Урок математики, 4 класс, программа "Гармония"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала. Зафиксировать все понятия и алгоритмы, индивидуальное затруднение в деятельности.На основе затруднения учащимся предлагается определить тему урока и сформулировать цель урока и задачи для достижения этой цели. · Характеристика замысла урока. Форма урока: урок открытия новых знаний. Урок проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока: урок «открытия» нового знания, этапы прописаны в конспекте. Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения в группах, так как класс способен логически мыслить, анализировать
· На уроке осуществлён системно-деятельностный подход в обучении - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. (70 % учебного времени)
· Использованы современные педагогические технологии: технология деятельностного метода, проблемное обучение, групповая работа по разрешению создавшейся проблемы, методы самооценки и самоконтроля, дифференцированное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики в 4 классе по системно-деятельностному подходу | 20.86 КБ |
сСмоанализ урока математики. | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 4-А классе - Чиканова Лидия Егоровна.
Тема урока: «Решение уравнений. Способы решения уравнений..
Цели урока:
1. Познакомить с решением уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, где значение
разности представлено выражением.
2. Познакомить с решением задач при помощи составления уравнения.
3. Развивать логическое мышление, внимание.
4. Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи
5. Воспитывать умение оценивать свой труд, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: таблица с алгоритмом решения уравнений, конверты с карточками для индивидуальной работы.
Ход урока.
/. Огр. Момент
У нас урок математики. Вчера на русском языке вы подбирали крылатые слова, умные изречения о математике. Одно из них было изречение Михайло Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
-Как вы понимаете это выражение?
-Ребята, вот мы уже 4 год изучаем математику. Как вы считаете – мы уже всё знаем про математику? (нет)
-Значит, нам надо что-то ещё узнавать новое? НАДО
-А вам интересно изучать математику? (Да)
-И вы хотите это делать? ХОЧУ
-А как вы думаете – вы можете это сделать? МОГУ
//. Устный счёт
- Вот мы с вами и начнём с устного счёта:
- Белый медведь проплыл 200 км со скоростью 5 км/ч. Сколько часов плыл белый медведь? (200 : 5 = 40 ч.)
- Петя читал книгу со скоростью 20 страниц в день. Через сколько дней он прочитал всю книгу, если в книге 200 страниц? (200:20 =10д.)
- Какой сейчас идёт год? (2013) Наш город был образован в 1973 году. Сколько лет нашему городу? (40) Правильно, ребята, нашему городу нынче исполняется 40 лет.
///. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1. -И наш сегодняшний урок мы посвящаем 40-летию нашего города. Город наш красивый, чистый и люди в нём должны жить умные, красивые и аккуратные.
2. -Откройте тетради и красиво запишите сегодняшнее число, классная работа.
3. -Математика требует точности и аккуратности во всех действиях. Каллиграфическая минутка – 246.
- Работа в группах
-Работаем в группах. На столах у вас лежат карточки. Запишите в тетради данное вам предложение в виде равенства с окошком
НАДО - ХОЧУ – МОГУ
1 группа: Света задумала число. Если это число уменьшить на 12, то получится 78. Какое число задумала Света?
2 группа: Света задумала число. Если это число увеличить в 5 раз, то получится 450. Какое число задумала Света?
3 группа: Света задумала число. Если это число уменьшить в два раза, то получится 45. Какое число задумала Света?
4 группа: Света задумала число. Если это число увеличить на 12, то получится 102. Какое число задумала Света?
5 группа: Света задумала число. Если это число уменьшить на 12, то получится 78. Какое число задумала Света?
-Запишите своё выражение на доске и объясните почему вы его так записали. (Работают у доски и объясняют – каждая группа)
-А удобно ли нам с вами работать с окошками, если это будут большие числа?
-Что же делать? (Подставить вместо окошек латинские буквы)
-А какие латинские буквы мы с вами уже знаем? (х- икс, у – игрек, а – а, с – це и другие).
-Подставьте в свои выражения латинские буквы по желанию.
-Догадались, какая тема нашего урока? (Уравнения)
-Правильно – уравнения. Значит, какова наша задача на уроке? (научиться решать уравнения)
- Чтобы решить данную задачу, надо составить план наших действий. Задавайте вопросы или утверждайте, что нам надо делать, чтобы научиться решать уравнения.
План.
- Определить действие в уравнении и его компоненты.
- Определить неизвестный компонент.
- Вспомнить, как можно его найти.
- Решить.
- Вот таков план наших действий.
- Но сначала нам надо чётко научиться различать уравнения. Их очень много и самые разные. Откройте книгу на стр. 140, найдите №458 и в группах решите, какие математические записи можно назвать уравнениями, а какие нет. И уравнения запишите к себе в тетрадь. Обсудите в группах, что значить решить уравнение. (значит найти такое число, которое нужно записать вместо буквы, чтобы получилось верное числовое выражение)
-А как называется это число? (Корень уравнения)
(б) 532.а = 2 138 е) (у-3).5-875=210 и) 2.х + 3.4 = 84 к) х=15.17)
- А сейчас, пожалуйста, найдите № 459. В группах обсудите, как решается уравнение, пользуясь нашим планом. Обратите внимание на запись решения уравнения.
-Есть ловушка. Найдите и объясните. С – 90
Физминутка
Построение проекта выхода из затруднения.
-Давайте составим задачу про наш город. Наш город образовался в 1973 году. Сейчас идёт 2013 год. Сколько лет нашему городу?
-Составим уравнение 2013 – х = 1973
- Решим его на доске
2013 – х = 1973 1. Читаю уравнение 2. Нахожу неизвестный компонент
х = 2013 – 1973 3. Вспоминаю правило и применяю его. -
х = 40_______ 4. Нахожу корень уравнения.
2013 - 40 = 1973 5. Проверяю
1973 = 1973
-Мы с вами вывели алгоритм решения уравнения.
-Посмотрите, сильно ли он отличается от нашего плана действий? (нет)
Реализация построенного проекта
Работа в группах.
- Решаем уравнения самостоятельно и потом обсуждаем в группе правильность их решения. Работаем по алгоритму.
Карточка №1.
а х 12 = 96 224 + х = 300 у – 356 = 44 в : 4 = 30
-Обсудили в группах и пошли работать на доску. По одному уравнению от группы.
-Оцените свою работу в тетради отметкой.
Итог урока:
-Какое настроение после завершения урока?
-Поставьте на полях шкалу самооценки.
-Встаньте дети, которые оценили себя высоко?
-Недостаточно высоко?
-Кто не понял решения уравнений?
Домашнее задание: печатная тетрадь - №56, №57.
Резерв: п.т. №57,58(а)
Приложение 1.
Н А Д О
Х О Ч У
М О Г У
Приложение 2.
Задание группам.
1 группа: Света задумала число. Если это число уменьшить на 12, то получится 78. Какое число задумала Света?
2 группа: Света задумала число. Если это число увеличить в 5 раз, то получится 450. Какое число задумала Света?
3 группа: Света задумала число. Если это число уменьшить в два раза, то получится 45. Какое число задумала Света?
4 группа: Света задумала число. Если это число увеличить на 12, то получится 102. Какое число задумала Света?
5 группа: Света задумала число. Если это число уменьшить на 12, то получится 78. Какое число задумала Света?
Приложение 3.
Уравнение
Корень уравнения
Приложение 4.
Алгоритм
решения
уравнений.
1. Читаю уравнение
2. Нахожу неизвестный компонент
3. Вспоминаю правило и применяю его.
4. Нахожу корень уравнения.
5. Проверяю.
Приложение 5.
Карточка №1.
а х 12 = 96 224 + х = 300 у – 356 = 44 в : 4 = 30
Карточка №2.
а х 12 = 96 224 + х = 300 у – 356 = 44 в : 4 = 30
Карточка №3.
а х 12 = 96 224 + х = 300 у – 356 = 44 в : 4 = 30
Карточка №4.
а х 12 = 96 224 + х = 300 у – 356 = 44 в : 4 = 30
Карточка №5.
а х 12 = 96 224 + х = 300 у – 356 = 44 в : 4 = 30
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по методической теме«Деятельностный подход в обучении – основа формирования компетенций у учащихся»
Тема урока: Уравнения и способы их решений.
Тип урока: «Открытие» нового знания»
Класс 4-А 10.04.2013 Учитель Чиканова Лидия Егоровна.
Этапы урока | Целевая установка | Как организована деятельность учащихся | Результат – какие компетенции формировались |
Самоопределение к деятельности | Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока | Вступление учителя. | Ценностно-смысловая |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала. Зафиксировать все понятия и алгоритмы, индивидуальное затруднение в деятельности. | Работа в группах – записать предложение | Учебно-познавательная. Математическая. (Распознавание стандартных приёмов математических объектов и свойств, выполнение вычислений). |
Постановка учебной задачи | На основе затруднения учащимся предлагается определить тему урока и сформулировать цель урока и задачи для достижения этой цели | Проблемная беседа. | Ценностно-смысловая. |
Открытие нового знания | Организовать решение исходной задачи, зафиксировать преодоление затруднения | Работа в группах по преодолению затруднения. Составление плана действий. Алгоритм | Коммуникативная. Математическая. (Создание математической модели ситуации). |
Первичное закрепление | Организовать усвоение учащимися нового метода решения уравнений | Но сначала нам надо чётко научиться различать уравнения. Их очень много и самые разные. Откройте книгу на стр. 140, найдите №458 и в группах решите, какие математические записи можно назвать уравнениями, а какие нет. Фронтальная письменная работа с комментированием. | Учебно-познавательная |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Учить учащихся, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать. | Физкультминутка для глаз. Учебная самостоятельная работа. Решение №459 | Учебно-познавательная. Математическая. (Анализ и преобразование созданной модели). |
Включение новых знаний в систему | Учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний | Работа по карточкам | Математическая. (Интегрирование знаний из разных разделов курса математики). Познавательная. |
Домашнее задание. Рефлексия | Подвести итог урока | Фронтальная беседа. Самооценка | Исследовательская. |
Выводы:
- Характеристика триединой цели урока (ТЦУ). Цели урока поставлены мною выше (в конспекте урока). Следует отметить, что нужно различать цели урока, поставленные учителем и цели для учеников. Интерпретация познавательного аспекта ТЦУ для учащихся: увидеть проблему и открыть метод решения уравнения. В ходе урока они сами её ставят . Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.
- Характеристика замысла урока. Форма урока: урок открытия новых знаний. Урок проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока: урок «открытия» нового знания, этапы прописаны в конспекте. Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения в группах, так как класс способен логически мыслить, анализировать
- На уроке осуществлён системно-деятельностный подход в обучении - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. (70 % учебного времени)
- Использованы современные педагогические технологии: технология деятельностного метода, проблемное обучение, групповая работа по разрешению создавшейся проблемы, методы самооценки и самоконтроля, дифференцированное обучение.
- Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.
- Самооценка учеников совпала с оценкой учителя. Цели, поставленные учителем и учащимися, достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"
Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
Конспект урока математики ; класс
"Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...
Технологическая карта урока математики Класс 1
Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...
Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.
Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....
Конспект урока математики Класс: 2
Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...