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел», УМК «Перспектива».Урок построен, исходя из требований технологии системно-деятельностного обучения, соответствующего  новому обр...

Урок математики в 4 классе по теме: "Вычитание смешанных чисел"

Данный урок был дан в рамках проведения методической недели в школе с использованием современных технологий. Урок разработан по технологии проблемного обучения. В конспекте прописаны все УУД, которые ...

Вычитание смешанных чисел с переходом через единицу

Конспект урока математики в 4 классе УМК "Школа 2100" , соответствующий требованиям к  современному уроку в рамках ФГОС,...

Тема урока «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Урок проведен с целью формирования умений складывать и вычитать смешанные числа, а также тренировки умения решать составные уравнения и текстовые задачи....