Урок математики 4 класс система Занкова по теме: Деление величины на величину, выраженную другой единицей ее измерения
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Рудак Ирина Владимировна

Конспект урока входит в систему  занятий по математикеи наглядно отображает алгоритм построения урока с включением элементов ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Деление величины на величину, выраженную другой единицей ее измерения

Цели:

– создать условия для  формирования знаний  о приёмах деления величины на величину, выраженную другой единицей измерения

– содействовать совершенствованию умений  решения задач алгебраическим способом и преобразовывать величины с использованием других единиц измерения

 – содействовать  закреплению навыков учащихся выполнять действия с многозначными числами  и наименованными величинами

– способствовать развитию логического мышления, внимания,  навыков самостоятельной работы , работы в парах и группах

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  М а т е м а т и ч е с к и й   д и к т а н т. 

Выразите:

а) в метрах: 15 дм;  600см

б) в тоннах: 3 000кг; 1244 кг;

в) в граммах: 3 кг 400 г; 15 кг.

III. Постановка проблемы. Определение темы и целей урока.

-Как назвать запись, оформленную на доске? ( примеры, выражения, частные)

- Назовите компоненты действия деления. (делимое, делитель, значение частного)

– Сравните данные выражения:

27 дм : 9 см=30

69 т : 23 т=3

2400 м : 60 м=40

400 кг : 100 кг =4

12 км : 40 м=300

48 ц : 12 кг =400

– На какие две группы можно разделить эти выражения?

I группа – выражения с единицами измерения массы;

II группа – выражения с единицами измерения длины.

или

I группа – выражения с одинаковыми единицами измерения;

II группа – выражения с разными единицами измерения .

– Значение каких  выражений мы можем выполнить сразу? 

- Опираясь на данные высказывания и на тему предыдущего урока, сформулируйте тему сегодняшнего занятия.

– Найдите значения частных. ( Выполняют самостоятельно)

 Что вы можете сказать о результате деления величины на величину? (Результат такого деления – отвлеченное число.)

– Подчеркните выражения, значения которых нельзя вычислить сразу.

– Объясните почему. (Делимое и делитель записаны разными единицами измерения.)

– Как найти значения этих выражений? (Комментированно)

-Выпишите результаты деления в порядке возрастания.

-Какую закономерность обнаружили?

-Продолжите данную последовательность 4 числами.

-Какое число в последовательности "лишнее"? (3-нечётное)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику. Задание 335.(коментированно)

– Рассмотрите выражения:  24 м : 60 см

                                          18 кг : 75 г

– В чем особенность данных выражений? (Делимое и делитель выражены в разных единицах измерения величин.)

– Можно ли в них сразу выполнить деление? (Сначала необходимо выполнить преобразование, чтобы делимое и делитель были записаны одной и той же единицей измерения данной величины.) 

– Выполните такое преобразование.

З а п и с ь:

24 м : 60 см = 2400 см : 60 см = 40

18 кг : 75 г = 18000г : 75 г = 240

– Какой вывод вы можете сделать?

В ы в о д: чтобы деление величины на величину было возможным, делимое и делитель нужно выразить одной и той же единицей измерения этой величины.

– Найдите значения частных. Что вы можете сказать о результате деления величины на величину? (Результат такого деления – отвлеченное число.)

– Используя знания таблицы умножения, запишите несколько частных, в которых можно сразу выполнить деление, и таких, которые нужно преобразовать.  (работа в парах)

2. Работа в группах по карточкам.

19м 2дм:8=24дм                                       10ч36мин:12мин=53

5м 56см:4см=139                                      5дм8см:2см=179

Физминутка

3.  З а д а н и е  №328    

Р е ш е н и е:

1) Пусть елей посадили – х растений, тогда шиповника посадили – 2х.

По условию задачи всего 540 растений.

Получим уравнение:

х + 2х = 540

3х = 540 : 3

х = 180 (р.) – посадили елей.

2) 540 – 180 = 360 (р.) – шиповник.

            Или:

    180 · 2 = 360 (р.) – шиповник.

2 способ

Р е ш е н и е:

1) 2 + 1 = 3 (ч.) – всех растений;

2) 540 : 3 = 180 (р.) – елей;

3) 180 · 2 = 360 (р.) – шиповник.

Выражение: (540 : (2 + 1)) · 2 = 360 (р.).

– Сравните оба способа решения задачи. Какой способ решения данной задачи является удобным? Почему?

V. Повторение пройденного материала.

1. З а д а н и е  330.(самостоятельно  по 2 примера по вариантам)

– Сравните выражения, записанные в пункте 1.

– Что их объединяет? (Это произведения, в которых первый множитель – четырехзначное число, а второй – двузначное. В записи первых множителей есть нули.)

– Найдите значения этих произведений.

З а п и с ь:

7208 · 54 = 389232

389232 : 54 = 7208

389232 : 7208 = 54.

Дифференцированно: №309 (4 столбик  умножение на однозначное число)

2. Самостоятельная работа по тестам. Подготовка к итоговой аттестации.

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить деление одной величины на другую, если они выражены в разных единицах измерения данной величины?

 ( составить сенквейн)

существительное    ВЕЛИЧИНА

 2 прилагательных НАИМЕНОВАННАЯ , НАИБОЛЬШАЯ

 3 глагола    ДЕЛЯТСЯ, ПЕРЕВОДЯТСЯ,СРАВНИВАЮТСЯ

короткое предложение  ВЕЛИЧИНА -ЭТО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

синоним                                ЧИСЛО

Домашнее задание: № 329 (1,2 столбик)

Тест  

  1. Поместятся ли 30 книг толщиной по 4 см каждая на полку длиной 1м?

А. Не поместятся. Полка должна быть на 20 см длиннее.

Б. Поместятся. Полка может быть на 20 см короче.

В. Не поместятся. Полка должна быть на 16см длиннее.

Г. Поместятся. Полка может быть на 6 см короче.

  1. Сравни 90 мин и 1ч20мин

А. 90мин < 1ч20мин

Б. 90мин > 1ч20мин

В. 90мин  =1ч20мин

  1. Как вычислить площадь прямоугольника со сторонами 6см и 8см?

А.8+6

Б 8+6+8+6

В 8•6•2

Г 8•6

  1. Каким может быть рост ученика 4 класса?

А 85см

Б 1м 48см

В 2м 19 см

Г 1м 93см

  1. . Как вычислить периметр прямоугольника, ширина которого a см, а длина 3 см?

А) а + 3                               В) (а ∙ 3) + 2

Б) а ∙ 3                              Г) (а + 3) ∙ 2

  1. Переведи величины:

а) 76час = …сут ….час

б)  3т800кг =….ц

в) 129сек =…мин…сек

г) 8дм 3мм=……..мм

  1.    Сколько килограммов в 540 ц?

А) 5400 кг        Б) 54 000 кг      В) 540 000 кг

  1. Если 40 м уменьшить на 20 см, то получится:

 А) 20 м       Б) 39 м 80 см        В) 39 м 20 см

  1. От пристани в противоположных направлениях одновременно отошли два катера. Скорость одного 18 км/ч, а скорость другого 16 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 2 ч?
  2.   В хлебном магазине купили хлеб и булку.  Хлеб стоил 17 рублей, а булка в 2 раза дороже. Сколько стоила вся покупка?

А)51 рубль          б) 34 рубля     в) 21 рубль    г) 72рубля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе Закрепление по теме "Деление многозначных чисел"

Урок проводится в 4 классе в третьей четверти по УМК "Школа России". На данном уроке обучающиеся закрепляют и совершенствуют умения письменно делить  многозначные числа на однозначные, развивают ...

Урок математики по системе "Школа России" 4 класс, тема: "Таблица единиц времени"

Урок построен в виде космического путешествия. Закрепление единиц времени происходит путём преодоления преград в "космическом пространстве". Разнообразны формы и методы урока, дефференцированы упражне...

Урок математики в 3 классе "Гармония" по теме "Деление многозначных чисел на однозначное. Письменный прием"

Разработка урока математики в 3 классе по теме "Письменный прием деления многозначных чисел на однозначное. Алгоритм деления"Урок на мой взгляд интересный, позволяющий детям показать свои умения мысли...

Урок математики 4 кл 2100 Тема: Деление многозначных чисел на трехзначное число

Математика Тема : Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число. Цель : сформировать умение делить многозначные числа на трехзначные, вывести алгоритм письменного деления многозначных ч...

Конспект урока по математике в 4 классе. Тема « Деление круглых чисел на 10 , на 100. Единицы стоимости».

Конспект урока математики в 4 классе по УМК "Перспектива" ,  в форме деловой игры "БАНК"...

Разработка урока по математике 4 класс по теме:«Нахождение доли от её величины и величины по её доле»

Цели урока: Научиться находить доли от её величины и величины от её доли.Планируемые результаты:Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая инф...