Предмет: математика Тема урока: «Вычитание числа 4»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок разработан в свете ФГОС НОО.
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке математики в 1 классе.
Система учебников «Начальная школа ХХI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактическое обоснование урока | 15.71 КБ |
Технологическая карта урока | 32.45 КБ |
Презентация к уроку | 70.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель – Карандина Галина Ивановна |
Предмет: математика |
Тема урока: «Вычитание числа 4» |
Класс: 1. Система учебников «Начальная школа ХХI века» |
Образовательное учреждение: «МБОУ средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области» |
Дидактическое обоснование урока |
Урок разработан в свете ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке математики в 1 классе. Система учебников «Начальная школа ХХI века» |
Тема урока: «Вычитание числа 4» |
Тип урока: урок открытия нового знания |
Дидактическая цель: создание условий для открытия нового знания |
Методические задачи урока: |
Предметные: подвести учащихся к «открытию» и осознанному применению приема вычитания с переходом через десяток; формировать умение анализировать материал, выделять главное, делать выводы |
Метапредметные. Развивать: УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать фронтально, в паре, индивидуально |
Личностные: -формировать положительную мотивацию учения; -стремление к познанию |
Основные дидактические методы: системно - деятельностный подход, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления |
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная |
Место данного урока в системе уроков по теме: третий урок |
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения с применением ИКТ |
Учебные пособия: Математика:1класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/В.Н.Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2012.-144 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века)., рабочая тетрадь. |
Используемое оборудование: бутылка с картой, предметные картинки, призы, сигнальные карточки. Используемое оборудование: ПК, проектор, экран. |
Используемая литература:
|
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | ||||
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
I.Организацион-ная часть. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Представьте, что вы нашли в море старую бутылку, открыли крышку, а там … карта. Карта Сокровищ! -Что вы сделаете? (Ответы детей.) - Конечно, отправимся, на поиски этих сокровищ. А так как у нас урок математики, то нам потребуются все наши знания, умения и огромное желание познать эту науку. Вы готовы к такому путешествию? (Ответы детей.) - Я рада за вас! Итак, отправляемся в путь за сокровищами Знаний! | Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока | Подготовка к восприятию нового материала | Личностные УУД: самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества |
II.Актуализа-ция и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -Для нашего путешествия подготовим снаряжение: веревку, спички, фонарик, соль, лопатку, компас, фляжку с водой и небольшой запас еды. Все это мы получим, если выполним несколько заданий и определим, чем мы будем заниматься на уроке? Запись числа. 1)Математический диктант. -запишите число, в котором 1 десяток и 7 единиц; 1 десяток и 3 единицы; запишите число, предшествующее числу 20; число, следующее за числом 14; запишите число, в котором 4 единицы. - Сверти свои ответы с образцом. Покажите сигнальной карточкой, как справились с заданием. Если все правильно – зеленый сигнал; если есть ошибки красный. - Молодцы, ребята! 17,13,19,15,4 (Слайд 2) - Какое число лишнее в этом ряду чисел? -Почему? - Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых? 2) Примеры: 8-4, 6-4,5-4, 9-4, 7-4, 10-4 объединены в одну группу. Слайд 2. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) -Выполните вычисления, используя прием вычитания «по частям». -Объясните этот прием. (Ответы детей.) -Легко ли вам было выполнять вычисления? (Ответы детей.) - Можно этот прием использовать при решении примеров 11-4, 12-4, 13-4? (Ответы детей.) Слайд 2. - Давайте попробуем выполнить вычисления в первом примере, используя все случаи состава числа 4. - Легко ли выполнять вычисления? (Ответы детей.) - Молодцы, вы заслужили все, что необходимо юному кладоискателю. Предметные картинки (предметы) торжественно вручаю командиру класса. Он их располагает на доске (у доски). | Актуализация, обобщение и звуковая фиксация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Мотивация к самостоятельному осуществлению пробного учебного действия. Рефлексия пробного учебного действия | Выполнение подготовительных упражнений, самостоятельное осуществление пробного учебного действия. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. Участие в рефлексии | Личностные УУД: мотивационная основа деятельности, смыслообразование, эмпатия, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.. Регулятивные УУД: -постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: -анализ, сравнение, обобщение, аналогия; -структурирование знаний; -построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: -достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - формулирование и аргументация своего мнения |
III.Выявление места и причины затруднения | - Только на корабле мы заметили, что карта неполная, исчез кусочек острова. Попытаемся её восстановить. - Мнения разделились, давайте еще раз все внимательно посмотрим. Слайд 3. 11-4= 11-1-3= 11-2-2= 11-3-1= -Как вы думаете, какой пример, мы решим быстро. Почему? (Ответы детей.) - Где возникло затруднение? Почему? (Ответы детей.) -Попробуйте сделать вывод. (Ответы детей.) - Молодцы, вы на правильном пути. -Кусочек карты мы нашли, но многие записи исчезли. Придется нам их восстановить. | Организация восстановления выполненной операции. Фиксация места, где возникло затруднение | Выявление места и причины затруднения. Фиксация во внешней речи причины затруднения | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес, смыслообразование, эмпатия. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: -анализ, сравнение, обобщение; -постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: -формулирование и аргументация своего мнения |
IV. Постановка проекта выхода из затруднения | - Ребята, давайте подумаем, как будем действовать дальше? На доске заголовок «Проект учебных действий» и этапы (цель, тема, способ, план достижения цели). Учащиеся отвечают на вопросы учителя. -Какова цель учебных действий? (Ответы детей.) -Сформулируйте тему урока. (Ответы детей.) -Как будем работать? (Ответы детей.) Учитель кратко знакомит учащихся с предстоящей работой. Слайд 4. | Диалог. Обдумывание проекта будущих учебных действий | Обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, определяют тему урока. Строят план достижения цели | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: -постановка познавательной цели. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества |
V. Реализация построенного проекта | - Приступим к реализации намеченного плана. Мы на острове (показываю его на карте), приглядимся. С.63№ 2. -Объясните, как выполнено вычитание 11-4? - Сформулируйте правило вычитания с переходом через десяток. (Учитель фиксирует на доске.) 11-4=(11-1)-3=7 Алгоритм: из уменьшаемого сначала вычитаем единицы, а из получившегося при этом десятка – оставшуюся часть вычитаемого. Слайд 5. -Рассмотрите остальные записи. Распространяется ли на них это правило? (Ответы детей.) -Да. Это правило (алгоритм) распространяется на все предложенные примеры. - Ребята, мы преодолели возникшие ранее затруднения, открыли прием вычитания числа 4. Молодцы!!! | Подведение к открытию нового знания, фиксация в знаковой форме, уточнение общего характера нового знания. Фиксация преодоления возникшего затруднения | Возвращение к модели исходной проблемной ситуации, открытие нового знания, осознание общего характера нового знания | Личностные УУД: -осознание ответственности за общее дело; Регулятивные УУД: -волевая саморегуляция, познавательная инициатива. Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Коммуникативные УУД: -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VI.Физкульт-минутка | - По-моему, нам требуется отдых. Вы не против этого? Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма: 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. | Учитель проводит физкультминутку. | Учащиеся выполняют упражнения. | Личностные УУД: -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные УУД: -волевая саморегуляция. Познавательные УУД: - техника выполнения упражнений. |
VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Много опасностей. Перед нами топкое болото. - Сейчас мы будем работать в парах. Вы должны выполнить задания на с.64 № 6,7. № 6 (устно) Из каких чисел можно вычесть 4? 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 Распределение ролей в паре: консультант, ученик. (Учащиеся договариваются сами.) № 7 (письменно) Выполни вычитание. Объясни решение выделенных примеров. 6-4 9-4 11-4 7-4 12-4 5-4 13-4 10-4 Распределение ролей в паре: консультант, ученик. Задание выполняется следующим образом, 1-2 столбики – 1 уч-ся, 3,4 ст. – 2 уч-ся. Если возникает спорный момент, то сигнальной карточкой подзывают учителя. Рефлексия. Слайд 6. -Интересно ли было работать в парах? -Оцените свою работу. Справились – зеленый сигнал, возникли трудности - красный. | Организация работы в парах. Организация первичного закрепления нового материала, оказание индивидуальной помощи | Выполнение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: -самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач |
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Молодцы, вы хорошие партнеры, справились! -А сможете ли перебраться через горную реку по одному? С.64 № 9 (письменно) – самостоятельная работа. Какие примеры решены неверно? Исправь ошибки. 8+4=12 13-4=7 11-2=9 4+9=12 Проверка по эталону. Слайд 7. Рефлексия. -Какие примеры вызвали затруднение? Почему? -Разделите примеры на две группы -Как мы выполняем примеры на сложение с переходом через десяток? - Как выполняем вычитание с переходом через десяток? - Оцените свою работу. Зеленый сигнал – справились, красный – возникли затруднения - Что непонятно? -Помогите, ребята, своим одноклассникам. | Организация самостоятельной работы. Рефлексия. Фиксация успеха для каждого ученика. | Самостоятельное выполнение заданий нового типа, осуществление самопроверки по эталону. | Личностные УУД: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения. Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; -волевая саморегуляция; -осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; -самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив. Познавательные УУД: -анализ, сравнение, классификация; -использование общих приемов решения задач; -рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные УУД: -использование речи для регуляции своей деятельности |
IX.Физкультминутка | - Привал. Отдыхаем! Комплекс упражнений гимнастики глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза. ФМ для снятия утомления с туловища: 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. | Учитель проводит комплекс упражнений для глаз. | Выполнение упражнений. | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; Регулятивные УУД: -волевая саморегуляция. Познавательные УУД: - техника выполнения упражнений. |
X.Включение в систему знаний и повторение | - А вот и дремучий лес. Ищем тропинку к кладу. Задание № 1.Не вычисляя, назовите, что больше. 9+4 или 7+5 12-4 или 12-3 11-2 или 13-4 Слайд 8. - Где у вас возникло затруднение? (3 задание) Почему? - Выполните вычисления. -Каким приемом вычисления воспользовались? - А как еще можно выполнить вычисления? 2. С.64 № 5 (письменно) В прятки играли шестеро детей. Потом четверо детей ушли. Сколько детей продолжали игру? Решите самостоятельно задачу. - Как проверить задачу? - Какие есть еще способы проверки? Задание по выбору: 1) Измените задачу так, чтобы она решалась в два действия. 2) Измените, числовые данные так, чтобы в задаче был прием вычитания 4 с переходом через десяток. 3.С. 64 №8 (1,2 – письменно). Слайд 9. 1) Первое число 12, второе- 4. Чему равна разность? 2) разность чисел равна 5. Первое число 9. Чему равно второе число? - Проиллюстрируйте задания с помощью вычислительной машины. - Выполните проверку к первому заданию. - К какому выводу пришли? 2 задание - Как найти вычитаемое? - Как проверить вычисления? | Расширение границы применения нового знания | Выполнение заданий, направленных на автоматизацию умственных действий и подготовку к введению новых норм. | Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные УУД: -анализ, синтез, сравнение; -поиск и выделение необходимой информации; -моделирование; -выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества; -формулирование и аргументация своего мнения. |
XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Рефлексия. - Ребята, давайте вернемся к проекту учебной деятельности. Вспомните и назовите нашу цель. - Достигли мы её? - Как вы оцените свою работу на уроке? (Зеленый сигнал – были активны, красный – испытывали трудности, не всегда были активны.) -Назовите тему урока. -Как мы вычитали число 4 с переходом через десяток? - Можно ли наши знания применить при решении других примеров? -Как проходило сотрудничество на уроке? - Какие задания вас заинтересовали, немного были для вас трудными и вы бы хотели их разобрать на следующем уроке? -Вот она, гора, в которой спрятаны сокровища. Возьмем сокровища и поднимемся на неё, чтобы увидеть красоту мира, природы, почувствовать радость открытия, знаний. Ведь мы с вами совершили путешествие на остров Сокровищ, за кладом Знаний. Вручаю ребятам маленькие эмблемы «Юному первооткрывателю!» | Организация рефлексии | Самооценка собственной учебной деятельности. Соотнесение цели учебной деятельности и её результатов, планирование цели деятельности | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; -самооценка на основе критерия успешности; -эмпатия; -адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка: 17,13,19,15,4 Задание: 8-4, 6-4, 5-4, 9-4, 7-4, 10-4 Задание: 11-4, 12-4, 13-4 Задания:
11-4= 11-1-3= 11-2-2= 11-3-1= - Как вы думаете, какой пример, мы решим быстро. Почему? - Где возникло затруднение? Почему? - Попробуйте сделать вывод.
Цель : «Открыть» прием вычитания с переходом через десяток. Научится его применять. Тема: «Вычитание числа 4» Формы работы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная. План достижения цели: выполнение заданий с постепенным увеличением сложности. Проект учебных действий
11-4= 11-1 -3=7 Из уменьшаемого сначала вычитаем единицы, а из получившегося при этом десятка – оставшуюся часть вычитаемого. Алгоритм
6-4=10 9-4 =5 11-4=7 7-4=3 12-4 =8 5-4=1 13-4=9 7-4=3 Проверка:
8+4=12 8+2+2=12 верно 13-4=7 13-3-1=9 неверно 11-2=9 11—1-1=9 верно 4+9=12 4+9=9+4 9+1+3=13 неверно После внесенных исправлений запись выглядит так: 8+4=12 11-2=9 13-4=9 4+9=13 Проверка
Не вычисляя, назовите, что больше: 9+4 или 7+5 12-4 или 12-3 11-2 или 13-4 Задание 1
1) Первое число 12, второе- 4. Чему равна разность? 2) разность чисел равна 5. Первое число 9. Чему равно второе число? - Проиллюстрируйте задания с помощью вычислительной машины. с. 64 №8
Математика:1класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая . – М.: Вентана-Граф , 2012.-144 с.:ил .-(Начальная школа ХХI века) Информационные источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Вычитание числа 1 .
Цели деятельности учителя: способствовать развитию умений сравнивать количество предметов, составлять разности по рисунку; устанавливать отношения « меньше на….» создат...
Методическая разработка по предмету "Математика.". Тема урока: "Табличное умножение и деление. Составление и решение задачи».
Класс: 2УМК «Планета Знаний»Учитель: Олейник Евгения АлександровнаТип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения занятия: урок-практикум.Цель урока: закрепление знаний...
Методическая разработка урока по предмету МАТЕМАТИКА Тема урока «Деление многозначных чисел на двузначное»
Деление многозначных чисел на двузначное...
Презентация по предмету "Математика". Тема урока: "Дециметр" 1 класс, Школа России
Презентация по предмету "Математика". Тема урока: "Дециметр" 1 класс, Школа России...
Конспект урока + презентация по математике. Тема урока: "ВЫЧИТАНИЕ «КРУГЛЫХ» ДЕСЯТКОВ" (УМК "ПНШ", 2 класс).
Цели деятельности учителя:Создание условия для уточнения способа вычитания «круглых» десятков;содействие развитию умений решать задачи, сравнивать числовые выражения; развитие логичес...
Технологическая карта урока математики. Тема урока : Вычитание числа . Табличные случаи вычитания числа 3. Вычитание с помощью шкалы линейки
Цель урока: создание условий для усвоения приёма вычитания 3 в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд Результаты урока:Личностные:–.Метапредметные:Регулятивные УУД: :– принима...
Конспект урока по математике. Тема урока: «Состав числа 6 и 7. Вычитание вида 6-,7-» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- Формирование навыка использования приёма вычитания вида 6-,7-.Планируемые результатыПредметные:- уметь выполнять вычитание вида 6- и 7-;- знать состав чисел 6 и 7;- знать к...