Развитие устной и письменной речи на уроках математики
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Пияндина Елена Михайловна

Язык и речь – это две стороны речевой деятельности, которая включает в себя два противоположных процесса – процесс порождения речи и процесс ее восприятия.

Речь существует в двух формах – устной и письменной. При этом устная форма речи первична, письменная – вторична.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ustnoy_i_pismenoy_rechi_na_urokah_matematiki.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

   

«Развитие устной и письменной речи

на уроках математики»

       Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.

       К.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы…»

       К сожалению, наши современники не желают освоить это богатство сполна, отсюда низкий показатель уровня  мышления, культуры общения. Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.

Язык и речь – это две стороны речевой деятельности, которая включает в себя два противоположных процесса – процесс порождения речи и процесс ее восприятия.

Речь существует в двух формах – устной и письменной. При этом устная форма речи первична, письменная – вторична.

Устная речь – громко произносимая и воспринимаемая на слух, а письменная – это речь, закодированная с помощью графических знаков и воспринимаемая с помощью органов зрения.

Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: интонацией, темпом, силой и тембром звучания, паузами и логическим ударением.

В современном обществе возрастает роль письменной речи и усиливается ее влияние на речь устную; быстро развиваются варианты устной речи, опирающиеся на письменную: доклады; выступления, теле- и радиопередачи.

К устной форме речи относятся такие виды речевой деятельности (виды речи), как говорение и слушание.

К письменной форме речи относятся такие виды речевой деятельности, как письмо и чтение.

В методической системе речевого развития школьников выделяют три типа методов.

  • рецептивный – используется при формировании речеведческих понятий, знаний о речи и способах речевой деятельности;
  • репродуктивный – направлен на овладение алгоритмами восприятия речи, используется при формировании речевых умений и навыков.
  • Продуктивный – обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностях учащихся.

     Умение логически мыслить, правильно рассуждать, правильно использовать математические символы и термины является необходимым условием глубокого и сознательного усвоения математики. Большое значение в осмыслении учебного материала имеет работа по формированию правильной устной и письменной математической речи учащихся.

Только лишь путем упорного труда можно выработать речь, которая будет восприниматься учащимися как образец, характеризующийся:

- полной ясностью выраженных мыслей;

 - научностью;

 - соблюдением правил синтаксиса.

      Язык и речь необходимо воспитывать и развивать постоянно и непрерывно. Поэтому на каждом уроке математики, необходимо внимание учителя к устной и письменной речи ученика, фиксация внимания учащихся на ошибках, их анализ и исправление. Необходимо учить учащихся правильно формулировать вопросы, конструировать определения своими словами, правильно строить предложения, используя нужные термины. Это поможет более полно осмыслить и понять учебный материал. Таким образом будет формироваться правильная устная речь ученика.

 

      Очень часто при изучении нового материала учащиеся математические термины  заменяют другими выражениями , что ведет к  беспорядочной  и неаккуратной устной   речи. Поэтому учителю систематически необходимо работать над:    

- отработкой  навыков чтения и записи математических предложений;

 - нахождения ошибок в тексте решения или установление недостающих    

    элементов;

 - определения истинности данного утверждения;

 - самостоятельной формулировки учащимися математических правил;

 - конструирования ответа на поставленный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы  и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.

Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Творческие задания на уроках как средство развития устной и письменной речи у младших школьников.

Виды творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения, как средство развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста....

Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Развитие речи – важная задача обучению родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, ...