Предмет: математика Тема урока: «Вычитание числа 4»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Карандина Галина Ивановна

 

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке математики в 1 классе.

Система учебников «Начальная школа ХХI века»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель – Карандина Галина Ивановна

Предмет: математика

Тема урока: «Вычитание числа 4»

Класс: 1. Система учебников «Начальная школа ХХI века»

Образовательное учреждение: «МБОУ средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области»

Дидактическое обоснование урока

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке математики в 1 классе.

Система учебников «Начальная школа ХХI века»

Тема урока: «Вычитание числа 4»

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: создание условий для  открытия  нового знания

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному применению приема вычитания с переходом через десяток;

формировать умение анализировать  материал, выделять главное, делать выводы

Метапредметные.

Развивать:  УУД учащихся;

 психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать фронтально, в паре, индивидуально

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-стремление к познанию

Основные дидактические методы: системно -  деятельностный подход,

 практический;

 методы и приемы технологии развития критического мышления

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, фронтальная

Место данного урока в системе уроков по теме:

третий урок

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения с применением ИКТ

Учебные пособия: Математика:1класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/В.Н.Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2012.-144 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века)., рабочая тетрадь.

Используемое оборудование: бутылка с картой, предметные картинки, призы, сигнальные карточки.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

Используемая литература:

  1. Журнал «Управление начальной школой» №2/2012, издательский дом МЦФЭР. Организация учебного процесса. Приложение. С.38-40;
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" . Физкультурные минутки



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I.Организацион-ная часть. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Представьте, что вы нашли в море старую бутылку, открыли крышку, а там …  карта. Карта Сокровищ!  

-Что вы сделаете? (Ответы детей.)                                   - Конечно, отправимся, на поиски  этих сокровищ. А так как у нас урок математики, то нам потребуются все наши знания, умения и огромное желание познать эту науку. Вы готовы к такому путешествию? (Ответы детей.)

- Я  рада за вас! Итак, отправляемся в путь за сокровищами Знаний!                        

Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока

Подготовка к восприятию нового материала

Личностные УУД: самоопределение,  внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества

II.Актуализа-ция и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Для нашего путешествия подготовим снаряжение: веревку, спички, фонарик, соль, лопатку, компас, фляжку с водой и небольшой запас еды.

 Все это мы получим, если выполним несколько заданий и определим, чем мы будем заниматься на уроке?

Запись числа.

1)Математический диктант.

-запишите число, в котором 1 десяток и 7 единиц;

1 десяток и 3 единицы;

запишите число, предшествующее числу 20;

 число, следующее за числом 14;

запишите число,  в котором 4 единицы.

- Сверти свои ответы с образцом. Покажите  сигнальной карточкой, как справились с заданием. Если все правильно – зеленый сигнал; если есть ошибки красный.

- Молодцы, ребята!

17,13,19,15,4 (Слайд 2)

- Какое число лишнее в этом ряду чисел?

-Почему?

- Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых?

2) Примеры: 8-4, 6-4,5-4,   9-4, 7-4, 10-4 объединены в одну группу. Слайд 2. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

-Выполните вычисления, используя прием вычитания «по частям».

-Объясните этот прием. (Ответы детей.)

-Легко ли вам было выполнять вычисления? (Ответы детей.)

- Можно этот прием использовать при решении примеров 11-4, 12-4, 13-4? (Ответы детей.) Слайд 2.

- Давайте попробуем выполнить вычисления в первом примере, используя все случаи состава числа 4.

- Легко ли выполнять вычисления? (Ответы детей.)

- Молодцы, вы заслужили все, что необходимо юному кладоискателю. Предметные картинки (предметы) торжественно вручаю командиру класса. Он их располагает на доске (у доски).  

Актуализация, обобщение и звуковая фиксация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

Мотивация к самостоятельному осуществлению пробного учебного действия. Рефлексия пробного учебного действия

Выполнение подготовительных упражнений, самостоятельное осуществление пробного учебного действия. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. Участие в рефлексии

Личностные УУД: мотивационная основа  деятельности, смыслообразование, эмпатия, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения..

Регулятивные УУД:

-постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция.

Познавательные УУД:

-анализ, сравнение, обобщение,  аналогия;

-структурирование знаний;

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

-достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формулирование и аргументация своего мнения

III.Выявление места и причины затруднения

- Только на корабле мы заметили, что карта неполная, исчез кусочек острова. Попытаемся её восстановить.

- Мнения разделились, давайте еще раз все внимательно посмотрим. Слайд 3.

11-4=

11-1-3=

11-2-2=

11-3-1=

-Как вы думаете, какой пример, мы решим быстро. Почему? (Ответы детей.)

- Где возникло затруднение? Почему? (Ответы детей.)

-Попробуйте сделать вывод.  (Ответы детей.)

- Молодцы, вы на правильном пути.          

-Кусочек карты мы нашли, но многие записи исчезли. Придется нам их восстановить.

Организация восстановления выполненной операции. Фиксация места, где возникло затруднение

Выявление места и причины затруднения. Фиксация во внешней речи причины затруднения

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес, смыслообразование, эмпатия.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Познавательные УУД:

-анализ, сравнение, обобщение;

-постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

-формулирование и аргументация своего мнения

IV. Постановка проекта выхода из затруднения

  - Ребята, давайте подумаем, как будем действовать дальше?

На доске заголовок «Проект учебных действий» и этапы (цель, тема, способ, план достижения цели).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

-Какова цель учебных действий? (Ответы детей.)

-Сформулируйте тему урока. (Ответы детей.)

-Как будем работать? (Ответы детей.)

Учитель кратко знакомит учащихся с предстоящей работой.  

Слайд 4.

Диалог. Обдумывание проекта будущих учебных действий

Обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, определяют тему урока. Строят план достижения цели

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД:

-постановка познавательной цели.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества

V. Реализация построенного проекта

- Приступим к реализации намеченного плана. Мы на острове (показываю его на карте), приглядимся.

С.63№ 2.

-Объясните, как выполнено вычитание 11-4?

- Сформулируйте правило вычитания с переходом через десяток. (Учитель фиксирует  на доске.)

11-4=(11-1)-3=7

Алгоритм: из уменьшаемого сначала вычитаем единицы, а из получившегося при этом десятка – оставшуюся часть вычитаемого. Слайд 5.

-Рассмотрите остальные записи. Распространяется ли на них это правило? (Ответы детей.)

-Да. Это правило (алгоритм) распространяется на все предложенные примеры.

- Ребята, мы преодолели возникшие ранее затруднения, открыли прием вычитания числа 4. Молодцы!!!

Подведение к открытию нового знания, фиксация в знаковой форме, уточнение общего характера нового знания. Фиксация преодоления возникшего затруднения

Возвращение к модели исходной проблемной ситуации, открытие нового знания, осознание общего характера нового знания

Личностные УУД:

-осознание ответственности за общее дело;

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция, познавательная инициатива.

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Коммуникативные УУД:

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VI.Физкульт-минутка

- По-моему, нам требуется отдых. Вы не против этого?

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

Учитель проводит физкультминутку.

Учащиеся выполняют упражнения.

Личностные УУД:

-установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция.

Познавательные УУД:

- техника выполнения упражнений.

VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Много опасностей.  Перед нами топкое болото.

- Сейчас мы будем работать в парах. Вы должны выполнить задания на с.64 № 6,7.

№ 6 (устно) Из каких чисел можно вычесть 4?

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13

Распределение ролей в паре: консультант, ученик. (Учащиеся договариваются сами.)

№ 7 (письменно) Выполни вычитание. Объясни решение выделенных примеров.

6-4    9-4   11-4   7-4

12-4  5-4   13-4   10-4

Распределение ролей в паре: консультант, ученик. Задание выполняется следующим образом, 1-2 столбики – 1 уч-ся, 3,4 ст. – 2 уч-ся. Если возникает спорный момент, то сигнальной карточкой подзывают учителя.

Рефлексия. Слайд 6.

-Интересно ли было работать в парах?

-Оцените свою работу. Справились – зеленый сигнал, возникли трудности - красный.

Организация работы в парах.

Организация первичного закрепления нового материала, оказание индивидуальной помощи

Выполнение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция.

Познавательные УУД:

-самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Молодцы, вы хорошие партнеры,  справились!        

-А сможете ли перебраться через горную реку по одному?

С.64 № 9 (письменно) – самостоятельная работа.

Какие примеры решены неверно? Исправь ошибки.

8+4=12

13-4=7

11-2=9

4+9=12

Проверка по эталону. Слайд 7.

Рефлексия.

-Какие примеры вызвали затруднение? Почему?

-Разделите примеры на две группы

-Как мы выполняем примеры на сложение с переходом через десяток?

- Как выполняем вычитание с переходом через десяток?

- Оцените свою работу. Зеленый сигнал – справились, красный – возникли затруднения

- Что непонятно?

-Помогите, ребята, своим одноклассникам.

Организация самостоятельной работы. Рефлексия. Фиксация успеха для каждого ученика.

Самостоятельное выполнение заданий нового типа, осуществление самопроверки по эталону.

Личностные УУД: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;

-волевая саморегуляция;

-осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

-самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Познавательные УУД:

-анализ, сравнение, классификация;

-использование общих приемов решения задач;

-рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные УУД:

-использование речи для  регуляции своей деятельности

IX.Физкультминутка

- Привал. Отдыхаем!

Комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Учитель проводит комплекс упражнений для глаз.

Выполнение упражнений.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция.

Познавательные УУД:

- техника выполнения упражнений.

X.Включение в систему знаний и повторение

- А вот и дремучий лес. Ищем тропинку к кладу.

Задание № 1.Не вычисляя, назовите, что больше.

9+4 или 7+5

12-4 или 12-3

11-2 или 13-4

Слайд 8.

- Где у вас возникло затруднение? (3 задание) Почему?

-  Выполните вычисления.

-Каким приемом вычисления воспользовались?

- А как еще можно выполнить вычисления?

2. С.64 № 5 (письменно)

В прятки играли шестеро детей. Потом четверо детей ушли. Сколько детей продолжали игру?

Решите самостоятельно задачу.

- Как проверить задачу?

- Какие есть еще способы проверки?

Задание по выбору:

1) Измените задачу так, чтобы она решалась в два действия.

2) Измените, числовые данные так, чтобы в задаче был прием вычитания 4 с переходом через десяток.

3.С. 64 №8 (1,2 – письменно). Слайд 9.

1) Первое число 12, второе- 4. Чему равна разность?

2) разность чисел равна 5. Первое число 9. Чему равно второе число?

- Проиллюстрируйте задания с помощью вычислительной машины.

- Выполните проверку к первому заданию.

- К какому выводу пришли?

2 задание

- Как найти вычитаемое?

- Как проверить вычисления?

Расширение границы применения нового знания

Выполнение заданий, направленных на автоматизацию умственных действий и подготовку  к введению новых норм.

Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные УУД:

-анализ, синтез, сравнение;

-поиск и выделение необходимой информации;

-моделирование;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества;

-формулирование и аргументация своего мнения.

XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Рефлексия.

- Ребята, давайте вернемся к проекту учебной деятельности. Вспомните и назовите нашу цель.

- Достигли мы её?

- Как вы оцените свою работу на уроке? (Зеленый сигнал – были активны, красный – испытывали трудности, не всегда были активны.)

-Назовите тему урока.

-Как мы вычитали число 4 с переходом через десяток?

- Можно ли наши знания применить при решении других примеров?

-Как проходило сотрудничество на уроке?

- Какие задания вас заинтересовали, немного были для вас трудными и вы бы хотели их разобрать на следующем уроке?

-Вот она, гора, в которой спрятаны сокровища. Возьмем сокровища и поднимемся на неё, чтобы увидеть красоту мира, природы, почувствовать радость открытия, знаний. Ведь мы с вами совершили путешествие на остров Сокровищ, за кладом Знаний. Вручаю ребятам маленькие эмблемы  «Юному первооткрывателю!»

Организация рефлексии

Самооценка собственной учебной деятельности.

Соотнесение цели учебной деятельности и её результатов, планирование цели деятельности

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

-самооценка на основе критерия успешности;

-эмпатия;

-адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вычитание числа 4» Карандина Галина Ивановна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3 г.Красноармейска Саратовской области»

Слайд 2

Проверка: 17,13,19,15,4 Задание: 8-4, 6-4, 5-4, 9-4, 7-4, 10-4 Задание: 11-4, 12-4, 13-4 Задания:

Слайд 3

11-4= 11-1-3= 11-2-2= 11-3-1= - Как вы думаете, какой пример, мы решим быстро. Почему? - Где возникло затруднение? Почему? - Попробуйте сделать вывод.

Слайд 4

Цель : «Открыть» прием вычитания с переходом через десяток. Научится его применять. Тема: «Вычитание числа 4» Формы работы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная. План достижения цели: выполнение заданий с постепенным увеличением сложности. Проект учебных действий

Слайд 5

11-4= 11-1 -3=7 Из уменьшаемого сначала вычитаем единицы, а из получившегося при этом десятка – оставшуюся часть вычитаемого. Алгоритм

Слайд 6

6-4=10 9-4 =5 11-4=7 7-4=3 12-4 =8 5-4=1 13-4=9 7-4=3 Проверка:

Слайд 7

8+4=12 8+2+2=12 верно 13-4=7 13-3-1=9 неверно 11-2=9 11—1-1=9 верно 4+9=12 4+9=9+4 9+1+3=13 неверно После внесенных исправлений запись выглядит так: 8+4=12 11-2=9 13-4=9 4+9=13 Проверка

Слайд 8

Не вычисляя, назовите, что больше: 9+4 или 7+5 12-4 или 12-3 11-2 или 13-4 Задание 1

Слайд 9

1) Первое число 12, второе- 4. Чему равна разность? 2) разность чисел равна 5. Первое число 9. Чему равно второе число? - Проиллюстрируйте задания с помощью вычислительной машины. с. 64 №8

Слайд 10

Математика:1класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая . – М.: Вентана-Граф , 2012.-144 с.:ил .-(Начальная школа ХХI века) Информационные источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Вычитание числа 1 .

   Цели деятельности учителя: способствовать развитию умений  сравнивать количество предметов, составлять разности по рисунку;  устанавливать отношения « меньше на….» создат...

Методическая разработка по предмету "Математика.". Тема урока: "Табличное умножение и деление. Составление и решение задачи».

Класс: 2УМК «Планета Знаний»Учитель: Олейник Евгения АлександровнаТип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения занятия: урок-практикум.Цель урока: закрепление знаний...

Презентация по предмету "Математика". Тема урока: "Дециметр" 1 класс, Школа России

Презентация по предмету "Математика". Тема урока: "Дециметр" 1 класс, Школа России...

Конспект урока + презентация по математике. Тема урока: "ВЫЧИТАНИЕ «КРУГЛЫХ» ДЕСЯТКОВ" (УМК "ПНШ", 2 класс).

Цели деятельности учителя:Создание условия для уточнения способа вычитания «круглых» десятков;содействие развитию умений решать задачи, сравнивать числовые выражения; развитие логичес...

Технологическая карта урока математики. Тема урока : Вычитание числа . Табличные случаи вычитания числа 3. Вычитание с помощью шкалы линейки

Цель урока: создание условий для усвоения приёма вычитания 3 в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд Результаты урока:Личностные:–.Метапредметные:Регулятивные УУД: :– принима...

Конспект урока по математике. Тема урока: «Состав числа 6 и 7. Вычитание вида 6-,7-» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- Формирование навыка использования приёма вычитания вида 6-,7-.Планируемые результатыПредметные:- уметь выполнять вычитание вида 6- и 7-;- знать состав чисел 6 и 7;- знать к...