Математика. Урок – исследование. Деление и дроби. 4 класс. Л.Г. Петерсон
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельность, находить пути и средства для её достижения, формируют и развивают коммуникативные умения, умения общаться, работать а группе. Цели урока: сформировать умение записывать результат деления двух натуральных чисел с помощью дробей; актуализировать понятия: дробь, числитель, знаменатель; повторить алгоритм нахождения числа по части, выраженной дробью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - исследование, математика, 4 класс. | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование. Математика, 4 класс. Программе «Школа 2100».
Автор учебника Л.Г. Петерсон.
Учитель: Г.Ю. Захаркина.
Тема: Деление и дроби.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цели урока:
образовательные-
- сформировать умение записывать результат деления двух
натуральных чисел с помощью дробей;
- повторить случаи табличного деления, деления с остатком,
с однозначным частным на основе прикидки, деления двузначного
числа на однозначное (внетабличные случаи), круглых чисел;
- актуализировать понятия: дробь, числитель, знаменатель; умение
читать и записывать дроби, повторить алгоритм нахождения части
числа, выраженной дробью;
воспитательные -
- формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность
одноклассников;
5) воспитание таких качеств личности, как дружелюбие, доброта,
взаимопонимание.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
- иллюстрации героев сказки А.Милна «Винни–Пух и все – все – все»;
- опорный конспект «Дробь»;
Дробь. 2 - числитель 7 - знаменатель |
- опорный конспект «Нахождение части числа, выраженной дробью»;
Нахождение части числа, выраженной дробью.
•∆ ׃О |
- опорный конспект «Запись результата деления с помощью дроби».
|
- оформление доски: записи выражений, таблица.
Раздаточный материал:
- модели плиток шоколада в виде прямоугольников;
- таблица для этапа рефлексии:
Утверждения: | Поставь знак «+» или «?» |
1) тема урока мне понятна | |
2) я достиг цели урока | |
3) я умею находить результат деления чисел, выраженный дробью | |
4) мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
Ход урока.
I. Организационный момент.
Мозговая гимнастика:
- «Качая головой»;
- «Зоркие глазки»;
- «Шапка для размышлений».
II. Самоопределение к учебной деятельности.
- Сегодня на урок к нам пришёл Винни – Пух. На день рождения он получил много подарков. Мы знаем, что Винни – Пух всегда делится со своими друзьями и любит, чтобы всем было поровну. Винни – Пух делил, делил подарки и не смог разделить. Он очень расстроился и просит вас о помощи.
- Поможем ему?
- Да. (Принимаются все варианты ответов).
- А почему он пришёл именно к нам, а не в первый класс?
- Мы знакомы с действием деления и умеем решать примеры на деление,
знаем приёмы деления. (Принимаются все варианты ответов.)
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать действие деления. Вам, как всегда на уроках математики, понадобится усердие, аккуратность, сообразительность. Желаю вам удачи!
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной
деятельности.
- повторение изученных способов деления натуральных чисел:
- табличные случаи деления ;
- внетабличные случаи деления двузначного числа на однозначное;
- деление двузначного числа на двузначное методом подбора;
- деление с остатком;
- проблемное задание.
- В Вини - Пуха было 180 карандашей, которые нужно разделить между 9 друзьями, 56 конфет – между 7 друзьями, 6 шоколадок –между четырьмя, 81 воздушный шар- между двадцатью семью, 3 шоколадки - между 4, 68 печений между 4.
180 : 9 = 20 81 : 27 = 3
56 : 7 = 8 3 : 4 = ?
6 : 4 = ? 68 : 4 = 17
IV. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
-Смогли мы помочь Винни – Пуху?
- Не совсем. Наверное, мы ещё не всё знаем о действии деления
(принимаются все версии ответов).
- В чём же мы затрудняемся?
- (Версии ответов). - Записи значения выражения.
- Давайте сформулируем цель деятельности. (Цель: найти новый способ записи результата деления натуральных чисел.)
V. Построение проекта выхода из затруднения и фиксация нового знания в системе деятельности с дробями.
Организация учебного процесса - работа в парах.
- Чем удобно воспользоваться, чтобы найти новый способ записи деления?
- Моделями, прямоугольниками.
- Возьмите 3 прямоугольника и разделите их на 4 равные части.
Учитель предлагает работу в парах с распределением обязанностей.
Результаты вариантов выполненной работы в парах демонстрируются на
доске.
А)
3 : 4 =
Б) В)
Анализ записи.
-В чём заключается новый способ записи?
- Это дробь. Делимое – это числитель, делитель – знаменатель, знак деления – черта. (Могут быть разные предположения учащихся в ответах).
Учитель помещает опорный конспект на доску.
Физкультминутка «Весёлая переменка»:
1) помогаем дома (правой рукой заколачиваем гвозди, левой гладим
бельё);
2) отдыхаем (правой рукой гладим по голове от затылка ко лбу, левой
гладим живот по часовой стрелке;
3) танцуем (массажируем мочки ушей, одновременно вращая носком
левой и правой ноги).
VΙ. Первичное закрепление во внешней речи.
1.Чтение правила по учебнику, стр. 1;
2.Нахождение значения выражения - 6 : 4;
-А сейчас мы смогли помочь Винни – Пуху?
- Да.(Соглашаются все учащиеся).
- Как бы вы теперь сформулировали тему нашего урока?
- Деление и дроби.
3.Работа с таблицей из учебника задания №7, стр. 2:
Частное. | Делимое. | Делитель. | Дробь. | Числитель. | Знаменатель. |
5:8 |
| ||||
| 7 | 9 | |||
|
| 3 14 | |||
|
| 6 | 11 |
Вывод - (проговаривается учащимися правило как повторение и обобщение).
VΙΙ. Самостоятельная работа с целью определения уровня усвоения учащимися учебного материала.
- Выполнение задания № 5 (нижняя строка), № 6 (нижняя строка).
- Взаимопроверка и проверка учителем. Выставление оценок «4» и «5», остальным учащимся даются устные рекомендации.
VІІІ. Рефлексия.
Заполнение детьми таблицы, заготовленной для этапа рефлексии
как раздаточный материал. Заслушивание ответов детей.
ІX. Включение в систему знаний и повторение.
1. №10, стр.3.
-Прочитайте задачу №10, стр.3 и начертите к ней схему.
100% = ? кг _________________________
? 2%= 4кг |
Дети чертят и заполняют схему в тетради, один ученик – на доске.
Анализ задачи.
- Что известно в задаче?
- В бочонке осталось 2 % мёда, что составляет 4кг. Остальную часть мёда
Винни – Пух съел.
- Что надо узнать?
- Нужно узнать, сколько килограммов мёда съел Винни – Пух.
- Сможем ли мы ответить на вопрос задачи?
- Нет, мы не знаем массу всего мёда в бочонке.
- Как найти массу всего мёда в бочонке?
- Чтобы узнать массу всего мёда, нужно воспользоваться знанием правила нахождения числа по его части, выраженной дробью. 2% - это , поэтому нужно 4 разделить на 2 и умножить на 100, получится 200кг. Это весь мёд.
- Как же найти массу той части мёда, которую съел Винни – Пух?
- Мёд, который съел Винни – Пух – это часть, чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть, то есть из200 вычесть 4, получится196кг.
- 4:2x100=200(кг) – всего мёда;
- 200 - 4 =196(кг)
Ответ: 196 килограммов мёда съел Винни – Пух.
2. №4, с.2 (устно).
X. Итог.
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
- Найти новый способ для записи результата деления натуральных чисел.
- В чём заключается новый способ?
- Это дробь, в записи которой числителем является делимое, а знаменателем
делитель.
- Вы довольны сегодня своей работой ? (…)
- Кого вам хотелось бы особенно поблагодарить? (…)
- Молодцы!
XІ. Домашнее задание.
- Составьте и решите задачу про ослика Иа-Иа, решением которой будет являться выражение 4:7.
XII. Оценивание с комментариями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"
Цели: воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;развивать устную речь, воображе...
Математика. Урок-исследование "Способы решения задач на одновременное движение".
Урок-исследование. Способы решения задач на одновременное движение....
Конспект урока математики «Умножение и деление. Закрепление» (2 класс)
Цели деятельности учителя:совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи на деление и умножение;закрепление вычислительных навыков умножения и деления.Планируемые результа...
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....
Конспект урока математики "Умножение и деление.Закрепление" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи на деление и умножение;закрепление вычислительных навыков умножения и деления.Планируемые результа...
Презентация к уроку математики "Формула зависимостей между величинами" 3 класс. Л.Г.Петерсон
Презентация к уроку математики "Формула зависимостей между величинами" 3 класс. Л.Г.Петерсон...
Конспект урока математики «Умножение и деление. Закрепление» (2 класс)
Цели деятельности учителя:совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи на деление и умножение;закрепление вычислительных навыков умножения и деления.Планируемые результа...