Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Зайцева  Нина Михайловна

Компоненты сложения "Слагаемое, слагаемое, сумма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1  классе.

УМК: «Школа России»

Тема: "Компоненты сложения: слагаемое, слагаемое, сумма ".

Цель: 

  • 1) Уточнить названия: "компоненты сложения "; проверить грамотное их использование в речи детей.
  • 2) Закрепить счёт в пределах10, представления об области и границе, взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
  • 3) Развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.
  • 4)Воспитывать  культуру учебного труда, интерес к изучению математики.
  • 5)Содействовать развитию эмоциональной сферы учащихся, сохранению психического и физического здоровья.

Общеучебные умения и навыки

- понимать учебную задачу

-выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда

- умение планировать выполнение различных видов деятельности

- владеть основными средствами различных форм контроля

Учебно-информационные умения

- правильно и осознанно читать в слух

-элементарно обосновывать высказанное суждение

Учебно- логические умения

-анализ, синтез, сравнение, обобщение

-осуществлять доказательство и опровержение

- формировать гипотезу по решению проблемы

Тип урока:формирование новых знаний.

Оборудование: рисунки домиков для логической задачи, рисунки к математическим задачам экологического характера, таблица компонентов, видеосюжет и др.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

-Покажите на  с каким настроением вы начинаете урок?

-Работая вместе, мы откроем первую карточку темы урока, две другие помогут открыть ребята, работающие у доски индивидуально и на местах, выполнив все задания верно.

2.Актуализация опорных знаний:

А) индивидуальная работа у доски:

1 ученик

9 * 10            7 * 8 – 2           5 + 1 * 7 – 1

- Что сравниваем? (Число и выражение).

- Поставь знак и прочитай выражение.

  - Какое выражение лишнее?  Почему?

2 ученик

Найди значение выражений:

        5 + 1=           3+2=

        9 – 2 =          10 – 2 =

        6 – 6 =           7 + 0 =

        7 + 2 =           8 – 1 =                                                                                                                                                                                                                        

 и на местах ( №3 – один ученик, №6- другой ученик).

1) Счёт в пределах 10 (прямой и обратный):

-Сосчитайте от 3 до 9; от 10 до 7.

  • - Назовите последующее число 7. Как получить последующее число?
  • - Назовите предыдущее число 10. Как получить предыдущее число?
  • -Какое число стоит между 8 и 10, а между 5 и 7?
  • -Какое число стоит справа от 9 (10)? А слева от 2 (1)?
  • -Назовите "соседей" числа 3.

2) "Потерялось" число. Найдите его место в натуральном ряду чисел:

1 2 3 4 5 7 8 9 10

  • - Что вы можете сказать о числе 6 ?
  • - Как получить число 6?
  • - Придумайте разные варианты.

3) Закономерность : 1 4 7 … … …

Установите закономерность и продолжите ряд чисел.

4) Задание на логику:

-В трёх домиках живут Три Поросёнка. Нуф-нуф и Ниф-ниф живут в домиках с большим окном. Ниф-ниф и Наф-наф живут в домиках с высокой крышей. Определите кто из Поросят в каком домике живет? (домики состоят из геометрических фигур трапеция, треугольник, прямоугольник. Вопросы учителя после решения задачи

- Назовите фигуры.

        - Почему они так называются?

        - Как назвать фигуры одним словом?

        - Какая фигура лишняя? Почему?

        - Как внутри каждой фигуры  провести прямую линию, которая разделит фигуру на два треугольника?

5) Математические задачи экологического характера: 

Буратино и Красная Шапочка, гуляя по лесу, наткнулись на 3 птичьих гнезда. В каждом из них было по 2 яйца. Буратино хотел взять в руки яйцо и посмотреть, но Красная Шапочка вовремя остановила его. "Не трогай птичьих гнёзд и яиц!" - закричала она. Ведь тогда птицы, высиживавшие птенцов, бросили бы это гнездо.

Сколько будущих птенцов спасла Красная Шапочка?

(2+2+2=6) 

- Ребята, а сколько раз в день надо чистить зубы? А как вы думаете, пресную воду зря тратить можно? (варианты ответов детей)

Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате чего напрасно расходуется 3 литра воды. Если Незнайка чистит зубы утром и вечером, то сколько воды впустую расходуется за день?

(3+3=6) 

- Ребята, а что вы знаете о мухоморах?

Буратино нашёл под одной берёзой 4 мухомора,

а под другой - 2 мухомора. Мухоморы - ядовитые грибы, их нельзя рвать! Но, оплетая корень берёзы, они питают это дерево. 

Сколько мухоморов нашёл Буратино?

(4+2=6) 

(Вывешивается табличка с данным числовым равенством, с обозначением "частей" и "целого")

Б) Проверка индивидуальной работы у доски и на местах. (открываются две последние карточки)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Упражнение на релаксацию: Лягте на парту, закройте глаза. Представьте себе, что сейчас лето, жарко греет солнце. Мы с вами любуемся синим морем. Идём босиком по тёплым, гладким камешкам. Пересыпаем сухой песочек из одной руки в другую. Лёгкий ветерок освежает нас. Приятная картина?

3. Постановка проблемы. Открытие нового

1) Введение компонентов сложения.

-По задаче про мухоморы было составлено числовое выражение.

  • - Что обозначает число "4" в этом равенстве? ("часть")
  • - А число "2"? ("часть")
  • - А число "6"? ("целое")
  • -Какое действие выполняли, чтобы из частей получить целое? ( «складывали»). Или по-другому «слагали». Отсюда и название чисел- «слагаемые», результат- «сумма». Обратимся к толковому словарю.
  • - Как сделать, чтобы крупа занимала не два мешочка, а меньше? (ссыпать в один) Из двух частей получили целое, т.е. сумму. Значит, и 4+ 2 – это тоже «сумма».
  • - Как  же называются компоненты при сложении? Посмотрим и послушаем, как об этом расскажут наши лесные друзья из видеосюжета.(слагаемое, слагаемое, сумма)

2) Работа по учебнику. (стр.78 -63) стр.79 задание №1

  • - попробуем заполнить данную в этом задании клетку:
  • - посмотрите на первый пример, что здесь известно? Неизвестно?
  • - Назовите слагаемое, слагаемое, сумму.
  • - Подчеркните их, как "части" и "целое".
  • - Сумма- это что? ("целое")

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. Повторение и закрепление пройденного.

Минутка чистописания 

 

  1. Разминка пальцев рук.

                 Пальчик толстый и большой в сад за сливами пошёл.

                 Указательный с порога указал ему дорогу.

                 Средний пальчик самый меткий. Он сбивает сливы с ветки

                 Безымянный собирает,

                 А мизинчик – господинчик в землю косточки сажает.

                 Пальчик, пальчик, ты мой друг.

                 Лечишь ты от всех недуг.

                 Будет всяк из нас здоров.

                 И не надо докторов.

  1. Сегодня мы с вами поговорим о числе и о цифре 6.

            - Что вы знаете о числе6? (Однозначное, потому что записывается при помощи одной цифры 6,

              соседи 5 и7, можно получить из чисел 5 и 1, 4 и 2, 3 и 3).

            - Цифру 6 начинаем писать чуть ниже уголка верхней правой стороны клетки, ведём закругление вниз, чтобы голова цифры 6 середины нижней стороны клетки.

            - Напишите цифру 6 по образцу в тетради.

а) задание №2: 

-А теперь решим примеры с помощью числового отрезка самостоятельно по вариантам: 1в.-1 строка, 2в.- 2 строка. (взаимопроверка, оценивание «улыбкой»)

б) задания в малых группах:

-Работая в парах, запишите в тетрадях решение задач. Комментируйте свои действия, оцените работу друг друга ( решаем через пару: №4- 1 парта ряда, №5- 2 парта ряда и т.д.). Проверка осуществляется по доске (карточки учителя).

- Почему выбрали разные действия? (в первой задаче подарили Васе, значит, у него стало больше, чем было, а во второй-Лена подарила собачку подруге, значит у нее стало меньше, чем было).

- Прочитайте решение задач разными способами.

в) работа в тетрадях на печатной основе с.   (по усмотрению учителя при достаточном времени)

5. Итог урока:

Рефлексия.

  • - Чему учились на уроке?
  • -Что нового вы узнали сегодня?
  • -Что больше всего понравилось на уроке?
  • -Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? Покажите.
  • -Каким стало настроение в конце урока?
  • - Урок окончен, спасибо за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...