конспект урока
план-конспект урока по математике по теме

Жагло Наталья Викторовна

Дроби

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon вычитание дробей79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Цели: 1. Через решение практических задач вывести правило вычитания дробей

                с одинаковыми знаменателями; учить составлять разности с дробными

                числами и находить их значения.

            2. Совершенствовать умение сравнивать дроби, решать задачи с дробями.

            3. Развивать память, мышление, внимание и речь учащихся.  

Проблема: Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?

Оборудование: карточки с числами и буквами, тест на листе у каждого ребёнка.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, давайте проверим, как вы готовы к уроку.

      Создаём хорошее настроение: « Улыбнитесь друг другу».

Давайте, ребята,

Учиться считать,

Делить, умножать,

Прибавлять, вычитать.

Запомните все,

Что без точного счёта,

Не сдвинется с места

Любая работа!⅔

  1. Актуализация знаний

  1. Начинаем нашу математическую разминку.

- Запишите, где возможно, соответствующие рисункам дроби. Какая часть фигуры заштрихована?  Какая часть фигуры не заштрихована?

(  1 фигура - ¾, ¼  - не заштрихована; 2 фигура – ⅝,  ⅜ - не заштрихована; 3 фигура – ⅓, ⅔ - не заштрихована; 4 фигура – невозможно записать дробь т.к. фигуру  не разделили на равные части). В чём вы сомневались?

  1. Продолжи закономерность.

- Продолжим нашу математическую разминку. У меня на доске записан ряд чисел:

2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22 .

- Какое число лишнее в этом ряду? (5- это натуральное число, а остальные числа, записанные на доске - дробные).

- Установите закономерность образования получившегося ряда и продолжите его на три числа. (Числитель каждой дроби увеличивается в 2 раза, а знаменатель  уменьшается на 1)

- Проверяем выполненное задание: 2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22, 32/21, 64/20, 128/19

- Вспомните, как называются записанные на доске дроби?

 (Правильные: 2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22 т.к. числитель меньше знаменателя;

 неправильные: 32/21, 64/20, 128/19 т.к. числитель больше знаменателя).

  1. Тест

      - Мы вспомнили, как записываются дроби, а теперь проверим ваши теоретические

       знания о дробях. У каждого на столе лежит тест, в течение одной минуты ответьте

      на вопросы, выбрав,  обведя правильный ответ.

 

Вопрос

Ответ

1. Одну или несколько долей целого

   называют:

а) Долей.

в) Дробью.

с) Целым числом.

2. Черту дроби понимают как знак действия:

а) Умножения.

в) Деления.

с) Вычитания.

d) Сложения.

3. Число, записанное над чертой дроби

    называется:

a) Числитель.

В) Знаменатель.

4. Знаменатель дроби показывает:

a) На сколько частей  

     Разделили целое.

в) Сколько частей взяли.

5. Из двух дробей с одинаковыми

    знаменателями больше та, у которой:

а) Числитель больше.

в) Числитель меньше.

с) Числители равны.

- Проведём взаимопроверку ваших тестов по образцу на доске. Каждый проверяет тест своего соседа по парте, и оценивают работу по пятибалльной системе.

- Кто допустил неточность? Какой вопрос вызвал затруднения?

- А теперь давайте узнаем, зачем нам нужны все эти знания о дробях, выполнив следующее задание.

  1. Сравнение дробей.  

     - На доске два ряда карточек с одной стороны, которых напечатаны дроби, а с другой

    стороны – буквы. Ученики первого варианта должны расположить числа в порядке

    возрастания, а дети второго варианта – в порядке убывания. Если задание выполнено,

    верно, то, перевернув карточки, мы получим слова.

     1/38, 12/38, 15/38. 24/38. 28/38, 31/38, 36/38, 38/38 – 1 вариант

        Д       Е         Й        С         Т        В         И        Я

    45/45, 39/45, 36/45, 30/45, 28/45, 17/45, 9/45, 1/45 – 2 вариант

      С         Д        Р         О        Б         Я        М       И

   - На какие знания опирались, выполняя задание?

     ( Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: из двух дробей

     с   одинаковыми знаменателя  больше та, у которой числитель больше)

   - Какие из записанных дробей можно заменить натуральным числом? Если можно,

     сделай такую запись.(38/38 =1, 45/45 = 1)

    - Прочитайте получившуюся  запись. (Действия с дробями)

    - А какое действие с дробями мы научились выполнять на предыдущем уроке?

     (Действие сложение)

  1. Решение задач и постановка проблемы.

- Я буду читать задачу, а вы запишите только её решение.

В первый день посадили деревья на 3/7 участка сада, а во второй день – на 2/7 участка. Какая часть сада засажена деревьями?

На доске появляется запись решения задачи (ученик записывает)

3/7 + 2/7 = 5/7 сада

- На какие знания опирались, чтобы решить задачу? (Правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями)

За два дня засеяли 5/8 поля. В первый день засеяли 3/8 поля. Сколько засеяли во второй день?

( У детей возникает проблема, хотя некоторые из них могут и догадаться, как записать решение задачи)

- Ребята, кто из вас догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Правильно, сегодня мы продолжаем изучать действия с дробями и тема нашего

        урока: «Вычитание дробей».  

  1. Изучение нового материала

- Как же нам узнать, какую часть поля засеяли?

(Нужно из целого вычесть часть)

- Подумайте, каким действием мы это можем узнать?

(Действием вычитания)

- Как записать решение задачи?

5/8 – 3/8 = 2/8 поля

- Как же вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?

(Выслушиваются мнения детей)

- Чтобы рассеять все наши сомнения, подтвердить ваши предположения, давайте решим задачу практически. Дети вырезают 5/8 и о них отрезают 3/8.

- Какой вывод можно сделать? Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

(Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя одной дроби вычесть числитель другой дроби, а знаменатель оставить без изменений).

- Как записать этот вывод для любых дробей, т.е. в общем виде?

На доске появляется алгоритм вычитания.

а/с – в/с = (а – в)/с                  

- Запишите опорную схему в тетрадь. Сравните свой вывод с правилом из учебника на стр.153 № 345

- Они похожи? Если нет, в чём разница? Какая формулировка тебе нравится больше? Почему?

( Правило из учебника более точное, очень важно не перепутать и вычесть из числителя уменьшаемого числитель вычитаемого, а не наоборот).

  1. Первичное закрепление

1)  Запиши 4 разности с дробными числами и найди их значения.

(Дети выполняют задание в тетрадях, один ученик у доски с комментированием, у доски записывают только 2 разности, далее работу продолжают самостоятельно; после выполнения - фронтальная проверка).

2) Стр.157 № 352 1)

- Найди значения выражений:

2/8 + 5/8      9/12 – 7/12     8/15 + 7/15      23/35 + 18/35

6/9 – 3/9      3/8 + 5/8         21/13 – 5/13    17/11 – 6/11

- У кого возникли трудности? На какие знания опирались, чтобы выполнить задание?

(На правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями)

Организуется фронтальная проверка.

- Ребята, кто без ошибок справился с заданием? Молодцы!

- Кто допустил неточность и смог её сам исправить? Будьте внимательнее.

  1. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- К какому правилу пришли?

(Правило вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

- Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?

- Кому мы  можем сказать спасибо  сегодня на уроке?

- Мне тоже понравилось, как вы сегодня  активно работали на уроке, особенно постарались и проявили себя…………

- Спасибо за урок!

  1. Домашнее задание:  Стр.157 № 352 2), стр.154 № 348 5) 6)

Самоанализ урока математики в 3 классе.

 

Тема: « Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

           По теме «Действия с дробями» это был 3 урок.

     Главной целью урока было дать детям новое знание -  через решение практических задач вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Открытие нового знания получилось благодаря тому, что в ходе работы перед детьми возникло противоречие, которое и вывело ребят на проблему урока: как вычитать дроби  с одинаковыми знаменателями? Ими были предложены собственные способы решения данной задачи, дети попытались самостоятельно сформулировать правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; однако только практическое решение задачи с помощью модели круга, помогло им наглядно представить условие задачи,  найти её решение. Сложности возникли у некоторых детей (19%), когда от целого, по условию задачи, отрезали 5/8, и уже от 5/8 отрезали 3/8 части поля. В ходе работы дети  пришли к выводу, о том, что формулировка правила в учебнике более точная и правильная.

   Для достижения второй цели: совершенствование умения сравнивать дроби – детям на математической разминке предлагались разнообразные задания, которые способствовали активизации внимания  и мышления  учащихся, эти задания требовали сосредоточенности и собранности в работе от каждого ученика. Проблемная ситуация возникла у детей и на этапе актуализации знаний, когда некоторые дети записали к последней фигуре дробь. Но в классе нашлись ребята, которые обратили внимание остальных, на то, что данная фигура не разделена на равные части, пришлось вспомнить определение «дроби», а, следовательно, к этому рисунку мы дробь не можем записать.

   В течение всего урока я обращала внимание на то, чтобы речь учащихся была математически грамотной, чтобы дети свободно использовали в своём словаре такие понятия, как «дробь», «числитель», «знаменатель», «правильные – неправильные дроби», правильно называли действия с дробями.

      Весь урок я старалась построить так, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между

      собой, Дети упорно, напряжённо работали на всех этапах урока, самостоятельная работа

      в тетрадях чередовалась с коллективным обсуждением и высказыванием мнений

      учащихся, совместным поиском ответа на главный вопрос урока.

      Результативность урока.

   

  1. Записать дроби, соответствующие рисунку: справились с заданием – 19 чел. 76%

                                                                                  допустили ошибки – 6 чел. 24%

  1. Установить закономерность: справились с заданием – 21 чел. 84%

                                                                                  допустили ошибки – 4 чел. 16%

  1.  Тест: справились с заданием – 19 чел. 76%

                 допустили ошибки – 6 чел. 24%

  1. Запись решения задач: справились с заданием – 23 чел. 92%

                                                допустили ошибки – 2 чел. 8%

      Считаю, что, поставленные мною на уроке цели были достигнуты.

     Малышева Наталия Витальевна

     Волосовский район

     МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

     учитель начальных классов

     Педагогический стаж: 18 лет

     Образование: высшее, первая квалификационная категория.

Конспект урока математики в 3 классе

(Система развивающего обучения  Занкова Л.В.)

                           Учебник: Аргинская И.И., Ивановская Е.И. «Математика».

Изд.3-е, испр.- Самара: Издательство «Учебная  литература»,

Издательский дом «Фёдорова», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...