Выступление на форуме "Развитие математической речи на уроках математики"
статья по математике на тему
Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Поэтому вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все преподаватели, внося в это общее дело каждый своё, присущее его специальности. На уроках математики мы должны приучить к краткому и логически полноценному изложению. Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskoy_rechi_v_nachalnykh_klassakh.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие математической речи на уроках математики
Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Поэтому вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все преподаватели, внося в это общее дело каждый своё, присущее его специальности. На уроках математики мы должны приучить к краткому и логически полноценному изложению. Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.
В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический. Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики.Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.
Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по работе над математической речью на уроках математики:
Направления по работе над математической речью
- Работа над звуковой стороной речи.
- Словарная работа с математическими терминами.
- Формирование культуры математической речи.
- Развитие связной математической речи.
Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов.
При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички (карточки) с этими словами, обращая внимания учащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.
Работа над звуковой стороной речи
Например, следующие упражнения:
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения:
километр, килограмм, вычислить, сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр .
2. Прочитайте выражения, используя математические термины:
(83-47):4;
69-42:6;
35+9х(24-14)
3. Прочитайте выражения разными способами:
36+18,
72:12,
59-7,
17х3
4. Прочитайте:
- прибавить к числу 86,
- вычесть из числа 34,
- к числу 47 прибавить число 42
5.Прочитайте:
- прибавить к 86,
- вычесть из 34,
- к 47 прибавить 43
. Пример 25-12 Коля прочитал так:
«Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?
Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя математические термины.
Словарная работадолжна проводиться в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание.
Словарная работа.
Упражнения на объяснение значений математических терминов:
- математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так:
«18 взять 4». Как надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы прочтения)
Следующие упражнения требуют включения зданий на применение терминов (правильное и неправильное).
- выполнив действие 18+2, Наташа ответила:
«У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?
- Определите верно или неверно данное высказывание:
- Произведение 8 и 3 равно 21.
- Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно 18.
- Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.
- Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3
Упражнения на правильное написание терминов:
- запишите слова, вставив пропущенные буквы:
нум..рация, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, д..литель, д..лимое, ч..стное, к..личество, сто..мость, ра..тояние, пр..изведение, ра..ность и т.п.
- исправить ошибку в записи слов: «слажить», «дилить», «вычеслить.
Упражнения на составление правильных связных высказываний:
- прочитайте предложения, вставив пропущенные слова:
«Если соединить два числа … знаком, то получится числовое …».
- Какое из предложений соответствует выражению 18+16:2?
а) сумму 18и 16 уменьшили на 2.
б) к 18 прибавили частное 16 и 2.
в) сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.
Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.
Упражнения на умение записывать математические выражения по названиям компонентов арифметических действий:
1) Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения:
а) сумма двадцати девяти и тридцати семи;
б) разность шестидесяти четырёх и девятнадцати;
в) произведение восьмидесяти пяти и четырнадцати;
г) частное пятидесяти двух и четырёх;
Запиши выражение и найди его значение:
а) из суммы двадцати и семи вычесть число девятнадцать
б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти шести и пятидесяти девяти.
в) сложите разность чисел 51 из 8 с суммой чисел 24 и 9
г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35
3) Составить более сложные выражения:
а) из числа 75, разности 81-63 и знака +;
б) из суммы 54+8, числа 36 и знака - ;
в) из числа 36, произведения 8х7 и знака «минус»;
г) из частного 72:6, числа 28 и знака =;
Определите, что больше:
а) сумма 30 и 10 или разность 40и 10;
б) разность 26 и 16 или сумма 4и 8,
в) сумма 5 и 9 или сумма 6 и 7;
г) разность 32 и 12 или разность 19 и 8.
Следующее направление работы – формирование культуры математической речи сводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.
Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
- устраните математические ошибки в тексте:
«Чтобы найти неизвестное число в выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;
- на вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Коля? Как следовало ответить Коле?.
Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал:
- устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким:
«К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33»;
Работа по развитию связной математической речи:
Составьте текст, используя набор карточек со словами:
- чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;
Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:
«Значит, 48:12=4. Это число 4.
Разделить 48 на 12 значит найти такое число, которое при умножении на 12 даёт 48».
Развитие математической речи будет происходить эффективно при определённой последовательной педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях.
Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.
Возможности учебного предмета "Математика" ОС Л.В.Занкова для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....
Выступление на тему «Приемы, используемые на уроках математики, для развития интереса к предмету»
Как же формировать у учащихся познавательный интерес?...
Математические диктанты на уроках математики в начальной школе
Математический диктант - хорошо известное средство обратной связи между учащимися и учителем. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников. Выполняя задания, дети становятся ...
Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)
Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...
Формирование математической грамотности на уроках математике в начальной школе.
Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения, и формулировать, применять, интерпритировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах ре...
"Сравнение чисел в пределах миллиона. Математический диктант № 1." урок математики 4 класс
урок математики по теме "Сравнение чисел в пределах миллиона. Математический диктант № 1." 4 класс, УМК "Школа России"...