Конспект урока по математике 3 класс на тему : Меры времени. Календарь.
план-конспект урока по математике (3 класс)
Конспект открытого урока по математике в 3ем классе. Учебник Петерсон Л.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_matematiki_3_klass_saharova_m.a.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Предмет: математика
Класс: 3 - А
МБОУ «СОШ № 60»
им. Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР В.М Афанасьева»
Учитель: Славинская Мария Александровна
Учебник: Петерсон Л.Г., 3 класс, 2 часть, 18 урок
ТО, УМК «Школа 2100»
Тип урока: открытие нового знания.
Форма: урок-исследование.
Тема: «Меры времени. Календарь».
Цели:
- Образовательные: формировать представление об измерении времени, ввести в речевую практику термины; формировать умение пользоваться календарем, уточнить понятие времени как величины.
- Деятельностная: найти способ пользования календарём, последовательность дней недели, количество суток в каждом месяце.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Проектный продукт: Творческий продукт, плакат.
Тип проекта:
- по содержанию: межпредметный (математика, окружающий мир, астрономия, история);
- по организации: групповой (командный);
- по времени выполнения: мини-проект (1 урок);
- по характеру контактов: внутренний (региональный);
- по виду деятельности: практико-ориентированный .
Демонстрационный материал:
1) Карточка с математическим диктантом на этап актуализации:
2) Карточка с ответами на математический диктант:
3) Календарь:
Фото календаря
4) Эталон с понятием календаря:
Календарем принято называть определенную систему промежутков времени с делением их на месяцы, недели, дни. |
5) Эталон с понятием недели:
Неделя – период времени кратный дню, не менее нескольких дней, но меньше месяца. |
6) Карточка с названием дней недели:
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. |
7) Карточка с заданием для пробного действия:
Определить день недели вашего дня рождения в этом году. |
8) Алгоритм для вычисления дня недели без использования календаря:
Определить день недели, число |
Вычислить сколько полных дней и недель осталось |
Используя последовательность дней недели определить день |
9) шаги учебной деятельности[1]:
Раздаточный материал:
- Индивидуальные планшетки;
2) Эталон для самопроверки для самостоятельной работы:
№ 5 стр. 54(г) г) 225 дней. 1.Определить первоначальный день недели, число. (1 января – вторник) 2. Вычислить сколько полных (Осталось 225 дней, это 32 недели и 1 день) дней и недель осталось 3. Используя, последовательность (Через 32 недели, будет вторник, через 1 дней недели определить день день – среда) В январе - 31 день, в феврале - 28 дней, в марте - 31 день, в апрель- 30 дней, в мае - 31 день, в июне - 30 дней, в июле - 31 день, осталось 13 дней, это 14 августа 31 ∙ 4 + 28 + 30 ∙ 2 = 212, 225 – 212= 13 Ответ: 14 августа; среда. |
г) 6 августа; Полных 7 месяцев и 5 дней (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль). 1.Определить первоначальный день недели, число. (1 января – вторник) 2. Вычислить сколько полных (Осталось 217 дней, это 31 неделя) дней и недель осталось 3. Используя (Через 31 неделю, будет вторник) последовательность дней недели определить день Ответ: 7 полных месяца, 217 дней, вторник |
6) таблица для этапа рефлексии:
Утверждения | Поставьте знак «+» или «?» |
1.Я знаю историю возникновения календаря | |
2. Я умею пользоваться календарем | |
3.Я знаю последовательность дней недели | |
4. Я умею самостоятельно определять день недели | |
5. Я умею работать в паре, группе. | |
Всего: | «+» - ____, «?» - ____ |
Отметка: «5» - пять «+» «4» - четыре «+» «3» - три «-» | «5» , «4» (дети обводят отметку, на уроке ОНЗ только «положительные» отметки). |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I этап «Мотивация к учебной деятельности». Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу). Цель: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 3) установить тематические рамки урока: изучение нового числа. | ||
1. - Прозвенел звонок. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. - Садитесь. Какие два шага учебной деятельности мы должны пройти на уроке?
2. Оно не ждёт и не стоит, Оно всегда вперёд бежит, Все берегут его. Друзья, Его вернуть, увы, нельзя. -На доске загадка, прочитайте? Кто знает отгадку? - А почему надо беречь время? (….) - Почему нельзя вернуть время? (….) - На уроке надо беречь время? (…) - А с помощью, какого прибора вы измеряете время? - Часы – это инструмент измерения времени. - Чтобы попусту не тратить время на уроке, что нужно делать? 3. Чему учитесь вы на уроках математики? - Сегодня вы будете продолжать этому учиться. Урок будет посвящён ещё одному инструменту измерения времени. - Я желаю вам успеха на уроке. Пожелайте успеха друг другу. | - Повернулись к гостям, наклоном головы поприветствовали гостей. - Не знаю, сам найду способ… - Помогут учиться самостоятельно…- Мы должны сделать два шага: понять, что мы не знаем, и самим открыть способ. -Время. - На уроке будем говорить о времени… Учиться. Учимся сами открывать новые знания - Повернулись друг к другу и улыбнулись. | 1.Регулятивные: смысловая саморегуляция. 2.Коммуникативные: взаимодействие с партнером. 3.Личностные: смыслообразование. |
II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии». Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий. Цель: 1) актуализация понятия календаря, обобщение и уточнение знаний о календаре; 2) сформировать представление о календаре, недели; 3) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение; 4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; 5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на уроке; 6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или обосновании хода решения и правильности полученного результата. | ||
На столах у детей лежат календари.
На доске задание.(Учащиеся могут работать в рабочих тетрадях или на планшетках). - Найдите значения выражений. Запишите ответы, которые у вас получились. Записываются только ответы.
Проводиться детальная проверка каждого задания из математического диктанта . - С чем связаны эти числа? 1. - В 2016 году 1 января на какой день недели выпадет? - Чем можно воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос? - На столах у вас лежат календари, рассмотрите их. Ответьте на вопрос. Что такое календарь? Если учащиеся отвечают неправильно, учитель корректирует. На доску вывешивается правило. - Молодцы! Само же слово календарь произошло от латинских слов "caleo" - провозглашать и "calendarium" - долговая книга. Первое напоминает о том, что в Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. (Из истории календаря) 2. Отработка навыка работы с календарём. Учащиеся отвечают на вопросы, работая с календарём. - Сколько месяцев в году? Каждый месяц в году имеет свой порядковый номер. Для обозначения номера месяца используют римские цифры. - Что интересного вы заметили по количеству дней в каждом месяце? - Как можно по кулачку определить долготу месяца? Есть ли идущие подряд месяцы, в которых 30 дней, 31 день? (№1-2 Уч. с.51) - Какие месяцы начинаются на букву «М», какие заканчиваются на букву «ь»? (№3Уч. с.51) - Какого числа начинаются занятия в школе? - На какие месяцы приходятся каникулы? (№5Уч. с.51) - Количество дней в каждом месяце каждый год постоянно? (№4Уч. с.51) - Сколько дней в феврале? - Почему? - Какой год называется високосным? - Через сколько лет он повторяется? - Кто может сказать, какой последний год был високосный? Следующий год? - Какие три последних високосных года было в 21 веке? Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель сам говорит. - На что делятся месяцы? 3. Уточнение и расширение знаний о днях недели. - Сколько в календаре неделя составляет дней? - Существовали ли недели с другим числом дней? - Какие дни недели вы знаете? - А может неделя равняться по количеству дням месяца? - А может быть неделя 1 день? - Неделю на что можно поделить? - Если можно разделить на количество дней, то можно сказать кратный дню? Учитель вывешивает эталон . - Назовите последовательно дни недели ? (На доску вывешивается) - Какое сегодня число, какой день недели? - Каким днём недели будет 18 декабря? - Как узнали? - Определите, каким днём недели будет 21 декабря? (Пн) 3) Задание для пробного действия.
- На работу даю 1 минуту. На доске задание.. - Стоп! Время закончилось. Поднимите планшетки. Учитель отбирает разные варианты, и выставляет на доску, так же на доску выставляются пустые планшетки. - Что вы видите? - Те, у кого получилось, учитель предлагает проверить по календарю данного года. У многих может получиться не правильный ответ. - Те, у кого пустые планшетки или получился не правильный ответ, в чём у вас затруднение? - Те, кто получил правильный ответ, как вы можете доказать, что выполнили правильно? - Молодцы, а каким алгоритмом вы пользовались, когда выполняли задание? - В чём у вас затруднение? - Что будете дальше делать? | 16 Среда, декабрь 7, 30, 12, 365, 24, 60 - С измерением времени: 7 дней; 30 дней в месяце; 12 месяцев в году и 365 дней в году; 24 часа в сутках; 60 минут в часе и секундах в минуте. - На пятницу.
- Календарём. -Календарем принято называть определенную систему промежутков времени с делением их на месяцы, недели, дни. (включаю презентацию) Презентация (история календаря) - 12; - Идёт чередование, то 30, 31. таблица (детки повторяют) Это декабрь и январь, июль, август - март, май; - Январь, Февраль, Апрель, Июнь, Июль, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь. - 1 сентября; Ноябрь, Январь, Март, Июнь, Июль, Август. - Да, кроме февраля. - 28 или 29. - 28 – не високосный год, 29 дней в високосном году. - В котором 366 дней. - Через четыре года. - 2012 год. 2016 год. - 2000 г., 2004 г., 2008 г.,2012 г. - На недели, дни. - В календаре неделя составляет 7 дн. - Да. Календарь племени Майя использовал 13- и 20-дневную неделю. В Литве до принятия христианства использовали 9-дневную неделю. - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. - Нет, тогда это будет не неделя, а месяц. - Нет. - На количество дней. - Да. - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. - Например:18 декабря. Пятница. (После среды следует четверг, потом пятница) - Повторили, что такое календарь, неделя, повторили название дней в каждой недели. - Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем. - Мы справились со всеми заданиями для повторения. - Кто-то не выполнил задание, у других получились ответы. - Мы не смогли выполнить. (..) - Такого алгоритма нет. - Мы не можем предъявить алгоритм, которым пользовались при вычислении дня недели. - Будем разбираться, в чём причина, возникшего затруднения. | 1.Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. 2.Познавательные: умение структурировать знания, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
III этап «Выявление места и причины затруднения». Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. Цель: 1) создать условия для выполнения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на знаковую фиксацию; 2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения: нет эталона для определения без календаря дня недели | ||
Организация учебного процесса на этапе 3:
| - Находили, какой день недели будет наш день рождения. - До этого мы работали с календарём, а сейчас надо без календаря. - Нет алгоритма для определения дня недели без календаря. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
IV этап «Построение проекта выхода из затруднения». Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Цель: 1) сформулировать конкретную цель учебных действий; 2) согласовать тему урока; 3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания; 4) планирование организовать учащимися своих дальнейших действий. | ||
Организация учебного процесса на этапе 4:
- С чем вы сегодня работаете? - Что определяете?
Учащиеся предлагают свои версии, учитель корректирует работу. | - Найти способ, чтобы без календаря научиться находить, каким будет днём недели данный день. - С календарём. - День недели. - Календарь. Неделя. - Календарь, знание количество дней в каждом месяце, знания длины недели, знание дней недели, последовательность дней недели. | 1.Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. 2.Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
V этап «Реализация построенного проекта». Цель: построение и фиксация нового знания. Цель: 1) построить алгоритм нахождения дня недели без календаря; 2) применить новый способ действий для решения примера, вызвавшего затруднение; 3) зафиксировать новый способ действия в речи и знаково; 4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | ||
Организация учебного процесса на этапе 5:
- По плану найдите день недели ваших дней рождений? Учащиеся работают 5 минут. После этого каждая группа отвечает. Если затруднение в группах, то можно задать вопросы:
- Определите, сколько дней осталось до вашего дня рождения. У кого что получилось? - А как узнать, сколько осталось полных недель? - Выполните деление. Что получилось?
Учитель пошагово вывешивает эталон на доску.
Создание групповых проектов по знакам зодиака
| - В каждой группе есть ответственный. Он распределяет обязанности в группах и отвечает за результат. Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно его выслушать. - Например: Сегодня пятница, 16 января. - Например: 58 дней. - Знание количество дней в каждом месяце. - Разделить на 7, так как в неделе 7 дней. - Разделить на 7, количество наших дней, так как в недели 7 дней. - Например: 8 недель и 2 дня. - Пятница. - В воскресенье. - Определять любой день недели, не используя календарь. - Тренироваться. | 1.Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера… 2.Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
VI этап «Первичное закрепление во внешней речи». Цель: применение нового знания в типовых заданиях. Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи | ||
Организация учебного процесса на этапе 6: При выполнении № 5 и № 6 с учащимися договариваемся, что считать будем по невисокосному году (Например: 2016 год). № 5 стр. 54 (а, в) Учащиеся выполняют устно с места, комментируя по алгоритму каждый шаг. Учитель добавляет, своим вопросом условие. № 6(а) стр. 54 Учащиеся выполняют устно с места, комментируя по алгоритму каждый шаг. Учитель добавляет, своим вопросом условие. № 5 стр. 54 (б) Выполняют в парах. После выполнения. Проверка. Проверка организуется по образцу.
| - Нужно потренироваться в применении алгоритма. - Мы умеем решать примеры на нахождение дня недели, но нужно еще поработать самостоятельно. | Коммуникативные: управление поведением партнера… |
VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. | ||
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 5 стр. 54 (г) и № 6 стр. 54 (г)
Время выполнения 5минут. Проверка по эталону.
| - Выполнить самостоятельную работу. - Нам нужно тренироваться в применении алгоритма или с вычислением ( если ошибки вычислительные) - Мы умеем находить день недели без календаря) - Выучить. | 1.Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. 2.Познавательные: поиск и выделение информации, моделирование, анализ, синтез. |
VIII этап «Включение в систему знаний и повторение». Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Цель: 1) формировать способность работы по календарю 2) тренировать умение решения уравнений; нахождения значений в буквенных выражений; разложения числа в сумму разрядных слагаемых 3) тренировать вычислительные навыки. | ||
Организация учебного процесса на этапе 8: № 7 стр. 54 С 22 июня 1941 года по 21 июня 1945 года полных 4 года. Учитывая, что 1944 г. високосный, это 365 ∙ 3 + 366 = 1461 (д.) Война закончилась 9 мая 1945 г., т.е. на (31 - 8) + 21 = 44 (д.) раньше. Значит, она длилась 1471 - 44 = 1417 (дней). № 10 стр. 52(1 уравнение) Задание готовит учащихся к изучению составных уравнений. К настоящему времени у детей в основном сформирован автоматизированный навык нахождения неизвестных компонент действий. Один учащийся решает на доске с комментированием. № 7 стр. 52 (а, б, в) Выражение а + b можно прочитать: «а плюс b», «Сумма чисел а и b», «к а прибавить b» а) 17, б) 61, в) 209. № 11 стр. 54 5321 = 5000 + 300 + 20 + 1 8020 = 8000 + 20 70 564 = 70 000 + 500 + 60 + 4 | Регулятивные: прогнозирование. | |
IX этап «Рефлексия учебной деятельности». Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Цель: 1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; 2) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: 3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 4) согласовать и записать домашнее задание. | ||
Организация учебного процесса на этапе 9: - Поведем итог нашего урока - Что нового вы сегодня узнали?
- На следующем уроке вы продолжите работу с календарём, а дома я вам предлагаю ещё потренироваться. - Поэтому дома решите подобную задачу самостоятельно. - Домашнее задание: стр. 49-50, 53; алгоритм № 5 стр. 54 (д), № 6 (д), стр. 54, № 10(2 или 3), стр. 52; № 13 стр. 52, 17 стр.55. | - умение пользоваться календарем . - Не знали способа работы без календаря. - Узнать способ быстрого вычисления, научиться работать по алгоритму. - Да. - Выполнили самостоятельную работу. - Работали с моделью календаря, с помощью алгоритма научились выполнять вычисления. - Да. - Оценим на листочках самооценки. - Да. | 1.Познавательные: умение структурировать знания, знаково-символические. 2.Коммуникативные: управление поведением партнера… 3.Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция. |
Желаю успеха в профессиональной деятельности.
Литература:
1. Математика 3 класс. Часть 2./Л. Г. Петерсон . – М.: Ювента, 2014
2. А.В.Алексеева, Т.В.Зайцева и др. Под ред. Л.Г. Петерсон. Сценарии уроков к учебнику «Математика, 3 класс».
– М.: УМЦ «Школа 2000…» 3.Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике "решение примеров с мерами времени"
Для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы - интернат 8 вида...
Конспект урока по математике "решение примеров с мерами времени"
Для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы - интернат 8 вида...
Информационные технологии на уроках русского языка и развития речи. Урок в 1 классе по теме "Красный день календаря — 23 февраля"
Создание календаря знаменательных дат;Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....
Конспект урока для 3 класса по теме " Дикие животные. Повторение времени Present Simple Tense. Безглагольные предложения в данном времени"
На данном уроке учащиеся учатся составлять безглагольные предложения, закрепляется время Present Simple Tense, активизируется лексика...
Презентация + конспект урока во 2 классе по теме "Час, минута. Определение времени по часам" (УМК "Школа России")
Презентация + конспект урока математики по теме "Час, минута. Определение времени по часам"...
Конспект разработки урока по теме «Меры времени. Календарь» (Математика, 3 класс)
Уточнение понятия времени как величины...