Урок математики в 1 классе по теме "Закрепление изученного. Вятская свистунья"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок для первоклассников создан на краеведческом материале и позволяет детям познакомиться с традициями Вятского края ( Кировской области).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_1_klass.rar2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе.

Учитель начальных классов Варанкина Елена Валерьевна

МКОУ СОШ пгт Кумёны

Тема урока: Закрепление изученного.

Урок № 35 в теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»

Учебник Моро М.И. УМК «Школа России».

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

  •  создать условия для закрепления детьми знаний и умений, полученных в теме;
  • упражнять в решении математических выражений и задач, изученных видов;
  • прививать любовь к родному краю, его истории и культуре;
  • развивать дружеские чувства в коллективе, умение работать в паре со сверстником;
  • развивать математическую речь, мышление и математическую смекалку.

Планируемые результаты: учащиеся научаться решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;  координировать свою позицию с позицией партнёра; выполнять вычисления на основе состава чисел первого десятка; различать и находить треугольники.

Оборудование: карточки с примерами, презентация к уроку, компьютер, проектор, конверты с цветочками разных цветов для рефлексии,  картинки для раскрашивания  детям с изображением дымковской игрушки.

Формы работы: парная, индивидуальная

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Не простой совсем урок, а волшебный…

Будут впрок знания детишкам!

  1. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята я хочу вас пригласить сегодня в удивительное путешествие по истории Вятского края. А о чём мы сегодня будем говорить, вам надо прочитать самим. Для этого вам необходимо сосчитать пример на карточке и найти такое же число на доске. Заменить число буквой, которая находится на другой стороне карточки.

( Учитель выдаёт паре детей карточку с выражением, на доске есть схема, куда дети вписывают буквы, стерев цифры)

7

1

м

к

о

8

3

к

а

5

4

9

р

10

2

к

а

Карточки с примерами:

3 + 4

10 – 9

3 + 6 - 9

5 + 3

10 – 7

д

ы

о

в

с

2 + 3

10 – 6

5 + 4

2 + 8

8 – 2

я

и

г

у

ш

Учитель: Прочитайте, что у нас получилось?

Дети: Дымковская игрушка.

Учитель: Что это?

Дети: Это игрушка из глины, которую делают в городе Кирове.

Учитель: Какое отношение игрушка имеет к культуре Вятского края.

Дети: Это «визитная карточка» Кировской области.

Учитель: Что вы знаете об истории дымковской игрушки?

Дети: Её делают из красной глины и расписывают яркими красками. В музее мы видели разные игрушки: барышень, индюков, лошадей. Есть даже свистульки и глины.

Учитель: А что бы вам хотелось ещё узнать об игрушке?

(Дети высказывают свои предложения, учитель дополняет)

Дети: Давно ли игрушку делают на Вятке? Откуда пошёл это промысел?

Учитель: Очень интересно, но сначала я вас приглашаю в старину.

  1. Работа по закреплению и отработке вычислительного навыка.
  1. Учитель: Попробуйте ответить на вопрос: когда зародилась дымковская игрушка?

Варианты ответов: в 11 веке, в 17 веке, в 19 веке?  Век – это сто лет. Трудно, тогда вам ещё одна подсказка. Если вы решите выражение, то его ответ укажет на правильный вариант.

В 11 веке – 7                                

В 17 веке – 5                                         +        +         =

В 19 веке – 6

       +          = 6

5 -         =        

     + 7 = 8                              (правильный ответ 6 -  в 19 веке)

Учитель: Первые упоминания о дымковской игрушке идут из начала 19 века, хотя сама слобода Дымково была заселена в 11 веке. Основали это село переселенцы, сосланные царём за непослушание.

  1. Как вы думаете, откуда пришли первые жители Дымково? Варианты ответов:

                        из Нижнего Новгорода – 6

                                    из Великого Устюга – 7

                                    из Москвы – 5

А ответ поможет вам найти задание.

                                                       

Посмотрите на доску. Что это за фигура?

Дети: Это треугольник, у него три угла и три стороны.

Учитель: Сосчитайте, сколько всего треугольников на чертеже?

Дети: (выходят и показывают) 7

Учитель: Сделайте вывод по вопросу.

Дети: Первые жители Дымково прибыли из Великого Устюга.

Учитель: Да, ребята. В конце 15 века по приказу царя Ивана Грозного из села Дымково, что на низком берегу реки Сухоны в Великом Устюге, были высланы неугодные люди. В поисках пустых земель они дошли до города Хлынова и на низком берегу Вятки основали село с таким же названием. В Дымково было много глины и чистого речного песка. Так и началась истории дымковской игрушки.

Самыми популярными игрушками в старые времена были свистульки – детская забава. На Вятке даже праздник такой устраивали. Свистели в свистульки, катали с гор глиняные шары и продавали расписные игрушки.

  1. А название праздника мы попробуем узнать из следующего задания.

Ветреница – 4

Свистопляска – 5

Забавница – 3

Задание: Найдите закономерность и поставьте нужное число – 1 3 2 4 3 ….

Дети: Надо поставить число 5.

Учитель: Почему?

Дети: Второе число на 2 больше первого, третье число на 1 меньше второго. Дальше повторяется: четвёртое число на 2 больше, пятое на 1 меньше, значит надо поставить число 5.

Учитель: Всё верно. Итак, праздник на Вятке назывался Свистопляска, позднее его стали называть Свистунья.

Учитель: Давайте, ребята, заглянем на этот праздник.

  1. Музыкальная физкультминутка.
  2. Работа над задачами.
  1. Учитель: Очень весело на ярмарке, всюду расписные игрушки, свист, веселье. Я вам предлагаю побыть и самими торговцами.

Задача 1.

На ярмарку семья привезла 4 свистульки-барашка, а свистулек-лошадок на 2 больше. Сколько свистулек-лошадок привезли на ярмарку? Сколько всего свистулек сделали к ярмарке?

Учитель: Предлагаю задачу решить вместе с соседом по парте. Чья пара сделает задачу, поднимет руки домиком.

  1. Самостоятельное выполнение задачи в условиях парной работы.
  2. Проверка работы.

Учитель: Большинство пар готово рассказать, как они решили задачу.

Дети: Сначала надо узнать, сколько коньков-свистулек сделали, надо к 4 прибавить 2, потому что на 2 больше, это значит столько же  и ещё 2. Стало 6.

Дальше узнаем, сколько всего свистулек сделали, надо к 4 прибавить 6. Стало всего 10 игрушек-свистулек.

Учитель: Молодцы, всё верно сосчитали. Давайте теперь заглянем в мастерские к мастерицам, которые расписывают дымковские игрушки. И решим ещё одну задачу.

  1. Задача 2.

 Мастерица раскрасила 3 барышни и 6 индюков. На сколько индюков мастерица раскрасила больше, чем барышень?

Решите эту задачу самостоятельно.

  1. Самостоятельное выполнение задачи.
  2. Проверка работы.

Учитель: Кто желает поделиться мыслями по решению данной задачи?

Дети: Эта задача решается вычитанием. Надо из 6 вычесть 3.

Учитель: Очень интересно, но ведь здесь написано слово больше, а вы вычитаете?

Дети: Надо вычитать, потому что есть правило: чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

Учитель: Молодцы, и с этой задачей вы справились. А наше путешествие подходит к концу.

  1.  Рефлексия урока.

Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью цветов, которые есть у вас  в конвертах на парте. Выберите цветок, который соответствует вашему настроению и вашей работе на уроке, и прикрепите его на доску. (В конвертах лежат вырезанные из цветной бумаги цветы разных оттенков. Дети не в первый раз выполняют данное «цветовое» задание, поэтому  учитель не акцентирует внимание детей, какой цвет соответствует настроению на уроке.)

Учитель: Какой яркий у нас получился букет, такие же яркие и игрушки из глины.

В подарок за хорошую работу на уроке, дымковская игрушка дарит вам небольшие картинки. Раскрасьте её в яркие краски, и пусть она радует вас и ваших близких.

( учитель раздаёт детям раскраски с дымковской игрушкой)

  1. Итоги урока.

Учитель: - Что нового узнали на уроке?

                   - Какое задание показалось трудным?

                   - Какое задание не вызвало затруднений?

                    -Какое задание показалось трудным?

Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха

laquo;МОУ СОШ № 7»          УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...

Конспект урока математики 1 класс «Решение задач изученных видов»

Конспект урока математики в 1 классе «Решение задач изученных видов» по программе "Школа России"...

Презентация к уроку математики 1 класс "Решение задач изученных видов"

Презентация к уроку математики 1 класс "Решение задач изученных видов" по программе "Школа России"...

Технологическая карта урок математики 3 класс "Решение задач изученных видов"

Тема Решение задач изученных видовЦелиСпособствовать закреплению умений воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления, выполнять сопоставления в ходе решения текстовых задач на увеличение ...