Урок математики "Движение с отставанием" 4 класс Петерсон Л. Г.
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему
Тема: «Движение с отставанием». Тип урока: ОНЗ.
Основные цели: 1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении с отставанием, фиксировать результат в виде формулы; 2) тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на движение с отставанием; 3) тренировать умение решать задачи на движение, тренировать вычислительные навыки при работе с дробями, тренировать навыки решать составные уравнения.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, формула движения, таблица для этапа рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_s_otstavaniem.rar | 891.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Движение с отставанием».
Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении с отставанием, фиксировать результат в виде формулы;
2) тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на движение с отставанием;
3) тренировать умение решать задачи на движение, тренировать вычислительные навыки при работе с дробями, тренировать навыки решать составные уравнения.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, формула движения, таблица для этапа рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Слайд 2.
- С какой темой мы познакомились на прошлых уроках? (Одновременное движение)
- С какими видами движения вы знакомы? (Встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение вдогонку, движение с отставанием)
- Сегодня мы продолжим путешествие по числовому лучу. Желаю вам удачи!
Слайд 3.
- Прочитайте дружно, хором наш девиз:
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
Успех тебя ждет обязательно.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
1) Устные вычисления.
Слайд 4, 5.
– Восстановите цепочку вычислений:
2) Задачи на движение.
Слайд 6, 7.
– Прокомментируйте чертежи.
– Что вы заметили?
а) задача на встречное движение: S = (a + b) × x (vсбл.);
б) задача на движение вдогонку: S = (a – b) × x (vсбл.);
в) задача на движение в противоположных направлениях: S = (a + b) × x (vуд.)
3. Постановка учебной задачи.
Слайд 8.
- Почему не удалось решить четвертую задачу (Это задача на движение с отставанием, так как скорость одного объекта (а км/ч) меньше скорости второго объекта (b км/ч).)
- Какова же тема нашего урока? (Движение с отставанием)
- Какие цели мы поставим? (1. Вывести формулу для решения задачи на движение с отставанием. 2. Научиться решать задачи на движение с отставанием.)
4. «Открытие» учащимися нового знания.
Слайд 9. № 2, с. 101.
- Вначале понаблюдаем, что происходит с объектами при движении с отставанием. Заполним таблицу, чтобы сделать верные выводы.
- Прочитайте условие вслух.
- В какой точке находится самолет и как двигается? (В точке 5. Движется со скоростью 4 ед./ч)
- А вертолет? (В точке 0. Движется со скоростью 1 ед./ч)
- Какое между ними расстояние до начала движения? (5)
- Занесите в таблицу.
- Покажите на числовом луче, где будет находиться вертолет через час. (В точке 1)
- И где через час будет находиться самолет. (В точке 9)
- Как изменилось расстояние между ними? (Увеличилось на 3 ед./ч)
- Какой вывод о скорости удаления при движении с отставанием можно сделать? (Расстояние между объектами за каждую единицу времени будет увеличиваться на одно и то же число.)
- Как это записать? (v1 – v2)
- Составьте выражение и внесите запись в таблицу. (5 + (4 – 1) × 1 = 8 ед.)
- Покажите на числовом луче, в каких точках будут находиться самолет и вертолет через два часа. (В точках 2 и 13)
- Как изменилось расстояние между объектами через два часа? (Увеличилось еще на (4 – 1) × 2 ед.)
- Узнайте, какое расстояние стало между ними через два часа, запишите выражение в таблицу. (5 + (4 – 1) × 2 = 11 ед.)
- Отметьте на числовом луче изменение расстояния между объектами через 3 часа. Внесите запись нахождения расстояния между объектами через 3 часа. (5 + (4 – 1) × 3 = 14 ед.)
- Запишите, каким будет расстояние между ними через t ч. (5 + (4 – 1) × t)
t, ч | d, ед. |
0 | 5 |
1 | 5 + (4 – 1) × 1 = 8 |
2 | 5 + (4 – 1) × 2 = 11 |
3 | 5 + (4 – 1) × 3 = 14 |
t | 5 + (4 – 1) × t |
- Сделайте вывод, с помощью какой формулы мы узнали, как изменяется расстояние при движении с отставанием?
Результат работы фиксируется в виде эталона:
- Как можно прочитать эту формулу? (Чтобы найти расстояние между двумя объектами в заданное время, надо к первоначальному расстоянию прибавить скорость удаления, умноженную на время.)
Слайд 10.
- Вы теперь сможете решить четвертую задачу и обосновать решение задачи? Решите эту задачу.
(Задача на движение с отставанием: S = (b – a) × x (vуд.))
- Вы вышли из затруднения? (Да.)
- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на движение в противоположном направлении, встречное, вдогонку и с отставанием.)
- Что вы дальше должны сделать? (Потренироваться решать задачи.)
Слайд 11. Физминутка для глаз.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 3, стр. 101
Задача комментируется учащимся, который её решает у доки. Остальные дети работают в тетрадях.
В задаче говорится, что от одной пристани в одном направлении вышли 2 парохода, т.е. первоначальное расстояние между пароходами равно 0. Скорость пароходов 25 км/ч и 32 км/ч, надо определить каким станет расстояние между пароходами через 6 часов. Для этого можно воспользоваться: s = (v1 - v2) ⋅ t.
(32 - 25) ⋅ 6 = 42 (км)
Ответ: расстояние между пароходами через 6 ч станет 42 км.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня открыли? (…)
Учащимся предлагается решить задачу № 4, стр. 102.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки.
vуд. = v1 – v2
1) 800 – 750 = 50 (м/мин) – скорость удаления
d = s + (v1 - v2) ⋅ t
2) 600 + 50 × 8 = 1000 (м) = 1 (км) – расстояние через 8 мин.
Ответ: 50 м/мин, 1 км.
- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
- Что вы использовали при выполнении задания? (Схему, формулы.)
- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)
- В чем причина?
- У кого все верно?
8. Включение в систему знаний и повторение.
№ 9 (а), стр. 103.
Уравнение решаются на доске с комментариями.
а) 7 ⋅ х – 5 = 86 Не известно уменьшаемое, чтобы найти уменьшаемое надо к
7 ⋅ х = 86 + 5 разности прибавить вычитаемое.
7 ⋅ х = 91 Не известен множитель, чтобы найти множитель надо
х = 91 : 7 произведение разделить на известный множитель.
х = 13
№ 13 (а), стр. 103.
Задание выполняется на доске с комментарием, все дети работают в тетрадях.
= 3
1)
2)
3)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 12.
- Что нового вы открыли сегодня на уроке. (Мы узнали, как найти расстояние при движении с отставанием.)
- Что такое скорость удаления. (Скорость удаления – расстояние, при котором объекты удаляются за единицу времени.)
- Как найти скорость удаления при движении с отставанием? (Vуд. = (V1 – V1))
- Какая еще формула необходима, чтобы успешно решать задачи на движение с отставанием? (d = s + (v1 - v2) ⋅ t)
Слайд 13.
- Проанализируйте свою деятельность, используя таблицу.
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я знаю, как решить задачу на движение с отставанием. | |
4) Мне необходимо поработать над…( перечисли темы для доработки) |
Слайд 14.
Домашнее задание:
⇨ № 9 (б), № 13 (б) стр. 99
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку математики "Уравнение" 3 класс Петерсон
Презентация к уроку "Уравнение" 3 класс Петерсон...
Конспект урока по математике 2 класс Петерсон "Площадь фигур"
урок- практикум...
Конспект урока по математике 2 класс Петерсон "Виды углов"
конспект урока 2 класс виды углов...
Конспект урока математики " Уравнение", 1 класс (Петерсон Л.Г.)
Урок с использованием технологии ПДО...
Интегрированный урок по математике 4 класс (Петерсон) и ПДД с использованием многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ
Тема урока по математике «Встречное движение»Тема по программе ПДД: «Я - пешеход, пассажир»...
Конспект урока по математике 3 класс Петерсон
Урок с презентацией....
Конспект урока по математике 4 класс Петерсон
Урок с презентацией....