Урок
план-конспект урока по математике по теме
Урок математики с элементами экономики в коррекционной школе 8 вида
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ № 482
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида
Уроки математики с элементами экономики в коррекционной школе VIII вида
Учитель математики высшей квалификационной категории:
Агапова Тамара Захаровна
Москва
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:
•Формирование экономических понятий на уроках математики
•Развитие понятийного аппарата
•Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений
•Овладение элементарными экономическими понятиями
•Успешная адаптация в быту
•Включение в производственную деятельность
Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.
Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.
Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении учащихся в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях
Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: “Семейный бюджет”,
Бюджет – в переводе с английского “денежная сумка”.
Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода я направления расходов и достичь их соответствия.
Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.
Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.
Услуга-действие, приносящее пользу, помощь другому.
Налог-государственный сбор с населения и предприятия
Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой.
Льгота-уменьшение оплаты.
Счётчик- прибор для подсчёта чего-нибудь.
Субсидия-денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.
Себестоимость - издержки предприятия при производстве товара.
Коммунальные услуги-услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.
Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты.
Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.
Рассортируйте записи в два столбика “доход”- “расход” и подсчитайте, какой результат ожидает семью.
Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если
Папа получает зарплату-
Мама получает зарплату
Бабушка получает пенсию-
Задача№3
Зарплата папы и мамы-
Истратили на продукты-
Заплатили за квартиру, свет, телефон-
Пенсия бабушки-
Заплатили за ремонт холодильника-
Оплатили покупки в магазине-
Купили подарок сыну-
Вывод.
Что означает термин “экономить”
Чем отличается качество “экономный” от качества “жадный”.
Заработная плата- это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.
Задача№4
Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает, 54 такие же детали обрабатывает за час, мастер, ученик?
Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?
(количество продукции; стаж работы (опыт))
Задача№5
За один день мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?
Задача№6
Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег она сэкономит?
Задача№7
Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --------р. За один килограмм , а мешок сахара (50 кг) стоит ------------ р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.
Задача №8
Средняя зарплата работника предприятия составляет 5000 р. 13 % с этой суммы отчисляется в фонд государства, а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?
Задача№9
Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги.
Плата за наём
Т О
Вывоз мусора
Холодная вода
Радио
Коллективная антенна
Всего
Задача №10
Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона , 1 яйцо, сыр (50 г на порцию) , 1 стакан молока (250 г)?
Задача №11
Молодая семья откладывает каждый месяц по1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит-------- р.?
Задача №12
Однажды Петя проголодался и решил пообедать в столовой. Там было много вкусных блюд. Чтобы что-то выбрать что-то для себя Петя сначала прочитал меню и узнал цены.
Меню
Первые блюда Цена
1. Борщ 25,75 р.
2. Куриный суп 1 4,68 р.
3. Уха 13,5 р.
Вторые блюда
1.Котлета с картофельным пюре 46.64 р.
2. Сосиски с жареным картофелем 3 5,3 р.
3. Рыба с тушёными овощами 3 4,28 р.
Напитки
1. Чай сладкий 10,8 р.
2. Компот 11,15 р.
3. Кисель 10.2 р.
Семья состоит из 3 человек, живёт в приватизированной квартире, в приватизации участвовали все трое. Рассчитать налог за квартиру, если доля налога 1 члена семьи составляет ….. руб.?
Задача №14
Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.
Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.
Задача №15
Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?
Чему равен один квартал?
Абонентская плата-плата за наличие телефона, за пользование им без междугородных разговоров.
Задача №16
Минута разговора Саяногорск - Москва стоит ….. руб.
Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3,10,15 минут.
Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным.
“Наиболее общее понимание экономики-способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика-“хозяйствование по правилам в соответствии с законом”. Применительно к домашнему хозяйству экономика-это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи”
(Дудников В.В. и другие. Экономическая культура. Самара: Самарский ИПКРО, 1994.)
Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычисльть, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.
Литература:
1.Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
2.Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
3.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
4.Перова М.Н. Математика 9кл. М.:Просвещение,2001.
5.Алышева Т.В. "Рабочая тетрадь по математике 8","Рабочая тетрадь по математике 9" для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. "Просвещение" ОАО "Московские учебники" Москва 2005.
6.Эк В.В. Математика 8 М.:Просвещение,2002.
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ № 482
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида
Уроки математики с элементами экономики в коррекционной школе VIII вида
Учитель математики высшей квалификационной категории:
Агапова Тамара Захаровна
Москва
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:
•Формирование экономических понятий на уроках математики
•Развитие понятийного аппарата
•Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений
•Овладение элементарными экономическими понятиями
•Успешная адаптация в быту
•Включение в производственную деятельность
Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.
Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.
Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении учащихся в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях
Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: “Семейный бюджет”,
Бюджет – в переводе с английского “денежная сумка”.
Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода я направления расходов и достичь их соответствия.
Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.
Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.
Услуга-действие, приносящее пользу, помощь другому.
Налог-государственный сбор с населения и предприятия
Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой.
Льгота-уменьшение оплаты.
Счётчик- прибор для подсчёта чего-нибудь.
Субсидия-денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.
Себестоимость - издержки предприятия при производстве товара.
Коммунальные услуги-услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.
Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты.
Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.
Рассортируйте записи в два столбика “доход”- “расход” и подсчитайте, какой результат ожидает семью.
Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если
Папа получает зарплату-
Мама получает зарплату
Бабушка получает пенсию-
Задача№3
Зарплата папы и мамы-
Истратили на продукты-
Заплатили за квартиру, свет, телефон-
Пенсия бабушки-
Заплатили за ремонт холодильника-
Оплатили покупки в магазине-
Купили подарок сыну-
Вывод.
Что означает термин “экономить”
Чем отличается качество “экономный” от качества “жадный”.
Заработная плата- это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.
Задача№4
Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает, 54 такие же детали обрабатывает за час, мастер, ученик?
Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?
(количество продукции; стаж работы (опыт))
Задача№5
За один день мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?
Задача№6
Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег она сэкономит?
Задача№7
Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --------р. За один килограмм , а мешок сахара (50 кг) стоит ------------ р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.
Задача №8
Средняя зарплата работника предприятия составляет 5000 р. 13 % с этой суммы отчисляется в фонд государства, а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?
Задача№9
Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги.
Плата за наём
Т О
Вывоз мусора
Холодная вода
Радио
Коллективная антенна
Всего
Задача №10
Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона , 1 яйцо, сыр (50 г на порцию) , 1 стакан молока (250 г)?
Задача №11
Молодая семья откладывает каждый месяц по1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит-------- р.?
Задача №12
Однажды Петя проголодался и решил пообедать в столовой. Там было много вкусных блюд. Чтобы что-то выбрать что-то для себя Петя сначала прочитал меню и узнал цены.
Меню
Первые блюда Цена
1. Борщ 25,75 р.
2. Куриный суп 1 4,68 р.
3. Уха 13,5 р.
Вторые блюда
1.Котлета с картофельным пюре 46.64 р.
2. Сосиски с жареным картофелем 3 5,3 р.
3. Рыба с тушёными овощами 3 4,28 р.
Напитки
1. Чай сладкий 10,8 р.
2. Компот 11,15 р.
3. Кисель 10.2 р.
Семья состоит из 3 человек, живёт в приватизированной квартире, в приватизации участвовали все трое. Рассчитать налог за квартиру, если доля налога 1 члена семьи составляет ….. руб.?
Задача №14
Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.
Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.
Задача №15
Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?
Чему равен один квартал?
Абонентская плата-плата за наличие телефона, за пользование им без междугородных разговоров.
Задача №16
Минута разговора Саяногорск - Москва стоит ….. руб.
Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3,10,15 минут.
Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным.
“Наиболее общее понимание экономики-способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика-“хозяйствование по правилам в соответствии с законом”. Применительно к домашнему хозяйству экономика-это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи”
(Дудников В.В. и другие. Экономическая культура. Самара: Самарский ИПКРО, 1994.)
Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычисльть, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.
Литература:
1.Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
2.Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
3.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
4.Перова М.Н. Математика 9кл. М.:Просвещение,2001.
5.Алышева Т.В. "Рабочая тетрадь по математике 8","Рабочая тетрадь по математике 9" для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. "Просвещение" ОАО "Московские учебники" Москва 2005.
6.Эк В.В. Математика 8 М.:Просвещение,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...