Рабочая программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Программа кружка составлена для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_1_klass.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 с углублённым изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
Рассмотрено на заседании Согласовано. Утверждаю.
педагогического совета Директор Начальник УОиН
МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» администрации Губкинского
от _______ протокол № ____ __________ Т.В.Солдатова городского округа
_________О.В.Башкатова.
Приказ № __
от «___» _____ 2013 г.
ПРОГРАММА
кружка «Занимательная математика»
(платная образовательная дополнительная услуга)
Класс: 1
Количество часов: 30 ч (1 ч в неделю)
Составитель
Кондратьева Татьяна Ивановна,
высшая квалификационная категория
Губкин
2013
Согласовано с директором Будзюк Н.В.
МБУ «Научно-методический центр»
Согласовано с заместителем начальника
управления образования и науки
по научно-методической работе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Кочуровой Е.Э. «Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012). Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить математический кругозор и эрудицию. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель программы:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях математики;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений;
формировать умение работать в условиях поиска;
развивать сообразительность, любознательность;
учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и участие в олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 30 занятий.
Курс ориентационный
Осуществляет учебно-практическое знакомство с различными разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет математический кругозор и эрудицию, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы;
- математические игры.
Содержание программы кружка «Занимательная математика» соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета «Математика». Занятия кружка содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет детям успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, успешно участвовать в олимпиадах и конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии.
Средний возраст обучающихся - 7 лет (1 класс). У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Программа кружка «Занимательная математика» рассчитана на 1 год - 30 часов занятий. Режим работы – 1 час в неделю.
Ценностными ориентирами содержания занятий являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы кружка
Личностными результатами являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Общее количество часов |
1. | Числа. Арифметические действия. Величины | 15 |
Математика – это интересно. | 1 | |
Игры с кубиками. | 3 | |
Волшебная линейка. | 1 | |
| Праздник числа 10. | 1 |
Игра-соревнование «Весёлый счёт». | 1 | |
Математические игры. | 4 | |
Числовые головоломки. | 2 | |
Игра в магазин. Монеты. | 1 | |
Математическое путешествие. | 1 | |
2. | Мир занимательных задач | 4 |
Задачи-смекалки. | 1 | |
Математическая карусель. | 2 | |
Секреты задач. | 1 | |
3. | Геометрическая мозаика | 11 |
Танграм: древняя китайская головоломка. | 2 | |
Путешествие точки. | 1 | |
Конструирование многоугольников из деталей танграма | 2 | |
Конструкторы лего. | 2 | |
Весёлая геометрия. | 1 | |
«Спичечный» конструктор. | 1 | |
Прятки с фигурами. | 1 | |
Уголки. | 1 | |
ИТОГО | 30 |
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины (15 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание в пределах 100. Числовые головоломки. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач (4 ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика (11 ч)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Содержание занятий
Тема 1. Математика – это интересно
Решение нестандартных задач.
Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Тема 3. Путешествие точки
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
Тема 4. Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 6. Волшебная линейка
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
Тема 7. Праздник числа 10
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
Тема 10. Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
Темы 11–12. Конструкторы лего
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
Тема 13. Весёлая геометрия
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тема 14. Математические игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».
Тема 15. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема 16. Задачи-смекалки
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
Тема 17. Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Тема 18. Математические игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».
Тема 19. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Темы 20.Математическая карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 21. Уголки
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
Тема 22. Игра в магазин. Монеты
Сложение и вычитание в пределах 20.
Тема 23. Конструирование фигур из деталей танграма
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 24. Игры с кубиками
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.
Тема 25. Математическое путешествие
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.
Тема 26. Математические игры
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
Тема 27. Секреты задач
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
Тема 28. Математическая карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 29. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Тема 30. Математические игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».
УМК
1.Беденко М.В. Клоуны Бим и Бом. Сложение и вычитание чисел в пределах десятка. – М.: ООО «5 за знания», 2007.
2.Кочурова Е.Э. «Занимательная математика». Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012.
3.Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. – М.: «Просвещение», 2012.
Материально-техническое обеспечение
1.Кубики с точками или цифрами.
2.Комплекты карточек с числами.
3.«Математический веер» с цифрами и знаками.
4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.
5.Таблицы для начальной школы.
6.Математические настольные игры.
7.Карточки с математическими заданиями.
Список литературы
1.Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. – М.: Айрис-пресс, 2006.
2.Волина В.В. Праздник числа. - М.: Знание, 1993.
3.Волина В.В. Занимательная математика для детей. – Санкт-Петербург: Дидактика, 1994.
4.Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. - М.: «Просвещение», 1995.
5.Все задачи «Кенгуру». – Санкт-Петербург, 2008.
6.Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. – М.: Айрис-пресс, 2008.
7.Кенгуру – 2008. Задачи, решения, итоги. – Санкт-Петербург, 2008.
8.Лавриненко Г.А. Как научить детей решать задачи? - Саратов: «Лицей», 2000.
9.Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов: «Лицей», 2001.
10.Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания/сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2008.
11.Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. – М.: «Просвещение», 2011.
12.Перельман Я.И. Занимательная арифметика. - М.: Издательство Русанова, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа Математика 1 класс
По система Занкова Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа "Математика 2 класс"
Рабочая программа и тематическое планирование "Математика 2 класс" для работы с учащимися по программе Л. В. Занкова....
Рабочая программа Математика 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);- про...