Урок математики в 1 классе по теме "Закрепление изученного. Вятская свистунья"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок для первоклассников создан на краеведческом материале и позволяет детям познакомиться с традициями Вятского края ( Кировской области).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_klass.rar | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе.
Учитель начальных классов Варанкина Елена Валерьевна
МКОУ СОШ пгт Кумёны
Тема урока: Закрепление изученного.
Урок № 35 в теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»
Учебник Моро М.И. УМК «Школа России».
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
- создать условия для закрепления детьми знаний и умений, полученных в теме;
- упражнять в решении математических выражений и задач, изученных видов;
- прививать любовь к родному краю, его истории и культуре;
- развивать дружеские чувства в коллективе, умение работать в паре со сверстником;
- развивать математическую речь, мышление и математическую смекалку.
Планируемые результаты: учащиеся научаться решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; координировать свою позицию с позицией партнёра; выполнять вычисления на основе состава чисел первого десятка; различать и находить треугольники.
Оборудование: карточки с примерами, презентация к уроку, компьютер, проектор, конверты с цветочками разных цветов для рефлексии, картинки для раскрашивания детям с изображением дымковской игрушки.
Формы работы: парная, индивидуальная
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Не простой совсем урок, а волшебный…
Будут впрок знания детишкам!
- Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята я хочу вас пригласить сегодня в удивительное путешествие по истории Вятского края. А о чём мы сегодня будем говорить, вам надо прочитать самим. Для этого вам необходимо сосчитать пример на карточке и найти такое же число на доске. Заменить число буквой, которая находится на другой стороне карточки.
( Учитель выдаёт паре детей карточку с выражением, на доске есть схема, куда дети вписывают буквы, стерев цифры)
7 | 1 | м | к | о | 8 | 3 | к | а | 5 |
4 | 9 | р | 10 | 2 | к | а |
Карточки с примерами:
3 + 4 | 10 – 9 | 3 + 6 - 9 | 5 + 3 | 10 – 7 | |||||
д | ы | о | в | с | |||||
2 + 3 | 10 – 6 | 5 + 4 | 2 + 8 | 8 – 2 | |||||
я | и | г | у | ш |
Учитель: Прочитайте, что у нас получилось?
Дети: Дымковская игрушка.
Учитель: Что это?
Дети: Это игрушка из глины, которую делают в городе Кирове.
Учитель: Какое отношение игрушка имеет к культуре Вятского края.
Дети: Это «визитная карточка» Кировской области.
Учитель: Что вы знаете об истории дымковской игрушки?
Дети: Её делают из красной глины и расписывают яркими красками. В музее мы видели разные игрушки: барышень, индюков, лошадей. Есть даже свистульки и глины.
Учитель: А что бы вам хотелось ещё узнать об игрушке?
(Дети высказывают свои предложения, учитель дополняет)
Дети: Давно ли игрушку делают на Вятке? Откуда пошёл это промысел?
Учитель: Очень интересно, но сначала я вас приглашаю в старину.
- Работа по закреплению и отработке вычислительного навыка.
- Учитель: Попробуйте ответить на вопрос: когда зародилась дымковская игрушка?
Варианты ответов: в 11 веке, в 17 веке, в 19 веке? Век – это сто лет. Трудно, тогда вам ещё одна подсказка. Если вы решите выражение, то его ответ укажет на правильный вариант.
В 11 веке – 7
В 17 веке – 5 + + =
В 19 веке – 6
+ = 6
5 - =
+ 7 = 8 (правильный ответ 6 - в 19 веке)
Учитель: Первые упоминания о дымковской игрушке идут из начала 19 века, хотя сама слобода Дымково была заселена в 11 веке. Основали это село переселенцы, сосланные царём за непослушание.
- Как вы думаете, откуда пришли первые жители Дымково? Варианты ответов:
из Нижнего Новгорода – 6
из Великого Устюга – 7
из Москвы – 5
А ответ поможет вам найти задание.
Посмотрите на доску. Что это за фигура?
Дети: Это треугольник, у него три угла и три стороны.
Учитель: Сосчитайте, сколько всего треугольников на чертеже?
Дети: (выходят и показывают) 7
Учитель: Сделайте вывод по вопросу.
Дети: Первые жители Дымково прибыли из Великого Устюга.
Учитель: Да, ребята. В конце 15 века по приказу царя Ивана Грозного из села Дымково, что на низком берегу реки Сухоны в Великом Устюге, были высланы неугодные люди. В поисках пустых земель они дошли до города Хлынова и на низком берегу Вятки основали село с таким же названием. В Дымково было много глины и чистого речного песка. Так и началась истории дымковской игрушки.
Самыми популярными игрушками в старые времена были свистульки – детская забава. На Вятке даже праздник такой устраивали. Свистели в свистульки, катали с гор глиняные шары и продавали расписные игрушки.
- А название праздника мы попробуем узнать из следующего задания.
Ветреница – 4
Свистопляска – 5
Забавница – 3
Задание: Найдите закономерность и поставьте нужное число – 1 3 2 4 3 ….
Дети: Надо поставить число 5.
Учитель: Почему?
Дети: Второе число на 2 больше первого, третье число на 1 меньше второго. Дальше повторяется: четвёртое число на 2 больше, пятое на 1 меньше, значит надо поставить число 5.
Учитель: Всё верно. Итак, праздник на Вятке назывался Свистопляска, позднее его стали называть Свистунья.
Учитель: Давайте, ребята, заглянем на этот праздник.
- Музыкальная физкультминутка.
- Работа над задачами.
- Учитель: Очень весело на ярмарке, всюду расписные игрушки, свист, веселье. Я вам предлагаю побыть и самими торговцами.
Задача 1.
На ярмарку семья привезла 4 свистульки-барашка, а свистулек-лошадок на 2 больше. Сколько свистулек-лошадок привезли на ярмарку? Сколько всего свистулек сделали к ярмарке?
Учитель: Предлагаю задачу решить вместе с соседом по парте. Чья пара сделает задачу, поднимет руки домиком.
- Самостоятельное выполнение задачи в условиях парной работы.
- Проверка работы.
Учитель: Большинство пар готово рассказать, как они решили задачу.
Дети: Сначала надо узнать, сколько коньков-свистулек сделали, надо к 4 прибавить 2, потому что на 2 больше, это значит столько же и ещё 2. Стало 6.
Дальше узнаем, сколько всего свистулек сделали, надо к 4 прибавить 6. Стало всего 10 игрушек-свистулек.
Учитель: Молодцы, всё верно сосчитали. Давайте теперь заглянем в мастерские к мастерицам, которые расписывают дымковские игрушки. И решим ещё одну задачу.
- Задача 2.
Мастерица раскрасила 3 барышни и 6 индюков. На сколько индюков мастерица раскрасила больше, чем барышень?
Решите эту задачу самостоятельно.
- Самостоятельное выполнение задачи.
- Проверка работы.
Учитель: Кто желает поделиться мыслями по решению данной задачи?
Дети: Эта задача решается вычитанием. Надо из 6 вычесть 3.
Учитель: Очень интересно, но ведь здесь написано слово больше, а вы вычитаете?
Дети: Надо вычитать, потому что есть правило: чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
Учитель: Молодцы, и с этой задачей вы справились. А наше путешествие подходит к концу.
- Рефлексия урока.
Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью цветов, которые есть у вас в конвертах на парте. Выберите цветок, который соответствует вашему настроению и вашей работе на уроке, и прикрепите его на доску. (В конвертах лежат вырезанные из цветной бумаги цветы разных оттенков. Дети не в первый раз выполняют данное «цветовое» задание, поэтому учитель не акцентирует внимание детей, какой цвет соответствует настроению на уроке.)
Учитель: Какой яркий у нас получился букет, такие же яркие и игрушки из глины.
В подарок за хорошую работу на уроке, дымковская игрушка дарит вам небольшие картинки. Раскрасьте её в яркие краски, и пусть она радует вас и ваших близких.
( учитель раздаёт детям раскраски с дымковской игрушкой)
- Итоги урока.
Учитель: - Что нового узнали на уроке?
- Какое задание показалось трудным?
- Какое задание не вызвало затруднений?
-Какое задание показалось трудным?
Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха
laquo;МОУ СОШ № 7» УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...
Конспект урока математики 1 класс «Решение задач изученных видов»
Конспект урока математики в 1 классе «Решение задач изученных видов» по программе "Школа России"...
Презентация к уроку математики 1 класс "Решение задач изученных видов"
Презентация к уроку математики 1 класс "Решение задач изученных видов" по программе "Школа России"...
Урок математики 3 класс "Школа России" . Изученные приёмы умножения и деления. Решение задач.
Урок закрепления знаний....
Конспект фрагмента урока математики. 1 класс. Тема:Закрепление изученного. Числа от 1 до 10 /УМК "Школ России"
Урок повторения изученного материала....
Технологическая карта урок математики 3 класс "Решение задач изученных видов"
Тема Решение задач изученных видовЦелиСпособствовать закреплению умений воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления, выполнять сопоставления в ходе решения текстовых задач на увеличение ...