Движение с отставанием
презентация к уроку по математике (4 класс) на тему

Мануйлина Наталия Валентиновна

презентация и конспект урока по математике 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dvizhenie_s_otstavaniem.zip900.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Движение с отставанием».

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении с отставанием, фиксировать результат в виде формулы;

2) тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на движение с отставанием;

3) тренировать умение решать задачи на движение, тренировать вычислительные навыки при работе с дробями, тренировать навыки решать составные уравнения.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, формула движения, таблица для этапа рефлексии.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности Слайд 1.

- Прочитайте дружно, хором наш девиз:

Математика, друзья,

Абсолютно всем нужна. 

На уроке работай старательно, 

Успех тебя ждет обязательно.

Открываем тетради, записываем число

                                                                        19 марта

                                                                  Классная работа

- расскажите все что знаете о числе 19

 ( двузначное, нечетное, 1д 9ед, нет в таб умножения, соседи 18 и 20,)

 Записать все возможные трехзначные числа, в записи которых используются цифры  1и 9.

111, 119, 199, 191, 999,991,911, 919 – 8 чисел

Разминка

Восстанови цепочку слайд 3

 По цепочке с проверкой.

СЛАЙД 4

Кто первый?   Проверка

Геометрический материал

Слайд 5

Чему равны стороны прямоугольника,  если его площадь равна 36см2.

 Найди его периметр и сравни.

 

(9 и 4 Р=26см,  6 и 6 Р=24см, 18 и 2 Р=40см, 36 и 1 Р=74см)

МОЛОДЦЫ!

 

- С какой темой мы познакомились на прошлых уроках? (Одновременное движение)

- С какими видами движения вы знакомы? (Встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение вдогонку, движение с отставанием)

2)  Задачи на движение.

Слайд 6, 7.

– Прокомментируйте чертежи.

– Что вы заметили?

а) задача на встречное движение: S = (a + b) × x     (vсбл.);

б) задача на движение вдогонку: S = (a – b) × x       (vсбл.);

в) задача на движение в противоположных направлениях: S = (a + b) ×  x   (vуд.)

3. Постановка учебной задачи.

Слайд 8.

- Почему не удалось решить четвертую  задачу (Это задача на движение с отставанием, так как скорость одного объекта (а км/ч) меньше скорости второго объекта (b км/ч).)

- Какова же тема нашего урока? (Движение с отставанием)

- Какие цели мы поставим?  (1. Вывести формулу для решения задачи на движение с отставанием. 2. Научиться решать задачи на движение с отставанием.)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

4. «Открытие» учащимися нового знания.

Слайд 9. № 2, с. 101.

- Вначале понаблюдаем, что происходит с объектами при движении с отставанием. Заполним таблицу, чтобы сделать верные выводы.

- Прочитайте условие вслух.

- В какой точке находится самолет и как двигается?  (В точке 5. Движется со скоростью 4 ед./ч)

- А вертолет? (В точке 0. Движется со скоростью 1 ед./ч)

- Какое между ними расстояние до начала движения?  (5)

- Занесите в таблицу.

- Покажите на числовом луче, где будет находиться вертолет через час.  (В точке 1)

- И где через час будет находиться самолет.  (В точке 9)

 

- Как изменилось расстояние между ними? (Увеличилось на 3 ед./ч)

- Какой вывод о скорости удаления  при движении с отставанием  можно сделать? (Расстояние между объектами за каждую единицу времени будет увеличиваться  на одно и то же число.)

- Как это записать? (v1 – v2) 

- Составьте выражение и внесите запись в таблицу. (5 + (4 – 1) × 1 = 8 ед.)

- Покажите на числовом луче, в каких точках будут находиться самолет и вертолет через два часа. (В точках 2 и 13)

- Как изменилось расстояние между объектами через два часа? (Увеличилось еще на (4 – 1) × 2 ед.)

- Узнайте, какое расстояние стало между ними через два часа, запишите выражение в таблицу. (5 + (4 – 1) × 2 = 11 ед.)

- Отметьте на числовом луче изменение расстояния между объектами через 3 часа. Внесите запись нахождения расстояния между объектами через 3 часа. (5 + (4 – 1) × 3 = 14 ед.)

- Запишите, каким будет расстояние между ними через t ч. (5 + (4 – 1) × t)

t, ч

d, ед.

0

  5

1

  5 + (4 – 1) × 1 = 8

2

  5 + (4 – 1) ×  2 = 11

3

  5 + (4 – 1) ×  3 = 14

t

  5 + (4 – 1) ×  t

- Сделайте вывод, с помощью какой формулы мы узнали, как изменяется расстояние при движении с отставанием?

Результат работы фиксируется в виде эталона:

- Как можно прочитать эту формулу? (Чтобы найти расстояние между двумя объектами в заданное время, надо к первоначальному расстоянию прибавить скорость удаления, умноженную на время.)

Слайд 10.

- Вы теперь сможете решить  четвертую задачу  и обосновать решение задачи? Решите эту задачу.

(Задача на движение  с отставанием: S = (b – a) ×  x   (vуд.))

- Вы вышли из затруднения? (Да.)

- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на движение в противоположном направлении, встречное, вдогонку и с отставанием.)

- Что вы дальше должны сделать? (Потренироваться решать задачи.)

Слайд 11. Физминутка для глаз.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

 3, стр. 101

Задача комментируется учащимся, который её решает у доки. Остальные дети работают в тетрадях.

 Чертеж  к задаче

В задаче говорится, что от одной пристани в одном направлении вышли 2 парохода, т.е. первоначальное расстояние между пароходами равно 0. Скорость пароходов 25 км/ч и 32 км/ч, надо определить каким станет расстояние между пароходами через 6 часов. Для этого можно воспользоваться: s = (v1 - v2)  t.

(32 - 25)  6 = 42 (км)

Ответ: расстояние между пароходами через 6 ч станет 42 км.

6. Самостоятельная работа

- Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня открыли? (…)

Учащимся предлагается решить задачу  4, стр. 102.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки.

vуд. = v1 – v2

1)  800 – 750 = 50 (м/мин) – скорость удаления

d = s + (v1 - v2)  t

2) 600 + 50 × 8 = 1000 (м) = 1 (км) – расстояние через 8 мин.

Ответ: 50 м/мин, 1 км.

- Что вы использовали при выполнении задания? (Схему, формулы.)

- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)

- В чем причина?

- У кого все верно

 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что нового вы открыли сегодня на уроке. (Мы узнали, как найти расстояние при движении с отставанием.)

- Что такое скорость удаления.  (Скорость удаления – расстояние, при котором объекты удаляются за единицу времени.)

- Как найти скорость удаления при движении с отставанием?  (Vуд. = (V1 – V1))

- Какая еще формула необходима, чтобы успешно решать задачи на движение с отставанием?  (d = s + (v1 - v2)  t)

Слайд 14.

- Проанализируйте свою деятельность, используя таблицу.

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я знаю, как решить задачу на движение с отставанием.

4) Мне необходимо поработать над…( перечисли темы для доработки)

слайд

Дом зад с.102 №5, №13 (а)

Если останется время решение задач по уровню сложности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 3 класс, тема: "Задачи на движение в одном направлении с отставанием"

Самоанализ урока математики в 4  классе лицея №12 г.Лениногорска Республики Татарстан на тему: Задачи на движение в одном направлении.  Учитель: Сунгатуллина Эльвира Рашитовна.На этом ...

Урок математики "Движение с отставанием" 4 класс Петерсон Л. Г.

Тема: «Движение с отставанием».   Тип урока: ОНЗ. Основные цели:   1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный мом...

Отставание в обучении как психолого-педагогическая проблема

В современных условиях, когда неуклонно набирают обороты процессы активизации образования, происходит усиления его роли в формировании подрастающего поколения, наблюдается усиление ответственности так...

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся.

Основные признаки неуспеваемости учащихся1.      Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать сущес...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности?...

Презентация по математике 4 класс "Движение с отставанием"

Тема: «Движение с отставанием»Цель: познакомить учащихся с задачами на движение с отставанием. Задачи:Образовательная: вывести формулы расстояния, скорости и времени движения при движ...