Выступление на форуме "Развитие математической речи на уроках математики"
статья по математике на тему

Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется ка­ждому. Поэтому вопрос о развитии речи яв­ляется одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все препо­даватели, внося в это общее дело каждый своё, присущее его специальности. На уроках ма­тематики мы должны  приучить к краткому и логически полноценному изложению. Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskoy_rechi_v_nachalnykh_klassakh.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математической речи на уроках математики

        Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Поэтому вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все преподаватели, внося в это общее дело каждый своё, присущее его специальности. На уроках математики мы должны  приучить к краткому и логически полноценному изложению. Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.

В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический. Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики.Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака. 

Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по работе над математической речью на уроках математики:

Направления по работе над математической речью

  • Работа над звуковой стороной речи.
  • Словарная работа с математическими терминами.
  • Формирование культуры математической речи.
  • Развитие связной математической речи.

 Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов. 
При введении новых терминов  нужно прикреплять к доске таблички (карточки) с этими словами, обращая внимания учащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.

Работа над звуковой стороной речи

Например, следующие упражнения:
1.
Прочитайте слова, соблюдая ударения:

 километр, килограмм, вычислить, сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр .

2. Прочитайте выражения, используя математические термины:
(83-47):4;

 69-42:6;

  35+9х(24-14)

3.  Прочитайте выражения разными способами:  
36+18,

72:12, 

 59-7,

 17х3

4. Прочитайте:

  • прибавить к числу 86,
  •  вычесть из числа 34,
  • к числу 47 прибавить  число 42

5.Прочитайте:

  • прибавить к 86,
  • вычесть из 34,
  • к 47 прибавить  43

. Пример 25-12 Коля прочитал так:

 «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя математические термины.

Словарная работадолжна проводиться  в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание. 

Словарная работа.
Упражнения на объяснение значений математических терминов:

- математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так:

«18 взять 4». Как надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы прочтения)

Следующие упражнения требуют включения зданий на применение терминов (правильное и неправильное).


- выполнив действие 18+2, Наташа ответила:

 «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?


- Определите верно или неверно данное высказывание:

  • Произведение 8 и 3 равно 21.
  • Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно 18.
  • Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.
  • Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3

Упражнения на правильное написание терминов:
-
запишите слова, вставив пропущенные буквы:

 нум..рация, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, д..литель, д..лимое, ч..стное, к..личество, сто..мость, ра..тояние, пр..изведение, ра..ность и т.п.
- исправить ошибку в записи слов: «слажить», «дилить», «вычеслить.

Упражнения на составление правильных связных высказываний:

- прочитайте предложения, вставив пропущенные слова:

 «Если соединить два числа … знаком, то получится числовое …».

- Какое из предложений соответствует выражению 18+16:2?


а) сумму 18и 16 уменьшили на 2.
б) к 18 прибавили частное 16 и 2.
в) сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

Упражнения на  умение записывать математические выражения по названиям компонентов арифметических действий:
1) Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения:
а) сумма двадцати девяти и тридцати семи;
б) разность шестидесяти четырёх и девятнадцати;
в) произведение восьмидесяти пяти и четырнадцати;
г) частное пятидесяти двух и четырёх;

Запиши выражение и найди его значение:
а) из суммы двадцати и семи вычесть число девятнадцать
б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти    шести и пятидесяти девяти.
в) сложите разность чисел 51 из 8 с суммой чисел 24 и 9
г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35

3) Составить более сложные выражения:
а) из числа 75, разности 81-63 и знака +;
б) из суммы 54+8, числа 36 и знака - ;
в) из числа 36, произведения 8х7 и знака «минус»;
г) из частного 72:6, числа 28 и знака =;

Определите, что больше:


а) сумма 30 и 10 или разность 40и 10;
б) разность 26 и 16 или сумма 4и 8,
в) сумма 5 и 9 или сумма 6 и 7;
г) разность 32 и 12 или разность 19 и 8.

Следующее направление работы – формирование культуры математической речи сводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких  как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п. 

Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:


- устраните математические ошибки в тексте:

«Чтобы найти неизвестное число в выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;
- на вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Коля? Как следовало ответить Коле?.

Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал:

- устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким:

 «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33»;

Работа по развитию связной математической речи:

Составьте текст, используя набор карточек со словами:

- чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;

Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:

«Значит, 48:12=4. Это число 4.

 Разделить 48 на 12 значит найти такое число, которое при умножении на 12 даёт 48».


       Развитие математической речи будет происходить эффективно при определённой последовательной педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях.

       Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.

Возможности учебного предмета  "Математика" ОС Л.В.Занкова   для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....

Выступление на ШМО "Применение ИКТ на уроках математики при переходе на ФГОС"

Выступление на ШМО "Применение ИКТ на уроках математики при переходе на ФГОС"...

Математические диктанты на уроках математики в начальной школе

Математический диктант - хорошо известное средство обратной связи между учащимися и учителем. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников. Выполняя задания, дети становятся ...

Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...

Формирование математической грамотности на уроках математике в начальной школе.

Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения, и формулировать, применять, интерпритировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах ре...