Рабочая программа по математике 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".
Структура программы по математике включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, цели обучения, перечень учебников и учебно-методических пособий, требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Математика» к концу четвертого года обучения,
учебно-тематическое планирование, развернутое календарно-тематическое планирование с указанием типа каждого урока и содержание учебного предмета.
Рабочая программа предназначена для учителей начальных классов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.docx | 125.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п. ПУРПЕ
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО на заседании МС Директор МБОУ «СОШ № 1» __________________ __________________ _______________________
Протокол №__ от «______» Протокол №__ от «______» «____»_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
(УМК Перспективная начальная школа)
Составитель: учитель начальных классов
первой категории Корягина Т.Н.
2013
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с Государственными требованиями к
Методическим советом школы минимуму содержания и уровню подготовки учащихся на основании
государственного стандарта, типовой учебной программы
Председатель МС Донцова Л.А. Заместитель директора по образовательному процессу МБОУ «СОШ № 1»
п. Пурпе, первой квалификационной категории
Разработала Корягина Т.Н. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» п. Пурпе,
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089);
- Закон об образовании ЯНАО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год;
- Авторская программа по математике А. Л. Чекина, Р.Г Чураковой (Программы по учебным предметам. : 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкниа/Учебник, 2011. – Ч.1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»);
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы по математике А. Л. Чекина, Р.Г Чураковой (Программы по учебным предметам. : 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкниа/ Учебник, 2011. – Ч.1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»). На изучение математики в 4 классе отводится 140 ч (4 ч в неделю, из них 4 часа - резерв), в том числе контрольных работ - 5.
Количество часов в год – 140.
Количество часов в неделю – 4.
Количество часов в I четверти – 36.
Количество часов во II четверти – 28.
Количество часов в III четверти – 40.
Количество часов в IV четверти – 36.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Цели обучения
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В программе по математике представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».
УМК
Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
для ученика:
- Захарова О.А. Математика в практических заданиях: 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 3/ О.А.Захарова; под ред. Р.Г.Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 – 48 с.: ил.
- Чекин А. Л. Математика: 4 класс: Учебник: в 2 ч. / А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2012;
- Юдина Е. П. Математика в вопросах и заданиях:4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / Е. П. Юдина, О.А.Захарова; под ред. Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2013;
для учителя:
- Захарова О.А. Математика: Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1-4 классы):Методическое пособие/ О.А.Захарова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 320 с.
- Чекин, А. Л. Математика:4 класс: Методическое пособие/ А.Л.Чекин; под ред. Р.Г.Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 240 с.: ил.
Требования к математической подготовке к концу четвертого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
• использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочивания предметов, для измерения величин;
• название и запись чисел до класса миллиардов включительно;
• ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию;
• основные принципы построения десятичной системы счисления;
• дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными;
• смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления;
• взаимосвязи между изученными операциями;
• существующую зависимость между компонентами и результатом каждой операции;
• сравнение дробей с одинаковыми знаменателями;
• измерение вместимости с помощью выбранной мерки;
• связь вместимости и объема;
• стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр);
• связи метрической системы мер с десятичной системой счисления;
• особенности построения системы мер времени;
• существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус);
• отличительные признаки сюжетной арифметической задачи;
• различные способы краткой записи задачи;
• различные способы записи решения задачи;
• рациональный и нерациональный способы решения задачи;
• решение задач с помощью уравнений;
• задачи с вариативными ответами;
• алгоритмический подход к пониманию сущности решения задачи;
• комбинаторные и логические задачи.
• названия компонентов всех изученных арифметических действий (операций), знаки этих действий, законы и свойства этих действий;
• таблицы сложения и умножения однозначных чисел;
• особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;
• правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;
• термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения);
• свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга);
• единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними;
• термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ);
• условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
уметь:
• называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
• сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
• сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
• сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
• выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и c использованием таблицы умножения однозначных чисел:
• вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
• выполнять изученные действия с величинами;
• решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;
• определять вид многоугольника;
• определять вид треугольника;
• изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (c помощью линейки);
• изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;
• находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
• определять величину угла и строить угол заданной величины (c помощью транспортира);
• вычислять площадь прямоугольника;
• выражать изученные величины в разных единицах;
• распознавать и составлять текстовые задачи;
• проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
• записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
• выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
• измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для того чтобы решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);
• вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.
Основные виды учебной деятельности учащихся
в процессе освоения курса «Математика»
- Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
- Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
- Описание явлений и событий с использованием величин.
- Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
- Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
- Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
- Выполнение геометрических построений.
- Выполнение арифметических вычислений.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
Результаты изучения курса «Математика»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Формы и методы контроля
Контрольные работы, самостоятельные работы, проверочные работы, тестовые работы, выполнение заданий из сборника КИМов.
Учебно-тематический план
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Натуральные и дробные числа | 16 |
2. | Действия над числами и величинами | 32 |
3. | Величины и их измерение | 22 |
4. | Элементы геометрии | 24 |
5. | Арифметические сюжетные задачи | 24 |
6. | Элементы алгебры | 18 |
7. | Резерв | 4 |
Итого: | 140 | |
Из них: Контрольных работ Самостоятельных работ | 5 15 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню | Элементы | Вид | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||||
1 | Повторение Многозначные числа. Письменное умножение на двузначное число | 1 | Комбинирован ный | Таблица умножения однозначных чисел. Нумерация трехзначных чисел. Числовое выражение и его значение | Уметь: читать и записывать шестизначные числа; выполнять кратное сравнение между разрядными единицами; вычислять значение числового выражения на порядок действий со скобками; сравнивать значения двух выражений; выполнять умножение столбиком многозначного числа на однозначное и на двузначное; вычислять периметр и площадь прямоугольника | Кратное сравнение между разрядными единицами | Фронтальный опрос | Стр.уч. 7-8 Тет. № 3 | ||
2 | Повторение Периметр. Площадь | 1 | Комбинирован ный | Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника | Уметь: измерять с помощью палетки площадь прямоугольника; чертить квадрат с данной стороной; методом подбора определять длину и ширину прямоугольника по известной площади; формулировать задачу по краткой записи | Методом подбора определять длину и ширину прямоугольника по известной площади | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 8-9 Тет. № 1,2,4 | ||
3 | Повторение Решение задач | 1 | Комбинирован ный | Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение. Устные вычисления с натуральными числами | Уметь: формулировать задачу по данному решению; формулировать задачу по данной диаграмме; решать арифметические задачи; формулировать задачи на разностное сравнение, в условии которой одно из данных является результатом кратного сравнения | Формулировать условие задачи на разностное сравнение, в котором одно из данных является результатом кратного сравнения, используя диаграмму | Работа | Стр.уч. 10-11 Тет. № 7-9 | ||
4 | Самостоятельная работа № 1 «Повторение» | 1 | Комбинирован ный | С/р | ||||||
5 | Когда известен результат разностного сравнения | 1 | Комбинирован ный | Устные вычисления | Уметь: решать задачи на разностное сравнение; записывать | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий | Фронтальный опрос | Стр.уч. 12-13 Тет. № 10 | ||
6 | Когда известен результат разностного сравнения | 1 | Комбинирован ный | Стр.уч. 14-15 Тет. № 12 | ||||||
7 | Когда известен результат кратного сравнения | 1 | Комбинирован ный | Устные вычисления | Уметь: формулировать задачу по краткой записи; решать задачи на кратное сравнение | Фронтальный опрос | Стр.уч. 16-17 Тет. № 13 | |||
8 | Когда известен результат кратного сравнения | Стр.уч. 17-18 Тет. № 14 | ||||||||
9 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: составлять краткую | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 19-21 Тет. № 16-21 | |||
10 | Самостоятельная работа № 2 «Задачи на разностное и кратное сравнение» Практическая работа «Путь из варяг в греки» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.7-9 | |||||
11 | Входная контрольная работа | 1 | Контроль знаний, умений | Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Числовое выражение и его значение. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи; выполнять умножение в столбик; вычислять периметр и площадь прямоугольника; вычислять значение числового выражения со скобками | Контрольная работа (35 мин) | ||||
12 | Алгоритм умножения столбиком | 1 | Комбинирован ный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм умножения столбиком многозначного числа на трехзначное число. Уметь: формулировать алгоритм умножения столбиком; выполнять умножение столбиком многозначного числа на трехзначное; устанавливать соответствия между записями | Фронтальный опрос | Стр.уч. 22-25 Тет. № 22-29 | |||
13 | Тысяча тысяч, или миллион | 1 | Комбинирован ный | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Знать, как называется число, которое получается в результате увеличения числа 1000 в 1000 раз. Уметь: формулировать условие задачи, при вычислении которой получалось бы число 1000000; называть и записывать числа-соседи числа 1000000 | Практическая работа | Стр.уч. 26-27 Тет. № 30-33 | |||
14 | Разряд единиц миллионов и класс миллионов | 1 | Комбинирован ный | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Знать понятия «разряд миллионов» и «класс единиц». Уметь: записывать числа в таблицу разрядов; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; записывать в порядке возрастания все разрядные слагаемые, которые относятся к разряду единиц миллионов; читать и записывать девятизначные числа | Практическая работа | Стр.уч. 28-29 Тет. № 34-36 | |||
15 | Когда трех классов для записи числа недостаточно | 1 | Комбинирован ный | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Знать понятие «класс миллиардов». Уметь: записывать и читать самое маленькое десятизначное число; читать и записывать десятизначные числа | Практическая работа | Стр.уч. 30 Тет. № 37-39 | |||
16 | Поупражняемся в сравнении чисел | 1 | Комбинирован ный | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков | Уметь: выполнять работу над ошибками; записывать данные числа в порядке возрастания | Математические ребусы | Работа | Стр.уч. 31-32 | ||
17 | Может ли величина изменяться? | 1 | Комбинирован ный | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости | Знать понятия «величина», «постоянная величина», «переменная величина». Уметь: выбирать величины, которые являются переменными | Постоянная величина. Переменная величина | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 33-35 Тет. № 40-43 | ||
18 | Всегда ли математическое выражение является числовым? | 1 | Комбинирован ный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Знать понятие «буквенное выражение». Уметь: вычислять значение буквенного выражения с переменной; сравнивать числовое и буквенное выражения; записывать сочетательное свойство сложения (умножения) в виде буквенного выражения | Буквенное выражение | Фронтальный опрос | Стр.уч. 36-38 Тет. № 45-50 | ||
19 | Зависимость между величинами | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника | Знать, что периметр квадрата зависит от длины его стороны. Уметь: указывать пары величин, в которых одна величина зависит от другой; приводить примеры двух величин, которые не зависят друг от друга; доказывать, что площадь квадрата однозначно зависит от его периметра; чертить прямоугольники по данным сторонам; вычислять периметр и площадь прямоугольников | Фронтальный опрос | Стр.уч. 39-41 Тет. № 51-54 | |||
20 | Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника | Уметь: заполнять таблицы; записывать формулы, которые показывают зависимость между величинами; вычислять значение величин; решать задачи; вычислять периметр равностороннего треугольника | Вычисление и сравнение величин | Фронтальный опрос | Стр.уч. 42-43 Тет. № 55-57 | ||
21 | Самостоятельная работа № 3 «Класс миллонов. Буквенные выражения» Практическая работа «Славянские цифры» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.9-12 | |||||
22 | Стоимость единицы товара, или цена | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Знать понятия «цена», «количество», «стоимость». Уметь: соотносить названные единицы количества товара | Тест | Стр.уч. 44-46 Тет. № 58-59 | |||
23 | Стоимость единицы товара, или цена | 1 | Комбинирован ный | Уметь: решать задачи на нахождение цены, стоимости, количества товара; формулировать условие задачи по данному решению; чертить схему к условию задачи | Фронтальный опрос | |||||
24 | Когда цена постоянна | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли – продажи». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи, когда цена постоянна; решать задачи разными способами; формулировать задачу по краткой записи | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 47-48 Тет. № 60-63 | |||
25 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решать задачи разными способами | Фронтальный опрос | Стр.уч. 49-50 Тет. № 64-66 | |||
26 | Самостоятельная работа № 4 «Задачи на куплю-продажу» Практическая работа «Лесные богатства России» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.13-15 | |||||
27 | Деление на целое и деление с остатком | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Устные вычисления | Знать алгоритм деления с остатком. Уметь: выполнять деление | Фронтальный опрос | Стр.уч. 51-53 Тет. № 67-77 | |||
28 | Неполное частное | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Устные вычисления | Знать: понятия «неполное частное», «остаток»; что если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимоеУметь: выполнять деление нацело и деление с остатком; выбирать верную запись деления с остатком; проверять справедливость данного равенства; составлять примеры на деление с остатком | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 54-55 Тет. № 78-81 | |||
29 | Остаток и делитель | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Устные вычисления | Знать, что остаток должен быть меньше делителя. Уметь: проверять верность равенства; выбирать равенства, | Работа | Стр.уч. 56-57 Тет. № 82-86 | |||
30 | Когда остаток равен 0 | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Устные вычисления | Знать, что, когда остаток равен нулю, то принято считать, что одно число делится на другое без остатка, или делится нацело. Уметь: выполнять деление | Тест | Стр.уч. 58-59 Тет. № 87-89 | |||
31 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Контроль знаний, умений | Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами Решение текстовых задач | Уметь: решать задачи; выполнять деление с остатком; вычислять периметр и площадь | Контрольная работа (35 мин) | ||||
32 | Когда делимое меньше делителя | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Устные вычисления | Знать, что если при делении Уметь: проверять правильность выполнения деления с остатком; выполнять деление с остатком на 10; составлять и записывать случаи деления с остатком, когда делимое равно остатку; выполнять деление с остатком | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 60-61 Тет. № 90-95 | |||
33 | Деление | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Устные вычисления | Иметь представление, как деление с остатком можно выполнить с помощью вычитания. Уметь: сравнивать запись на деление с остатком и запись вычитания одного и того же числа несколько раз; записывать решение задачи с помощью деления с остатком; выполнять деление с остатком для данных пар чисел с помощью вычитания | Связь арифметических действий: деления и вычитания | Фронтальный опрос | Стр.уч. 62 Тет. № 96-98 | ||
34 | Какой остаток может получиться при делении на 2? | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Устные вычисления | Знать: понятия «четные» и «нечетные» числа; что число 0 относят к четным числам. Уметь: выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий | Число 0 относят к четным числам | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 63-66 Тет. № 99-101 | ||
35 | Поупражняемся в вычислениях | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Устные вычисления | Уметь: вычислять значения выражений с переменной; решать задачи на нахождение стоимости; не вычисляя значения выражений, выписывать выражения, значения которых при делении на 2 дают в остатке 1; записывать самое маленькое нечетное шестизначное число | Выражения | Тест | Стр.уч. 67-68 Тет.№ 102-103 | ||
36 | Запись деления с остатком столбиком | 1 | Комбинирован ный | Устные и письменные вычисления | Знать алгоритм деления с остатком столбиком. Уметь: записывать деление | Фронтальный опрос | Стр.уч. 69-70 Тет.№ 104-106 | |||
37 | Способ поразрядного нахождения результата деления | 1 | Комбинирован ный | Устные и письменные вычисления | Знать способ поразрядного нахождения результата деления. Уметь: объяснять способ поразрядного нахождения результата деления; определять цифру разряда десятков частного в данных частных; решать задачи | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 71-72 Тет.№ 107-109 | |||
38 | Поупражняемся в делении столбиком | 1 | Комбинирован ный | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: выполнять деление | Математические ребусы | Практическая работа | Стр.уч. 73-74 Тет.№ 110-111 | ||
39 | Самостоятельная работа № 5 «Деление с остатком» Практическая работа «Земли, не освоенные человеком» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.16-18 | |||||
40 | Час, минута и секунда | 1 | Комбинирован ный | Единицы времени | Знать, сколько секунд в одной минуте. Уметь: выражать минуты и часы в секундах; располагать | Сравнение величин | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 77-78 Тет.№ 112-114 | ||
41 | Кто или что движется | 1 | Комбинирован ный | Единицы скорости | Иметь представление о скорости передвижения различных тел. Уметь: определять, кто или что движется быстрее; располагать средства передвижения по порядку от самого быстрого к самому медленному; приводить примеры и сравнивать скорость передвижения животных | Сравнение величин | Фронтальный опрос | Стр.уч.79-80 Тет.№ 115 | ||
42 | Длина пути | 1 | Комбинирован ный | Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) | Знать понятие «скорость». Уметь: определять скорость движения; выбирать верные записи скорости; переводить метры в секунду в километры в час | Сравнение величин | Фронтальный опрос | Стр.уч. 81-82 Тет.№ 116-117 | ||
43 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь: решать задачи на определение скорости движения; решать задачи разными способами; записывать решение задачи в виде буквенного выражения | Буквенное выражение. Зависимость расстояния от скорости движения. Зависимость стоимости от цены товара | Фронтальный опрос | Стр.уч. 83-85 Тет.№ 118-120 | ||
44 | Самостоятельная работа № 6 «Задачи на движение» Практическая работа «Дневник путешествия по Черноморскому побережью» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.19-21 | |||||
45 | Какой сосуд вмещает больше? | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Знать понятие «вместимость». Уметь: решать задачи на нахождение вместимости; сравнивать вместимости двух бассейнов | Сравнение величин | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 86-87 Тет.№ 121-123 | ||
46 | Литр. Сколько литров? | 1 | Контроль знаний, умений | Единицы вместимости (литр) | Знать единицы объема – литр. Уметь решать задачи на нахождение объема, выраженного в литрах | Сложение величин | Фронтальный опрос | Стр.уч. 88 Тет.№ 124-126 | ||
47 | Вместимость и объем | 1 | Комбинирован ный | Единицы вместимости (литр) | Знать понятия «вместимость» Уметь: сравнивать объемы различных тел; проводить практическую работу; сравнивать объемы геометрических фигур; называть геометрические тела и фигуры; выполнять кратное сравнение объемов двух кубов | Вместимость и объем | Практическая работа | Стр.уч. 89-91 Тет.№ 127 | ||
48 | Кубический сантиметр и измерение объема | 1 | Комбинирован ный | Единицы вместимости (литр) | Знать единицы объема: кубический сантиметр и измерение объ- ема. Уметь: измерять объем в кубических сантиметрах; описывать практическую работу по измерению объема металлического шарика; определять объем в кубических сантиметрах изображенной на рисунке фигуры | Кубический сантиметр | Индивидуальный опрос. Практическая работа | Стр.уч. 92-93 Тет.№ 129-131 | ||
49 | Кубический дециметр и кубический сантиметр | 1 | Комбинирован ный | Единицы вместимости (литр) | Знать единицы объема: кубический сантиметр и кубический дециметр. Уметь: выражать в кубических сантиметрах кубические дециметры; выполнять сложение и вычитание величин; находить объем тела в кубических сантиметрах и кубических дециметрах; располагать величины в порядке возрастания объемов; выполнять кратное сравнение двух данных объемов | Кубический дециметр | Фронтальный опрос | Стр.уч. 94-95 Тет.№ 132-134 | ||
50 | Кубический дециметр и литр | 1 | Комбинирован ный | Единицы вместимости (литр) | Знать единицы объема: кубический дециметр и литр. Уметь: решать задачи на нахождение объема; переводить кубические дециметры в литры | Кубический дециметр | Практическая работа | Стр.уч. 96 Тет.№ 135-136 | ||
51 | Литр и килограмм | 1 | Комбинирован ный | Единицы вместимости (литр). Единицы массы (килограмм) | Знать единицы: литр, килограмм. Уметь: определять объем | Плотность веществ. Литр и килограмм | Практическая работа | Стр.уч. 97 Тет.№ 137-138 | ||
52 | Разные задачи: арифметические и комбинаторные | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опо-рой на схемы, таблицы, краткие записи | Уметь: решать задачи на нахождение объема; решать задачи разными способами; решать комбинаторные задачи | Комбинаторные задачи | Практическая работа | Стр.уч. 98-99 Тет.№ 139-147 | ||
53 | Поупражняемся в измерении объема | 1 | Комбинирован ный | Единицы вместимости (литр) | Уметь: определять объем фигур, изображенных на рисунке; измерять объем в кубических сантиметрах | Фронтальный опрос | Стр.уч. 100-101 Практ.стр.22-23 | |||
54 | Самостоятельная работа № 7 «Вместимость и объем» Практическая работа «Сколько соли в соленой воде» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.22-23 | |||||
55 | Кто выполнил бoльшую работу | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опо-рой на схемы, таблицы, краткие записи | Иметь представление об объ- еме работы. Уметь: решать задачи на определение производительности; решать задачи на разностное | Работа | Стр.уч. 102 Тет.№ 148 | |||
56 | Производительность – это скорость выполнения работы | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи | Знать понятие «производительность». Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи; составлять краткую запись в виде таблицы; находить производительность труда | Тест | Стр.уч. 103-104 Тет.№ 149-150 | |||
57 | Производительность – это скорость выполнения работы | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь: составлять краткую | Зависимость объема работы от производительности труда | Практическая работа | Стр.уч. 105-106 Тет.№ 151 | ||
58 | Решение задач | 1 | Комбинирован ный | Работа | ||||||
59 | Самостоятельная работа № 8 «Задачи на работу» Практическая работа «Трудолюбивые пчёлы» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.24-25 | |||||
60 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | Контроль знаний, умений | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы вместимости | Уметь: решать задачи; выполнять письменные вычисления | Контрольная работа (35 мин) | ||||
61 | Отрезки, соединяющие вершины многоугольника | 1 | Комбинирован ный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Знать, что отрезки, соединяющие вершины многоугольника, называются диагоналями. Уметь: определять количество сторон и количество диагоналей у многоугольников; выполнять чертеж, проводить диагонали | Зависимость между длиной стороны многоугольника и длиной диагонали, проведенных из одной и той же вершины много-угольника | Практическая работа | Стр.уч. 107 Тет.№ 152-153 | ||
62 | Разбиение многоугольника на треугольники | 1 | Комбинирован ный | Распознавание и изображение геометрических фигур. | Уметь: выполнять чертеж; делить отрезками многоугольник на данное количество треугольников; определять количество сторон и количество диагоналей в многоугольнике | Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники | Практическая работа | Стр.уч. 108-109 Тет.№ 154-155 | ||
63 | Площадь прямоугольного треугольника | 1 | Комбинирован ный | Распознавание и изображение геометрических фигур. | Иметь представление о вычислении площади прямоугольного треугольника. Уметь: находить площадь прямоугольного треугольника; проводить необходимые измерения и вычислять площадь закрашенного треугольника на чертеже; формулировать правила нахождения площади прямоугольного тре-угольника | Площадь прямоугольного треугольника | Фронтальный опрос | Стр.уч. 110-111 Стр.тет. 90-91 | ||
64 | Вычисление площади треугольника | 1 | Комбинирован ный | Распознавание и изображение геометрических фигур. | Иметь представление о вычислении площади треугольника. Уметь: строить чертеж; формулировать правило вычисления площади треугольника; проводить необходимые разбиения и измерения, для того чтобы вычислить площадь каждого закрашенного треугольника | Вычисление площади треугольника | Фронтальный опрос | Стр.уч. 114-115 Стр.тет. 92-93 | ||
65 | Деление на однозначное число столбиком | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Устные и письменные вычисления | Знать: таблицу умножения Уметь: выполнять деление двузначного числа на однозначное столбиком; делить с остатком | Фронтальный опрос | Стр.уч. 7-10 Стр.т. 3-4 | |||
66 | Деление на однозначное число столбиком | 1 | Комбинирован ный | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | Знать понятия «первое промежуточное делимое», «второе промежуточное делимое». Уметь: выполнять деление трех-значного числа на однозначное столбиком; вычислять периметр и площадь прямоугольника; вычислять площадь треугольника; решать задачи в косвенной форме | Фронтальный опрос | ||||
67 | Число цифр | 1 | Комбинирован ный | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: определять число цифр | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 11-12 Стр.т. 5-6 | |||
68 | Деление на двузначное число столбиком | 1 | Комбинирован ный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм деления на дву-значное число столбиком. Уметь: выполнять деление с остатком столбиком; заполнять таблицу, вычислив значения данного выражения при указанных значениях переменной; проверять, сколько раз можно вычесть число 16 из числа 79; решать задачи на деление с остатком | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 13-14 Стр.т. 7-9 | |||
69 | Алгоритм деления столбиком | 1 | Комбинирован ный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм деления на дву-значное число столбиком. Уметь: анализировать запись деления четырехзначного числа на двузначное столбиком и отвечать по этой записи на вопросы; формулировать алгоритм деления столбиком, отвечая на вопросы; выполнять деление на двузначное число столбиком; решать задачи, выполняя схему | Фронтальный опрос | Стр.уч. 15-17 Стр.т. 10-11 | |||
70 | Алгоритм деления столбиком | 1 | Комбинирован ный | |||||||
71 | Сокращенная форма записи деления столбиком | 1 | Комбинирован ный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать, какую запись называют сокращенной формой записи деления столбиком. Уметь: выполнять сокращенную форму записи деления столбиком; сравнивать сокращенную и полную записи деления столбиком; преобразовывать сокращенную запись в полную; выполнять деление на двузначное число столбиком, выполняя полную и сокращенную записи; восстанавливать запись деления столбиком | Математические ребусы | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 11-12 Стр.т. 5-6 | ||
72 | Поупражняемся в делении столбиком | 1 | Комбинирован ный | Письменные вычисления с натуральными числами. | Уметь: выполнять работу над ошибками; выполнять деление многозначного числа на двузначное; решать задачи на деление; формулировать условие задачи по данному решению; решать уравнение; формулировать условие задачи по данному уравнению | Фронтальный опрос | Стр.уч. 13-14 Стр.т. 7-9 | |||
73 | Самостоятельная работа № 9 «Деление столбиком» Практическая работа «Быстро ли растет человек» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.26 | |||||
74 | Сложение и вычитание величин | 1 | Комбинирован ный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Знать: единицы длины, массы, объема, времени, площади; соотношения между единицами. Уметь: выполнять сложение и вычитание величин; формулировать условие задачи с величинами по данному решению; формулировать задачу с величинами по краткой записи в таблице; выбирать величину меньшую (большую) данной величины; решать задачи с величинами | Сложение | Фронтальный опрос | Стр.уч. 22-23 Стр.т. 14-15 | ||
75 | Умножение величины на число и числа на величину | 1 | Комбинирован ный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Знать, что умножить число на величину означает умножить данную величину на данное число. Уметь: выполнять умножение величины на число и числа на величину; решать задачи на нахождение времени; измерять длину данных отрезков и выполнять кратное сравнение полученных длин; записывать умножение числа на величину в виде суммы; выбирать из данных произведений выражение, которое является решением задачи | Умножение величины на число и числа на величину | Фронтальный опрос | Стр.уч. 24-25 Стр.т. 16-17 | ||
76 | Деление величины на число | 1 | Комбинирован ный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: выполнять деление величины на число; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; решать задачи в косвенной форме | Деление | Фронтальный опрос | Стр.уч. 26-27 Стр.т. 18-19 | ||
77 | Нахождение доли от величины и величины по ее доле | 1 | Комбинирован ный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: находить долю от величины и величину по ее доле; решать задачи, используя схемы и чертежи | Нахождение доли от величины и величины по ее доле | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 28-29 Стр.т. 20-21 | ||
78 | Нахождение части от величины | 1 | Комбинирован ный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: находить часть от величины; решать задачи, используя схемы и чертежи | Нахождение части от величины | Фронтальный опрос | Стр.уч. 30-31 Стр.т. 22-23 | ||
79 | Нахождение величины по ее части | 1 | Комбинирован ный | Нахождение величины по ее части | Фронтальный опрос | Стр.уч. 32-33 Стр.т. 24-25 | ||||
80 | Деление величины | 1 | Комбинирован ный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: выполнять деление величины на величину; решать задачи, используя схемы и чертежи; вычислять цену товара; приводить примеры единиц производительности; формулировать условие задачи по данному ответу | Деление | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 34-35 Стр.т. 26-27 | ||
81 | Поупражняемся в действиях над величинами | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: выполнять работу над ошибками; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение величины на число | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 36-38 | |||
82 | Самостоятельная работа № 10 «Действия над величинами» Практическая работа «Волосы» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.27-28 | |||||
83 | Когда время движения одинаковое | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь: решать задачи на движение, когда время движения одинаковое; заполнять решение задачи в таблице; записывать формулу, в которой пройденный путь S выражается через скорость v и время t | Работа | Стр.уч. 39-40 Стр.т. 29-30 | |||
84 | Когда длина пройденного пути одинаковая | 1 | Комбинирован ный | Уметь: решать задачи, когда длина пройденного пути одинаковая; заполнять решение задачи в таблице; записывать формулу, в которой скорость v выражается через пройденный путь S и время t | Фронтальный опрос | Стр.уч. 41-42 Стр.т. 31-32 | ||||
85 | Движение в одном и том же направлении | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Знать, что при движении в одном направлении скорость измерения расстояния между движущимися объектами равна разности скоростей этих объектов; понятие «скорость увеличения расстояния между объектами». Уметь: решать задачи на движение в одном и том же направлении; заполнять решение задачи в таблице; формулировать условие задачи по чертежу | Фронтальный опрос | Стр.уч. 43-45 Стр.т. 33-34 | |||
86 | Движение в противоположных направлениях | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Знать, что при движении в противоположных направлениях скорость изменения расстояния между движущимися объектами равна сумме скоростей этих объектов. Уметь: решать задачи на движение в противоположных направлениях; формулировать условие задачи по данному чертежу; формулировать задачу с данными скоростями объектов | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 46-47 Стр.т. 35-36 | |||
87- 88 | Учимся решать задачи на движение | 2 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь: соотносить чертеж и условие задачи; описывать ситуацию движения объектов по данным чертежам; формулировать задачи на движение в противоположных направлениях; решать задачи на движение | Работа | Стр.уч. 48-50 Стр.т. 37-38 | |||
89 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь: выполнять деление многозначного числа на двузначное число столбиком; формулировать условие задачи на движение в одном направлении, используя данную схему; формулировать условие задачи на движение в противоположных направлениях | Фронтальный опрос | Стр.уч. 51 Стр.т. 39 | |||
90 | Самостоятельная работа № 11 «Задачи на движение» Практическая работа «Скорость, с которой течет кровь» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.29 | |||||
91 | Когда время работы одинаковое | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Знать понятие «производительность труда». Уметь решать задачи на производительность труда, когда время работы одинаковое | Контрольная работа | Стр.уч. 52 Стр.т. 40-41 | |||
92 | Когда объем выполненной работы одинаков | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь решать задачи на производительность труда, когда объем выполненной работы одинаков | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 53-54 Стр.т. 42 | |||
93 | Производительность при совместной работе | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь: решать задачи на производительность труда при совместной работе; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы | Практическая работа | Стр.уч. 55-56 Стр.т. 43-44 | |||
94 | Время совместной работы | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Знать понятие «совместная работа». Уметь: решать задачи на производительность труда, когда известно время совместной работы; формулировать условие задачи по данной краткой записи | Фронтальный опрос | Стр.уч. 57-58 Стр.т. 45-46 | |||
95 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь: решать задачи на движение, производительность труда; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; вычислять значения числовых выражений со скобками | Фронтальный опрос | Стр.уч. 59-61 Стр.т. 47 | |||
96 | Самостоятельная работа № 12 «Задачи на работу» Практическая работа «Производительность сердца» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.30-31 | |||||
97 | Когда количество одинаковое | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли – продажи» (количество товара, его цена и стоимость) | Уметь: решать задачи на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое; определять зависимость стоимости от цены товара | Практическая работа | Стр.уч. 62 Стр.т. 48 | |||
98 | Когда стоимость одинаковая | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли – продажи» | Знать, что при одинаковой стоимости увеличение (уменьшение) количества в несколько раз приводит к уменьшению (увеличению) цены в это же число раз. Уметь: решать задачи на нахождение цены товара и количество, когда стоимость одинаковая; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы | Практическая работа | Стр.уч. 63-64 Стр.т. 49-50 | |||
99 | Цена набора товаров | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли – продажи» (количество товара, его цена и стоимость) | Уметь решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 65 Стр.т. 51-52 | |||
100 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинирован ный | Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: выполнять работу над ошибками; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | Фронтальный опрос | Стр.уч. 66 Стр.т. 53-54 | |||
101 102 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | 2 | Комбинирован ный | Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; решать задачи на движение; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 67 Стр.т. 55 | |||
103 | Самостоятельная работа № 13 «Задачи на куплю-продажу» Практическая работа «Сколько стоят деньги» | 1 | Комбинирован ный | С/р | Т.3 с.32-33 | |||||
104 | Контрольная работа за 3 четверть «Решение задач» | 1 | Контроль знаний, умений | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь: решать задачи; выполнять письменные вычисления | Контрольная работа (35 мин) | ||||
105 | Как в математике применяют союз «и» и союз «или» | 1 | Комбинирован ный | Построение простейших логических выражений типа | Знать, как в математике применяют союз «и» и союз «или». Уметь: читать записи вида х ≥12; составлять и записывать верное двойное неравенство со знаком< (>); выписывать верные утверждения, в которых союз «или» можно заменить на союз «и» при условии, что утверждение останется верным | Логические задачи. Двойное | Фронтальный опрос | Стр.уч. 70-72 Стр.т. 57-58 | ||
106 | Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Не только одно, но и другое | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь: переформулировать данные утверждения с помощью логической связки «если… , | Дополнение условия задачи недостающими данными | Фронтальный опрос | Стр.уч. 73-74 Стр.т. 59-60 | ||
107 | Учимся решать логические задачи | 1 | Комбинирован ный | Построение простейших логических выражений типа «…и/или …», «если… , то …», «не только, но и …» | Уметь: решать логические задачи; доказывать верность данных утверждений; разгадывать арифметические ребусы | Арифметические ребусы | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 75-76 Стр.т. 61-62 | ||
108 | Поупражняемся в вычислениях | 1 | Комбинирован ный | Письменные вычисления с натуральными числами. Постро-ение простейших логических выражений типа «…и/или …», «если… , то …», | Уметь: решать задачи на нахождение площади прямоугольника; выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; вычислять значение числового выражения со скобками | Фронтальный опрос | Стр.уч. 77 Стр.т. 63 | |||
109 | Самостоятельная работа № 14 «Логика» | 1 | Комбинирован ный | С/р | ||||||
110 | Квадрат и куб | 1 | Комбинирован ный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Знать понятия «квадрат», «куб». Иметь представление о ребрах, гранях куба. Уметь: изображать квадрат | Квадрат и куб | Фронтальный опрос | Стр.уч. 78-79 Стр.т. 64 | ||
111 | Круг и шар | 1 | Комбинирован ный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Знать понятия «круг» и «шар». Уметь: решать логические задачи; чертить круг; показывать центр круга; приводить примеры предметов круглой и шарообразной формы | Круг и шар | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 80-81 Стр.т. 65-66 | ||
112 | Площадь | 1 | Комбинирован ный | Единицы площади | Иметь представление: об объемных фигурах; что поверхность объемных фигур состоит из многоугольников (которые называются многогранниками). Уметь выделять куб, призму, прямоугольный прямоугольник, конус, цилиндр, пирамиду, шар | Площадь и объем | Фронтальный опрос | Стр.уч. 82-83 Стр.т. 67 | ||
113 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | Комбинирован ный | Единицы площади | Знать, как измерять площадь геометрической фигуры с помощью палетки. Уметь: определять площадь геометрических фигур с помощью палетки | Измерение площади палетки | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 84-87 Стр.т. 68 | ||
114 | Поупражняемся в нахождении площади | 1 | Комбинирован ный | Единицы площади и вместимости. Вычисление площади прямоугольника | Уметь: находить площади данных фигур с помощью палетки; сравнивать результаты измерения площади прямоугольника по формуле (S = ab) и с помощью палетки; вычислять площадь боковых стенок бака; вычислять площадь одной клетки тетрадного листа и на нем строить различные многоугольники с площадью 12 кв. см | Формула вычисления площади прямо-угольника | Работа | Стр.уч. 88-91 Стр.т. 69-70 | ||
115 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | Комбинирован ный | Вычисление периметра и площади прямо-угольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: проверять выполненное сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел в столбик; решать задачу на встречное движение; чертить квадраты определенной площади; сравнивать значения числовых выражений и записывать полученные результаты в виде двойного неравенства со знаком <; вычислять площадь прямоугольника по данному периметру | Фронтальный опрос | ||||
116 | Самостоятельная работа № 15 «Геометрические фигуры и тела» | 1 | Комбинирован ный | С/р | ||||||
117 | Уравнение. Корень уравнения | 1 | Комбинирован ный | Устные и письменные вычисления | Знать понятие «корень уравнения». Уметь: среди данных записей выбирать уравнения; находить корни сложных уравнений; составлять пары уравнений так, чтобы уравнения в паре имели один и тот же корень; определять корень уравнения методом подбора | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 92-93 Стр.т. 71-72 | |||
118 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи с помощью уравнения; формулировать условие задачи по данному уравнению; формулировать обратные задачи | Решение задач с помощью уравнений | Фронтальный опрос | Стр.уч. 94-95 Стр.т. 73-75 | ||
119 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: находить корни данных уравнений; решать задачи на движение; составлять уравнение, с помощью которого можно решить задачу; решать задачу | Практическая работа | Стр.уч. 96 Стр.т. 76 | |||
120 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: находить корни данных уравнений; решать задачи на движение; составлять уравнение, с помощью которого можно решить задачу; решать задачу | Практическая работа | Стр.уч. 96 Стр.т. 76 | |||
121 | Разные | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать логические задачи с помощью таблицы; решать комбинаторные задачи | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 97 Стр.т. 77 | |||
122 | Разные | 1 | Комбинирован ный | Работа | ||||||
123 | Натуральные числа | 1 | Комбинирован ный | Арифметические действия с нулем | Знать: понятие «натуральное число»; что число 0 не относится к натуральным числам. Уметь: записывать самое большое и самое маленькое из пятизначных натуральных чисел; записывать данные числа в порядке увеличения (уменьшения); называть предыдущее и последующее число для данного числа; записывать все возможные трех-значные числа с помощью трех данных цифр; определять, четным или нечетным будет значение данного числового выражения; находить натуральное число, которое нацело делится на числа 2, 3, 5; составлять и записывать выражение, которое содержит все четыре действия и значение которого равно 1000 | Фронтальный опрос | Стр.уч. 100-101 Стр.т. 79-80 | |||
124– 125 | Алгоритмы вычисления столбиком | 2 | Комбинирован ный | Письменные приемы вычисления с натуральными числами | Знать алгоритмы вычисления столбиком. Уметь: выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел столбиком; вычислять значение числового выражения; составлять задание на вычитание столбиком | Фронтальный и индивидуальный | Стр.уч. 102-103 Стр.т. 81-82 | |||
126 | Действия | 1 | Комбинирован ный | Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами | Уметь: из данных величин составлять и записывать всевозможные суммы (разности), значение которых имеет смысл вычислять; увеличивать (уменьшать) данные величины в несколько раз; выполнять разностное сравнение величин; вычислять часть данной величины; вычислять величину по данной части; решать задачи с величинами; выполнять кратное сравнение величин | Действия | Работа | Стр.уч. 104-105 Стр.т. 83-84 | ||
127 | Действия | 1 | Комбинирован ный | Фронтальный опрос | ||||||
128 | Решение задач | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь: решать задачи в виде одного выражения; строить схему к условию задачи; решать задачи на движение | Фронтальный опрос | Стр.уч. 106-108 Стр.т. 85-88 | |||
129 | Решение задач | 1 | Комбинирован ный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь: решать задачи на движение в противоположных направлениях; дополнять условие задачи недостающими данными из географического атласа; решать задачи на производительность труда | Недостающие данные в условии задачи | Практическая работа | |||
130 | Геометрические фигуры и их свойства | 1 | Комбинирован ный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Уметь: чертить прямоугольник | Построение симметричных фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры | Практическая работа | Стр.уч. 109-110 Стр.т. 89-91 | ||
131 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль знаний, умений | Единицы площади. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи; вычислять площадь прямоугольника | Контрольная работа (35 мин) | ||||
132 | Работа над ошибками | 1 | Комбинирован ный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: выполнять работу над ошибками; решать задачи | Фронтальный опрос | ||||
133 | Геометрические фигуры и их свойства | 1 | Комбинирован ный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Уметь: чертить два отрезка, которые пересекаются под прямым углом; строить тупоугольный (остроугольный, прямоугольный) треугольник; строить треугольник по данной стороне и высоте, проведенной к этой стороне; определять вид треугольника | Составление и разрезание фигур. Высота треугольника | Практическая работа | |||
134 | Буквенные выражения и уравнения | 1 | Комбинирован ный | Устные и письменные вычисления | Уметь: вычислять значения указанных в таблице выражений при заданных значениях перемен- | Буквенные выражения | Индивидуальный опрос | Стр.уч. 111-113 Стр.т. 92-93 | ||
135 | Буквенные выражения и уравнения | 1 | Комбинирован ный | Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок и со скобками | Уметь: записывать свойство сложения числа с нулем с помощью соответствующего равенства; записывать свойства вычитания равенств; находить корни уравнений; составлять уравнение по данному условию; составлять три разных уравнения, корнем каждого из которых является число 725 | Буквенные выражения | Фронтальный опрос | |||
136 | Вопросы для повторения | 1 | Комбинирован ный | Устные и письменные вычисления | Знать: нумерацию многозначных чисел; названия геометрических плоских фигур и объемных тел. Уметь: читать и записывать натуральные числа; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел; решать задачи на движение, производительность; находить корень уравнения | Фронтальный опрос | Стр.уч. 114-117 Стр.т. 94-95 | |||
137-140 | Резерв | 4 | Комбинирован ный | Практическая работа |
Содержание учебного предмета
(140 часов)
1. Натуральные и дробные числа (16 ч)
Новая разрядная единица - миллион (1000000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Дробная черта как отличительный знак записи дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
2. Действия над числами и величинами (32 ч)
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком столбиком. Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.
Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
3. Величины и их измерение (22 ч)
Единица времени — секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин = 60 с), часом и секундой.
Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.
Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Литр как единица объема и вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.
4. Элементы геометрии (24 ч)
Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника. Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.
Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
5. Арифметические сюжетные задачи (24 ч)
Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость - время - расстояние; цена - количество - стоимость; производительность - время работы - объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
6. Элементы алгебры (18 ч)
Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных).
Уравнения. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, основной образовательн...
Рабочая программа учителя 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, основной образовательн...
Рабочие программы для 1 класса. УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочие программы по обучению грамоте...
Рабочие программы для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа"
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"по предметам: «Обучение грамоте», "Русский язык", "Литературное чтение", &quo...
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Математика+информатика
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Математика+информатика...
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Русский язык
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Русский язык...
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Литературное чтение
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Литературное чтение...