урок математики 3 класс
презентация урока для интерактивной доски по математике (3 класс) по теме
Урок математики в 3 классе.
Учитель: Кузнечихина Н. В.
Тема: Римские цифры.
Цель:
- познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации;
Задачи:
- научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные
арифметические действия;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать навыки коллективного труда, умение оказывать взаимопомощь;
- воспитывать интерес к истории.
Оборудование: учебник «Математика. 3 класс». М.И. Моро и др., раздаточный материал
(карточки для работы в парах), мультимедийный проектор, доска, компьютер, презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_2013.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе.
Учитель: Кузнечихина Н. В.
Тема: Римские цифры.
Цель:
- познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации;
Задачи:
- научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные
арифметические действия;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать навыки коллективного труда, умение оказывать взаимопомощь;
- воспитывать интерес к истории.
Оборудование: учебник «Математика. 3 класс». М.И. Моро и др., раздаточный материал
(карточки для работы в парах), мультимедийный проектор, доска, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Знайка наш – великий маг.
Вы убедитесь в этом.
Он заклинание волшебное произнесёт.
И пальцы ваши превратятся в «счёты».
- Пусть превращения немного подождут.
У нас сейчас важная работа.
- А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:
“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.
Ведь математики урок не может быть без устного счёта.
II.Устный счёт.
1. Прочитай числа.
350, 256, 444, 799, 602, 829.
- Как называются эти числа?
- Почему их называют трёхзначные?
- Какое число можно назвать лишним?
- Запишите эти числа в тетрадь.
1 вариант в порядке убывания, 2 вариант - в порядке возрастания.
2. Игра «Цепочка» (продолжи ряд чисел). Проблемная ситуация.
202, 204…
333, 343…
125, 225…
CLIV, CLV,CLVI…
- Все ли задания вы смогли выполнить?
- Какое задание не смогли выполнить?
- Почему?
- Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами.
Обратимся к истории.
III. Изучение нового материала.
1.Открытие новых знаний.
Сообщение учителя.
- У древних людей кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было. Поэтому первобытному человеку особо и считать то было нечего. (Слайд - Первобытные люди). Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много» (Слайд). Но позже возникла проблема. Учиться считать требовала жизнь. Надо было считать, сколько в стаде животных, сколько корзин зерна собрано? Первыми помощниками при счёте стали пальцы, камешки, палочки (Слайд - Первые помощники). Но чем больше они собирали зерна, чем многочисленнее становились их стада, запоминать становилось труднее. Возникла необходимость записывать числа. Люди рисовали палочки на стенах и делали зарубки на костях животных или ветках деревьев. Но это было неудобно. И тогда древние люди стали изобретать цифры. В разных странах они это делалось по – разному. Порой цифры были очень забавные. Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев (Слайд - Индейцы). Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета (Слайд - Древняя Азия). В Древнем Египте изобрели счёты. (Слайд - Древний Египет). Цифры, которыми мы пользуемся ежедневно, принято называть арабскими. Эти цифры были созданы в Индии. Индусы изобрели для каждой цифры свой знак. Первыми у них цифрами стали пользоваться арабы. Древние арабы упростили эти значки. Они стали выглядеть вот так (Слайд – Арабские цифры). От них цифры разошлись по всему миру. В том числе ими пользуются и в нашей стране. Все вы их хорошо знаете. Это цифры:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9.
Была своя форма записи чисел и у славян. Она была основана на кириллице (славянской азбуке): над обычными буквами ставились титлы (чёрточки), и тогда буква обозначала число. Такие цифры до сих пор используются в некоторых церковных книгах, написанных на старославянском языке.
В древнем Риме использовали пальцы для счёта.
Итак, как назовём тему нашего урока? А какую цель поставим?
Тема: Римские цифры.
Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними вычисления, сравнение.
- Жители Древнего Рима пошли по самому простому пути. Они для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека (Слайд - Древний Рим)
- Оказывается это не сложно.
Наступило долгожданное мгновенье.
Вы готовы к волшебству и превращеньям?
- Сейчас наши пальчики превратятся в «счётные машинки».
- Какие римские цифры вы умеете записывать? (I, II, III)
- Как их показать на пальцах? (показывают)
- Кто знает, как записать число 4?
- На руке человека 5 пальцев. Чтобы изобразить цифру 5 стали изображать руку.
- Покажите руку так (пальцы прижаты, большой палец – в сторону).
Рисунок был прост. V – так изображали цифру 5. (Слайд – цифра 5)
- Как записать цифру 4?
- Оказывается, это делается на основе математического действия вычитания.
- От 5 вычитаем 1 получается 4. Записывается число так IV.
- Справа к цифре 5 (V) приставьте ещё одну палочку. Это цифра 6.
- Приставьте ещё одну палочку. Это цифра 7.
- Сколько палочек нужно приставить, чтобы получилось число 8?
- На каком математическом действии основано образование чисел? 6, 7, 8?
(на прибавлении) (Слайд - Учимся записывать римские числа).
- Кто догадался, как можно записать число 10?
- Да, можно прибавить. Но прибавлением по одному пересчитывать долго. Римляне и здесь нашли выход. На одной руке 5 пальцев.
- Сколько пальцев на двух руках? (5 и 5, всего10) (Слайд – цифра 10)
- Поэтому число 10 в римской нумерации обозначено двумя пятёрками. Одна пятёрка стоит обычно, а другая перевёрнута вниз. Получилась такая цифра Х, т. е. это две перекрещенные палочки.
- Кто догадался, как можно записать число 9?
- Поставьте справа одну палочку. Какое число получилось? (число11)
- Как получить число 12,число 13?
2. Вывод:
- Как образуются римские цифры? (Слайд – Образование римских чисел).
Цифра, стоящая справа от большей, образуется действием прибавления, стоящая слева – действием вычитания.
3. Археологами найдены такие «записи» при раскопках (Слайд)
4. Первичное закрепление.
Игра- А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.
Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, запишите его в тетради
1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);
2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)
3) – Сколько ног у двух петухов? (4)
4) – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)
5) – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)
6) – Сколько дней в неделе?(7)
7) – 3 умножить на 4. (12)
8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)
9) – Какое число на один больше 10? (11)
10) – Частное 25 и 5. (5)
- Молодцы!
IV.Физминутка.
V. Закрепление.
1.Логическая задача.
Однажды в харчевню ворвались 11 бандитов. Они требовали от повара жареную рыбу, чтобы рыб было 11. В противном случае грозили ему расправой. Но у повара всего было 3 рыбы. Думал бедный повар, думал и решил выложить рыб на блюдо так, чтобы бандиты увидели, что их 11. (Слайд).
2. Обозначение основных чисел римской нумерации.
- Кроме цифр 1, 5, 10, есть ещё и другие римские цифры. Это 50, 100, 500.
Их записывают так: L, C, M (Слайд основные числа римской нумерации)
(Слайд - Числа записывают так) 60 - LX
300 - CCC
510 - DX
35 - XXXV
3. Игра «Соединялки» (Слайд)
45 CC
80 LXXX
200 XXXXV
520 DXX
4. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
1) А теперь вернемся к началу урока и попробуем продолжить ряд цифр
CLIV, CLV,CLVI, CLVII, CLVIII
5. Самостоятельная работа по группам.
VI. Домашнее задание.
- С помощью римских цифр запишите, сколько лет каждому члену вашей семьи.
* - Запишите год, который у нас сейчас идёт.
VII. Итог. Оценки за работу на уроке.
- С какими цифрами познакомились на уроке?
- Где используются римские числа.
- Почему люди редко пользуются римской нумерацией?
VIII. Рефлексия.
- А вам понравилось работать с римскими цифрами?
- С каким настроением уходите с урока?
Индивидуальная «карты ученика»
№1.
Найди ошибку в примерах и запиши его правильно:
IX+I=X
VII+I=IX
X+II=XII
Запиши и римскими числами: 149=
№2.
Сравни выражения:
III * V
IX *XIII
XII * VII
Запиши римскими числами: 108=
№3.
Запиши римскими числами выражение и вычисли:
12 : 3 + 5
Запиши римскими числами: 431=
№4.
Запиши римскими числами выражение и вычисли:
15: 5+ 9
Запиши римскими числами:567=
№5.
XVII= CLX=
XXII= LXX=
Запиши римскими числами:743=
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"
Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
Конспект урока математики ; класс
"Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...
Технологическая карта урока математики Класс 1
Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...
Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.
Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....
Конспект урока математики Класс: 2
Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...