Рабочая программа по математике 3 класс ОС школа 2000 Л.Г.Петерсон
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Мартышева Наталия Александровна

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе

программы Образовательной системы «Школа 2000», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует  федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения. 

  • учебного плана МБОУ-СОШ № 58 с углублённым изучением отдельных предметов   на 2012-2013 учебный год;

С учётом:

  • методической темы  школы на 2012- 2013 учебный год: "Развитие проектировочной деятельности педагогов и учащихся в рамках ФГОС  с 2012-2017 г.г
  • методической темы  учителя на период с 2009-2014": Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_3_klass_.docx126.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №58

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по предмету математика

класс 3 «Г»,  136  часов  (за год)

Составитель:                                                        Мартышева Наталия Александровна,

Высшая  кв. категория

Новоуральский городской округ

20 12 - 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе 

программы Образовательной системы «Школа 2000», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует  федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.  

  • учебного плана МБОУ-СОШ № 58 с углублённым изучением отдельных предметов   на 2012-2013 учебный год;

С учётом:

  • методической темы  школы на 2012- 2013 учебный год: "Развитие проектировочной деятельности педагогов и учащихся в рамках ФГОС  с 2012-2017 г.г
  • методической темы  учителя на период с 2009-2014": Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Цель: формирование системы математических знаний для развития психических процессов  и мыслительных операций на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Для реализации этой целей  поставлены задачи:

  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
  • формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе (понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий);
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по математике: учебники- тетради «математика 1-4 класс» в 3 частях автор  Л.Г. Петерсон, а также методические рекомендации для учителя и электронное приложение « Учись учиться» 1-4 класс» .

II. Общая характеристика предмета, курса

Содержание курса математики строится на основе:

− системно- деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);

− системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана Система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);

− дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л.Г. Петерсон)

2.1. Особенности учебного комплекта.

Сквозные линии развития личности средствами предмета:

  • числовая;
  • алгебраическая;
  • геометрическая;
  • функциональная;
  • логическая;
  • анализ данных;
  • текстовые задачи;

 анализ данных изучается на основе содержания всех других линий курса математики.

Через реализацию принципов:

  • активизации деятельности обучающихся (подводящий диалог, побуждающий диалог, эвристическая беседа и др.);
  • непрерывности;
  • целостности;
  • минимакса;
  • психологической комфортности;
  • вариативности;
  • творчества;

2.2. Организация  курса

Типы уроков:

  • открытия нового знания
  • уроки рефлексии
  • уроки обучающего контроля
  • уроки систематизации знаний

Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации

Структура уроков:

  • Мотивация к учебной деятельности.
  • Актуализация знаний (фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии).
  • Выявление места и причины затруднения.
  • Построение проекта выхода из затруднения.
  • Реализация построенного проекта (проблемное объяснение нового знания)
  • Первичное закрепление во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой ( по эталону).
  • Включение в систему знаний и повторение.
  •  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

III. Место курса в учебном плане разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю, всего 540 часов:

 в 1 классе 132 часа,

во 2, 3 и 4 классах − по 136 часов.

IV. .Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Реализуется гуманистический подход к воспитанию, провозглашающий как наивысшую ценность приоритет свободного развития и самореализации личности ребенка на основе идеалов любви, справедливости, добра и в гармоничном сочетании с ценностями и интересами общества.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • ценность жизни 
  • ценность человека 
  • ценность истины 
  • ценность семьи 
  • ценность труда и творчества 
  • ценность свободы 
  • ценность социальной солидарности 
  • ценность гражданственности 
  • ценность патриотизма 
  • ценность человечества 

-

V.   Планируемые результаты

 Предметными результатами являются:

  • использование  начальных  математических  знаний  для  описания  и  объяснения  окружающих  предметов,  процессов,  явлений,  а  также  оценки  их количественных и пространственных отношений;
  • овладение  основами  логического  и  алгоритмического  мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки  и  оценки,  наглядного  представления  данных  и  процессов,  записи  и выполнения алгоритмов;
  • приобретение  начального  опыта  применения  математических  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умение  выполнять  устно  и  письменно  арифметические  действия  с числами  и  числовыми  выражениями,  решать  текстовые  задачи,  умение действовать  в  соответствии  с  алгоритмом  и  строить  простейшие  алгоритмы, исследовать,  распознавать  и  изображать  геометрические  фигуры,  работать  с таблицами,  схемами,  графиками  и  диаграммами,    цепочками,  совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Раздел « Числа и выражения»

Обучающийся научится[1]:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
  • Устанавливать закономерность;
  • Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • Читать и записывать величины. Используя основные единицы измерения величин и соотношения;

Обучающийся  получит возможность[2]:

  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия
  • Выбирать единицу для измерения данной величины, объяснять свои действия.

Раздел «Арифметические действия»

Обучающийся научится:

  • Выполнять письменно действия с многозначными числами с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий ( в том числе деления с остатком)
  • Выполнять устно сложение  вычитание умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях сводимых к действиям в пределах 100 ( в том числе с нулём и числом 1)
  • Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение
  • Вычислять значение числового выражения ( содержащего 2-3 арифметических действия)

Обучающийся  получит возможность:

  • Выполнять действия с величинами
  • Использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений
  • Проводить проверку правильности вычислений ( с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действий

Раздел « Работа с текстовыми задачами»

Обучающийся научится:

  • Анализировать задачу, устанавливать  зависимости между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи выбирать и объяснять выбор действий
  • Решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим  способом (в 1-2 действия)
  • Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Обучающийся  получит возможность:

  • Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть пятая часть, десятая часть;
  • Решать задачи в 3-4 действия;
  • Находить разные способы решения задачи;

Раздел « Пространственные отношения. Геометрические фигуры»

Обучающийся научится:

  • Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
  • Выполнять построение геометрических фигур с заданным измерением (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью угольника и линейки;
  • Использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
  • Соотносить реальные  объекты с моделями геометрических фигур.

Обучающийся  получит возможность:

  • Распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус

Раздел « Геометрические величины»

Обучающийся научится:

  • Измерять длину отрезка;
  • Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • Оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближённо (на глаз)

Обучающийся  получит возможность:

  • Вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

Раздел «Работа с данными»

Обучающийся научится:

  • Читать несложные готовые  таблицы
  • Заполнять несложные готовые таблицы
  • Читать несложные столбчатые диаграммы

Обучающийся  получит возможность:

  • Читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • Достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • Распознавать одну и ту же информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований ( объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)

Основные виды учебной деятельности

- Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.

- Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.

-  Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.

-  Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

-  Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.

-  Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.

-  Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.

-  Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов (без использования  компьютера).

-  Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.


Личностными результатами[3],обучающихся являются:

готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,  устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

− Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

− Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

− Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

− Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий.

− Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции;
Метапредметными результатами являются:

Способность  анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
 Регулятивные УУД:

- Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

- формировать  умения  планировать,  контролировать  и  оценивать учебные  действия  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать  умения  понимать  причины  успеха/неуспеха  учебной деятельности  и  способности  конструктивно  действовать  даже  в  ситуациях неуспеха;

Средством формирования регулятивных УУД служит технология рефлексивной самоорганизации

1,2  класс

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

3,4 класс

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

Средством формирования познавательных УУД служит технология деятельностного метода, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования.

- освоить  способы решения  проблем  творческого  и  поискового характера;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом  учебном  информационном  пространстве  сети  Интернет),  сбора, обработки,  анализа,  организации,  передачи  и  интерпретации  информации  в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;  

- формировать умение готовить  свое  выступление  и  выступать  с аудио-,  видео-  и  графическим  сопровождением;  

- соблюдать  нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладеть  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и  причинно-следственных  связей,  построения  рассуждений,  отнесения  к известным понятиям;

1, 2 класс

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре);
  •  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • уметь выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

3,4 класс

  • вычитывать все виды текстовой информации;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология деятельностного метода и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.

1, 2 класс

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

3.4 класс

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умение задавать вопросы.
  1. Содержание учебного предмета

линии

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Числа и арифметические действия

Число: названия (0-100), место в числовом ряду, модули чисел,

Операции: сравнение, сложение и вычитание,

Состав чисел от 1 до 20.

Таблица сложения Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

 -Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000

-Нумерация чисел в пределах 1000.(Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание)

-Модулирование трехзначных чисел.

представление в виде суммы разрядных слагаемых

- Порядок выполнения действий составных выражений  со скобками и без.

-Вычитание суммы из числа.

-Вычитание числа из суммы.

-Умножение и деление натуральных чисел.

-Название компонентов и результатов умножения и деления.

-Связь между компонентами -

-Кратное сравнение чисел

-Делители и кратные.

-таблица умножения. –

 Распределительное и сочетательное свойства

Правило деления суммы на число.

Табличное  и внетабличное умножение и деление. (устные и письменные приёмы)

Использование свойств сложения и вычитания, умножения и деления  для рационализации вычислений.

Деление с остатком с помощью моделей и алгоритма.

Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000

Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Письменные приёмы умножения и деления чисел на однозначное и двузначное число

Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие. Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.

Упрощение вычислений с многозначными числами на основе свойств арифметических действий.

Построение и использование алгоритмов изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами.

Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного.

Письменные приёмы деления и умножения на двузначное и трехзначное число. Проверка правильности

Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле.

Процент.

Дроби. Наглядное изображение ,сравнение дробей

Нахождение части числа, числа по его части и части,

Сложение и вычитание дробей.

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами.

Алгебраические представления

Чтение и запись числовых и буквенных выражений 1 – 2 действия без скобок. Равенство и неравенство, Уравнения, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной

формулы: а + б = б + а.

Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + б = с, б + а = с, с − а = б.

Чтение и запись числовых и буквенных выражений (со скобками и без скобок).

Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв.

Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида: а ∙ b = с, b ∙ а = с, с : а = b, с : b = a.

Обобщенная запись свойств 0 и 1 с помощью буквенных формул:

а ∙ 1 = 1 ∙ а = а; а ∙ 0 = 0 ∙ а = 0; а : 1 = а; 0 ∙: а = 0 и др.

Обобщенная запись свойств арифметических действий с помощью буквенных формул:

а + b = b + а − переместительное свойство сложения,

(а + b) + с = а + (b + с) − сочетательное свойство сложения,

а ∙ b = b ∙ а − переместительное свойство умножения,

(а ∙ b) ∙ с = а ∙ (b ∙ с) − сочетательное свойство умножения,

(а + b) ∙ с = а ∙ с + b ∙ с − распределительное свойство умножения (умножение суммы на число),

(а + b) − с = (а − с) + b = а + (b − с) − вычитание числа из суммы,
а − (b + с) = = а − b − с − вычитание суммы из числа,

(а + b) : с = а : с + b : с − деление суммы на число и др.

Уравнения вида а ∙ х = b, а : х = b, x : a = b, решаемые на основе

графической модели (прямоугольник). Комментирование решения уравнений.

Формула деления с остатком: a = b * c + r, r < b.

Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых

Комментирование решения уравнений по компонентам действий.

Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Двойное неравенство.

Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных

чисел с помощью числового луча.

Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний.

Текстовые задачи

Структура задачи

Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).

Простые задачи на смысл сложения и вычитания.

Задачи на разностное сравнение

Задачи, обратные данным.

Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2−4 действия.

Анализ задачи и планирование хода ее решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Арифметические действия с величинами при решении задач.

Анализ задачи в 2-4 действия в пределах 1000, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения.

Задачи на кратное

сравнение

 Взаимно обратные задачи.

Задачи на нахождение «задуманного числа».

Задачи на вычисление периметра треугольника и четырехугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата.

Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.

Поиск разных способов решения.

Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b * c:

 задачи на движение,

задачи на работу

 задачи на стоимость и др.
Классификация простых задач изученных типов.

Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.

Задачи на вычисление площадей фигур.

Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование

и реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи.

Составные задачи в 2−5 действий

Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления).

Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.

Задачи с числовыми и буквенными данными разных типов: на смысл арифметических действий, разностное и кратное сравнение(«больше на (в) …», «меньше на (в) …»), на зависимости, характеризующие процессы движения (путь, скорость, время), купли-продажи (стоимость, цена, количество товара), работы (объем выполненной работы, производительность, время работы). В курс включены задачи на пропорциональные величины, одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу

друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием),

Учащиеся выявляют величины, о которых идет речь в задаче, устанавливают взаимосвязи между ними, составляют план решения. При необходимости, используются разнообразные графические модели (схемы, схематические рисунки, таблицы), которые обеспечивают наглядность и осознанность определения плана решения. Дети учатся находить различные способы решения и выбирать наиболее рациональные, давать полный ответна вопрос задачи, самостоятельно составлять задачи, анализировать корректность формулировки задачи.

функциональная

Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Свойства величин.

Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.

Числовой отрезок.

Зависимость результата измерения от выбора мерки

Сложение и вычитание величин.

Поиск закономерностей.

Формула площади прямоугольника: S = a ∙ b.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = (a * b) * c.

Формулы площади и периметра прямоугольника: S = a ∙ b,

P = (a + b) * 2. Формулы площади и периметра квадрата: S = a ∙ а, P = 4 ∙ a.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a *b * c. Формула

объема куба: V = a * а * а.
Формула пути s = v * t

формула работы А = w * t и др., их обобщенная запись с помощью формулы a = b * c.

Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул.

Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.

Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий.

Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a * b) : 2.

Шкалы. Числовой луч. Координатный луч.

Формулы скорости сближения и скорости удаления: vсбл. Ч= v1 + v2 и vуд. Ч= v1 − v2. Формулы расстояния d между двумя

равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения

навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) ∙ t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) ∙ t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t), с отставанием (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t). Формула одновременного движения s = vсбл.* tвстр.

Координатный угол. График движения.

Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число.

Учащиеся наблюдают за взаимосвязанным изменением различных величин, знакомятся с понятием переменной величины, и к 4 классу приобретают значительный опыт фиксирования зависимостей между величинами с помощью таблиц,

диаграмм, графиков движения и простейших формул.

Так, учащиеся строят и используют для решения практических задач формулы: площади прямоугольника S = a ∙ b, объема прямоугольного параллелепипеда V = a* b * c, пути s = v * t, стоимости С = а *х, работы А = w *t и др

геометрическая

Сравнение фигур Распознавание и называние геометрических форм.

Точки и линии.

Области и границы. Многоугольники, его вершины и стороны.

Отрезок

Единицы длины.

Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые, перпендикулярные прямые.

Ломаная

Периметр

Угол. Прямой, острый и тупой углы.

Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и

квадрата. Прямоугольный параллелепипед, куб Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр.

Пересечение геомет. фигур.

Единицы длины: миллиметр, километр.

Площадь

Объем

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин.

Преобразование фигур на плоскости. Симметрия

Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани.

Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр,

соотношения между ними.

Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.

Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником.

Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность.

Измерение и построение углов. Транспортир.

Единицы площади соотношения между ними.

Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки.

Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.

учащиеся овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами: линейка, угольник, а

несколько позже − циркуль, транспортир.

Программа предусматривает знакомство с плоскими и пространственными геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, параллелепипед, цилиндр, пирамида, шар, конус.

В рамках геометрической линии учащиеся знакомятся также с более абстрактными понятиями точки, прямой и луча, отрезка и ломаной линии, угла и многоугольника, области и границы, окружности и круга и др., которые используются для решения разнообразных практических задач.

логическая

Знакомство с символами: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.

Построение моделей текстовых задач.

Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Знакомство со знаками умножения и деления, со скобками, способами изображения и обозначения геометрических фигур.

Построение простейших высказываний вида «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...».

Высказывание. Верные и неверные высказывания. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ...,то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда».

Множество. Подмножество.

Диаграмма Эйлера− Венна.

Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов, записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с

языком диаграмм и графиков.

Построение высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ...,то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или».

Практически все задания курса требуют от учащихся выполнения логических операций − анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия, классификация, способствуют развитию познавательных процессов − воображения, памяти, речи, логического мышления.

В рамках логической линии учащиеся осваивают математический язык, проверяют истинность высказываний, строят свои суждения и обосновывают их. У учащихся формируются начальные представления о языке множеств, различных видах высказываний, сложных высказываний с союзами «и» и «или».

Анализ данных

Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.

Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. По-

иск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 1 классе.

Операция. Прямые и обратные

Отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции.

Программа действий.

Алгоритм.

Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы.

Сети линий. Пути. Дерево возможностей.

Сбор и представление информации в справочниках, энциклопедиях,

Интернет- источниках о продолжительности

Обобщение и систематизация знаний, изученных во 2 классе.

Использование таблиц для представления и систематизации данных.

Интерпретация данных таблицы.

Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе.

Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей

Выполнение проектных работ Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе.

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.

Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.

Выполнение проектных Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4 классе.

формирует у учащихся информационную грамотность, умение самостоятельно получать информацию из наблюдений, бесед, справочников, энциклопедий, Интернет- источников и работать с полученной информацией: анализировать, систематизировать и

представлять в различной форме, в том числе, в форме таблиц, диаграмм и графиков; делать прогнозы и выводы; выявлять закономерности и существенные признаки, проводить классификацию; составлять различные комбинации из заданных элементов и осуществлять перебор вариантов, выделять из них варианты, удовлетворяющие заданным условиям.

При этом в курсе предусмотрено систематическое знакомство учащихся с необходимым инструментарием осуществления этих видов деятельности −с организацией информации в словарях и справочниках, способами чтения и построения диаграмм, таблиц и графиков, методами работы с текстами, построением и исполнением алгоритмов, способами систематического

перебора вариантов с помощью дерева возможностей и др.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

1 класс

132часа (4 часа в неделю)

Тема

Количество часов

Числа и арифметические действия с ними

70

Работа с текстовыми задачами

20

Геометрические фигуры и величины

14

Величины и зависимости между ними

10

Алгебраические представления

14

Математический язык и элементы логики

2

Работа с информацией и анализ данных

2

2 класс

136 часов (4 часа в неделю)

Тема

Количество часов

Числа и арифметические действия с ними (60 ч)

60

Работа с текстовыми задачами (28 ч)

28

Геометрические фигуры и величины (20 ч)

20

Величины и зависимости между ними (6 ч)

6

Алгебраические представления (10 ч)

10

Математический язык и элементы логики (2 ч)

2

Работа с информацией и анализ данных (10 ч)

10

3 класс

4 часа в неделю, всего 136 ч

Тема

Количество часов

Числа и арифметические действия с ними

35

Работа с текстовыми задачами

40

Геометрические фигуры и величины

11

Величины и зависимости между ними

14

Алгебраические представления

10

Математический язык и элементы логики

14

Работа с информацией и анализ данных

12

4 класс

4 часа в неделю, всего 136 ч

Тема

Количество часов

Числа и арифметические действия с ними

35

Работа с текстовыми задачами

42

Геометрические фигуры и величины

15

Величины и зависимости между ними

20

Неравенство.

6

Алгебраические представления. Неравенство.

6

Математический язык и элементы логики.

2

Работа с информацией и анализ данных.

16


  1. Тематическое планирование  уроков математики

из расчёта 4 часа в неделю  (136 часов)

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

№ учебной недели

Тип урока

Основные понятия

(по разделу)

Форма организации

Учебной деятельности

форма

контроля

Домашнее

задание

примечание

1

Устная и письменная нумерация в пределах тысячи

3.09

1

Комбинированный урок

нумерация

текущий

-

2

Повторение. Операции с именованными числами.

4.09

1

Комбинированный урок

величины

текущий

С.3 №11

3

Множество и его элементы (с. 1–3)

5.09

1

1

2

2.

Урок ознакомления с новым материалом

Определение множества

Уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов

Текущий

с. 3, № 13

4

Задание множества перечислением и его свойствами (с. 4–6)

7.09

Комбинированный урок

Множество. Свойства множества

Знать определение множества.

Уметь выделять элементы множества

Текущий

5

Равные множества. Пустое множество

(с. 7–9)

10.09

Комбинированный урок

Множество. Равные множества. Спосо-бы задания множеств. Свойства множеств. Пустое множество

Знать определение множества.

Уметь находить и называть равные множества, пустое множество

Текущий, самостоятельная работа

с. 8, № 4

6

Диаграмма Венна

(с. 10–12)

11.09

Комбинированный урок

Множество. Задание множества перечислением. Диаграмма Венна

Знать способы задания множества.

Уметь обозначать элементы множества на диаграмме Венна

Текущий

с. 11, № 5;

с. 12, № 12

7

Подмножество

(с. 16–18)

12.09

Комбинированный урок

Задание множества. Элементы множества. Подмножество

Знать определение множества.

Уметь использовать теоретико-множест-венную символику

Текущий

с. 17–19, № 5, 9, 11

8

Входная административная контрольная работа №1

Проверка и контроль ЗУН

Уметь выполнять самостоятельно контрольные задания

Самоконтроль

9

Решение задач с пропорциональными величинами

1

Комбинированный урок

Множество. Сложение и вычитание двузначных чисел. Умножение. Решение задач с пропорциональными величинами

Уметь решать задачи

с пропорциональными величинами, основываясь на смысле умножения и деления

Текущий

с. 19,

№ 7, 8

10

Перечисление множеств

1

3 нед.

Урок ознакомления с новым материалом

Множество. Элементы множества. Диаграмма Венна

Уметь находить пересечение множеств

с. 26,

№ 8, 10;

с. 27, № 10

11

Свойства пересечения множеств

(с. 28–30)

1

Комбинированный урок

Решение задач с пропорциональными величинами. Множества. Элементы множества. Свойства пересечения множеств

Знать способы задания множеств.

Уметь:

– решать задачи с пропорциональными величинами;

– определять свойства пересечения множеств

Самостоятельная работа

(с. 9–10), (20 минут)

с. 29, № 8;

с. 30, № 13

12

Задачи на пропорциональные величины нового вида

(с. 31–33)

1

Урок применения знаний и умений

Умножение двузначного числа на однозначное. Деление двузначного числа на однозначное. Задачи с пропорциональными величинами

Уметь:

– выполнять умножение и деление двузначного числа на однозначное;

– решать задачи с пропорциональными величинами

Текущий

с. 33,

№ 7, 8

13

Объединение множеств НРК

1

4 нед.

Урок ознакомления с новым материалом

Множество. Элементы множества. Объединение множеств. Пересечение множеств

Знать пересечение множеств. 

Уметь находить объ-единение множеств

Текущий

с. 35, № 6;

с. 36, № 10

14

Письменный прием умножения двузначного числа на однозначное (с. 37–39)

28.09

Комбинированный урок

Таблица умножения. Письменный прием умножения двузначного числа на однозначное

Знать таблицу умножения.

Уметь умножать двузначное число на однозначное, используя распределительное свойство умножения

Текущий

с. 39,

№ 14, 16

15

Свойства объединения множеств

1.10

Комбинированный урок

Множество. Элементы множества. Пересечение множеств. Объединение множеств. Свойства объединения множеств

Уметь находить объ-единение множеств, определять свойства объединения множеств

Текущий

с. 41, № 7;

с. 42, № 13

16

Сложение и вычитание множеств

1

Урок ознакомления с новым материалом

Элементы множеств. Объединение множеств. Пересече-ние множеств. Сложение и вычита-ние множеств

Уметь находить взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания

Текущий, самостоятельная работа

с. 44, № 9;

с. 45, № 10

17

Обобщение и систематизация изучен. материала. История развития понятия числа

1

5 нед.

Урок обобщения и систематизации знаний

Объединение множеств. Пересечение множеств. Сложение и вычитание множеств. Решение задач с пропорциональными величинами

Знать определение множества, элементов множеств.

Уметь:

– находить объединение множеств, пересечение множеств;

– выполнять операции умножения и деления двузначного числа на однозначное;

– решать задачи с пропорц. величинами

Текущий, самостоятельная работа

18

Контрольная работа № 2

1

Урок проверки знаний и умений

Тематический, контрольная работа

19

Работа над ошибками

1

Урок развития умений, навыков

Самоанализ

20

Многозначные числа (с. 59–61)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Разряды чисел.

Операции сложения и вычитания

Знать разряды чисел.

Уметь читать и записывать многозн. числа, сравнивать их, знать их десятичный состав

Текущий

с. 61,

№ 8 (а),

№ 5

21

Нумерация многозначных чисел

1

6 нед.

Комбинированный урок

Разряды чисел. Многозначные числа. Решение задач с пропорциональными величинами

Знать:

– разряды чисел;

– десятичный состав

и порядок следования

в натуральном ряду. Уметь выполнять пис. сложение и вычитание многозн. чисел

Текущий

с. 64,

№ 13

№ 14

22

Нумерация многозначных чисел

(с. 62–64)

1

Урок применения знания и умений

Разряды чисел. Операции с многозначными числами. Решение задач

Знать нумерацию чисел.

Уметь выполнять операции сложения и вычитания с многозн.числами

Текущий, самостоятельная работа

с. 64,

 № 14, 15;

с. 66, № 5

23

Сложение и вычитание многозначных чисел (с. 68–70)

1

Комбинированный урок

Операции с многозначными числами. Решение уравнений. Решение задач

Знать десятичный состав многозначных чисел.

Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел

Текущий

с. 69, № 6;

с. 70, № 12

24

Выражение многозначных чисел в разных единицах счета

и анализ единиц счета с единицами длины

1

Комбинированный урок

Состав многозначных чисел. Единицы длины. Сложение и вычитание многозначных чисел

Знать десятичный состав многозначных чисел, единицы длины.

Уметь выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами

Текущий

с. 72,

 № 5, 11

25–

27

Сложение и вычитание многозначных чисел

Решение задач с содержанием НРК

3

7 нед.

Уроки применения знаний

и умений

Десятичный состав многозначных чисел. Операции с многозначными числами. Единицы длины. Решение уравнений, задач

с пропорциональными величинами

Знать:

– десятичный состав многозначных чисел;

– единицы длины.

Уметь:

– выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами;

– решать задачи

Текущий, самостоятельная работа

с. 78,

№ 2 (б)

28

Контрольная работа  №3

1

Урок проверки знаний и умений

Тематический, контрольная работа

29

Работа над ошибками

1

8 нед.

30 – 31

Умножение чисел

на 10, 100, 1000

(с. 83–88)

2

Урок ознакомления с новым материалом

Десятичный состав многозначных чисел. Определение круглых чисел. Умножение многозначных чисел. Умножение чисел на 10, 100, 1000

Знать десятичный состав чисел. 

Уметь использовать правила умножения и деления круглых чисел

Текущий

с. 86,

№ 4, 9

с. 88,

№ 7, 8

32 – 33

Деление круглых чисел (с. 89–94)

2

8-9 нед.

Урок ознакомления с новым материалом

Определение многозначных чисел. Умножение многозначных чисел. Умножение чисел на 10, 100, 1000. Деление чисел 10, 100, 1000

Уметь использовать правила умножения и деления круглых чисел

Текущий. Самостоятельная работа

(с. 25),

(20 минут)

с. 90,

 № 8, 9

34– 35

Единицы длины

(с. 97–100)

Решение задач с содержанием НРК

2

9 нед.

Комбинированный урок

Многозначные числа. Операции с многозначными числами. Единицы длины. Сравнение длин отрезков

Знать единицы длины. Уметь  выполнять перевод из одних единиц в другие, действия с именованными числами

Текущий

с. 97,

№ 2, 10

36

Единицы массы. Грамм (с. 101–103)

1

Комбинированный урок

Единицы массы. Определение грамма. Решение задач с пропорциональными величинами

Знать величины массы.

Уметь складывать, вычитать величины

Текущий

с. 102,

№ 7, 10

37

Единицы массы. Тонна. Центнер

(с. 104–106) Решение задач с содержанием НРК

1

10 нед.

Комбинированный урок

Единицы массы. Сложение и вычитание величин. Решение уравнений

Знать величины. 

Уметь выполнять действия с именованными числами

Текущий

с. 105,

№ 13;

с. 106,

 № 14

38

Повторение. Многозначные числа. Единицы массы  и длины

1

Урок закрепления изученного

Многозначные числа. Операции

с многозначными числами. Единицы массы. Единицы длины. Сложение

и вычитание именованных чисел

Знать десятичный состав многозначных чисел.

Уметь выполнять операции с многозначными числами, с именованными числами

Текущий, самостоятельная работа

с. 105–106,

№ 17, 18

39

Контрольная работа №4

1

Тематический, контрольная работа

40

Работа над ошибками

1

41–43

Умножение многозначного числа на однозначное (с. 1–7)

3

11 нед.

Комбинированный урок

Состав числа. Операции с многозначными числами. Умножение многозначного числа

Уметь использовать распределительное свойство умножения

Текущий, самостоятельная работа

с. 2,

№ 9, 10

с. 3, № 3;

с. 5, № 13

44

Задачи на нахождение величин по их сумме и разности

(с. 8–9)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Сложение и вычитание. Операции с числами. Задачи на нахождение величин по их сумме и разности

Уметь решать простые уравнения всех видов

Текущий

с. 8, № 2;

с. 9, № 6

45–48

Деление на однозначное число

(с. 10–21)

4

12 нед.

Комбинированный урок

Умножение и деление на однозначное число. Решение уравнений

Знать состав многозначных чисел.

Уметь выполнять операцию деления многозначных чисел на однозначное

Текущий, самостоятельная работа

с. 8,

 № 2, 5 (б);

с. 15,

№ 11;

с. 18, № 4

49

Деление многозначного числа на однозначное число

(с. 22–24)

1

13 нед.

Урок комплексного применения знаний

Состав многозначных чисел. Деление многозначного числа на однозначное

Знать состав чисел. Уметь выполнять деление

Текущий тест

50

Деление круглых чисел (с. 25–27)

1

Комбинированный урок

Понятие круглых чисел. Деление круглых чисел

Знать определение круглых чисел.

Уметь выполнять деление

Текущий, самостоятельная работа

с. 27,

 № 8, 11

51

Проверка деления умножением

(с. 28–30)

1

Комбинированный урок

Операции деления и умножения

Уметь выполнять проверку деления умножением

Текущий

с. 36,

№ 12,

10 (б)

52

Деление многозначного числа на однозначное с остатком

(с. 31–33)

1

Урок комплексного применения знаний

Решение задач. Деление числа на однозначное с остатком

Уметь выполнять операции умножения и деления чисел

Тематический, контрольная работа

53

Деление многозначного числа на однозначное (с. 34–36)

1

14 нед.

Комбинированный урок

Решение уравнений

Уметь выполнять операции умножения и деления

Текущий

54

Преобразование фигур на плоскости

(с. 37–39)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

с. 37,

№ 5, 7

55

Симметрия (с. 40–42)

1

Комбинированный урок

Построение фигур. Сравнение фигур

Уметь выполнять простейшие преобразования фигур на бумаге

Текущий

с. 41, № 5;

с. 42, № 10

56

Симметрия. Постро-ение симметричных фигур (с. 43–45)

1

Комбинированный урок

Формы, размеры фигур. Решение уравнений

Знать формы, названия фигур. 

Уметь строить фигуры

Текущий, самостоятельная работа

с. 44,

 № 3, 4

57

Симметричные фигуры (с. 46–48)

1

15 нед.

Комбинированный урок

Сравнение фигур. Определение формы

Уметь сравнивать фигуры

Текущий

с. 46, № 2;

с. 47, № 7

58

Повторение по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначные»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий, самостоятельная работа

59

Контрольная работа  №5

1

Тематический, контрольная работа

60

Работа над ошибками

1

61

Меры времени. Календарь (с. 49–52)

1

16 нед.

Урок введения нового знания

Уметь определять время по часам, пользоваться календарем, переводить единицы времени

Текущий

62-63

Меры времени. Дни недели (с. 53–55)

2

Комбинированный урок

Понятие о времени, днях недели. Решение задач

Знать единицы времени.

Уметь определять время

Текущий, самостоятельная работа

64

Часы и их виды

(с. 59–61)

Решение задач с содержанием НРК

1

Комбинированный урок

Понятие о времени. Операции с именованными числами

Текущий

65-66

Меры времени  Решение задач с содержанием НРК

2

17 нед.

Урок закрепления пройденного материала

Понятие о времени. Решение задач

Знать единицы времени.

Уметь выполнять операции с именованными числами

Текущий

67

Сравнение, сложение и вычитание единиц времени (с. 62–64) Решение задач с содержанием НРК

1

Комбинированный урок

Уметь решать текстовые задачи, связанные с мерами времени

Текущий, самостоятельная работа

68

Единицы времени. Обобщение

1

Урок закрепления пройденного материала

Знать единицы времени.

Уметь выполнять операции с именованными числами

Текущий тест

69

Переменная

(с. 65–67)

1

18 нед.

Комбинированный урок

Решение уравнений. Сложение и вычитание

Уметь составлять выражения с переменной

Текущий

с. 67,

 № 14 (б),

№ 15

70–71

Выражение с переменной НРК

2

Ознакомление с новым материалом

Текущий

с. 69,

 № 5, 6

72

Высказывания

1

Комбинированный урок

Текущий

с. 72, № 5;

с. 73, № 14

73–74

Равенства и неравенства

2

19 нед.

Комбинированный урок

Текущий

с. 75,

№ 8, 9

75–761

Уравнения

2

Комбинированный урок

Определение уравнения

Знать определение уравнения.

Уметь определять неизвестный компонент

Текущий

с. 79,

№ 6, 7

77–78

Решение составных уравнений

2

20 нед.

Урок применения знаний и умений

Текущий, самостоятельная работа

с. 83,

№ 1, 4

79

Контрольная работа №6

1

Контрольная работа

80

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

81

Формулы периметра и площади прямоугольника

1

21 нед.

Комбинированный урок

Определение периметра и площади прямоугольника

Знать, что такое прямоугольник.

Уметь вычислять периметр и площадь

Текущий

с. 87,

№ 6, 7

82–83

Формула объема прямоугольного

параллелепипеда

2

Комбинированный урок

Определение объема параллелепи-педа

Знать, что такое параллелепипед.

Уметь вычислять объем прямоугольного параллелепипеда

Текущий

с. 91,

 № 11,

№ 12

84

Формула деления

с остатком

1

Комбинированный урок

Текущий

с. 93,

№ 7 (д, е)

85

Решение задач

1

22 нед.

Комбинированный урок

Знать виды задач.

Уметь составлять схемы задач

Текущий

с. 96,

 № 8, 9

86

Скорость, время,

расстояние

Решение задач с содержанием НРК

1

Ознакомление с новым материалом

Введение новых понятий

Знать величины.

Уметь выполнять действия с величинами

Текущий

с. 3,

 № 8, 10

87

Формула пути

1

Комбинированный урок

Определения скорости, времени, расстояния

Текущий

с. 6,

 № 6 (в)

88

Формула пути.

Решение задач

1

Комбинированный урок

Текущий

с. 8, № 6, 9

89–

94

Решение задач

на движение с содержанием НРК

6

23-24 нед.

Комбинированные уроки

Знать величины.

Уметь выполнять действия с величинами

Текущий

с. 11–12,

№ 6, 12 (б)

с. 15, № 6

95

Контрольная работа№7

1

24 нед.

Контрольная работа

96

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Текущий

97

Умножение

на двузначное число

1

25 нед.

Ознакомление с новым материалом

Умножение числа на двузначное

Текущий

№ 5 (б)

98-99

Формула стоимости Решение задач с содержанием НРК

2

Комбинированный урок

Текущий

с. 32,

№ 8 (в, г)

100

Умножение многозначного числа на круглое число

1

Комбинированный урок

Многозначные числа. Определение круглого числа

Текущий

с. 31, № 3;

с. 33, № 11

101–

102

Умножение многозначного числа

на двузначное

2

26 нед.

Комбинированный урок

Знать состав числа.

Уметь выполнять действия умножения с многозначными числами

Текущий

с. 35,

№ 4, 7;

с. 36, № 13

103

Повторение

1

Урок применения знаний и умений

Текущий, самостоятельная работа

104

Умножение на трехзначное число

1

Комбинированный урок

Многозначные

числа

Знать состав числа. Уметь выполнять действия умножения с трехзначными числами

Текущий

с. 38,

№ 4, 6

105

Умножение многозначного числа

на трехзначное

1

27 нед.

Комбинированный урок

Таблица умножения. Трехзначные

числа

Знать состав числа

Текущий

с. 38,

№ 4 (2)

106

Решение задач

1

Комбинированный урок

Текущий

107

Умножение на трехзначное число, у которого в разряде десятков стоит нуль

1

Ознакомление с новым материалом

Знать состав числа. Уметь выполнять действия с многозначными числами

Текущий

108

Умножение трехзначного числа, в котором отсутствует

разряд десятков

1

Комбинированный урок

Разряды чисел

Текущий,

самостоятельная работа

Составить

3–4 выражения

109–

111

Формула работы

3

28 нед.

Комбинированные уроки

Текущий

Составить

задачу

112

Решение задач с содержанием НРК

1

Комбинированный урок

Текущий

с. 48,

№ 12, 14

113

Решение задач с применением изученных формул

1

29 нед.

Комбинированный урок

Текущий

с. 50, № 4

114

Контрольная работа №8

1

Проверка и контроль ЗУН

Контрольная работа

115

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Развитие умений и навыков

116– 117

Формула произведения

2

29-30 нед.

Комбинированные уроки

Текущий

с. 55,

 № 8, 10

118–

119

Решение задач

2

30 нед.

Комбинированные уроки

Текущий,

самостоятельная работа

с. 59, № 2

120

Умножение многозначных чисел

1

Комбинированный урок

Текущий

с. 61, № 5

121–

122

Умножение многозначного числа на многозначное

2

31 нед.

Комбинированные уроки

Знать состав числа.

Уметь:

– распознавать геометрические фигуры, изображать их на бумаге;

– вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата);

– решать текстовые задачи арифметическим способом;

Текущий,

самостоятельная работа

с. 63, № 4

123

Геометрический турнир

1

Урок применения знаний и умений

Текущий

124–

125

Повторение изученного. Задачи на повторение.

2

31-32 нед.

Комбинированные уроки

Текущий,

самостоятельная работа

с. 66,

№ 4, 5

126

Административная  контрольная работа

1

32 нед.

Контроль ЗУН

– выполнять письм.вычисления;

– вычислять значение числового выражения и т. д.

Самоконтроль

127

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Совершенствование ЗУН

Самоконтроль

128

Повторение изученного. Решение задач

1

Комбинированный урок

Текущий

с. 68, № 14

129

Переводная контрольная работа №9

1

33 нед.

Контроль ЗУН

Итоговый

130

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Совершенствование ЗУН

Самоанализ

131

Повторение изученного

1

Комбинированный урок

Текущий,

самостоятельная работа

с. 72, № 43

132

Повторение изученного. Решение задач

1

Комбинированный урок

Текущий

с. 73,

№ 46, 51

133

Повторение изученного

1

34 нед.

Комбинированный урок

Текущий

134

Итоговая контрольная работа №10

1

Контроль ЗУН

Итоговый

135

Анализ ошибок

и коррекция знаний

1

Совершенствование ЗУН

Самоанализ

136

Повторение изученного

1

Комбинированный урок

Текущий


Тематическое планирование уроков математики в 3-м классе

(из расчета 4 часа в неделю, всего 136 часов)

№ урока

Тема урока

Кол.

час.

Учебная неделя

Форма контроля

Матер.

учебника

Оборудование

Формы учебной деятельности

Первая четверть (36  часов)

1-3

Множество и его элементы. Задание множества перечислением и свойством. Равные множества. Число элементов множества. Пустое  множество. Знак О.

3

1 нед.

С.р.№1

Ч.1,

с. 1-9

Карточки с изображением одного предмета, нескольких предметов, с записями равных и неравных множеств, знак пустого множества, наборное полотно

Познакомить с понятиями «множество» и «элемент множества», с обозначением множеств;рассмотреть различные способы задания множеств, понятие равенства множеств, сформировать представление о пустом множестве и познакомить с его обозначением

4-5

Диаграмма Венна. Знаки     и

2

1-2 нед.

С.р.№2

Ч.1,

с.10-15

Карточки с диаграммой Венна множеств, со знаками    и   , «светофор»

Познакомить с графическим изображением множества  - диаграммой Венна, научить использовать знаки   и  

Для обозначения принадлежности элемента множеству

6

Подмножество. Знаки     и      

Подмножество с содержанием НРК.

1

2 нед.

С.р.№3

Ч.1,

с.16-21

Карточки с примерами для устного счета, со знаками     и

Ввести понятие подмножества как части множества, научить использовать знаки

Рассмотреть частные случаи:

7

Административная контрольная работа №1

1

Выявление уровня сформированности ЗУНов

8-9

Классификация.

Разбиение множества на части по свойствам с содержанием НРК. 

2

2-3 нед.

С.р.№3,

Ч.1,

с.22-24

Треугольники из прозрачной цветной пленки

Познакомить с разбиением множества на части по свойствам (классификкацией), рассмотреть задачи на пропорциональные величины

10-12

Пересечение множеств и его свойства. Знак

3

3 нед.

С.р.№4

Ч.1,

с.25-33

Карточка со знаком, памятка – запись умножения в столбик (алгоритм)

Рассмотреть операцию пересечения множеств и ее основные свойства и ввести знак   для записи пересечения множеств; изучить алгоритм умножения  двузначного числа на однозначное в столбик

13-15

Объединение множеств и его свойства. Знак

3

4 нед.

С.р.№5

Ч.1,

с.34-42

Карточка со знаком   , памятки – свойства, умножение круглых чисел в столбик

Рассмотреть операцию объединения множеств и ее основные свойства и ввести знак   для записи объединения множеств; рассмотреть новый тип задачи с пропорциональными величинами

16-17

Сложение и вычитание множеств. Из истории натуральных чисел.

2

4-5нед.

С.р.№5

Ч.1,

с.43-58

Памятки

Обобщить и систематизировать знания о натуральных числах и действиях с ними; познакомить с числа. Способствовать расширению кругозора детей; формировать вычислительные навыки.

18

Контрольная работа №2

1

5 нед.

Контроль качества усвоения учебного материала

19-29

Нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел.

 Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых с содержанием НРК.

 Решение задач с региональным содержанием

11

5–8 нед.

С.р.

№ 6-8

Ч.1,

с.59-82

Таблица классов и  разрядов, памятка – сложение и вычитание чисел при записи в столбик (алгоритм)

Сформировать умение правильно читать и записывать многозначные числа в пределах 12 разрядов, познакомить с соответствующей терминологией (классы, разряды, разрядные единицы и т.д.); изучить последовательность натуральных чисел за пределами 1000, особенно при переходе и одного разряда в другой; научить сравнивать, складывать и вычитать многозначные числа в пределах класса тысяч, представлять эти числа в виде суммы разрядных слагаемых

30

Контрольная работа №3

1

8 нед.

Контроль качества усвоения учебного материала

31-34

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т. д.

 Умножение и деление круглых чисел

4

8-9 нед.

С.р.

№ 9,10

Ч.1,

с.83-94

Памятки, изготовленные детьми

Повторить и обобщить правила умножения и деления круглых чисел, распространив их на более широкую числовую область

35-36

Тест – контроль

Резервный урок

2

9 нед.

Тексты тестов на каждого ученика

Проверить сформированность математических понятий, знание связи между компонентами математических действий; развивать самостоятельность, умение логически мыслить и доказывать свое мнение

Вторая четверть (28  часов)

37-41

Единицы длины, массы. Соотношение между ними.

Решение задач с региональным содержанием

3

2

10-11 н.

С.р.

№ 11-12

Ч.1,

с.95-106

Таблица единиц длины и массы

Систематизировать знания о единицах измерения длины и единицах измерения массы; ввести новые единицы измерения массы: грамм, центнер, тонна; работать над умением переводить величины из одних единиц измерения в другие

42

Контрольная работа №4

1

11-12 н.

Контроль качества усвоения учебного материала

43-47

Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения

« в столбик»

5

С.р

.№13

Ч.2,

с.1-9

Памятка – запись умножения в столбик (алгоритм), таблица классов и  разрядов

Изучить приемы письменного умножения однозначного числа на многозначное и умножение круглых чисел в случаях, сводящихся к умножению на однозначное число; рассмотреть решение задач на нахождение величин по их сумме и разности

48-56

Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему. Запись деления «уголком»

9

12-14 н.

С.р

№ 14-17

Ч.2,

с.10-36

Алгоритм письменного деления, составленный совместно с детьми, таблица умножения, таблица классов и  разрядов, игра «Собери картинку»

Изучить приемы письменного деления многозначного числа  на однозначное и запись деления углом; рассмотреть случаи деления круглых чисел, сводящихся к делению многозначного числа на однозначное без остатка

57-62

Преобразование фигур. Симметрия.

6

15 нед.

С.р.

№18

Ч.2,

с.37-48

Калька, памятки решения задач, памятки с алгоритмом деления и умножения

Познакомить с некоторыми преобразованиями фигур на плоскости (параллельный перенос, симметрия); закреплять навыки умножения и деления многозначного числа на однозначное

63

Контрольная работа №5

1

16 нед.

Контроль качества усвоения учебного материала

64

Работа над ошибками. Повторение.

1

Провести работу над типичными ошибками, допущенными при выполнении контрольной работы; скорректировать знания и умения уч-ся по теме  «Деление многозначных чисел»

VII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Виды контроля

1.  математические диктанты  

2. самостоятельные работы  1 раз в неделю

3. контрольные работы, тематические и итоговая  (2-3 раза в четверть)

При проведении  самостоятельных работ ставится  цель выявить уровень математической подготовки детей и своевременно устранить имеющие пробелы знаний.

Самостоятельные работы носят обучающий характер, предназначены для выявления учащимися и коррекции своих индивидуальных затруднений при освоении учебного содержания курса.

Контрольные работы позволяют выявить реальный уровень подготовки каждого учащегося по всем изучаемым разделам курса в сравнении с возрастной группой и определить наиболее эффективную индивидуальную траекторию его саморазвития.

Контрольные работы подводят итог работе (контроль знаний). Результаты контрольных работ не исправляются.



График проведения контрольных работ по математике

№ п/п

Тема контрольной работы

Сроки

1

К - 1 Входная административная

2 нед.

2

К – 2   к урокам 1-5

5 нед.

3

К – 3   к урокам 16-25

8 нед.

4

К – 4   к урокам 26-34

12 нед.

5

К – 5   к урокам 1-16

16 нед.

6

К – 6   к урокам 1-12

22 нед.

7

К – 7   к урокам 13-23

25 нед.

8

К – 8   к урокам 24-32

28 нед.

9

К – 9   Переводная за 3-й класс

33 нед.

10

К – 10  Итоговая за 3-й класс

34 нед.

Прохождение программы по математике

3 класс за 2012- - 2013 учебный год.

1 период.

2 период.

3 период.

4 период.

5 период.

6 период.

2класс

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт


Основные объекты и показатели мониторинга по математике с 1-го по 4-ый классы (тест)

Объекты  мониторинга

Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Нумерация

Умение читать и записывать числа в десятичной системе счисления

Умение записывать числа в прямой и обратной последовательности

Умение сравнивать числа

Умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых

Знание разрядных единиц (классов) и умение определять их в числе

Умение сравнивать числа и определять общие признаки для данных чисел.

Умение выбирать правило, по которому составлена последовательность и по правилу продолжить ее.

Компоненты арифметических действий и взаимосвязь между ними

Знание названий компонентов арифметических действий

Умение находить неизвестный компонент

Понимание взаимосвязи между компонентами

Умение различать математические выражения, используя названия компонентов

Знание правил нахождения неизвестного компонента

Умение записывать и решать уравнения

Задачи

Умение распознавать задачу

Умение выделять составные части задачи

Понимание взаимосвязи между условием и вопросом задачи, умение переводить математические понятия на язык арифметических действий

Умение решать задачу

Умение переводить текст задачи в модель (краткое условие, схему, чертеж, таблицу, рисунок)

Умение составлять обратную задачу

Арифметические действия с числами

Понимание конкретного смысла арифметических действий

Умение вычислять значение числового выражения

Умение выполнять действия с 0 и 1

Умение производить вычисления в пределах 10

Умение выполнять сложение и вычитание с переходом через разряд

Умение выполнить письменное сложение, вычитание многозначных чисел, выполнять проверку

Умение установить порядок выполнения действий в числовом выражении со скобками и без них

Умение выполнить письменное умножение и деление многозначных чисел

Умение делить с остатком

Умение выполнять внетабличное умножение и деление

Умение увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 1000 раз

Величины

Умение сравнивать единицы измерения величин

Умение выполнять преобразование величин

Знание соотношений между единицами измерения величин

Умение распознавать единицы измерения величин

Умение выполнять арифметические действия с величинами

Геометрический материал

Умение чертить отрезки заданной длины

Умение измерять длину отрезка

Умение находить периметр прямоугольника ,

Умение находить площадь прямоугольника

Понимание смысла геометрической величины – «периметр».

Понимание смысла геометрической величины – «площадь».

Основные объекты и показатели мониторинга по математике с 1-го по 4-ый классы (математический диктант)

Объекты  мониторинга

Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Нумерация

Умение записывать числа в десятичной системе счисления

Умение записывать числа в прямой и обратной последовательности

Умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых

Компоненты арифметических действий и взаимосвязь между ними

Умение находить неизвестный компонент

Умение записывать математические выражения, используя названия компонентов

Умение вычислять значение числового выражения

Задачи

Умение устно решать задачу

Арифметические действия с числами

Знание состава чисел первого десятка.

Умение выполнять сложение и вычитание с переходом через разряд

Знание таблицы умножения

Умение производить арифметические действия с числами, оканчивающимися нулями

Умение выполнять действия с 0 и 1

Умение выполнять внетабличное умножение и деление

Умение делить с остатком

Умение увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 1000 раз

Величины

Умение сравнивать единицы измерения величин

Умение выполнять преобразование величин

Умение выполнять арифметические действия с величинами

Геометрический материал

Умение распознавать отрезки на чертеже

Умение находить длину отрезка

Умение находить периметр прямоугольника ,

Умение находить площадь прямоугольника


  1. Материально- техническое, учебно- методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

        

Учебники и учебные пособия по программе «Школа 2000...» удовлетворяют  требованиям ФГОС и входят в Федеральные перечни учебников, а именно:

1. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». Учебник: 1 класс. В 3 частях.

2. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». Учебник: 2 класс. В 3 частях.

3. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». Учебник: 3 класс. В 3 частях.

4. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». Учебник: 4 класс. В 3 частях.
Данный комплект по математике для начальной школы решает проблему преемственности математической подготовки между дошкольной, начальной и средней школой. Учебный план, реализуемый образовательными учреждениями, работающими по программе «математика» («Школа 2000…»), соответствует федеральному учебному плану.

Тетради предназначены для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, работающих по курсу математики «Учусь учиться». Ориентированы на формирование универсальных учебных действий, развитие мышления, речи, самостоятельности, познавательного интереса, творческих способностей.

1. Л.Г. Петерсон и др. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 1 класс. В 2 частях.2010

2.Л.Г.Петерсон и др. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 2 класс. В 2 частях.2011

3.Л.Г.Петерсон и др. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 3 класс. В 2 частях.2012

4.Л.Г.Петерсон и др. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 4 класс. В 2 частях.

Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами:

Методические пособия для учителя:

1. Л.Г. Петерсон. Математика: 1 класс. Методические рекомендации.2006

2. Л.Г. Петерсон. Математика: 2 класс. Методические рекомендации.2007

3. Л.Г. Петерсон. Математика: 3 класс. Методические рекомендации.2007

4. Л.Г. Петерсон. Математика: 4 класс. Методические рекомендации.
 Сценарии уроков по технологии деятельностного метода «Школа 2000...»:

1. Математика: 1 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного

метода «Школа 2000...». Под ред. Л.Г. Петерсон.

2. Математика: 2 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода «Школа 2000...». Под ред. Л.Г. Петерсон.2010

3. Математика: 3 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода «Школа 2000...». Под ред. Л.Г. Петерсон.2010

4. Кубышева М.А. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Научно-методическое пособие. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2002.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Методическое пособие. – М.: УМЦ «Школа

2000...», 2005.

6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит уметь учиться. Учебно-методическое пособие.– М.: УМЦ «Школа 2000...», 2006.

7. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» // Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

Печатные пособия

Разрезной счетный материал по математике (Приложение к учебникам 1−2 класса).

Геометрическое лото. Учебное пособие по математике для 1 класса.

Демонстрационные таблицы
1. Л.Г. Петерсон. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 1 класс 2. Л.Г. Петерсон. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 2 класс

3. Л.Г. Петерсон. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 3 класс

4. Л.Г. Петерсон. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 4 класс

Технические средства обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Экспозиционный экран.
  4. Персональный компьютер.
  5. Ксерокс.
  6. Цифровая фотокамера.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Наборы счётных палочек.
  2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
  3. Набор предметных картинок.
  4. Наборное полотно.
  5. Набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
  6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
  7. Демонстрационный чертёжный угольник.
  8. Демонстрационный циркуль.
  9. Палетка.
  1. Внеурочная занятость
  • Олимпиады
  • Викторины
  • Учебные проекты


[1] Отражены результаты, характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения (опора в системе знаний, умений и компетенций)

[2] Ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему (пропедевтика)

[3] Самоопределение - сформированность внутренней позиции школьника

  Смыслообразование-  значение для себя  (понимание границ « что я знаю» и « что не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва)

  Морально- этическая ориентация-знание основных моральных норм, развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике по ОС"Школа 2100" 4 класс

рабочая программа на 2 полугодие по учебнику Козловой, Демидовой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для УМК «Школа России» 2 класс

Рабочая программа по математике для 2 класса УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа ХХI века" 2 класс по ФГОС

Рабочая программа и календарно тематический план для 2 го класса...

рабочая программа по математике по УМК "Школа 2100" для 4 класса

Рабочая программа по математике для 4 класса по учебнику Козловой, Демидовой....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочая программа по математике для 3 класса УМК "Школа 2000" Л.Г. Петерсон

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по математике...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....