Обобщение опыта по теме: "Меры времени".
проект по математике (4 класс) по теме

Проект содержит подробный план работы. Подобраны разнообразные методы и приемы. В процессе работы над проектом использовались видеофильм, работа с дополнительной литературой. Учащиеся создали стенгазету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме «Время».

Проект «Меры времени».

                                                          Учитель начальных классов

                                                                      Грицук Александра Владимировна

Проект: «Меры времени».

        Цели проекта:

- узнать, откуда к нам пришли меры времени, как время влияет на нашу жизнь;

- расширить знания детей о пословицах, поговорках;

- привитие чувств коллективизма, сотрудничества при работе, взаимопомощи, инициативы.

        Задачи проекта:

- умение находить в библиотеке соответствующий материал, составлять устный рассказ, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на сделанную стенгазету, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

- развитие памяти, мышления, наблюдательности, интеллектуально-творческих способностей, познавательной активности.

        Учащиеся четвертого класса выполняли проект под руководством учителя.

        Время работы над проектом: февраль – март.

        Самостоятельная деятельность учащихся в этом проекте: поиск информационного и иллюстративного материала (поиск иллюстраций по теме, составление рассказа о выбранных мерах времени, изготовление стенгазеты, поиск и заучивание пословиц о времени).

         Роль учителя: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождение их в процессе проектной деятельности, обучение взаимодействию друг с другом, с учителем, с библиотекарем.

         Прогнозируемый результат: презентация проекта, формирование исследовательских, творческих форм мышления, развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект.

          Описание проекта.

1. Подготовка.

- Беседа «Появление времени. Как его определяли в прошлом?»

           Проблема пространства и времени занимала человеческую мысль не одно тысячелетие. Греческий философ Аристотель обратил внимание на то, что в окружающей нас природе самым неизвестным является время, так как никто не знает, что такое время и как им управлять. Еще в незапамятные времена человек столкнулся с необходимостью ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени нужно было найти мерку.

- Назовите меры времени?

            Самыми древними «часами», которые к тому же никогда не ломались и не останавливались, оказалось Солнце. В глубокой древности люди заметили периодическую смену дня и ночи: после утра наступает день, затем вечер и ночь, а потом все сначала. С этим явлением человек тесно связал чередование труда и отдыха в своей деятельности. Появилось представление о сутках – первой естественной единице измерения времени.

             Постепенно люди научились оценивать и измерять время в меньших дозах: днем – по Солнцу, ночью – по звездам. По солнцу и звездам удобно определять время суток, но людям нужны были и большие меры времени. Наблюдения за периодически изменяющимся видом Луны – фазами – привели ко второй естественной единице времени – месяцу. Промежуток времени от одной лунной фазы до другой (от новолуния до первой четверти) составляет четверть месяца – семидневную неделю.

- После проведенной беседы учащиеся получили задание найти объяснение названиям дней недели и месяцев.    

       

- Чтение сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени».

       - Почему мальчик превратился в старика?

       - Как детям удалось спастись?

       - Что должен делать каждый человек?

       - Какие главные слова должен запомнить и понять человек? (Делу время, потехе час).

- Просмотр видео-фильма «Как влияет время на нашу жизнь?»

       - Перечислите, на что влияет время в нашей жизни.

       

2. Сбор материала.

    В результате обсуждения сформировались две группы для проведения исследования и сбора информации. Дети должны были найти нужный материал в библиотеке.

    1 группа – объяснение названий дней недели.

    2 группа – объяснение названий месяцев.          

3. Обсуждение собранного материала.

        1 группа нашла объяснение названий дней недели.

            В древности названия дней недели были связаны с названиями Солнца, Луны и пяти планет. Отсюда пошла последовательность в названии дней недели: суббота – день Сатурна, воскресение – день Солнца, понедельник – день Луны, вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры.

             Теперешние названия дней недели объясняются довольно просто. Еще в старину день отдыха назывался неделей (не делать) – переименованный духовенством в «воскресение». День, следующий после «недели», получил естественное название – понедельник, второй назван вторником, четвертый – четвергом, пятый – пятницей, а средний день недели – средой. Суббота происходит от древнееврейского шабат – покой, отдых.

        2 группа нашла объяснение названий месяцев.

            Название месяцев берут свое основное начало со времен владычества Рима. Некоторые месяцы поучили название от  имени богов и императоров. Первый месяц года был назван январем в честь двуликого бога  Януса, одно лицо которого было обращено вперед (в будущее), а другое – назад (к прошлому). Март назван в честь бога войны Марса, май по имени бога Маюса, покровителя роста, июнь по имени богини неба Юноны, а июль и август названы льстивыми царедворцами в честь диктатора Юлия Цезаря и императора Августа. Февраль по предположению, происходит от латинского фебрум – очищение (это был месяц религиозного покаяния), апрель – от аперире – раскрытие (в апреле на деревьях раскрываются почки). Названия последних четырех месяцев происходят от порядковых числительных, когда началом года было первое марта: сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь – десятый.  

            Найденный материал соответствовал требованиям. Учащимся было предложено проиллюстрировать для лучшего запоминания.

            Каждый участник выбрал для иллюстрации один из дней или месяцев.

4. Самостоятельная работа.

- Поиск пословиц и их заучивание.

         1 группа

  Самая большая трата – трата времени.

  Упустишь минуту – потеряешь час.

  Утреннюю работу не оставляй до вечера.

         2 группа

  Время деньги дает, а на деньги время не купишь.

  Дорого поленце в холодный день.

  Кто много начинает – мало заканчивает.

         Учащиеся выучили подобранные пословицы и подготовили их объяснение.

- Создание стенгазеты

         1 группа решила проиллюстрировать занятия людей (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресение – чем заняты люди в эти дни.)

         Рисунки были выполнены на альбомных листах и отражали полную картину происходящего в эти дни.

         2 группа проиллюстрировала особенности каждого месяца в жизни людей (август – сбор урожая, апрель – цветение деревьев, сентябрь, октябрь – работа в поле, май – работа на огороде и т.д).

         Ребята второй группы выполнили рисунки и подготовили поделки овощей, фруктов, цветов из природного материала и цветной бумаги.  

- Подготовка небольшого сообщения.

         

5. Защита результатов.

            Презентация проводится на родительском собрании.

            Учащиеся в начале выступления рассказывают о времени, о появлении первых мер, о значении времени в жизни человека.  Дети выступают в группах, представляя выбранный день недели, месяц, объясняют подобранные пословицы. Делятся впечатлениями, которые получили  в ходе работы над проектом. Вниманию родителей представлены рисунки и поделки, выполненные детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике по теме "Меры времени" в 3 классе, Л.Г.Петерсон

Контрольная работа по математике  по теме "Меры времени" в 3 классе, Л.Г.Петерсон...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Конспект урока математики с элементами интеграции в 3 классе «Закрепление по теме: «Меры времени»

используя на уроке математики элементы интеграции с уроком развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, учащиеся закрепляют свои знания, умения и навыки о...

Конспект урока по математике 3 класс на тему : Меры времени. Календарь.

Конспект открытого урока по математике в 3ем классе. Учебник  Петерсон Л.Г....

Урок математики во 2 классе коррекционной школы (для детей с нарушением интеллекта) по теме "Мера времени - час. Определение времени по часам"

Форма урока – виртуальная экскурсия (в часовую мастерскую). Основной акцент на уроке был сделан на вызов познавательного интереса обучающихся к материалу урока через применение игровой формы уро...

Технологическая карта урока математике по теме "Мера времени"

Данная разработка предназначена для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...