конспект урока
план-конспект урока по математике по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Цели: 1. Через решение практических задач вывести правило вычитания дробей
с одинаковыми знаменателями; учить составлять разности с дробными
числами и находить их значения.
2. Совершенствовать умение сравнивать дроби, решать задачи с дробями.
3. Развивать память, мышление, внимание и речь учащихся.
Проблема: Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
Оборудование: карточки с числами и буквами, тест на листе у каждого ребёнка.
Ход урока
- Организационный момент
- Ребята, давайте проверим, как вы готовы к уроку.
Создаём хорошее настроение: « Улыбнитесь друг другу».
Давайте, ребята,
Учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта,
Не сдвинется с места
Любая работа!⅔
- Актуализация знаний
- Начинаем нашу математическую разминку.
- Запишите, где возможно, соответствующие рисункам дроби. Какая часть фигуры заштрихована? Какая часть фигуры не заштрихована?
( 1 фигура - ¾, ¼ - не заштрихована; 2 фигура – ⅝, ⅜ - не заштрихована; 3 фигура – ⅓, ⅔ - не заштрихована; 4 фигура – невозможно записать дробь т.к. фигуру не разделили на равные части). В чём вы сомневались?
- Продолжи закономерность.
- Продолжим нашу математическую разминку. У меня на доске записан ряд чисел:
2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22 .
- Какое число лишнее в этом ряду? (5- это натуральное число, а остальные числа, записанные на доске - дробные).
- Установите закономерность образования получившегося ряда и продолжите его на три числа. (Числитель каждой дроби увеличивается в 2 раза, а знаменатель уменьшается на 1)
- Проверяем выполненное задание: 2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22, 32/21, 64/20, 128/19
- Вспомните, как называются записанные на доске дроби?
(Правильные: 2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22 т.к. числитель меньше знаменателя;
неправильные: 32/21, 64/20, 128/19 т.к. числитель больше знаменателя).
- Тест
- Мы вспомнили, как записываются дроби, а теперь проверим ваши теоретические
знания о дробях. У каждого на столе лежит тест, в течение одной минуты ответьте
на вопросы, выбрав, обведя правильный ответ.
Вопрос | Ответ |
1. Одну или несколько долей целого называют: | а) Долей. в) Дробью. с) Целым числом. |
2. Черту дроби понимают как знак действия: | а) Умножения. в) Деления. с) Вычитания. d) Сложения. |
3. Число, записанное над чертой дроби называется: | a) Числитель. В) Знаменатель. |
4. Знаменатель дроби показывает: | a) На сколько частей Разделили целое. в) Сколько частей взяли. |
5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой: | а) Числитель больше. в) Числитель меньше. с) Числители равны. |
- Проведём взаимопроверку ваших тестов по образцу на доске. Каждый проверяет тест своего соседа по парте, и оценивают работу по пятибалльной системе.
- Кто допустил неточность? Какой вопрос вызвал затруднения?
- А теперь давайте узнаем, зачем нам нужны все эти знания о дробях, выполнив следующее задание.
- Сравнение дробей.
- На доске два ряда карточек с одной стороны, которых напечатаны дроби, а с другой
стороны – буквы. Ученики первого варианта должны расположить числа в порядке
возрастания, а дети второго варианта – в порядке убывания. Если задание выполнено,
верно, то, перевернув карточки, мы получим слова.
1/38, 12/38, 15/38. 24/38. 28/38, 31/38, 36/38, 38/38 – 1 вариант
Д Е Й С Т В И Я
45/45, 39/45, 36/45, 30/45, 28/45, 17/45, 9/45, 1/45 – 2 вариант
С Д Р О Б Я М И
- На какие знания опирались, выполняя задание?
( Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: из двух дробей
с одинаковыми знаменателя больше та, у которой числитель больше)
- Какие из записанных дробей можно заменить натуральным числом? Если можно,
сделай такую запись.(38/38 =1, 45/45 = 1)
- Прочитайте получившуюся запись. (Действия с дробями)
- А какое действие с дробями мы научились выполнять на предыдущем уроке?
(Действие сложение)
- Решение задач и постановка проблемы.
- Я буду читать задачу, а вы запишите только её решение.
В первый день посадили деревья на 3/7 участка сада, а во второй день – на 2/7 участка. Какая часть сада засажена деревьями?
На доске появляется запись решения задачи (ученик записывает)
3/7 + 2/7 = 5/7 сада
- На какие знания опирались, чтобы решить задачу? (Правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями)
За два дня засеяли 5/8 поля. В первый день засеяли 3/8 поля. Сколько засеяли во второй день?
( У детей возникает проблема, хотя некоторые из них могут и догадаться, как записать решение задачи)
- Ребята, кто из вас догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Правильно, сегодня мы продолжаем изучать действия с дробями и тема нашего
урока: «Вычитание дробей».
- Изучение нового материала
- Как же нам узнать, какую часть поля засеяли?
(Нужно из целого вычесть часть)
- Подумайте, каким действием мы это можем узнать?
(Действием вычитания)
- Как записать решение задачи?
5/8 – 3/8 = 2/8 поля
- Как же вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
(Выслушиваются мнения детей)
- Чтобы рассеять все наши сомнения, подтвердить ваши предположения, давайте решим задачу практически. Дети вырезают 5/8 и о них отрезают 3/8.
- Какой вывод можно сделать? Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
(Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя одной дроби вычесть числитель другой дроби, а знаменатель оставить без изменений).
- Как записать этот вывод для любых дробей, т.е. в общем виде?
На доске появляется алгоритм вычитания.
а/с – в/с = (а – в)/с
- Запишите опорную схему в тетрадь. Сравните свой вывод с правилом из учебника на стр.153 № 345
- Они похожи? Если нет, в чём разница? Какая формулировка тебе нравится больше? Почему?
( Правило из учебника более точное, очень важно не перепутать и вычесть из числителя уменьшаемого числитель вычитаемого, а не наоборот).
- Первичное закрепление
1) Запиши 4 разности с дробными числами и найди их значения.
(Дети выполняют задание в тетрадях, один ученик у доски с комментированием, у доски записывают только 2 разности, далее работу продолжают самостоятельно; после выполнения - фронтальная проверка).
2) Стр.157 № 352 1)
- Найди значения выражений:
2/8 + 5/8 9/12 – 7/12 8/15 + 7/15 23/35 + 18/35
6/9 – 3/9 3/8 + 5/8 21/13 – 5/13 17/11 – 6/11
- У кого возникли трудности? На какие знания опирались, чтобы выполнить задание?
(На правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями)
Организуется фронтальная проверка.
- Ребята, кто без ошибок справился с заданием? Молодцы!
- Кто допустил неточность и смог её сам исправить? Будьте внимательнее.
- Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- К какому правилу пришли?
(Правило вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)
- Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
- Кому мы можем сказать спасибо сегодня на уроке?
- Мне тоже понравилось, как вы сегодня активно работали на уроке, особенно постарались и проявили себя…………
- Спасибо за урок!
- Домашнее задание: Стр.157 № 352 2), стр.154 № 348 5) 6)
Самоанализ урока математики в 3 классе.
Тема: « Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
По теме «Действия с дробями» это был 3 урок.
Главной целью урока было дать детям новое знание - через решение практических задач вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Открытие нового знания получилось благодаря тому, что в ходе работы перед детьми возникло противоречие, которое и вывело ребят на проблему урока: как вычитать дроби с одинаковыми знаменателями? Ими были предложены собственные способы решения данной задачи, дети попытались самостоятельно сформулировать правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; однако только практическое решение задачи с помощью модели круга, помогло им наглядно представить условие задачи, найти её решение. Сложности возникли у некоторых детей (19%), когда от целого, по условию задачи, отрезали 5/8, и уже от 5/8 отрезали 3/8 части поля. В ходе работы дети пришли к выводу, о том, что формулировка правила в учебнике более точная и правильная.
Для достижения второй цели: совершенствование умения сравнивать дроби – детям на математической разминке предлагались разнообразные задания, которые способствовали активизации внимания и мышления учащихся, эти задания требовали сосредоточенности и собранности в работе от каждого ученика. Проблемная ситуация возникла у детей и на этапе актуализации знаний, когда некоторые дети записали к последней фигуре дробь. Но в классе нашлись ребята, которые обратили внимание остальных, на то, что данная фигура не разделена на равные части, пришлось вспомнить определение «дроби», а, следовательно, к этому рисунку мы дробь не можем записать.
В течение всего урока я обращала внимание на то, чтобы речь учащихся была математически грамотной, чтобы дети свободно использовали в своём словаре такие понятия, как «дробь», «числитель», «знаменатель», «правильные – неправильные дроби», правильно называли действия с дробями.
Весь урок я старалась построить так, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между
собой, Дети упорно, напряжённо работали на всех этапах урока, самостоятельная работа
в тетрадях чередовалась с коллективным обсуждением и высказыванием мнений
учащихся, совместным поиском ответа на главный вопрос урока.
Результативность урока.
- Записать дроби, соответствующие рисунку: справились с заданием – 19 чел. 76%
допустили ошибки – 6 чел. 24%
- Установить закономерность: справились с заданием – 21 чел. 84%
допустили ошибки – 4 чел. 16%
- Тест: справились с заданием – 19 чел. 76%
допустили ошибки – 6 чел. 24%
- Запись решения задач: справились с заданием – 23 чел. 92%
допустили ошибки – 2 чел. 8%
Считаю, что, поставленные мною на уроке цели были достигнуты.
Малышева Наталия Витальевна
Волосовский район
МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»
учитель начальных классов
Педагогический стаж: 18 лет
Образование: высшее, первая квалификационная категория.
Конспект урока математики в 3 классе
(Система развивающего обучения Занкова Л.В.)
Учебник: Аргинская И.И., Ивановская Е.И. «Математика».
Изд.3-е, испр.- Самара: Издательство «Учебная литература»,
Издательский дом «Фёдорова», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....