Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
статья по математике
Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этом качестве нуждаются руководитель предприятия и рабочий, учёный и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Поэтому вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все преподаватели, внося в это общее дело каждый своё, присущее его специальности: математик должен приучить к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д.
Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.
В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический. Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики, диаграммы и т.д.
Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.
Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по работе над математической речью на уроках математики:
1. Работа над звуковой стороной речи.
2. Словарная работа с математическими терминами.
3. Формирование культуры математической речи.
4. Развитие связной математической речи.
Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов.
При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички (карточки) с этими словами, обращая внимания учащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.
Например, следующие упражнения:
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить, сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр и т.п.
2. Прочитайте выражения, используя математические термины: (83-47):4 69-42:6 35+9х(24-14)
3. Прочитайте выражения разными способами:
36+18, 72:12, 59-7, 17х3
4. Прочитайте: прибавить к числу 86, вычесть из числа 347, к числу 473 прибавить число 441и т.п.
5. Прочитайте: прибавить к 86, вычесть из 347, к 473 прибавить 441 и т.п.
6. Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?
Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя математические термины.
Словарная работа должна проводиться в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание.
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:
- объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д.
- математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы прочтения)
2. Следующие упражнения требуют включения зданий на применение терминов (правильное и неправильное).
- выполнив действие 18+2, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?
- Определите верно или неверно данное высказывание:
Произведение 8 и 3 равно 21.
Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно 18.
Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.
Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3.
- В каком из уравнений правильно названо неизвестное число «с»?
а) 32 : с = 8, частное;
б) 9 х с = 45, множитель;
в) с : 6 = 12, делитель;
г) 19 – с = 15, вычитаемое.
3. Упражнения на правильное написание терминов:
- запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, д..литель, д..лимое, ч..стное, к..личество, сто..мость, ра..тояние, пр..изведение, ра..ность и т.п.
- исправить ошибку в записи слов: «слажить», «дилить», «вычеслить» и т.п.
4. Упражнения на составление правильных связных высказываний:
- прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: «Если соединить два числа … знаком, то получится числовое …».
- используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило, определение: «число, это, неизвестное, которое, равенство, содержащее, уравнение, найти, надо».
- Какое из предложений соответствует выражению 18+16:2?
а) сумму 18 и 16 уменьшили на 2.
б) к 18 прибавили частное 16 и 2.
в) сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.
Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.
5.Упражнения на умение записывать математические выражения по названиям компонентов арифметических действий:
1) Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения:
а) сумма двадцати девяти и тридцати семи;
б) разность шестидесяти четырёх и девятнадцати;
в) произведение восьмидесяти пяти и четырнадцати;
г) частное пятидесяти двух и четырёх;
2) Запиши выражение и найди его значение:
а) из суммы двадцати и семи вычесть число девятнадцать
б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти шести и пятидесяти девяти.
в) сложите разность чисел 51 из 8 с суммой чисел 24 и 9
г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35.
3) Составить более сложные выражения:
а) из числа 75, разности 81-63 и знака +;
б) из суммы 54+8, числа 36 и знака - ;
в) из числа 36, произведения 8х7 и знака «минус»;
г) из частного 72:6, числа 28 и знака =;
4) Определите, что больше:
а) сумма 30 и 10 или разность 40и 10;
б) разность 26 и 16 или сумма 4и 8,
в) сумма 5 и 9 или сумма 6 и 7;
г) разность 32 и 12 или разность 19 и 8.
Следующее направление работы – формирование культуры математической речи сводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.
1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
- устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;
- на вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Коля? Как следовало ответить Коле?.
- Сережа, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: «Чтобы найти неизвестное число х , надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х=8-3, х=5». Правильно ли рассуждал Серёжа? Каким правилом ему следовало воспользоваться?
2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал:
- устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33»;
- пример 295+12=307 Коля прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим 12 и получим триста семь». Правильно ли он прочитал? Как ещё можно прочитать эту запись?
Работа по развитию связной математической речи:
1.Составьте текст, используя набор карточек со словами:
- чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;
- 4х(2х3), тогда (4х2)х3, 24, =, 8х3, = .
2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:
«Значит, 48:12=4. Это число 4. Разделить 48 на 12 значит найти такое число, которое при умножении на 12 даёт 48».
Развитие математической речи будет происходить эффективно при определённой последовательной педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях.
Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_urokah_matematiki.pptx | 49.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по работе над математической речью на уроках математики: 1. Работа над звуковой стороной речи. 2. Словарная работа с математическими терминами. 3. Формирование культуры математической речи. 4. Развитие связной математической речи.
Например, следующие упражнения: 1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить, сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр и т.п. 2. Прочитайте выражения, используя математические термины: (83-47):4 69-42:6 35+9х(24-14) 3. Прочитайте выражения разными способами: 36+18, 72:12, 59-7, 17х3 4. Прочитайте: прибавить к числу 86, вычесть из числа 347, к числу 473 прибавить число 441и т.п. 5. Прочитайте: прибавить к 86, вычесть из 347, к 473 прибавить 441 и т.п. 6. Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?
Словарная работа должна проводиться в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание. 1. Упражнения на объяснение значений математических терминов: - объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д. - математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы прочтения)
C л едующие упражнения требуют включения зданий на применение терминов (правильное и неправильное). - выполнив действие 18+2, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала? - Определите верно или неверно данное высказывание: Произведение 8 и 3 равно 21. Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно 18. Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2. Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3. - В каком из уравнений правильно названо неизвестное число «с»? а) 32 : с = 8, частное; б) 9 х с = 45, множитель; в) с : 6 = 12, делитель; г) 19 – с = 15, вычитаемое.
Упражнения на правильное написание терминов: - запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум ..рация, выч .. таемое , ед .. ница , кил..грамм , сл .. жение , сл .. гаемое , д.. литель , д.. лимое , ч.. стное , к.. личество , сто.. мость , ра .. тояние , пр..изведение , ра .. ность и т.п. - исправить ошибку в записи слов: « слажить », « дилить », « вычеслить » и т.п.
Упражнения на составление правильных связных высказываний: - прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: «Если соединить два числа … знаком, то получится числовое …». - используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило, определение: «число, это, неизвестное, которое, равенство, содержащее, уравнение, найти, надо». - Какое из предложений соответствует выражению 18+16:2? а) сумму 18 и 16 уменьшили на 2. б) к 18 прибавили частное 16 и 2. в) сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.
Упражнения на умение записывать математические выражения по названиям компонентов арифметических действий: 1) Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения: а) сумма двадцати девяти и тридцати семи; б) разность шестидесяти четырёх и девятнадцати; в) произведение восьмидесяти пяти и четырнадцати; г) частное пятидесяти двух и четырёх; 2) Запиши выражение и найди его значение: а) из суммы двадцати и семи вычесть число девятнадцать б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти шести и пятидесяти девяти. в) сложите разность чисел 51 из 8 с суммой чисел 24 и 9 г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35. 3) Составить более сложные выражения: а) из числа 75, разности 81-63 и знака +; б) из суммы 54+8, числа 36 и знака - ; в) из числа 36, произведения 8х7 и знака «минус»; г) из частного 72:6, числа 28 и знака =;
Вывод Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие наблюдательности на уроках математики в начальных классах».
Основная задача учителя начальных классов заключается в том, что в процессе обучения учащиеся должны овладеть учебной деятельностью, когда обучаемый будет стремиться осознать чему и как он учится, а н...
Статья "Развитие речи на уроках математики"
Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием реч...
Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический....
Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах
Цель презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...
Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
Как можно развивать речь на уроках математики у младших школьников...
Статья "Развитие речи на уроках математики в начальных классах"
Забота о частоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя - начиная с первой учите...
Приемы развития памяти на уроках математики в начальных классах
Современному школьнику на уроках математики приходится запоминать не только новые слова, но и формулы, правила, схемы. Поэтому для успешного развития культурной памяти нужно использовать разнообразные...