Математика. Урок – исследование. Деление и дроби. 4 класс. Л.Г. Петерсон
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Захаркина Галина Юрьевна

Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельность, находить пути и средства для её достижения, формируют и развивают коммуникативные умения, умения общаться, работать а группе. Цели урока: сформировать умение записывать результат деления двух натуральных чисел с помощью дробей; актуализировать понятия: дробь, числитель, знаменатель; повторить алгоритм нахождения числа по части, выраженной дробью.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – исследование.  Математика,   4 класс.  Программе «Школа 2100».

Автор учебника Л.Г. Петерсон.

Учитель: Г.Ю. Захаркина.

Тема: Деление и дроби.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

 Цели урока:

                                    образовательные-

  1. сформировать умение записывать результат деления двух

      натуральных чисел с помощью дробей;

  1. повторить случаи табличного деления, деления с остатком,

с однозначным частным на основе прикидки, деления двузначного

 числа на однозначное (внетабличные случаи), круглых чисел;

  1. актуализировать понятия: дробь, числитель, знаменатель; умение

     читать и записывать дроби, повторить алгоритм нахождения части  

     числа, выраженной дробью;

                                воспитательные -

  1. формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться    

     и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение    

     других, объективно оценивать свою работу и деятельность

     одноклассников;

5)  воспитание таких качеств личности, как дружелюбие,    доброта,

     взаимопонимание.

Мыслительные операции, необходимые на  этапе проектирования:

анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Демонстрационный материал:

  1. иллюстрации героев сказки А.Милна «Винни–Пух  и  все – все – все»;
  2. опорный конспект «Дробь»;

             

Дробь.

   2 - числитель

   7 - знаменатель

  1. опорный конспект «Нахождение части числа, выраженной дробью»;

Нахождение части числа, выраженной дробью.

             

•∆

׃О

  1. опорный конспект «Запись результата деления  с помощью дроби».

       

  1. оформление доски: записи  выражений, таблица.

Раздаточный материал:

  1. модели   плиток шоколада в виде прямоугольников;
  2. таблица для этапа рефлексии:

               Утверждения:

       Поставь знак «+» или «?»

1) тема урока мне понятна

2) я достиг цели урока

3) я умею находить результат деления  чисел, выраженный дробью

4) мне необходимо поработать  над…

перечисли темы для доработки

Ход урока.

I.  Организационный момент.

   Мозговая гимнастика:

  1. «Качая головой»;
  2. «Зоркие глазки»;
  3. «Шапка для размышлений».

II. Самоопределение к учебной деятельности.

- Сегодня на урок к нам пришёл Винни – Пух. На день рождения он получил много подарков. Мы знаем, что Винни – Пух всегда делится со своими друзьями и любит, чтобы всем было поровну. Винни – Пух делил, делил подарки и не смог разделить. Он очень расстроился и просит вас о помощи.

- Поможем ему?

- Да.  (Принимаются все варианты ответов).

- А почему он пришёл именно к нам, а не в первый класс?

- Мы знакомы с действием деления и умеем решать примеры на деление,    

    знаем приёмы деления. (Принимаются все варианты ответов.)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать действие деления. Вам, как всегда на уроках математики, понадобится усердие, аккуратность, сообразительность.  Желаю вам удачи!

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной

      деятельности.

  1. повторение изученных способов деления натуральных чисел:
  • табличные  случаи  деления ;
  • внетабличные случаи деления двузначного числа  на однозначное;
  • деление двузначного числа  на  двузначное методом подбора;

               -    деление  с остатком;

  1. проблемное задание.

-  В Вини - Пуха было 180 карандашей, которые  нужно разделить между 9 друзьями, 56 конфет – между 7 друзьями, 6 шоколадок –между четырьмя, 81 воздушный шар- между двадцатью семью, 3 шоколадки  - между  4, 68 печений  между 4.

180 : 9 =  20             81 : 27 = 3

  56 :  7 =   8               3 :  4  = ?

    6 : 4  =   ?             68 :  4   = 17

IV. Выявление причин  затруднения и постановка цели деятельности.

-Смогли мы помочь Винни – Пуху?

- Не совсем. Наверное, мы ещё не всё знаем о действии деления  

   (принимаются все версии ответов).

- В чём же мы затрудняемся?

- (Версии ответов). - Записи значения выражения.

- Давайте сформулируем цель деятельности. (Цель: найти новый способ записи результата деления натуральных чисел.)

V. Построение проекта выхода из затруднения и фиксация нового знания в системе деятельности  с дробями.

Организация учебного процесса -  работа в парах.

- Чем удобно воспользоваться, чтобы найти новый способ записи деления?

-  Моделями, прямоугольниками.

-  Возьмите 3 прямоугольника и разделите их на 4 равные части.

   Учитель предлагает работу в парах с распределением обязанностей.

   Результаты вариантов  выполненной работы в парах демонстрируются  на    

    доске.

А)

   

                     3 :  4 =

       Б)                                                             В)        

                                                                                             

 Анализ записи.

-В чём заключается новый способ записи?  

- Это дробь. Делимое – это числитель, делитель – знаменатель, знак деления – черта. (Могут быть разные предположения учащихся в ответах).

Учитель помещает опорный конспект на доску.

                Физкультминутка «Весёлая переменка»:

         1)   помогаем дома   (правой рукой заколачиваем гвозди, левой гладим

                бельё);

    2)    отдыхаем (правой рукой гладим по голове от затылка ко лбу, левой

           гладим живот по часовой стрелке;

    3)   танцуем  (массажируем мочки ушей, одновременно вращая носком

          левой и правой ноги).              

VΙ. Первичное закрепление во внешней речи.

1.Чтение правила по учебнику, стр. 1;

2.Нахождение значения выражения -  6 : 4;

-А сейчас мы смогли помочь Винни – Пуху?  

- Да.(Соглашаются все учащиеся).

- Как бы вы теперь сформулировали тему нашего урока?  

- Деление и дроби.

3.Работа с таблицей из учебника  задания  №7, стр. 2:

Частное.

Делимое.

Делитель.

Дробь.

Числитель.

Знаменатель.

     5:8

       

     

       7        

       9

     

       

       3

      14

     

       

         6

      11

Вывод - (проговаривается учащимися правило как  повторение и обобщение).

VΙΙ. Самостоятельная работа с целью  определения уровня усвоения учащимися учебного материала.

  • Выполнение задания № 5 (нижняя строка), № 6 (нижняя строка).
  • Взаимопроверка   и проверка учителем. Выставление оценок «4» и «5», остальным учащимся даются устные рекомендации.

VІІІ. Рефлексия.

                Заполнение детьми таблицы, заготовленной  для этапа рефлексии  

                как раздаточный материал. Заслушивание ответов детей.                                  

ІX. Включение в систему знаний и повторение.

1.  №10, стр.3.

-Прочитайте задачу №10, стр.3 и начертите к ней схему.

              100% = ? кг

_________________________

                                   

          ?                         2%= 4кг

Дети чертят и заполняют схему в тетради, один ученик – на доске.

Анализ задачи.

-  Что известно в задаче?

- В бочонке осталось 2 % мёда, что составляет 4кг. Остальную часть мёда  

  Винни – Пух съел.

- Что надо узнать?

- Нужно узнать, сколько килограммов мёда съел Винни – Пух.

- Сможем ли мы ответить на вопрос задачи?

- Нет, мы не знаем массу всего мёда в бочонке.

- Как найти массу всего  мёда в бочонке?

- Чтобы узнать массу всего мёда, нужно воспользоваться знанием правила нахождения числа по его части, выраженной дробью. 2% - это , поэтому нужно 4 разделить на 2 и умножить на 100, получится 200кг. Это весь мёд.

- Как же найти массу той части мёда, которую съел Винни – Пух?

- Мёд, который съел Винни – Пух – это часть, чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть, то есть из200 вычесть 4, получится196кг.

  1. 4:2x100=200(кг) – всего мёда;
  2. 200 - 4  =196(кг)

Ответ: 196 килограммов мёда съел Винни – Пух.

2. №4, с.2 (устно).

 X. Итог.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Найти новый способ для записи результата деления натуральных чисел.

- В чём заключается новый способ?

- Это дробь, в записи которой числителем является делимое, а знаменателем

  делитель.

- Вы довольны сегодня своей работой ?  (…)

- Кого вам хотелось бы особенно поблагодарить?  (…)

- Молодцы!

XІ. Домашнее задание.

- Составьте и решите задачу про ослика Иа-Иа, решением которой будет являться выражение 4:7.

XII. Оценивание с комментариями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

Математика. Урок-исследование "Способы решения задач на одновременное движение".

Урок-исследование. Способы решения задач на одновременное движение....

Конспект урока математики «Умножение и деление. Закрепление» (2 класс)

Цели деятельности учителя:совершенствование вычислительных навыков  и умения решать задачи на деление и умножение;закрепление вычислительных навыков умножения и деления.Планируемые  результа...

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....

Конспект урока математики "Умножение и деление.Закрепление" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:совершенствование вычислительных навыков  и умения решать задачи на деление и умножение;закрепление вычислительных навыков умножения и деления.Планируемые  результа...

Презентация к уроку математики "Формула зависимостей между величинами" 3 класс. Л.Г.Петерсон

Презентация к уроку математики "Формула зависимостей между величинами" 3 класс. Л.Г.Петерсон...

Конспект урока математики «Умножение и деление. Закрепление» (2 класс)

Цели деятельности учителя:совершенствование вычислительных навыков  и умения решать задачи на деление и умножение;закрепление вычислительных навыков умножения и деления.Планируемые  результа...