Система уроков по теме "Внетабличное деление для случая 42:3"
методическая разработка по математике на тему
В представленной серии уроков показаны рассуждения учителя при целенаправленном выборе методов к каждому уроку, к каждому этапу урока. Если проанализировать отбор методов обучения от урока к уроку, то можно заметить, как постепенно акцент в деятельности учителя и учащихся переносится на учащихся. Сначала они повторяют рассудждения учителя, затем - пререносят их на аналогичные примеры под контролем учителя и учащихся, применяют самостоятельно, проверяя друг друга (соседи по парте) после выполнения заданий. При этом задания подаются в разной форме, есть прямые и обратные, нестандартные. Таким образом, образец рассуждения, данный учителем, переносится в новые условия. Все это служит осознанию и прочному запоминанию и способа решения, и системы рассуждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_urokov_matematiki_po_teme_vnetablichnoe_delenie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
К СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
Тема урока: внетабличное деление для случая 42:3
Урок изучения новых знаний.
(1 урок в системе уроков изучения данного вычислительного приема).
Основные этапы урока: подготовительный, ознакомление с новым приемом, осознание и запоминание нового, закрепление нового.
Рассмотрим выбор методов обучения для подготовительного этапа. Для этого формулируем алгоритм для случая 42:3.
- Надо найти значение частного чисел 42 и 3.
- Заменим делимое суммой удобных чисел 30 и 12.
- Получим сумму чисел 30 и 12 разделить на 3.
- Удобно 30:3, 12:3 и полученные результаты сложить.
- Вычисляем 42:3=(30+12):3=30:3+12:3=10+4=14
- Ответ: значение частного равно 14.
Новым в данном приеме является наличие удобных слагаемых.
Кроме того, опорными являются: знание правил деления суммы на число, умения заменить двузначное число суммой чисел, делить круглое число на однозначное.
Все эти знания и умения уже изучены и усвоены учащимися, поэтому их только нужно воспроизвести в сознании. Сделать это можно либо в самостоятельной работе, либо в репродуктивной беседе. Поскольку новый вычислительный прием предполагает не просто усвоение способа вычислений, но и усвоение алгоритма вычислений, то необходимо, чтобы дети проговорили известные им математические предложения. Поэтому остановим выбор на репродуктивной беседе. Для того, чтобы привлечь внимание учащихся к этому уже неинтересному повторению, нужно сделать его углубленным, т.е. дать такие задания, чтобы их выполнение носило какую-то новизну. Например, не просто «Какой суммой можно заменить число 42?», а:
- «Замените число 42 суммой слагаемых, каждое из которых делится на 2. Рассмотрите все возможные случаи.» (42=40+2, 42=38+4, 42=36+6, 42=34+8, 42=22+20,...)
- «Замените число 42 суммой слагаемых, каждое из которых делится на 3. Рассмотрите все возможные случаи.» Это задание труднее, но дети все равно устанавливают логическую цепочку чисел: 39 и 3, 36 и 6, 30 и 12, …
- «Замените число 42 суммой слагаемых, каждое из которых делится на 4.» После долгих усилий дети приходят к выводу, что таких слагаемых нет «Какой вывод сделаем? - Это число нельзя разделить на 4.»
- Разделить примеры на группы по какому — либо признаку: 80:8, 69:3, 70:7, 56:8, 35:5, 48:4. Объясните выполнение задания.»
80:8 56:8 69:3
70:7 35:5 48:4
(1 группа - деление круглых чисел на число десятков в них, 2 группа — табличное деление, 3 группа — деление двузначного числа на однозначное.) Решаем эти примеры у доски и на месте с объяснением. (Решение записывается длинной цепочкой, дети проговаривают вычисления.)
Итак, для подготовительного этапа необходима репродуктивная беседа с заданиями для углубленного повторения.
Этап ознакомления с новым вычислительным приемом 42:3.
Анализируя алгоритм вычисления, мы установили, что учащимся знакомы все его операции, кроме одной — замена делимого суммой удобных слагаемых. Значит, ввести новый способ вычисления можно либо объяснением, либо приемом постановки проблемы. В первом случае дети воспринимают готовые знания, во втором, к сожалению, они просто не умеют рассуждать, чтобы осуществить поиск решения проблемы. Поэтому мы остановимся на методе проблемного изложения, который дает детям образец логического рассуждения при выполнении поиска решения проблемы.
- «Решите пример 42:3» после попытки использовать известный способ вычисления дети устанавливают, что такие примеры они не решали.
- «Верно, что бы вам самим научиться открывать способы вычисления, послушайте, как я буду рассуждать.
При делении числа на однозначное мы рассуждали так. Заменю делимое суммой разрядных чисел. Получу сумму 40 и 2 разделить на 3. Удобно каждое слагаемое разделить разделить на 3 и результаты сложить: 40:3+2:3. Далее мы производим вычисления. Но в данном примере оказалось, что ни первое, ни второе слагаемое не делятся на 3. Значит ли это, что и число 42 не делится на 3? Я думаю, что число 42 можно заменить не только разрядными слагаемыми, но и такими, чтобы каждое число делилось на 3. Можно ли заменить 42 суммой чисел, каждое из которых делится на 3? Можно (напоминаем, что это 39 и 3, 36 и 6, 30 и 12...). Какие же изх этих слагаемых удобны для дальнейших вычислений? Размышляю: 39:3 — надо снова применять правило.. выберем слагаемые 30 и12: 30:3=3дес.:3=1дес., 12:3=4 — табличное деление. Итак, делимое 42 нужно заменить суммой удобных слагаемых 30 и 12. Получу: 42:3=(30+12):3 — сумму 30 и 12 разделить на 3. Как дальше вычислять, я уже знаю. (Заканчивается решение.) Оказывается, 42 делится на 3, только способ вычисления другой.»
Этап осознания и запоминания.
Цель: довести до сознания детей, что новизна способа состоит в выборе удобных слагаемых, и дать им возсожность попробовать рассуждать.
Это возможно выполнить в беседе по сделанным учителем записям.
- «Чем же способ деления 42 на 3 отличается от способа деления 46 на 2?»
- «Кто сможет рассказать, как мы пришли к выводу, что 42 нужно заменить суммой удобных слагаемых?»
- «А почему неудобен такой способ?» - 42:3=(36+6):3, 42:3=(20+22):3.
Этап закрепления.
Для усвоения алгоритма необходима самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением ее результатов.
Задания должны быть аналогичными, привлекающими внимание учащихся к главному в решении примеров.
- «Если вы правильно поняли, то решите такой пример: 76:4.» Решение
ведется у доски. Дети могут сразу же ошибиться, неверно используя аналогию: «Возьмем числа 60 и 16.» Не нужно им мешать, пусть вычисляют. Они сами столкнуться еще с одним условием — первым слагаемым должно быть не просто число, которое делится на делитель, а число, содержащее количество десятков, кратное делителю. Если этой ситуации не произойдет, то предложите разобрать случай: 76:4=(60+16):4.
- «Удобен ли способ вычисления?»
- «Решите самостоятельно: 65:5»
- «Разделите примеры на 2 группы: 45:3=..., 84:4=..., 96:3=..., 52:4=..., 55:5=...»
- «Чем отличаются эти группы примеров? Решите их.»
Все выбранные методы обучения отвечают целям, реализуемым на каждом этапе урока, адекватны содержанию обучения, известны учителю, доступны учащимся и требуют времени, вполне достаточного в рамках урока.
Урок первичного закрепления изученного вычислительного приема.
(2 урок в системе уроков изучения данного вычислительного приема).
Цель: осознание и первичное запоминание способа и алгоритма вычисления.
Основными методами обучения будут: углубленное повторение, самостоятельная работа, приемы логического мышления, приемы запоминания.
В коллективном повторении и самостоятельной работе решаются и задачи воспроизведения изученного, и его осознание, и запоминание. При этом необходимо подчеркнуть, что применение знаний должно осуществляться и в аналогичных, и в новых ситуациях. Чтобы избежать формализма в знаниях, задания мы подбираем так, чтобы ученик анализировал, сравнивал, делал выводы, обобщал, конкретизировал. Из приемов запоминания на данном этапе, на наш взгляд, необходимы: многократное повторение алгоритма, выделение отличительной особенности способа вычисления, анализ ошибок.
Основные этапы урока: актуализация новых знаний, закрепление знаний (в форме групповой работы, сочетающейся с индивидуальной).
Актуализация знаний предпологает воспроизведение знаний в условиях аналогичных тем, в которых они были получены. Используем фронтальный опрос, чтобы активизировать деятельность всех учащихся.
- «С каким новым вычислительным приемом мы познакомились на прошлом уроке?» - 42:3
- «Расскажите, как вы вычисляете.» Запись длинным примером: 42:3=(30+12):3=30:3+12:3=10+4=14.
- «Почему слагаемые называются удобными? Сколько пар таких слагаемых можно подобрать для данного числа?»
- «Тогда в чем же их удобство?» Нужно добиться ответа: одно из слагаемых должно быть круглым числом, а каждое слагаемое должно делится на делитель, круглое число должно содержать число десятков, кратное числу единиц в делителе.»
- «Приведите пример, который бы решался так же.»
- Выберите и прочитайте выражения, значения которых находятся таким же способом: 75:5, 92:4, 60:4, 40:5, 72:9, 36:6.»
Закрепление.
Цель: научить самостоятельно применять полученные знания.
«Сильные» ученики выполняют творческую самостоятельную работу.
- Придумайте примеры, в которых делителями были бы числа 7, 6, 8 и которые решались бы тем же способом, что и пример 42:3.
- Придумайте примеры на деление двузначных чисел на однозначное, таких, чтобы они решались так же, как 48:4.
- Восстановите примеры:
...=...=30:3+18:3=...
...=...=40:4+8:4= …
Со «средними» продолжаем групповую работы (используем метод репродуктивной беседы).
- «Верно ли рассуждает ученик?»
- «Можно ли так рассуждать?»
- «Удобно ли так вычислять?»
- «Решите примеры удобным способом.»
Далее донная группа детей выполняет индивидуальную самостоятельную работу с элементами творчества.
- Решите примеры: 72:3=..., 56:4=.....
- Придумайте 2 примера на деление двузначных чисел на однозначное, которые решались бы так же.
- Восстановите запись:
91:7=(...+...):7=... :7+....=13
Маша решила этот пример так.
91:7=(84+7):7=84:7+7:7=(70+14):7=70:7+14:7=10+2=12
Проверьте ее решение. Можно ли так решать? Почему? Как удобно решать этот пример?
«Слабые» ученики выполняют индивидуальную самостоятельную работу с элементами помощи.
- Восстановите решение примера:
72:6=(...+...):6=... :6+...:6=12
- Решите пример: 68:4=
Все задания для самостоятельных работ посильны учащимся, так как, приступая к решению, дети уже усвоили отличительные особенности нового способа вычисления.
Урок закрепления вычислительного приема.
(3 урок в системе уроков изучения данного вычислительного приема).
Цельурока: включение нового приема в систему ранее изученных, прочное запоминание нового приема.
Достичь этой цели можно в результате многоразовых тренировочных упражнений или при выполнении заданий поискового характера, требующих выделения главного, существенного, а также сравнения, рассуждений, выполнения обратных заданий и т. п. Деятельность должна осуществляться самими учениками, поэтому доминирующее значение имеют самостоятельные работы учащихся с последующей проверкой (различных форм — коллективное обсуждение, взиамопроверка, оценка учителя).
Однако, помня о том, что учащиеся в классе имеют различные уровни знаний, развития способностей, нельзя забываь и о коллективной работе, которая помогает что-то «дополнять», учиться лучше рассуждать, выражать свои мысли, повторять.
Таким образом, целесообразны тренировочные упражнения в сочетании с работой у доски или комментариями решений примеров.
Актуализация знаний.
Работа у доски и на местах.
- «Все ли примеры решаются одним способом.Ответ обоснуйте.»
60:6= 60:3= 60:4=
- «Какие знания и умения служат основой для вычислений
84:2= 35х2= 8х12= 84:7= 20х3= 96:8=
Закрепление.
Самостоятельная работа споследующей проверкой в парах.
1 вариант 2 вариант
38:2= 84:4=
64:2= 65:5=
Расскажите соседу по парте как вы рассуждали.
Самостоятельная работа с последующим коллективным обсуждением.
- Сравните выражения:
(60+18):6 * 60:6+18 17х3 * 93:3
92:4 * 80:4 — 12:4 50:5 * 72:4
- По какому правилу записаны выражения в столбиках:
72:6 68:4
(60+12):6 (36+32):4
60:6+12:6 36:4+32:4
Мы рассмотрели систему уроков изучения вычислительного приема 42:3:
- Урок изучения новых знаний;
- Урок первичного закрепления новых знаний;
- Урок закрепления (последующего) новых знаний.
Показаны рассуждения учителя при целенаправленном выборе методов к каждому уроку, к каждому этапу урока. Если проанализировать отбор методов обучения от урока к уроку, то можно заметить, как постепенно акцент в деятельности учителя и учащихся переносится на учащихся. Сначала они повторяют рассудждения учителя, затем - пререносят их на аналогичные примеры под контролем учителя и учащихся, применяют самостоятельно, проверяя друг друга (соседи по парте) после выполнения заданий. При этом задания подаются в разной форме, есть прямые и обратные, нестандартные. Таким образом, образец рассуждения, данный учителем, переносится в новые условия. Все это служит осознанию и прочному запоминанию и способа решения, и системы рассуждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 4 класс система Занкова по теме: Деление величины на величину, выраженную другой единицей ее измерения
Конспект урока входит в систему занятий по математикеи наглядно отображает алгоритм построения урока с включением элементов ФГОС...
Конспект урока по математике Деление на число 1. Деление числа на само себя
Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока: Деление на число 1. Деление числа на само себяЦели урока: рассмотреть случаи деления на число 1; учить выполнять деление числа на само себя; совершенствовать в...
Конспект урока по математике. 3 класс. УМК «Система Л.В. Занкова». Деление двузначного числа на однозначное (случаи, когда делимое заменяется суммой удобных неразрядных слагаемых)
Урок изучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения и информационно коммуникационные технологии.....
Проект урока по теме: « Деление на равные части. Введение термина «деление»»
Данный урок предполагает создание условий для осознания и овладения учащимися практическим способом разбиения множества элементов на равночисленные группы, постановки и конструктивного реш...
Конспект урока на тему: Деление с остатком и деление нацело. 4 класс.
Деление с остатком и деление нацело. 4 класс....
Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс
Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс ПНШ...