урок
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Миленченко Алла Федоровна

 «Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд вида 37+25» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока
по математике во 2 классе
по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика»
(система «Школа  России»)
(урок проведён в технологии деятельностного метода)

Тема:«Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд вида 37+25».

Цель: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.

Задачи:

1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,   математическую  речь.

3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в  паре и   группе. 

Тип урока: урок открытия нового знания.      

Методы:

  • практический (работа в парах, группах)
  • словесный
  • частично - поисковый                                                                                          
  • метод контроля  

 Формы:

  • индивидуальная
  • групповая
  • коллективная

Результаты:

  • Данный урок  формирует  умения (способности) учащегося:
  • складывать двузначные числа с переходом через разряд;
  • самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  • ставить учебные цели;
  • составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд;
  • находить и использовать необходимые средства и способы достижения цели;
  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • презентация в программе Power Point;
  • учебник «Математика» М.И.Моро, 2 класс , 2011г.
  • карточки с заданием,
  • лист самооценки,
  • сигнальные карты,
  • разрядные таблицы для каждой группы.
     

Этапы урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (  2 мин).
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии ( 5 мин). Физминутка (1 мин.)
  3.  Выявление места и причины затруднения (1 мин).
  4. Анализ проблемной ситуации (1 мин.)
  5.  Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
  6.  Реализация построенного проекта (8 – 10 мин).

VII.     Первичное закрепление   (4 – 5 мин).

        Физкультминутка (1-2 мин).

VIII.    Самостоятельная работа  с  самопроверкой по эталону   (4 – 5 мин).

 IX.     Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин).

 X.       Рефлексия учебной деятельности (1 – 2 мин).    

           Домашнее задание (1 – 2 мин).

        

Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности 
Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа  высказывания.

Слайд 1

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

   Тот, кто хочет много знать,

   Должен сам всё  постигать!

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.)

- А можно ли заставить кого-то учиться?

 -Нет, он должен сам этого захотеть.

 - Я уверена, что вы хотите учиться.  Желаю вам на этом уроке многому научиться.

Слайд 2

- Ребята,  с  давних времен во всей Руси и у нас в  Когалыме  в конце зимы – начале

весны целую неделю народ отмечает старинный славянский праздник проводов Зимы и встречи Весны. Он сопровождается играми, весельем. У нас особо популярны  перетягивание  каната, кулачные бои, катание на санях, игра в снежки  Хотите побывать на таком празднике?

-Да.  

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений     в пробном действии. 

Задача:  актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

Слайд 3-5

1. Развиваем память, внимание – «Игра в снежки»

 В течение 5 секунд нужно запомнить расположение «снежков», а затем воспроизвести их по памяти в пустых квадратах на индивидуальных карточках. Затем   проверить  свои работы при повторной демонстрации слайда.

Слайд 6

 Самооценка по алгоритму.

Слайд 7

-Ребята, возьмите лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то поставьте в листе самооценки плюс, если возникли трудности, то поставьте знак вопроса.  

2. Реши примеры (работа в парах).

- Давайте вспомним, какую тему  проходили на предыдущем уроке?

-Письменное сложение двузначных чисел.            

- Эти умения помогут вам открыть новое знание.

 Слайд 8

- Расшифруйте слово и вы узнаете как называется этот праздник. Это задание вы выполните в парах. Назовите правила работы в парах и группах.

 -Убедись, что в разговоре участвует каждый.

 -Говори спокойно, ясно и по делу.

 -Дайте возможность высказаться каждому.

- Вспомните  алгоритм  сложения двузначных чисел.

-Пишу единицы под единицами, десятки под десятками

-Складываю единицы: число единиц пишу под единицами.

 -Складываю десятки: число десятков пишу под десятками.

-Ответ …

- Ребята, какое слово получилось? Как называется праздник?

-Масленица.

Проверка по эталону. Самооценка по алгоритму. Результаты фиксируются на лист самооценки.

 -Обобщите, какие знания мы повторили?

 -Сложение   двузначных чисел в столбик, алгоритм сложения в столбик.

 - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Физминутка для глаз. Слайд  9

ІІІ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (проблемная ситуация)

Слайд 10

В последний день Масленицы проходят массовые мероприятия. Взрослые и дети громко и весело отмечают этот день. Решите задачу. Слайд 11

На праздник пришли 37 девочек и 25 мальчиков. Сколько всего детей было на празднике? (Предлагают работать в группах.)

- Запишите только число - ответ

- Какой результат получили?

(Учитель фиксирует на доске варианты ответов, числа – ответы получились разные.)

-Почему так произошло? У вас возникло затруднение?

-Да.

IV. АНА ЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (проблемный диалог)

-Почему оно возникло?

- Мы таких примеров не решали.  

- Удалось ли вам самим выяснить, что в примере было для вас новым?

-Мы раньше не решали примеры, когда при сложении единиц получается больше 10.

- Молодцы! Такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд.

- В чем у вас возникло затруднение?

-Не знаем способа , с помощью которого можно  выполнить вычисления.

V. Построение проекта выхода из затруднения

Задачи: сформулировать конкретную цель, составить план будущих учебных действий.

 Слайд 12

-Сформулируйте цель урока.

-Узнать  способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

 -Какова будет  тема урока?

-  Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

 - Как вы будете действовать?

     Слайд 13                           

 -Составим план.

1. Сначала решим пример с помощью разрядной таблицы.

 2. Решим этот же пример в столбик.

 3. Построим алгоритм решения таких примеров.

4. Тренировка.

VI. Реализация построенного проекта 

Задачи:  построить новый способ решения примеров на сложение двузначных чисел с переходом через разряд путём достраивания известного алгоритма.

 Слайд 14-16

  1. Решите этот  пример с помощью разрядной таблицы (работа в группах).

-Какой  вывод можем сделать?

-Если при сложении двузначных чисел сумма единиц больше 10, то из неё надо выделить десяток и добавить его к десяткам. Но этот способ решения не очень удобный.            

Слайд 17

2. Дальше по плану.  Записать решение этого примера в столбик (с каждой группой разворачивается  диалог).

-Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в имеющийся алгоритм.

На доске появляются ответы каждой группы. Проверяем.

-Проговорите полученный алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через десяток.

Слайд 18

 3. В итоге алгоритм должен принять такой вид.

1. Пишу…    (единицы под единицами, десятки под десятками)

2.Складываю единицы.  (число единиц суммы - пишу под единицами, а  запоминаю или ) новую единицу старшего разряда приписываю сверху).

3.Складываю десятки.

4. Увеличиваю количество десятков на 1. Результат пишу под десятками.

5. Ответ: … 

4. Подведение итогов этапа реализации построенного проекта.

-Какое открытие мы сделали?                

 -Если при сложении единиц получается больше 10, то 1 десяток мы прибавляем к десяткам.

-Какой следующий шаг в нашем уроке?  

-Потренироваться в  решении примеров  с помощью алгоритма.

VII. Первичное закрепление материала.

Задача: создать условия для выполнения типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.

1. Работа по учебнику.

- Пользуясь алгоритмом,  найдите сумму чисел.

           28          26          54         19

        + 23       +37        +38       +64

(Учащиеся выходят к доске и выполняют задание с комментированием)  

2. Работа в парах. 

Слайд 19  

- Решите выражения в столбик, комментируя ход  решения друг другу. 

  27 + 35    52 + 19    

 Взаимопроверка по эталону. Самооценка по алгоритму. Результаты фиксируются на лист самооценки.

- Кто допустил ошибку? В чём она?      

(Забыли добавить десяток).

- Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

 - Кто выполнил всё верно? Сделайте вывод.

-Мы поняли, как  складывать двузначные числа с переходом через разряд.

 - Как в этом убедиться?

-Нужно выполнить самостоятельную работу.

Физминутка Слайд 20

VIII. Самостоятельная  работа  с  самопроверкой по     эталону
 Задачи: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение способа сложения двузначных чисел с переходом через разряд; проверить уровень усвоения нового алгоритма сложения.

Слайд 21

В конце Масленичной недели в воскресенье  катают Масленичную бабу в в идее чучела из соломы. Перед вами задание: кто быстрее и правильно решит примеры записывая их в столбик, тот быстрее возьмет Масленицу в плен, а значит, победит и прочитает зашифрованные слова.

Слайд 22

1 в.7 9 + 19       2 в. 36+48

       68 + 28               49+33

 Самопроверка. Самооценка по алгоритму. Результаты фиксируются на лист самооценки.

- Сравните свой ответ с эталоном. Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с заданием знак «?» и исправьте свои ошибки.

- Кто выполнил задание правильно, поставьте  себе «+».

 Кто понял и исправил свою ошибку? Молодцы.

-Какие слова получились?

-Среда, блины.

-Именно среда во время Масленицы называлась «Лакомка» и в этот день пекли блины, символизирующие солнце. Слайд 23

VIII. Включение в систему знаний и повторения
Задачи: включить новые знания в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное.

Слайд 24

1. Решите задачу (работа в группах).

-Что нужно найти в задаче?  

 -Запишите схему и  решение  задачи  в столбик.

 Взаимопроверка по  эталону. Самооценка по алгоритму. Результаты фиксируются на лист самооценки.

- Кто допустил ошибку в вычислении? Исправьте. В чём она?

(Учащиеся называют свои ошибки).

 - Какую задачу ставите перед собой?

 -Нам необходимо  потренироваться в вычислениях.

- Кто выполнил решение верно?

 - Какие знания помогли  найти значения   выражения?

-Знание алгоритма сложения двузначных  чисел  с переходом через разряд.

- При выполнении, каких заданий вы можете использовать новый способ?    

 

 2. Реши примеры. Что надо записать в последнем столбике?  

4

8

4

8

4

8

4

8

4

8

+

2

1

+

2

2

+

2

3

+

2

4

+

.

.

Взаимопроверка по  эталону. Самооценка по алгоритму. Результаты фиксируются на лист самооценки.

 - Кто допустил ошибки при выполнении задания?

 - В чём причина? Что вам поможет их исправить?

 -У кого все верно? Молодцы. 

  IX. Рефлексия учебной деятельности
Задачи: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности ; зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления.  

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Расскажите алгоритм решения примеров нового типа.                

 -Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями? Как?

 -Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто доволен своей работой?

- Кто считает, что лучше мог поработать?  

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Положите перед собой листы  самооценки. Подсчитайте знаки,  выставьте себе отметку.

 шесть знаков  «+» - «5»,

  пять знаков «+»    - «4»,

четыре знаков «+» - «3».

 - Что нам необходимо сделать для улучшения результата?

- Поэтому дома потренируйтесь в примерах подобного вида.  

Домашнее задание

 (комментирует учитель)

1.  № 6  стр. 25    (по желанию придумать два примера на новый способ)

2.  Задача  №7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать!

Слайд 2

Праздник весны

Слайд 3

Тренируем память!

Слайд 5

Тренируем память!

Слайд 6

Алгоритм самооценки Какова была цель задания ? Удалось получить результат ? Правильно или с ошибкой ? Самостоятельно или с чьей-то помощью? ?

Слайд 7

Лист самооценки. Ф.И._____________________________ Задание № 1 Задание № 2 Задание № 3 Задание № 4 Задание № 5 Задание № 6 Итого. «+» - выполнил задание правильно; «?» - при выполнении задания возникли трудности. Твоя оценка: _____ Оценка учителя : _____

Слайд 8

М- 35-21 А- 96-63 Л- 43+13 Е- 45+12 Н -83-21 И- 27+42 Ц- 57+22 С- 67-24 А- 24+61 14 32 43 56 57 62 69 79 85 М А С Л Е Н И Ц А Пишу... Складываю единицы… Складываю десятки... Читаю ответ

Слайд 10

Масленица

Слайд 11

Девочек - 37 Мальчиков - 25 д. Задача

Слайд 12

Тема урока: Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд Цель: Научиться складывать двузначные числа с переходом через разряд.

Слайд 13

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: 1. Выполним сложение чисел с помощью разрядной таблицы 2. Решим в столбик 3. Сформулируем правило 4. Тренировка

Слайд 14

Пишу... Складываю един... Складываю дес ... Читаю ответ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: 1. Выполним сложение чисел с помощью разряд. таблицы 2. Решим в столбик 3. Сформулируем правило 4. Тренировка Разряд десятков Разряд единиц 3 7

Слайд 15

Пишу... Складываю един... Складываю дес ... Читаю ответ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: 1. Выполним сложение чисел с помощью разряд. таблицы 2. Решим в столбик 3. Сформулируем правило 4. Тренировка Разряд десятков Разряд единиц 3 7 2 5

Слайд 16

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: 1. Выполним сложение чисел с помощью разряд. таблицы 2. Решим в столбик 3. Сформулируем правило 4. Тренировка Разряд десятков Разряд единиц 3 7 2 5 7 + 5 = 12 2 3 + 2 6 + 1 = 6 1 дес. 2 ед.

Слайд 17

Пишу... Складываю ед. Складываю дес ... Читаю ответ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: 1. Выполним сложение чисел с помощью разряд. таблицы 2. Решим в столбик 3. Сформулируем правило 4. Тренировка 3 7 2 5 2 1 6 Если при сложении двузначных чисел в разряде единиц получается число больше десяти, то единицы пишем под единицами , а 1 десяток отдаём в десятки

Слайд 18

Алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд. 1. Пишу … (единицы под единицами, десятки под десятками) 2.Складываю единицы. (число единиц суммы - пишу под единицами, а 1д запоминаю) 3.Складываю десятки. 4. Увеличиваю количество десятков на 1 . Результат пишу под десятками. 5. Ответ: … ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: 1. Выполним сложение чисел с помощью разряд. таблицы 2. Решим в столбик . 3 Сформулируем правило 4. Тренировка

Слайд 19

Проверка! 1 1 27 52 35 19 62 71

Слайд 20

Привет, малыш!!! Повторяй за нами!!!

Слайд 21

Сжигание чучела

Слайд 22

Проверка! 1в. 2в. 1 68 + 28 96 1 79 + 19 98 Сре - да 1 36 + 48 84 1 49 + 33 82 Бли - ны

Слайд 23

Среда – «Лакомка»

Слайд 24

Проверка! ? 47 25 1 47 + 25 72(б.) Ответ: 72 блина было на тарелке. На одной тарелке было 47 блинов, а на другой на 25 больше. Сколько блинов было на второй тарелке? ЗАДАЧА

Слайд 25

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Привет, малыш!!! Повторяй за нами!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...


 

Комментарии

Колтунова Татьяна Викторовна

Спасибо!Очень хороший урок, чёткий, методически верно разработанный, а главное полезный.