Пояснительная записка |
|
|
|
Тема урока | Измерения и дроби.
|
|
|
Тип урока | Открытие нового знания |
|
|
Предмет | Математика |
|
|
Класс | 4, общеобразовательной школы. |
|
|
УМК | «Школа 2100» |
|
|
Учебник | «Математика» Л.Г. Петерсон, 4 класс, часть 1. |
|
|
|
|
|
|
Мотивация учащихся
| Групповые формы работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения. |
|
|
Автор урока Должность | Слабий Надежда Фёдоровна Учитель начальных классов, высшей категории |
|
|
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ» |
|
|
Республика/край, город/поселение | Хабаровский край, город Хабаровск |
|
|
Сценарий урока |
|
|
|
Цели урока
| Создание условий для формирования представлений о дроби как о числе, выражающем часть единиц счёта или измерения через поисково - исследовательскую деятельность учащихся. |
|
|
Задачи урока для учителя
| - Показать недостаточность натуральных чисел для выражения результатов измерения величин.
- Научить находить и изображать части единиц счёта и измерения через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
- Формировать у учащихся умения использовать полученные знания при дальнейшем изучении дробей.
- Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
- Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
|
|
|
Задачи урока для учащихся
| - «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
- Найти способ, т.е. число, которым можно выразить часть единиц счёта или измерения.
- Применять полученные знания при решении математических выражений, задач.
- Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
|
|
|
Ожидаемые результаты:
| Предметный: применение алгоритма нахождения n-й доли единицы Коммуникативные: формирование умения работать в парах. Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Личностные: мобильность, самостоятельность. Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности. |
|
|
Необходимое оборудование материалы | Раздаточный материал для индивидуальной, групповой и парной работы, учебник «Математика» Л.Г. Петерсон, 4 класс, часть 1. |
|
|
Подробный конспект урока |
|
|
|
План урока | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Вводная часть
| I . Мотивация учебной деятельности Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности Учитель: Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок: - Я буду внимателен
- Я буду старателен
- Я буду трудолюбив
- Я буду доброжелателен
- Я буду активен
- Я буду успешен
Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе. | Установка на деятельность, | Включение в работу |
| II. Актуализация опорных знаний - Цель: повторение внетабличных случаев умножения и деления,
Математический диктант Учитель: ответьте устно на вопросы и запишите полученное множество чисел: - Найди произведение 4 и 15, уменьши в 5 раз. Чему равно частное?
- Увеличь число 16 в 3 раза, произведение уменьши в 2 раза. Чему равно произведение чисел?
- Произведение чисел 16 и 4 увеличить в 2 раза. Чему равно произведение чисел?
- Во сколько 108 больше 2?
- Во сколько раз 42 меньше 420?
- Сколько десятков в числе 1000?
(ответы: 12, 28, 128, 54, 10, 100.) Проверка по эталону. Учитель: на какие группы можно разбить полученные результаты? ( двузначные и трёхзначные; круглые) Учитель: Какие правила помогли выполнить задание? (Умножение и деление числа на сумму, кратное сравнение чисел, знания компонентов и результата деления и умножения) Учитель: назовите одним словом это множество чисел. (Натуральные) - Какие числа называем натуральными? (1,…и до бесконечности). Учитель: если есть в математике такое понятие как «натуральные» числа, следовательно, есть и ненатуральные? Вам предстоит ответить на это вопрос на последующих уроках. | Организация работы учащихся, контролирующая. | Самостоятельная работа |
2. Основная часть | III. Постановка проблемы. Цель: создание условий для возникновения проблемной ситуации. Учитель: Вы разделились на группы перед уроком. Учитель: Назовите правила работы в группе: слушать товарища, дать высказаться каждому, учиться договариваться Учитель: задание 1 и 3 группам (на листочках). Посовещайтесь в группе, решите задачи и запишите решение: - Оля разделила поровну конфету между 2 подружками. Сколько конфет получила каждая? (по половинке).
- Литр сока разлили поровну в 4 стакана. Сколько литров сока в каждом стакане? (четверть литра)
- 7кг крупы рассыпали поровну в з пакета. Сколько килограммов крупы в каждом пакете? (2кг и одна треть - затруднение в решении и записи)
Учитель: задание 2 и 4 группам. Посовещайтесь в группе и сделайте оценку площади фигуры А: (4 < А<5). Учитель: вопрос ко 2 и 4 группам. - Где и почему встретили затруднение? - Можно ли найти число, которое выражает точное значение площади фигуры? ( Нет, так как числа 4 и 5 соседние) - Каким же числом вы предлагаете обозначить точное значение площади фигуры А? (разные варианты) Учитель: вопрос к 1 и 3 группам. - В чём причина затруднения в решении последней задачи? (Не знаем, как находить части единицы, не умеем их обозначать натуральными числами) Учитель: чему же мы должны научиться? (находить и обозначать части единицы) Итак, цель нашего урока – научиться находить и изображать части единиц счёта и измерения. Итог: сформулируйте тему урока. Тема урока: Части единиц счёта и измерения. Иначе их называют дроби, доли. | Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся. Фиксация гипотез, организация обсуждений, создание ситуации разрыва. | Исследовательская Работа в группах Анализируют Доказывают Аргументируют свою точку зрения |
| IV. «Открытие» детьми новых знаний. Цель: знакомство с новым материалом и фиксация его в алгоритм и опорный конспект. Первичное представление о дроби. Учитель: работаем с учебником-тетрадью, с.57 Чтение текста. Учитель: Что нужно сделать, чтобы измерить величину? (узнать сколько раз в ней содержится выбранная единица измерения); Учитель: Какие числа используют, чтобы найти точное значение величины? (дроби); Учитель: итак, вывод: какие числа называют дробью? (Дробь – число, которое выражает часть единицы счета, измерения). Учитель: этим открытием мы и будем сегодня заниматься. № 1, с.58 – измерение отрезков, алгоритм использования циркуля (с комментированием). 4е < АВ < 5е 6е < СД < 7е Учитель: работа в группе. - Выполните задание в учебнике №2, стр. 58 - Придумайте свои примеры из жизни, когда невозможно выразить точное значение величин натуральным числом. - Представитель от каждой группы проговаривает выполненное задание. Вывод: не все величины можно выразить натуральным числом. Решение практических задач Учитель: согласны ли вы с тем, что отрезок разделён пополам?(Нет, так как части неравные). Учитель: значит, какое обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными). Учитель: начертите отрезок произвольной длины и разделите его на две равные части. Как вы это сделаете? (Измерим отрезок и найдём середину) Учитель: как называют каждую часть? (половина). Отметьте половину отрезка любым цветом. Учитель: значит, как мы будем находить треть, четверть, пятую долю и т.д. некоторой мерки? (будем делить на 3, 4, 5 и т.д. равных частей) Учитель: задание группам. Составьте алгоритм нахождения доли единицы счёта или измерения. Фиксирование алгоритма. Алгоритм нахождения n-й доли единицы - Разделить целую единицу на n равных части.
- Взять одну из равных частей
| Регулирующая Учебное исследование для выделения понятия | «Открытие» детьми новых знаний. Коллективное исследование в ходе практической работы, формирование нового понятия и конструирование нового способа действия. |
Физминутка | V. Физминутка Присесть столько раз, в числе 25 содержится по 6; (24) сделать столько наклонов вперед, сколько вы получите, если 61 разделите на 10 ; (6) подпрыгнуть столько раз, сколько в числе100 десятков; (10) сделать столько наклонов вперед, сколько вы получите, если 1000 разделите на 100; | Регулирующая | Аналитическая |
3. Заключение | VI. Первичное закрепление. Цель: отработка построенного алгоритма № 3 (б), с.58 – разделить квадрат на 2 равные части, одну часть закрасить синим цветом. Проверка по эталону.
Итог: Кто допустил ошибку? Почему допустили, что сделали неправильно? № 4 Раздаточный материал: круг. Учитель: разделите круг с помощью перегибания на 4 равные части и закрасьте одну часть синим карандашом. Какая это часть круга? (четвёртая) - Какую часть круга составляет незакрашенная часть? Какая часть круга больше закрашенная или незакрашенная? (треть круга, больше незакрашенная). - Сколько четвёртых частей содержит половина круга?(4) Учитель: итак, как найти часть фигуры? (надо разделить фигуру на равные части) Учитель: составим опорный конспект, который поможет на следующих уроках вспомнить то, что сегодня исследовали. (Дети предлагают варианты)
| Контролирующая, оказание необходимой помощи обучающимся. | Практическая работа Применение нового способа |
| VII Самостоятельная работа в парах с самопроверкой в классе. Цель: формирование умения работать в парах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. № 6 (а-в) - Выдели на отрезке указанную часть цветным карандашом и придумай способ обозначения этих частей с помощью чисел. Ученики демонстрируют свои варианты обозначения частей. Учитель: мы прослушали ваши варианты обозначения частей. На следующем уроке продолжим обсуждение этого вопроса.
| Контролирующая, организационная. | Парная работа
|
4.Рефлексия.
| VIII. Итог урока: Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности - Чему новому вы учились сегодня на уроке?
- Оцените свою работу на уроке, используя модели цветов, которые лежат у вас на парте:
- кто овладел способом находить и обозначать части единицы, и может объяснить это другому человеку, например, другу – покажите зелёный цветок; -кто не овладел этим способом, но пока еще не может объяснить его другому человеку, - покажите желтый цветок; - кто еще не уверен в своих возможностях – покажите синий цветок; - кто ничего, к сожаленью не понял на уроке – покажите красный цветок. Давайте составим большой букет из ваших цветочков. Это результат вашей работы на уроке. Молодцы! | Регулирующая, организационная. | Аналитическая |
| IX. Домашнее задание: закончите №6 (г-е)
| Планирование | Самостоятельная работа |