Урок математики 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Маликова Елена Владимировна

Тема "Табличное умножение и деление"

Цели:

- закрепить знания табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления, умение находить периметр геометрических фигур (прямоугольника), отрабатывать умения решать задачи, вырабатывать навыки различных приёмов устного счёта;

-способствовать развитию математической речи, внимания, интереса к предмету;

-содействовать воспитанию чувства взаимопомощи,  ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablichnoe_umnozhenie_i_delenie_2.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Табличное умножение и деление».

Урок -закрепление

УМК «Школа России».  Учебник  авторского коллектива под руководством М.И.Моро. III класс. (Урок-путешествие)

Е.В.Маликова,

учитель начальных классов, п.Шиткино, Тайшетский район, Иркутская область

Цели: закрепить знания табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления, умение находить периметр геометрических фигур (прямоугольника), отрабатывать умения решать задачи, вырабатывать навыки различных приёмов устного счёта; способствовать развитию математической речи, внимания, интереса к предмету; содействовать воспитанию чувства взаимопомощи,  ответственности.

   Оборудование:  компьютер, мультимедиапроектор, карточки с примерами, геометрический материал, сказочные герои, страна Математика, королева Математика, карточка-тест  для самостоятельной  работы.

    Ход урока.

 I. Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё решай, не отставая,

Слушай, не перебивая,

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

(Звучит куплет песни «Дважды два четыре», слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского).
II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня  наш урок будет необычным, потому что мы отправимся с вами в путешествие на ковре-самолёте, во время которого закрепим наши знания таблицы умножения и деления. Мы побываем в сказочной стране, где нас встретят  герои любимых сказок и мультфильмов.    Ребята, а как надо вести себя в гостях?  

- Правильно.

В математику-страну

Я вас всех сейчас зову.

III.Актуализация опорных знаний

- Чтобы открылись двери этой страны, надо выполнить самостоятельную работу. 1 слайд.

Самостоятельная работа

 I вариант              II вариант

9х4=                        27:9=

18:2=                       3х8=

24:8=                       32:4=

3х6=                         6х7=

6х9=                         8х7=

40:8=                        45:9=

Дети записывают  только ответы. Далее идёт проверка.

IV.Устный счёт:
- Молодцы! Итак, вы справились с заданием, и королева  разрешила путешествовать по её стране. Мы летим над синим морем. «А у самого синего моря живёт старик со своею старухой». Как называется эта сказка? (Ответы детей)

- Смотрите, нас встречает Золотая рыбка.

Ждёт работа нас важная:
Что знаем – будем повторять,
Что забыли – будем вспоминать. 
В математике любая работа.
Не обходится без устного счёта.
Сейчас, ребята, внимание!
Мы в гостях у Золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру «Математическая рыбалка». На рыбках напечатаны примеры на табличное умножение и деление, каждый ученик ловит рыбку, решает пример и отпускает её обратно.

7х3   9х4   5х9   16:8   28:4   40:5   7х6   30:5   27:3   32:8   36:4  2х5  3х5  20:4      Снова в путь.

-Смотрите, кто же это идёт по тропинке? А чтобы узнать, кто это, надо расставить числа в порядке возрастания.

4  6  10  8   14  18   20   16   22   12    2

о  т    е   Л   п    л    ь      о    д      о     к

-Правильно, это кот Леопольд. Он нас встречает и просит ему помочь. Мышки хотели запутать Леопольда, и ответы  переставили местами. Давайте поможем ему восстановить записи.

 2 слайд. Дети решают и  с помощью «мышки»  соединяют линиями ответы на экране компьютера.

2х4+8    26                   10х2:5     20

2х3+9    25                   30:10х7    1

2х5+15   16                  40:10:4      21

2х7+12   15                  15:3х4       4

3 слайд

Мышки стёрли числа в записях кота. Леопольд просит вас помочь ему восстановить закономерность и продолжить ряд. На экране:

16  20  24 …    

 27  36  45…

- Молодцы! Леопольд благодарит вас за помощь.

Физминутка

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался сильный звон,

Убежали мышки вон.

 -А теперь мы продолжаем наше путешествие, но что это, мышки опять что-то затеяли. Чтобы отправиться дальше, они предлагают решить задачку.

Сорок восемь ярких книжек

Раз купили 8 мышек.

Но понять не могут мышки,

Как им книжки поделить.

Чтобы по ошибке книжкой

Никого не обделить.

Им не справиться самим,

Помогите, дети, им.

Дети решают устно задачу.

-Молодцы!

V. Закрепление изученного.

Наш ковёр- самолёт пролетает над домиком. На лужайке сидит мальчик.

Чтобы узнать, кто это, надо решить примеры. Дети решают примеры и переворачивают карточку с буквой.

27:3=      Н         14: * = 7   н          40 :  * = 8   к

36:6=      е          15: * = 5   а           45: 5 =       а

24:3=      з          16: * = 4   й

- Правильно, это Незнайка. Мы ему должны помочь найти ошибки.

Посмотрите вот чудак,

Написал он всё не так.

Давайте, ребята, ошибки исправим

Прилежно Незнайку учиться заставим.

4 слайд

Найдите ошибку.

3х8+3>3х9          2х6=3х4

4х9-9<4х6           3х2>2х3

Дети выполняют самостоятельно (ищут ошибки и исправляют их). Проверка выполненной работы.

3х8+3=3х9        2х6=3х4

4х9-9<4х6         3х2=2х3

- Незнайка очень доволен, что вы ему помогли.

Мы продолжаем наше путешествие. Звучит грамзапись.

5 слайд. Замок Задач.  И мы подлетаем к замку. Этим замком владеет замечательная королева Математика, но с ней случилась беда: Злая Фея посадила её в клетку. Давайте выручим её.

1. Работа по учебнику.№2 с.62. ( Математика.  М.И.Моро)

Прочитайте условие задачи и подумайте. (Одновременно заполняется таблица)

-Как удобно записать задачу кратко?

-В таблице.

-Что известно в задаче?

-Как озаглавим первую колонку, вторую, третью?

-О чем говорится в задаче?

-Об одинаковых наборах из чашек.

-Что такое число 9?

-Количество наборов.

-Число 54?

-Всего чашек в этих наборах?

-Что надо узнать в задаче?

-Сколько чашек в 5 таких наборах? Сколько таких наборов получится из 60 чашек?

В 1 наборе

Кол-во
наборов

Всего чашек


Одинаково

9 н.

54 ч.

5 н.

?

?

60 ч.

- Что одинаково в обеих задачах ?
- Первая строка.
-Чем отличаются?
-Вопросами и вторыми строками. Решение задачи самостоятельно по вариантам.

-Вы можете решать задачу полностью самостоятельно или попросить помощь учителя.

Дети самостоятельно выбирают один из вариантов выполнения работы. Для удобства таблица разбивается на две.
(Два ученика работают  индивидуально)

1в.

В 1 наборе

Кол-во
наборов

Всего чашек

Одинаково

9 н.

54 ч.

5 н.

?

2в.

В 1 наборе

Кол-во
наборов

Всего чашек

Одинаково

9 н.

54 ч.

?

60 ч.

Проверка

1в.

1) 54:9=6 (ч.) - в одном наборе
2) 6х5=30 (ч.) -в пяти наборах

2в.

1) 54:9=6 (ч.) - в одном наборе
2) 60:6=10 (н.) - получится из 60 чашек

-Мы справились с этим заданием. И теперь королева Математика на свободе.

Физминутка

Мы шагаем друг за другом  

Лесом и зелёным лугом. (Ходьба на месте)

 Крылья пёстрые мелькают,

 В поле бабочки летают. (Взмахи руками)

 Раз, два, три, четыре,

 Полетели, закружились.

 -А сейчас мы полетим в гости к девочке, рост которой не больше дюйма.  

Догадались, кто это? Правильно, это Дюймовочка. Она предлагает вам поиграть с ней в игру «Цветик-семицветик ». Проверка таблицы умножения. На плакате изображён  цветик-семицветик, на каждом лепестке число, с помощью двигающейся ленты с числами от 2 до 9 задаётся пример на табличное умножение.

-Молодцы, ребята!  Вы порадовали Дюймовочку, хорошо знаете таблицу умножения.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень прочная наука,

Интересная наука-

Это математика!

Работа с геометрическим материалом.

Продолжаем наше путешествие по Математической стране.

-Посмотрите, ребята, Золушка поджидает нас, и она приготовила задание.

Золушка спрашивает вас, как называется эта фигура?

 Правильно, прямоугольник.

 А теперь  начертите прямоугольник и найдите его периметр, если одна сторона равна 3 см, а другая 5 см. Дети самостоятельно чертят и  находят периметр разными способами. Взаимопроверка.

3х2+5х2=16(см)

(3+5)х2=16(см)

-Молодцы! И  с этим заданием справились.

Наше путешествие подходит к концу. Королева Математика на прощание предлагает вам выполнить её задание.  

 Тест — проверка  знаний. Отметить в каждом задании правильный ответ.

1.Частное равно   8, а делитель – 2. Найди делимое.
а)10;  б) 4;  в) 16.

2.Чему равно значение выражения  9хb, если b=3 

а) 27;  б) 3;  в) 6

3. Найдите произведение чисел 6 и3

а) 2;  б) 18;  в) 9.

4. Если число 48 уменьшить в 6 раз, то получится:

а) 8; б) 42;  в)7.
5.Частное от деления чисел 4 и 1равно:
а) 3; б) 1;  в) 4.

6.Число 4 меньше 32:

а) в 8 раз;  б) в 28 раз;  в) 9 раз.

7.У хозяйки 15 кур, а петухов в 5 раз меньше. Сколько петухов у хозяйки?

а) 20;  б) 10;  в)3.

8. Чему равен первый множитель, если второй множитель равен 4, а произведение равно 28.

а) 6; б) 7;  в)24.

9.Какое число больше 9 в 6 раз?

а)15; б) 56;  в) 54.

10.На сколько  36 больше 4?

а) на 32;  б) на 8;   в) на 9.

11. Если произведение чисел 4 и 2 увеличить на их сумму, то получится:

а) 14;  б) 2;  в) 8. 

Слайд 6. Дети проверяют свой тест, используя ключ.

Ключ: 1. в,   2.а,  3.б,   4.а,  5. в.  6.а,   7. в,   8.б,   9. в,   10. а,   11. а.
Самооценка  работы- теста после проверки.

-Молодцы! Королева Математика довольна вами и благодарит вас за урок.

VI. Итог урока.

-Что мы повторили и закрепили сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось? Что было трудным? Сегодняшнее путешествие подошло к концу. За это время выросло удивительное дерево.  Оцените свою работу на уроке и давайте посмотрим, какое «Дерево успеха» получится. На партах у вас лежат листики - жёлтый, зелёный, красный. Если вам урок понравился, и вы всё закрепили, то приклейте зелёный листик, если вы иногда скучали – жёлтый, а если вам ничего не понравилось, и вы ничему не научились, то красный. Дети выходят к доске и приклеивают свои листики.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

Повторить таблицу умножения и деления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...