Урок
план-конспект урока по математике по теме

Агапова Тамара Захаровна

Урок математики с элементами экономики в коррекционной школе 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ  № 482

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  8 вида

Уроки математики с элементами экономики в коррекционной школе VIII вида

Учитель математики высшей квалификационной категории:

Агапова Тамара Захаровна

Москва

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:

•Формирование экономических понятий на уроках математики

•Развитие понятийного аппарата

•Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений

•Овладение элементарными экономическими понятиями

•Успешная адаптация в быту

•Включение в производственную деятельность

Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.

Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении учащихся в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях

Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: “Семейный бюджет”,

Бюджет – в переводе с английского “денежная сумка”.

Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода я направления расходов и достичь их соответствия.

Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.

Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.

Услуга-действие, приносящее пользу, помощь другому.

Налог-государственный сбор с населения и предприятия

Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой.

Льгота-уменьшение оплаты.

Счётчик- прибор для подсчёта чего-нибудь.

Субсидия-денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.

Себестоимость - издержки предприятия при производстве товара.

Коммунальные услуги-услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.

Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты.

Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.

Рассортируйте записи в два столбика “доход”- “расход” и подсчитайте, какой результат ожидает семью.

Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если

Папа получает зарплату-

Мама получает зарплату

Бабушка получает пенсию-

Задача№3

Зарплата папы и мамы-

Истратили на продукты-

Заплатили за квартиру, свет, телефон-

Пенсия бабушки-

Заплатили за ремонт холодильника-

Оплатили покупки в магазине-

Купили подарок сыну-

Вывод.

Что означает термин “экономить”

Чем отличается качество “экономный” от качества “жадный”.

Заработная плата- это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.

Задача№4

Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает, 54 такие же детали обрабатывает за час, мастер, ученик?

Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?

(количество продукции; стаж работы (опыт))

Задача№5

За один день мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?

Задача№6

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег она сэкономит?

Задача№7

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --------р. За один килограмм , а мешок сахара (50 кг) стоит ------------ р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.

Задача №8

Средняя зарплата работника предприятия составляет 5000 р. 13 % с этой суммы отчисляется в фонд государства, а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?

Задача№9

Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги.

Плата за наём  

Т О  

Вывоз мусора  

Холодная вода  

Радио  

Коллективная антенна  

Всего  

Задача №10

Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона , 1 яйцо, сыр (50 г на порцию) , 1 стакан молока (250 г)?

Задача №11

Молодая семья откладывает каждый месяц по1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит-------- р.?

Задача №12

Однажды Петя проголодался и решил пообедать в столовой. Там было много вкусных блюд. Чтобы что-то выбрать что-то для себя Петя сначала прочитал меню и узнал цены.

Меню

Первые блюда Цена

1. Борщ 25,75 р.

2. Куриный суп 1 4,68 р.

3. Уха 13,5 р.

Вторые блюда

1.Котлета с картофельным пюре 46.64 р.

2. Сосиски с жареным картофелем 3 5,3 р.

3. Рыба с тушёными овощами 3 4,28 р.

Напитки

1. Чай сладкий  10,8 р.

2. Компот 11,15 р.

3. Кисель 10.2 р.

Задача №13

Семья состоит из 3 человек, живёт в приватизированной квартире, в приватизации участвовали все трое. Рассчитать налог за квартиру, если доля налога 1 члена семьи составляет ….. руб.?

Задача №14

Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.

Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.

Задача №15

Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?

Чему равен один квартал?

Абонентская плата-плата за наличие телефона, за пользование им без междугородных разговоров.

Задача №16

Минута разговора Саяногорск - Москва стоит ….. руб.

Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3,10,15 минут.

Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным.

“Наиболее общее понимание экономики-способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика-“хозяйствование по правилам в соответствии с законом”. Применительно к домашнему хозяйству экономика-это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи”

(Дудников В.В. и другие. Экономическая культура. Самара: Самарский ИПКРО, 1994.)

Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычисльть, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

Литература:

1.Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.

2.Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".

3.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.

4.Перова М.Н. Математика 9кл. М.:Просвещение,2001.

5.Алышева Т.В. "Рабочая тетрадь по математике 8","Рабочая тетрадь по математике 9" для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. "Просвещение" ОАО "Московские учебники" Москва 2005.

6.Эк В.В. Математика 8 М.:Просвещение,2002.



Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ  № 482

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  8 вида

Уроки математики с элементами экономики в коррекционной школе VIII вида

Учитель математики высшей квалификационной категории:

Агапова Тамара Захаровна

Москва

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:

•Формирование экономических понятий на уроках математики

•Развитие понятийного аппарата

•Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений

•Овладение элементарными экономическими понятиями

•Успешная адаптация в быту

•Включение в производственную деятельность

Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.

Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении учащихся в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях

Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: “Семейный бюджет”,

Бюджет – в переводе с английского “денежная сумка”.

Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода я направления расходов и достичь их соответствия.

Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.

Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.

Услуга-действие, приносящее пользу, помощь другому.

Налог-государственный сбор с населения и предприятия

Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой.

Льгота-уменьшение оплаты.

Счётчик- прибор для подсчёта чего-нибудь.

Субсидия-денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.

Себестоимость - издержки предприятия при производстве товара.

Коммунальные услуги-услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.

Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты.

Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.

Рассортируйте записи в два столбика “доход”- “расход” и подсчитайте, какой результат ожидает семью.

Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если

Папа получает зарплату-

Мама получает зарплату

Бабушка получает пенсию-

Задача№3

Зарплата папы и мамы-

Истратили на продукты-

Заплатили за квартиру, свет, телефон-

Пенсия бабушки-

Заплатили за ремонт холодильника-

Оплатили покупки в магазине-

Купили подарок сыну-

Вывод.

Что означает термин “экономить”

Чем отличается качество “экономный” от качества “жадный”.

Заработная плата- это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.

Задача№4

Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает, 54 такие же детали обрабатывает за час, мастер, ученик?

Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?

(количество продукции; стаж работы (опыт))

Задача№5

За один день мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?

Задача№6

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег она сэкономит?

Задача№7

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --------р. За один килограмм , а мешок сахара (50 кг) стоит ------------ р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.

Задача №8

Средняя зарплата работника предприятия составляет 5000 р. 13 % с этой суммы отчисляется в фонд государства, а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?

Задача№9

Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги.

Плата за наём  

Т О  

Вывоз мусора  

Холодная вода  

Радио  

Коллективная антенна  

Всего  

Задача №10

Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона , 1 яйцо, сыр (50 г на порцию) , 1 стакан молока (250 г)?

Задача №11

Молодая семья откладывает каждый месяц по1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит-------- р.?

Задача №12

Однажды Петя проголодался и решил пообедать в столовой. Там было много вкусных блюд. Чтобы что-то выбрать что-то для себя Петя сначала прочитал меню и узнал цены.

Меню

Первые блюда Цена

1. Борщ 25,75 р.

2. Куриный суп 1 4,68 р.

3. Уха 13,5 р.

Вторые блюда

1.Котлета с картофельным пюре 46.64 р.

2. Сосиски с жареным картофелем 3 5,3 р.

3. Рыба с тушёными овощами 3 4,28 р.

Напитки

1. Чай сладкий  10,8 р.

2. Компот 11,15 р.

3. Кисель 10.2 р.

Задача №13

Семья состоит из 3 человек, живёт в приватизированной квартире, в приватизации участвовали все трое. Рассчитать налог за квартиру, если доля налога 1 члена семьи составляет ….. руб.?

Задача №14

Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.

Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.

Задача №15

Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?

Чему равен один квартал?

Абонентская плата-плата за наличие телефона, за пользование им без междугородных разговоров.

Задача №16

Минута разговора Саяногорск - Москва стоит ….. руб.

Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3,10,15 минут.

Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным.

“Наиболее общее понимание экономики-способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика-“хозяйствование по правилам в соответствии с законом”. Применительно к домашнему хозяйству экономика-это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи”

(Дудников В.В. и другие. Экономическая культура. Самара: Самарский ИПКРО, 1994.)

Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычисльть, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

Литература:

1.Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.

2.Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".

3.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.

4.Перова М.Н. Математика 9кл. М.:Просвещение,2001.

5.Алышева Т.В. "Рабочая тетрадь по математике 8","Рабочая тетрадь по математике 9" для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. "Просвещение" ОАО "Московские учебники" Москва 2005.

6.Эк В.В. Математика 8 М.:Просвещение,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...