Календарно - тематическое планирование по математике 1 класс
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Пронина Любовь Алексеевна

Календарно-тематическое планирование по математике Л. Г. Петерсон 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem_plan_po_mat_1_kl.docx37.98 КБ
Файл matematika_poyasn_zap_1_kl.docx52.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  по математике

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные умения (предметные)

Тип урока

Вид

контро-ля.

Измери-тели

Число

№ урока по учебни-ку

1

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и т.д.

1

Уметь описывать свойства предмета, объяснять сходство и различие предметов, обосновывать свой ответ.

Урок открытия новых знаний

02.09.

2013г.

1

2

Свойства предметов.  Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

1

Урок открытия новых знаний

03.09.

2

3

Свойства предметов.  Изменение цвета, формы, размера.

1

Уметь сравнивать фигуры по цвету, форме и т. д.

Урок открытия новых знаний

05.09

3

4

Изменение размера.

1

Уметь сравнивать фигуры по цвету, форме и т.д.

Урок повторения

06.09

4

5

Составление группы по заданному признаку.

1

Уметь классифицировать предметы, объединять в группы по общему признаку

Урок открытия новых знаний

09.09

5

6

Выделение части группы.

1

Уметь выделять часть совокупности

Урок открытия новых знаний

С / р. 1

10.09

6

7

Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠.

1

Уметь сравнивать совокупности предметов по количеству, записывать полученный результат сравнения с помощью знаков = и ≠.

Урок открытия новых знаний

12.09

7

8

Составление равных и неравных групп.

1

Урок открытия новых знаний

С / р. 2

13.09

8

9

Сложение групп предметов. Знак +.

1

Уметь складывать совокупности предметов, записывать выполненные действия  и их результат с помощью знаков +, =.

Урок открытия новых знаний

16.09

9

10

Сложение групп предметов.

1

Урок рефлексии

С / р. 3

17.09

11

Вычитание групп предметов. Знак -

1

Уметь вычитать совокупности предметов, записывать выполненные действия  и их результат с помощью знаков -, =.

Урок открытия новых знаний

19.09

10

12

Вычитание групп предметов

1

Урок рефлексии

С / р. 4

20.09

13

Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже.

1

Уметь устанавливать взаимосвязь между понятиями «сложение»

и «вычитание»

Урок введения новых знаний

23.09

11

14

Порядок.

1

Знать пространственно-временные отношения: «вверх–вниз», «раньше–позже», «выше–ниже», «внутри–снаружи»,  «слева–справа».

Уметь устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием.

Урок открытия новых знаний

24.09

14

15

Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже.

1

Урок рефлексии

С / р. 5

26.09

15

16

Проверочная работа №1.

1

Урок обучающего контроля знаний.

П / р. 1

30.09

17

Один – много. На, над, под. Перед, после, между. Рядом.

1

Урок рефлексии

01.10

16

18

Число и цифра 1. Справа, слева, посередине.

1

Уметь называть и записывать числа 1, 2, 3, 4, складывать в пределах 4.

Иметь представление о геометрических фигурах: отрезке, треугольнике, четырехугольнике.

Знать состав числа 3

Знать состав числа 4

Урок открытия новых знаний

03.10

17

19

Число и цифра 2. сложение и вычитание чисел.

1

Урок открытия новых знаний

04.10

18

29

Число и цифра 3. Состав числа 3.

1

Урок открытия новых знаний

07.10

19

21

Сложение и вычитание в пределах 3.

1

Урок открытия новых знаний

08.10

20

22

Сложение и вычитание в пределах 3.

1

Урок рефлексии

С / р. 6

10.10

21

23

Число и цифра 4. Состав числа 4.

1

Урок открытия новых знаний

11.10

22

24

Сложение и вычитание в пределах 4.

1

Урок рефлексии

14.10

23

25

Числовой отрезок.

1

Уметь складывать и вычитать в пределах 4.

Урок открытия новых знаний

15.10

24

26

Числовой отрезок. Сложение и вычитание в пределах 4.

1

Урок рефлексии

С / р. 7

17.10

25

27

Число и цифра 5. Состав числа 5.

1

Уметь называть и записывать число 5.

Знать состав числа 5

Урок открытия новых знаний

18.10

26

28

Сложение и вычитание в пределах 5.

1

Урок открытия новых знаний

21.10

27

29

Столько же. Равенство и неравенство чисел.

1

Знать: способы сравнения чисел; знаки сравнения.

Уметь сравнивать числа и записывать выражения.

Урок открытия новых знаний

22.10

28

30

Сравнение по количеству с помощью знаков < и >.

1

Уметь сравнивать числа и записывать выражения.

Урок открытия новых знаний

24.10

29

31

Сравнение по количеству с помощью знаков < и >.

1

Уметь сравнивать числа и записывать выражения.

Урок рефлексии

С / р. 8

25.10

32

Сложение и вычитание в пределах 5.

1

Уметь выполнять сложение

и вычитание в пределах 5

Урок рефлексии

30

33

Больше, меньше.

1

Уметь сравнивать числа и записывать выражения.

Урок рефлексии

31

34

Больше, меньше.

1

32

35

Число и цифра 6. Состав числа 6.

1

Знать и записывать число 6; состав числа 6

Уметь складывать и вычитать числа в пределах 6.

Урок открытия новых знаний

33

36

Сложение и вычитание в пределах 6.

1

Урок рефлексии

34

37

Точки и линии. Компоненты сложения.

1

Уметь распознавать точки, линии, замкнутые и незамкнутые линии, отрезок, ломаную.

Уметь сравнивать числа до 6.

Уметь раскладывать число 6 по составу, складывать и вычитать в пределах 6.

Урок открытия новых знаний

35

38

Точки и линии. Компоненты сложения.

1

Урок рефлексии

36

39

Области и границы.

1

Урок открытия новых знаний

37

40

Компоненты вычитания.

1

Урок рефлексии

С / р. 9

38

41

Проверочная работа № 2.

1

Урок обучающего контроля знаний.

П / р. 2

42

Отрезок и его части.

1

Урок открытия новых знаний

1

43

Число и цифра 7. Состав числа 7.

1

Знать и записывать число 7; состав числа 7.

Урок открытия новых знаний

2

44

Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник.

1

Знать и записывать число 7; состав числа 7.Уметь складывать и вычитать в пределах 7.

Урок рефлексии

3

45

Выражения.

1

Урок открытия новых знаний

С / р. 10

4

46

Выражения.

1

Урок рефлексии

5

47

Выражения. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7.

1

Урок рефлексии

С / р. 11

6

48

Число и цифра 8. Состав числа 8.

1

Знать и записывать число 8; состав числа 8.

Урок открытия новых знаний

7

49

Сложение и вычитание в пределах 8.

1

Уметь складывать и вычитать в пределах 8

Урок рефлексии

8

50

Сложение и вычитание в пределах 8.

1

Урок рефлексии

С / р. 12

9

51

Число и цифра 9. Состав числа 9.

1

Уметь называть и записывать число 9.

Урок открытия новых знаний

10

52

Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9.

1

Знать состав числа 9.

Уметь считать, складывать и вычитать в пределах 9

Урок открытия новых знаний

11

53

Зависимость между компонентами сложения.

1

Урок открытия новых знаний

12

54

Зависимость между компонентами вычитания.

1

Урок открытия новых знаний

13

55

Зависимость между компонентами сложения и вычитания.

1

Урок рефлексии

С / р. 13

56

Проверочная работа № 3.

1

Урок обучающего контроля знаний.

П / р. 3

57

Части фигур. Соотношение между целой фигурой и его частями.

1

Уметь устанавливать взаимосвязи между целой геометрической фигурой и её частями.

Урок открытия новых знаний

14

58

Части фигур. Соотношение между целой фигурой и его частями.

1

Уметь называть и записывать число 0.

Знать свойства 0

Урок рефлексии

15

59

Число 0. Свойства сложения и вычитания с нулём.

1

Знать числа от нуля до девяти: состав, изображение с помощью точек и на числовом отрезке, сравнение, письмо цифр.

Урок открытия новых знаний

16

60

Сравнение с нулём.

1

Урок открытия новых знаний

17

61

Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик  Рубика.

1

Уметь складывать и вычитать в пределах 9.

Урок рефлексии

С / р. 14

18

62

Равные фигуры.

1

Уметь распознавать равные фигуры.

Урок открытия новых знаний

19

63

Равные фигуры.

1

Урок рефлексии

20

64

Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация.

1

Урок открытия новых знаний

21

65

Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация.

1

Урок рефлексии

С / р. 15

22

66

Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9.

1

Уметь складывать и вычитать в пределах 9.

Урок рефлексии

67

Задача.

1

Уметь решать простые задачи на сложение и вычитание

Урок открытия новых знаний

23

68

Решение задач на нахождение части и целого.

1

Урок рефлексии

24

69

Взаимообратные задачи.

1

Уметь решать простые задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел, использовать схемы для краткой записи.

Урок открытия новых знаний

25

70

Решение задач на нахождение части и целого.

1

Урок рефлексии

С / р. 16

26

71

Разностное сравнение чисел.

1

Уметь решать простые задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел, использовать схемы для краткой записи.

Урок открытия новых знаний

27

72

На сколько больше?

На сколько меньше?

1

Урок рефлексии

28

73

Задачи на нахождение большего числа.

1

Урок рефлексии

29

74

Задачи на нахождение меньшего числа.

1

Уметь решать простые задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел, использовать схемы для краткой записи.

Урок рефлексии

30

75

Решение задач на разностное сравнение.

1

Урок рефлексии

31

76

Решение задач на разностное сравнение.

1

Урок рефлексии

С / р. 17

32

77

Проверочная работа № 4.

1

Урок обучающего контроля знаний.

П / р. 4

78

Величины.  Длина.

1

Уметь выделять величины длина, масса, объём в реальных процессах, измерять эти величины с помощью произвольной фиксированной единицы измерения (мерки).

Урок открытия новых знаний

1

79

Построение отрезков данной длины.

1

Урок открытия новых знаний

2

80

Измерение длин сторон многоугольников. Периметр.

1

Урок рефлексии

С / р. 18

3

81

Масса.

1

Урок открытия новых знаний

4

82

Масса.

1

Урок рефлексии

5

83

Объём.

1

Урок открытия новых знаний

6

84

Свойства величин.

1

Урок открытия новых знаний

7

85

Свойства величин.

1

Урок рефлексии

8

86

Величины и их свойства.

1

Урок рефлексии

С / р. 19

9

87

Составные задачи на нахождение целого (одна из частей не известна).

1

Уметь решать текстовые задачи, уравнения.

Урок открытия новых знаний

10

88

Уравнения. Решение уравнений вида a + х = b.

1

Уметь решать простые уравнения на взаимосвязи между частью и целым.

Урок открытия новых знаний

11

89

Уравнения. Решение уравнений вида a + х = b.

1

Уметь решать простые уравнения.

Урок рефлексии

12

90

Уравнения. Решение уравнений вида a - х = b.

1

Уметь решать простые уравнения.

Урок открытия новых знаний

С / р. 20

13

91

Уравнения. Решение уравнений вида a - х = b.

1

Уметь решать простые уравнения на вычитание с предметами, фигурами, числами на основе взаимосвязи между частью и целым

Урок рефлексии

14

92

Уравнения. Решение уравнений вида х - a = b.

1

Урок открытия новых знаний

С / р. 21

15

93

Уравнения. Решение уравнений вида х - a = b.

1

Урок рефлексии

16

94

Уравнения.

1

Умение прокомментировать решение простых уравнений на сложение и вычитание на основе взаимосвязи между частью и целым и по компонентам действий.

Урок рефлексии

С / р. 22

17

95

Проверочная работа № 5.

1

Урок обучающего контроля знаний.

П / р. 5.

96

Укрупнение единиц счёта.

1

Урок открытия новых знаний

18

97

Укрупнение единиц счёта.

1

Урок рефлексии

19

98

Число 10.  Состав числа 10.

1

Знать (на уровне автоматизированного навыка) состав чисел 2 – 10.

Урок открытия новых знаний

20

99

Число 10.  Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.

1

Урок рефлексии

21

100

Составные задачи на нахождение части целого (целое не известно).

1

Уметь решать и комментировать решения составных задач на сложение и вычитание в 2 действия (по опорной схеме).

Урок открытия новых знаний

22

101

 Составные задачи на нахождение части целого (целое не известно).

1

Урок рефлексии

С / р. 23

23

102

Счёт десятками. Круглые числа.

1

Уметь читать и записывать круглые числа.

Уметь считать до 60 через 7, до 80 через 8, до 90 через 9.

Урок открытия новых знаний

24

103

Счёт десятками. Круглые числа.

1

Урок рефлексии

С / р. 24

25

104

Круглые числа.

1

Уметь читать и записывать круглые числа.

Урок рефлексии

26

105

Дециметр.

1

Уметь читать и записывать круглые числа.

Уметь считать до 60 через 7, до 80 через 8, до 90 через 9.

Урок открытия новых знаний

27

106

Счёт десятками. Круглые числа. Дециметр.

1

Урок рефлексии

28

107

Счёт десятками и единицами.

1

Урок открытия новых знаний

С / р. 25

108

Название и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые.

1

Знать счёт предметов в пределах 20, название и запись двузначных чисел.

Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток

Урок открытия новых знаний

29

109

Проверочная работа № 6.

Урок обучающего контроля знаний.

П / р. 6

110

Числа 1 – 20.

1

Урок рефлексии

30

111

Числа 1 – 20.

1

Урок рефлексии

31

112

Нумерация двузначных чисел.

1

Урок открытия новых знаний

32

113

Натуральный ряд.

Урок открытия новых знаний

С / р. 26

33

114

Сравнение двузначных чисел.

1

Уметь сравнивать двузначные числа.

Урок открытия новых знаний

34

115

Сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Уметь складывать и вычитать двузначные числа без перехода через десяток.

Уметь сравнивать двузначные числа.

Урок открытия новых знаний

35

116

Сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Урок рефлексии

С / р. 27

36

117

Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Урок рефлексии

37

118

Квадратная таблица сложения.

1

Уметь выполнять сложение  в пределах 20 с переходом  через десяток

Урок открытия новых знаний

38

119

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

1

Уметь выполнять сложение  в пределах 20 с переходом  через десяток

Урок открытия новых знаний

С / р. 28

39

120

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

1

Уметь выполнять сложение  в пределах 20 с переходом  через десяток

Урок рефлексии

40

121

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

1

Урок рефлексии

41

122

Вычитание однозначных чисел из двузначных чисел с переходом через десяток.

1

Уметь выполнять  вычитание в пределах 20 с переходом через десяток

Урок открытия новых знаний

42

123

Вычитание однозначных чисел из двузначных чисел с переходом через десяток.

1

Урок рефлексии

С / р. 29

43

124

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

1

Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток

Урок рефлексии

44

125

Решение текстовых задач.

1

Уметь решать  задачи на сложение и вычитание.

Урок рефлексии

С / р. 30

45

126

Проверочная работа № 7.

1

Урок контроля знаний.

П / р. 7

127

Решение задач на повторение.

1

Уметь решать и комментировать решения задач на сложение и вычитание.

Урок рефлексии

С / р. 31

128

Решение задач на повторение.

1

Урок рефлексии

129

Переводная контрольная работа.

1

Итоговый контроль знаний.

К / р.

130

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии

131

Итоговая контрольная работа.

1

Итоговый контроль знаний.

К / р.

132

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Утверждаю

Директор школы №5

……………… В. А. Зиновьев

                                                           «01» сентября 2013г.

Календарно-тематическое планирование

Учитель: Пронина Л. А.

Класс: 1Б

Предмет

Математика

Количество часов

132 часа (4 часа в неделю)

Программа

«Школа 2100»

Учебный комплект (автор, учебник, тетрадь)

Л. Г. Петерсон (Учебник, тетрадь для контрольных и самостоятельных работ)

Автор: Л.Г. Петерсон

Пояснительная записка

Программа[1] разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Курс математики для 1—4 классов начальной школы, реализующий данную программу, является частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5—6 классов средней школы образовательной системы «Школа 2000...» и, таким образом, обеспечивает преемственность математической подготовки между ступенями дошкольного, начального и общего среднего образования.

Цели и задачи курса математики

для 1—4 классов начальной школы

Основными целями курса математики для 1—4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.

Соответственно задачами данного курса являются:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Общая характеристика курса

Содержание курса математики строится на основе:

  • системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);
  • системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);
  • дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л. Г. Петерсон)[2].

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...»[3]. Суть её заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определённых ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000...» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных математических знаний, умений и навыков. Например, структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет следующий вид:

1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо — хочу — могу».

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) выполняют типовые задания на освоение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой — подготовка к введению в будущем следующих тем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Данная структура урока может быть представлена следующей схемой, позволяющей в наглядном виде соотнести этапы урока по ТДМ с методом рефлексивной самоорганизации (см. рис. 1).

Помимо уроков открытия нового знания, в дидактической системе «Школа 2000...» имеются уроки других типов:

  • уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют своё умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
  • уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
  • уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.

Технология деятельностного метода «Школа 2000...» (ТДМ)

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.

Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:

  1. мотивация к учебной деятельности;
  2. актуализация знаний;
  3. проблемное объяснение нового знания;
  4. первичное закрепление его во внешней речи;
  5. самостоятельная работа с самопроверкой;
  6. включение нового знания в систему знаний и повторение.;
  7. рефлексия учебной деятельности на уроке.

Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры рефлексивной самоорганизации ту её часть, которая представляет собой целостный элемент. Таким образом, не вступая в противоречие со структурой деятельностного метода обучения, базовый уровень ТДМ систематизирует инновационный опыт российской школы об активизации деятельности детей в процессе трансляции системы знаний. Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу.

На технологическом уровне при введении нового знания учитель начинает использовать уже целостную структуру ТДМ, однако построение самими детьми нового способа действия организуется пока ещё с отсутствием существенных компонентов (этап проектирования и реализации проекта).

На системно-технологическом уровне деятельностный метод реализуется во всей полноте.

Для формирования определённых ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения таких, как:

1) приобретение опыта выполнения УУД;

2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);

3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль.

На уроках по ТДМ «Школа 2000...» учащиеся приобретают первичный опыт выполнения УУД. На основе приобретённого опыта они строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий (третий этап). И наконец, по мере освоения данного УУД и умения учиться в целом проводится контроль реализации требований ФГОС (четвёртый этап)[4].

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000...».

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

При реализации базового уровня ТДМ принцип деятельности преобразуется в дидактический принцип активности традиционной школы.

Поскольку развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта (Л.С. Выготский), то представленная система дидактических принципов сохраняет своё значение и для организации воспитательной работы как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов данного курса организовать полноценную математическую деятельность учащихся по получению нового знания, его преобразованию и применению, включающую три основных этапа математического моделирования:

1) построение математической модели некоторого объекта или процесса реального мира;

2) изучение математической модели средствами математики;

3) применение полученных результатов в реальной жизни.

При построении математических моделей учащиеся приобретают опыт использования начальных математических знаний для описания объектов и процессов окружающего мира, объяснения причин явлений, оценки их количественных и пространственных отношений.

На этапе изучения математической модели учащиеся овладевают математическим языком, основами логического, алгоритмического и творческого мышления, они учатся пересчитывать, измерять, выполнять прикидку и оценку, исследовать и выявлять свойства и отношения, наглядно представлять полученные данные, записывать и выполнять алгоритмы.

Далее, на этапе применения полученных результатов в реальной жизни учащиеся приобретают начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Здесь они отрабатывают умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, действовать по заданным алгоритмам и строить их. Дети учатся работать со схемами и таблицами, диаграммами и графиками, цепочками и совокупностями, они анализируют и интерпретируют данные, овладевают грамотной математической речью и первоначальными представлениями о компьютерной грамотности.

Поскольку этап обучения в начальной школе соответствует второму допонятийному этапу познания, освоение предметного содержания в курсе математики «Учусь учиться» организуется посредством систематизации опыта, полученного учащимися в предметных действиях, и построения ими основных понятий и методов математики на основе выделения существенного в реальных объектах.

Отбор содержания и последовательность изучения математических понятий осуществлялись на основе построенной Н.Я. Виленкиным системы начальных математических понятий, обеспечивающей преемственные связи и непрерывное развитие следующих основных содержательно-методических линий школьного курса математики с 1 по 9 класс: числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической, анализа данных, текстовых задач. При этом каждая линия отражает логику и этапы формирования математического знания в процессе познания и осуществляется на основе тех реальных источников, которые привели к их возникновению в культуре, в истории развития математического знания.

Так, числовая линия строится на основе счёта предметов (элементов множества) и измерения величин. Понятия множества и величины подводят учащихся с разных сторон к понятию числа: с одной стороны, натурального числа, а с другой — положительного действительного числа. В этом находит отражение двойственная природа числа, а в более глубоком аспекте — двойственная природа бесконечных систем, с которыми имеет дело математика: дискретной, счётной бесконечностью и континуальной бесконечностью. Измерение величин связывает натуральные числа с действительными, поэтому своё дальнейшее развитие в средней и старшей школе числовая линия получает как бесконечно уточняемый процесс измерения величин.

Исходя из этого, понятия множества и величины вводятся на ранних стадиях обучения с опорой на житейский опыт учащихся (при этом множества рассматриваются лишь непересекающиеся, а сам термин «множество» на первых порах заменяется более понятными для учащихся словами «группа предметов», «совокупность», «мешок»). Операции над множествами и над величинами сопоставляются между собой и служат основой изучения соответствующих операций над числами. Это позволяет раскрыть оба подхода к построению математической модели «натуральное число»: число n, с одной стороны, есть то общее свойство, которым обладают все n-элементные множества, а с другой стороны, это результат измерения длины отрезка, массы, объёма и т. д., когда единица измерения укладывается в измеряемой величине n раз.

В рамках числовой линии учащиеся осваивают принципы записи и сравнения целых неотрицательных чисел, смысл и свойства арифметических действий, взаимосвязи между ними, приёмы устных и письменных вычислений, прикидки, оценки и проверки результатов действий, зависимости между компонентами и результатами, способы нахождения неизвестных компонентов. Вместе с тем они знакомятся с различными величинами (длиной, площадью, объёмом, временем, массой, скоростью и др.), общим принципом и единицами их измерения, учатся выполнять действия с именованными числами.

Числовая линия курса, имея свои задачи и специфику, тем не менее тесно переплетается со всеми другими содержательно-методическими линиями. Так, при построении алгоритмов действий над числами и исследовании их свойств используются разнообразные графические модели — треугольники и точки, прямоугольник, прямоугольный параллелепипед. Включаются в учебный процесс как объект исследования и как средство обучения такие понятия, как часть и целое, взаимодействие частей, оператор и алгоритм. Например, в 1 классе учащиеся изучают разбиение множеств (групп предметов) и величин на части, взаимосвязь целого и его частей. Установленные закономерности становятся затем основой формирования у детей прочных вычислительных навыков и обучения их решению уравнений и текстовых задач.

Место курса в учебном плане

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю, всего 540 ч: в 1 классе 132 ч, а во 2, 3 и 4 классах — по 136 ч.

Реализация принципа минимакса в образовательном процессе позволяет использовать данный курс при 5 ч в неделю за счёт школьного компонента, всего 675 ч: в 1 классе 165 ч, а во 2, 3 и 4 классах — по 170 ч.

Результаты изучения курса

Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.

10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

11. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.

12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.

13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.

4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

7. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

1 класс (4 ч в неделю, всего 132 ч)

Числа и арифметические действия с ними (70 ч). Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.

Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок.

Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.

Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.

Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин.

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков =, ¹, >, <.

Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).

Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.

Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.

Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.

Монеты  1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Укрупнение единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых десятков (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).

Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.

Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

Работа с текстовыми задачами (20 ч). Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.

Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).

Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.

Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).

Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.

Геометрические фигуры и величины (14 ч). Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).

Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны.

Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.

Объединение и пересечение геометрических фигур.

Величины и зависимости между ними (10 ч). Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.

Измерение массы. Единица массы: килограмм.

Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.

Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.

Числовой отрезок.

Алгебраические представления (14 ч). Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1—2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков  >,  <,  = .

Уравнения вида а + х = b,  а – х = b,  x – a = b,  а × х = b,  решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.

Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а.

Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида:  а + b = с,  b + а = с,  с – а = b.

Математический язык и элементы логики (2 ч). Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.

Построение моделей текстовых задач.

Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Работа с информацией и анализ данных (2 ч). Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.

Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.

Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.

Обобщение и систематизация знаний, полученных в 1 классе.

Портфолио ученика 1 класса.


[1] Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика “Учусь учиться” для 1—4 классов автора Л.Г. Петерсон (М.: Ювента). Курс математики «Учусь учиться» может использоваться на основе дидактической системы Л. Г. Петерсон в УМК «Перспектива», а также вне рамок данного комплекса совместно с завершёнными предметными линиями учебников по другим учебным предметам (открытый УМК «Школа 2000…»), рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования и имеющих государственну аккредитацию на 2011/2012 учебный год.

[2] Премия Президента РФ в области образования за 2002 год, Заключение РАО от 14.07.2006 г. Заключение Государственной СЭС РФ № 77.99.02.953.Т.000670.07.01 от 30.07.01.

[3] Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...». — М.: АПК и ППРО: УМЦ «Школа 2000...», 2007.

[4] Второй и четвёртый этапы формирования УУД целесообразно проходить в рамках надпредметного курса «Мир деятельности», который проводится 1 раз в неделю, всего 34 часа (Петерсон Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1—4 классов начальной школы. — М., 2009).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике. УМК "Планета знаний".1 класс, 1 четверть.1 класс

Планирование  составлено как зачетная работа на курсах повышения квалификации для учителей 1 классов, переходящих на обучение по ФГОС, в августе 2011 года....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 2 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

Календарно - тематическое планирование  по  математике  составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего...

Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 3 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для о...

Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 4 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

Календарно - тематическое планирование  составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике...

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова «Математика» учебник для 1 класса (УМК «Перспектива») ( 4 часа в неделю).

    Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в воспитании младших школьников. С помощью математики ребенок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проб...

Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе (1-4) по учебнику «Математика» Моро М.И.

Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе (1-4) Математика Моро М.И. из расчета 4 часа в неделю, всего в год 132 часа....