Сложение и вычитание смешанных чисел (с презентацией)
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

Елистратова Эльза Талгатовна

Целями данного урока являются обучение учащихся приему сложения и вычитания смешанных чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4_klass.doc44 КБ
Файл e.e.t.1.pptx148.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цели:

1)ввести приём сложения и вычитания смешанных чисел;

2)закрепить изученные приёмы сложения и вычитания дробей, умение самостоятельно анализировать и решать задачи;

3)развивать мышление, речь, творческие способности учащихся;

4)создать ситуацию успеха при выполнении заданий.

Оборудование:

  1. таблица “Алгоритм сложение и вычитание смешанных чисел. ”
  2. фигуры для составления моделей примеров;
  3. таблица “Дерево успеха” и к нему красные, жёлтые и зелёные листочки.


Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

 

1)Сравните дроби:  (слайд 1)

5/7 и 1; 6/6 и 1; 4/11 и 5/11; 8/13 и 5/13; 9/10 и 3/10; 7/15 и 9/15.

- Сформулируйте правила сравнения дробей;

- Какое ещё можно выполнить задание с этими дробями?

 Дети предлагают свои задания. Например: сложить или вычесть эти дроби.

- Найдите сумму (разность) этих дробей.

- Проговорите алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

 Дети проговаривают в слух.

2.Цепочка дробных чисел. (Слайд 2)

Перед вами на доске написана цепочка дробных чисел.

1. Определите, какое из данных чисел лишнее? Почему? (Учащиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ).

1 

2. На какие две группы чисел можно разделить обыкновенные дроби?

3. Какие дроби называются правильными?

4. Какие дроби называются неправильными?

5. Выберите, из данных дробей - правильные дроби.

6. Выберите, из данных дробей – неправильные дроби.

7. Из каких дробей, можно выделить целую часть?

8. Как из неправильной дроби выделить целую часть?

9. Выделите целую часть из неправильных дробей. (Это задание учащиеся выполняют в тетрадях, а учитель записывает конечные результаты на доске)


2)Математический диктант.  (Слайд 3)

Выполните действия и запишите только ответы:

15/8-7/8=8/8=1

9/9-4/9=5/9

5/11+4/11=9/11

7/13+6/13=13/13=1

- Прочитайте ответы примеров (если дети допускают ошибки, то следует приговорить алгоритм).

 

III. Постановка проблемы.

- Рассмотрите следующие виды примеров и скажите  встречали ли мы с вами примеры такого вида? (Слайд 3)

3 3/6+2 2/6=?

3 3/6-2 2/6=?

 

- Какое значение вы получили в этих двух примерах?

- Почему у вас возникли затруднения? (Не умеем складывать смешанные числа).

- Какова же тема нашего урока?

 Дети формируют тему урока, учитель открывает запись темы на доске. (Слайд 4)

 

IV. «Открытие» детьми нового знания.

- Как найти сумму смешанных чисел? Какие есть идеи?

    Дети выдвигают свои гипотезы: «Надо найти сумму целых частей, а потом дробных частей».

- У кого есть ещё предложения?

- Давайте проверим вашу гипотезу. Для этого разложите на парты свои фигуры и используя их попробуйте решить пример, который лежит у вас на парте. У каждой группы свой пример.

1 группа – 2 ¾ + 1 1/4,

2 группа – 2+3/4,

3 группа – 2 3/4+1/4,

4 группа – 2/4 + 2/4.

    ( Ученики  выкладывают модели примеров с помощью фигур на партах, учитель демонстрирует на доске)

- Какие  результаты вы получили? (Ответы учащихся. )

- А теперь давайте подумаем, как мы будем рассуждать и вырабатываем алгоритм сложения смешанных чисел. (Ответы детей, одновременно открывать слайд 5)

 

1)Сложить целые числа



2)Сложить дробные числа



-Ребята, а как мы будем вычитать смешанные числа?

 Предположения детей: “Надо вычитать отдельно целые и дробные части”.

-Давай проверим.

 Выкладывается модель примера с помощью фигур:

 1 группа – 2 3/4 – 1 2/4,

2 группа – 1 – 3/4,

3 группа – 1 1/4 – 1/4,

4 группа – 1 – 2/4.

- Какой алгоритм вычитания смешанных чисел вы предлагаете?

Открывается алгоритм: (Слайд 6 )

2)Вычесть дробные числа

 


1) Вычесть целые числа

                                                                                                         

- Проверим свой вывод по учебнику. (Правило на стр.32.)

-Совпадает наш вывод с правилом в учебнике? Какие вы молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предположений.

 

V. Физкультминутка


VI. Первичное закрепление.

Игра «Океанариум». Учебник стр. 33 № 2.

3-й столбик – с комментированием

1-й,2-й – в парах и расшифровать.

Проверка и беседа


VII. Самостоятельная работа с проверкой знаний в классе.

Вариант 1 -  списать только примеры, в которых встречается новый приём вычисления.

4/6 + 1/6

8 3/9 + 4/9

12/20 – 4/20

     41/7 + 5 5/7

    9 3/7 – 2 2/7

    10 4/5 – 4

     * 8 2/15 + 4 6/15 – 7 7/15

    Вариант 2 - найди значение выражения

    2 ¼ + 1 2/4

 4 ¾ - 3 2/4

 3 5/6 – 3/6

 2 ½ + 3

 3 6/7 – 1 1/7

Взаимопроверка.

- Ребята, пока вы решали примеры, у меня перепутался весь алгоритм! Помогите мне его восстановить (проговаривание алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел).

 

VIII. Повторение.

1.   Решение задач.

 - Решая задачи,  расширим свои знания о родном крае. (Слайд 7)

 

а) В Татарстане  насчитывается 1000 видов жуков, что составляет 2/3 всех видов насекомых. Сколько всего видов насекомых в Татарстане?

2/3 – 1000 ж.

1      - ? в.

1000 : 2   3 = 1500 (в.)

Ответ: 1500 видов насекомых в Татарстане.

 

б) В Лениногорске насчитывается 220 видов птиц, а виды рыб состовляют1/10 часть видов птиц. Сколько видов рыб в Лениногорске? (вопрос могут дополнить учащиеся)

1 - 220 в.

1/10 - ? в.

220 : 10   1 = 22 (в.)

Ответ: 22 вида рыб в Лениногорске.

 

XI. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой алгоритм вывели?

- Оцените свою работу на уроке и давайте посмотрим, какое сегодня у нас «Дерево успеха». Пусть каждый выберет листочек для себя. Если вы довольны собой, возьмите зелёный листок, допускали неточности – жёлтый, надо постараться – красный листок.

X. Домашнее задание.

Стр. 35 № 8 (а, б); вариант А - № 11, № 12 в учебнике.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У нас всё получится!

Слайд 2

5 / 7 и 1, 6 / 6 и 1, 4 / 11 и 5 / 11, 8 / 13 и 5 / 13, 9 / 10 и 3 / 10

Слайд 3

5 / 7 1, 6 / 6 1, 4 / 11 5 / 11, 8 / 13 5 / 13, 9 / 10 3 / 10

Слайд 4

12 / 7; 7 / 21; 81 / 101; 7 / 13; 1 / 2; 25 / 25; 45 / 13.

Слайд 5

15 / 8 – 17 / 8= 9 / 9 – 4 / 9= 5 / 11 + 4 / 11= 7 / 13 + 6 / 13=

Слайд 6

15 / 8 – 17 / 8=8 / 8=1 9 / 9 – 4 / 9=5 / 9 5 / 11 + 4 / 11=9 / 11 7 / 13 + 6 / 13=13 / 13=1

Слайд 7

3 3/6 + 2 2/6 = 3 3/6 - 2 2/6 =

Слайд 8

Сложение и вычитание смешанных чисел

Слайд 10

1. 2. 3. 4.

Слайд 11

Алгоритм сложения смешанных чисел: 1. Сложить целые числа. 2. Сложить дробные числа.

Слайд 14

Алгоритм вычитания смешанных чисел: 1. Вычесть дробные числа. 2. Вычесть целые числа.

Слайд 15

4 / 6 + 1 / 6 8 3 / 9 + 4 / 9 12 / 20 – 4 / 20 4 1 / 7+ 5 5 / 7 9 3 / 7 - 2 2 / 7 10 4 / 5 – 4 *8 2 /1 5 + 4 6 / 15 -7 7 / 15 2 1 / 4 + 1 2 / 4 4 3 / 4 – 3 2 / 4 3 5 / 6 – 3 / 6 2 1 / 2 + 3 3 6 / 7 – 1 1 / 7

Слайд 16

Ответы: 8 3 / 9 + 4 / 9; 4 1 / 7+ 5 5 / 7; 9 3 / 7 - 2 2 / 7; 10 4 / 5 – 4; *8 2 /1 5 + 4 6 / 15 -7 7 / 15. 3 3/4 ; 1 1/4 ; 3 2/6 ; 5 1/2 ; 2 5/7 .

Слайд 17

В Татарстане насчитывается 1000 видов жуков, что составляет 2 / 3 всех видов насекомых. Сколько всего видов насекомых в Татарстане?

Слайд 18

1000 : 2 x 3 = 1500 (в.)

Слайд 19

В Татарстане насчитывается 300 видов птиц, а виды рыб составляют 1 / 5 часть видов птиц. Сколько видов рыб в Татарстане?

Слайд 20

300 : 5 х 1 = 60(в .)

Слайд 21

Молодцы!!! Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Данная презентация по математике на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел" по программе открытый УМК "Школа 2000"...

Урок математики в 4 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел", УМК "Перспектива"

Урок математики в 4 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел», УМК «Перспектива».Урок построен, исходя из требований технологии системно-деятельностного обучения, соответствующего  новому обр...

Тема урока «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Урок проведен с целью формирования умений складывать и вычитать смешанные числа, а также тренировки умения решать составные уравнения и текстовые задачи....

Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».

Урок построен  и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».       Сущностной характеристикой технологической к...

Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».

Урок построен  и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».       Сущностной характеристикой технологической к...

Сложение и вычитание смешанных чисел

план -конспект урока по математике 4 класса УМК Перспектива...

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Урок математики  4 класс....