Урок математики 3 класс.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Конспект урока математики по теме "Дроби" ( с презентацией).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_drobnye_chisla_28.02.13_g.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дробные числа. Числитель и знаменатель дроби.
Цели и задачи:
- Создавать условия для самостоятельного открытия учащимися понятия «числитель» и «знаменатель дроби», формирования навыков работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности;
- Развитие памяти, внимания;
- Развитие умения думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, обобщать;
- Развитие логики, мышления, творческого воображения; усиление эффективности учебного процесса, организованного в группах;
- Осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях.
Оборудование: учебник «Математика» 3класс (1-4), автор И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, презентация, проектор
Ход урока:
- Организационный момент.
«Весёлая зарядка».
Психологический настрой детей на урок.
-Сегодня чудесный день. Я желаю вам и себе больше энергии, силы, творчества и радости. Улыбнитесь. Начинаем.
Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»
(Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны МАТЕМАТИКИ - науки, такой сложной, но интересной)
-Ну, что ж, в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!
1. Введение в тему.
-Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие новых знаний.
Начнём урок с логической разминки.
-Посмотрите на слайд Слайд 1.
Я предлагаю вам решить логические задачи разного уровня трудности, их 4. Выберите задачу по силе, т.е. по принципу: ХОЧУ И МОГУ! и решите её самостоятельно. У каждого из вас на парте есть они. Кто желает решить задачу №1 у доски - выходите, №2…, №3№3№3…
№3 …, №4…
Сверяемся.
№1.На складе было 392 банки вишнёвого, малинового и клубничного варенья. Банок с вишнёвым вареньем в 3 раза больше, чем малинового, а клубничного было 80 банок. Сколько банок вишнёвого и сколько банок малинового варенья было на складе?
№2.По тропинке вдоль кустов шло 11 голов. Насчитать я также смог, что шагало 30 ног. Это вместе шли куда-то индюки и жеребята. А теперь вопрос таков: сколько было индюков? Спросим также у ребят: сколько было жеребят?
№3.У Алёнки и Светы 11 конфет, у Алёнки и Веры -12 конфет, у Светы и Веры -13 конфет. Сколько конфет у каждой девочки?
№4. На одну чашу весов положили головку сыра, а на другую – ¾ такой головки сыра и ещё гирю массой 1 кг. Весы оказались в равновесии. Какова масса головки сыра?
№5. Коля, Владик, Рома и Слава играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным.. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Коли не синий, у Владика не синий и не красный, а у Ромы желтый мяч?
- Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились!
Почему не выбрали задачу №4? Эту задачу мы попытаемся решить в конце урока, но для этого необходимы новые знания.
минута отдыха
2. Постановка проблемы.
Какое непонятное число встретилось в задаче №4?
Его название напрямую связано с действием деления. Поэтому выражения на деление помогут его выяснить. Найдите значения данных выражений, запишите эти результаты в порядке увеличения, соотнесите с буквами и прочитайте полученное слово.
(3/4) слайд 2
Может, кто слышал название таких чисел?
3.Постановка темы урока.
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? Слайд 3
У вас есть шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)
- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. Проверьте. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)
- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).
- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так – ½ -
слайд 4.
- Читается эта запись – одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? (1 – это доля, которую мы взяли, а 2 – общее количество долей, т.е. это одна из двух частей).
- А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)
- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4) слайд5
- Прочитайте запись (одна четвертая доля)
- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼? Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).
- Запись доли называется дробь. Слайд 6 Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем. Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)
- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли)
-Как записать дробное число? (дробь записывается двумя натуральными числами, разделенными чертой). Запишите эти числа в тетрадь. Слайд 7
4.Этап первичного закрепления знаний.
А сейчас разделимся на группы и поучимся делиться с друзьями. Мальчиков будет угощать Катя К. У неё 1 апельсин. Катя, собери свою группу за столом у двери. Девочек 1 и 2 экипажа угощает Влада, у неё – вкусное яблоко, девочек 3 и 4 экипажа – Катя П., у неё вкусная груша, а 5 экипажа – Ульяна, она поделится печеньем.
На сколько частей разделили угощение? Как можно назвать каждую его часть ?
Я урок начала словами: «Не для школы, а для жизни учимся». И вы, наверное, поняли, что в жизни придётся считать не только натуральные числа, но и дробные.
Примите угощение, поблагодарите девочек и отложите его на время.
- Давайте отдохнем, прежде чем идти дальше.
«Релаксирующая физминутка».
Историческая справка.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.
В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.
Интересное и меткое “арифметическое” сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь В первых учебниках дроби так и назывались “ломаные числа”. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.
А теперь вернемся к современной форме записи дробей и еще раз повторим, как правильно читаются дроби.
Стр.70 запись красным шрифтом.
Работа с учебником - №399(5)
- Я думаю, что последний квадрат поможет решить задачу, которую не захотели решить в начале урока.
Доп. Материал.
-Давайте вспомним героиню басни Крылова Стрекозу.
-Вспомнили? Какая она была?
- Я предлагаю вам задачу.
Слайд Режим дня попрыгуньи Стрекозы: попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток лета красного спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую – пела. Остальное время она решила посвятить к подготовке к зиме? Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?
(24:2=12 (ч) – спала, 24:3=8 (ч) – танцевала, 24:6=4 (ч) – пела, 8+12+4=24 (ч) значит, на подготовку к зиме времени не хватило).
Игра «Верю – не верю»
- Верите ли вы, что лето в России теплее зимы?
- Верите ли вы, что улитка быстрее зайца?
- Верите ли вы, что 56:8=7?
- Верите ли вы, что если 8увеличить в 8 раз получится 42?
- Верите ли вы, что квадрат – это прямоугольник?
- Верите ли вы, что величина прямого угла 90 градусов?
- Верите ли вы, что задача: у Веры 36 ромашек, а васильков на 6 больше, чем гвоздик. Сколько цветов у Веры? – это задача с недостающими данными?
-Верите ли вы , что в дроби 3/7- семь это числитель?
- Верите ли вы, что наш урок подходит к концу?
-Поздравляю. Вы успешно подошли к финишу
-Сегодня мы поднялись на верхние ступени арифметики.
Итог урока - Какое открытие мы сегодня сделали? Зачем оно нам?
-Я думаю, вы не дадите дробям поставить себя в затруднительное положение!
Домашнее задание слайд Задача на карточке.
На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.
(Решение: делим 3 пряника на 2 части – 6 частей раздаем гостям, и 2 пряника на 3 части – и раздаем 6 долей гостям)
Слайд
- А теперь оцените свою работу на уроке с помощью солнечного настроения. Если вы все поняли, выберите улыбающееся солнышко слайд , если не совсем разобрались – солнышко без улыбки. Завтра мы еще поработаем с темой «Дроби», чтобы лучше все усвоить. Будем учиться решать задачи с дробями и те, кто чего-то не понял, завтра обязательно поймут.
Пусть солнечное тепло согревает вас. С наступающей весной! - Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"
Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
Конспект урока математики ; класс
"Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...
Технологическая карта урока математики Класс 1
Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...
Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.
Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....
Конспект урока математики Класс: 2
Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...