Урок математики 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Котрехова Елена Алексеевна

 

 Урок   математики

тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»

1 класс

УМК «Школа России

Тип урока: «открытия» новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_matematiki_1_klass.zip881.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №5 г. Котельнич

 

 Урок   математики

тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»

1 класс

УМК «Школа России

Тип урока: «открытия» новых знаний.

Котрехова Елена Алексеевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Название материала Класс

Разработка  урока  по математике 1 класс

Тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»

УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс

УМК «Школа России»

-Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 1, в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2011

-Образовательная  программа по математике

 авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,

С.В. Степанова

Вид ресурса

Конспект урока с презентацией.

Технология системно- деятельностного  подход

Цели, задачи материала


Общедидактическая цель урока:

формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новой темой.

Образовательная цель:

моделировать приемы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы.

Задачи:

образовательные:

-познакомить учащихся с приёмами вычитания чисел с переходом через десяток через моделирование приемов;

- совершенствовать вычислительные навыки;

развивающие:

-развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь учащихся, умение анализировать;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

-формировать потребность быстро и правильно решать поставленные задачи, навыки  работы в паре и группе, воспитывать учебную активность;

-развивать коммуникативные навыки (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.);

Здоровьесберегающие – учиться беречь свое здоровье (осанка, зрение) и здоровье окружающих (культура общения);

- развивать эмоционально-волевую сферу учеников;

- создавать ситуацию успеха.

Необходимое оборудование и материалы для занятия  

-Мультимедийное оборудование: интерактивная доска,   проектор, компьютер;

-Презентация к уроку «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»;

-Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 1, в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2011

-карточки;

-Набор счетного материала;

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

УУД

I. Самоопределение к деятельности.

( 1 мин)

Цель: 

-включение в учебную деятельность на личностно-значимом

уровне.

Доброе пожелание, положительный настрой на урок.

- Добрый день всем, кто присутствует сегодня на нашем уроке! Как гостеприимные хозяева, давайте подарим нашим гостям свои улыбки, пусть наш класс наполнится  светом, счастьем и добром!

Ребята, прикоснитесь ладошками и подарите друг другу уверенность в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед предстоящей работой!  А я желаю вам подняться еще на одну ступеньку в познании математики.

Настрой  на дальнейшую работу.

 Коммуникативные:

-умение поддержать разговор на интересную тему;

-умение слушать и понимать речь других;

-включение в учебный процесс.

II. Актуализация знаний  и фиксация затруднения в деятельности.

(5-6 мин)

Цель:

готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Устанавливает тематические рамки.





Учит  беречь свое здоровье (осанка, зрение).


-Чему мы учимся на уроках математики?

- Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание – особенно.


-Посмотрите внимательно на доску, что можете сказать про числа, которые   вы видите.

-Докажите. 





-Как вы считаете, какое уточнение  нужно сделать?


-Молодцы! А сейчас откроем тетрадь, пропустив 4 клетки  вниз, подписываем число.

-Запишите отрезок натурального ряда чисел от 5 до 10;

Обратите внимание на осанку.

А так же  на  правильное написание цифр.

Проверка :

- Назовите отрезок натурального ряда чисел.

Какое число здесь лишнее?   Почему?  Что можете сказать об этом числе?





Найдите карточку №5

- Сформулируйте  задание связанное с числом 10.

  10

6      7

8       1

9       2

3      4

Взаимопроверка.

-Поменялись карточками и проверьте работу, используя знаки + или  -.

-Оцените работу соседа.

-Запищите числа, состоящие из:

1 дес 5 ед,  2 ед 1д , 1 ед.1 дес., 7 ед.1 д.

-Предлагаю вспомнить состав этих чисел с помощью АБАКа

-Для чего надо хорошо знать состав чисел?

11- это 5 и …

15- это8 и…

17- это 9 и…

12- это 6 и

-Как вы думаете, зачем нужно знать состав чисел не только до 10, но и от 11 до 18?

Да, это пригодится для решения более сложных примеров на  вычитание.

Демонстрируют знаний, умения.

считать, решать задачи

-Числа от 1 до 20. Это натуральный ряд чисел.

-Начинается с 1, каждое число увеличивается  на один.

-Поставить многоточие, т.к. натуральный ряд бесконечен.

-Оформление тетради.


-Работа в тетради.





10

(четное двузначное, состоит из 1 десятка или 10 единиц.  Соседи числа 9 и 11.


-Формулируют задание: вспомнить состав числа 10, соединив числа парами.




-Оценивание работы соседа.



Работа в тетради.




Состав чисел с использованием АБАКа.



-Чтобы решать примеры

Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

III. Выявление места и причины затруднения

(4 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Учит  беречь свое здоровье (осанка, зрение)




Создание  познавательной  проблемной ситуации.


-Найдите карточку №3. (Карточки с крупным шрифтом для тех, у кого проблемы со зрением.)

Предлагаю выбрать любую строку примеров для  их решения

3+6=    5+7=    13-4=

6+8=     14-5=   9-4=    

10-7=    11-3=   6+8=

- Какое выражение вызвало затруднение? Почему? Чего мы пока не знаем?

Запись на доску (слайд) примеров, которые вызвали затруднения у учеников

13-4   14-5   11-3  ? [1]

- Есть  ли ребята, которые сумели решить данные примеры? Молодцы! А правильность решения вы докажите на уроке и будете экспертами при решении примеров данного вида.

Самостоятельно   подходят к теме урока.


-Работа на карточке - индивидуально.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

--уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни.

Физкультминутка для глаз (1 -2 мин)

Учит  беречь свое здоровье (зрение)

Чтобы продолжить нашу работу давайте подготовим наши глаза, которые будут следить за цветами дружбы.[2]

Выполнение зарядки для глаз

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

 ( 15   мин)

 т.е.

построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.










































Побуждает   учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.








Организует  работу в паре.


Частично- поисковая деятельность.

Побуждает к анализу собственных действий





Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.













Помогает учащимся планировать и выполнять действия.




















Организует работу в группе.


Побуждает к анализу собственных действий










Учит  беречь свое здоровье (осанка, зрение) и здоровье окружающих (культура общения).

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема урока:

" Общие приёмы вычитания с переходом через десяток» [3]

-В совместной деятельности найдем приемы решения примеров вычитания с переходом через десяток.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока:

познакомиться…2

- Давайте попробуем найти пути решения примера на вычитание с переходом через десяток.

Предлагаю вам  в паре подумать над решением  примера 12-5.  Все  необходимое для работы лежит у вас на партах. Возможно, вам помогут в работе счетные палочки.

( на партах – карточка с примером, счетные палочки)


-Вспомните правила работы в паре.

Будьте взаимовежливы при ведении диалога с соседом. Помните, время у вас ограничено. По сигналу работа заканчивается.

-Желаю успехов!

- Какие пути решения вы нашли?

1прием:  

1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10.

2.Вспоминаем состав числа 5  (вычитаемого), заменим его суммой удобных слагаемых.

3. Вычитаем второе слагаемое.

Молодцы. Кто из вас может предложить другой способ решения примера?

2 прием: вспомнить состав числа 13.   13 - это 9 и 4, значит,  13-9=4

- Какое затруднение возникло при выполнении  задания?

- При решении  этого примера нужно хорошо знать состав чисел от 2 до 18.

Есть ли другие  приемы решения примера?

- Так кто же прав?

Откроем учебник на с. 80. внимательно изучите эту страницу и сделайте вывод, кто же прав?

Вывод: и правы все, приемы разные, а результат (разность)  одинаковый (ая).

Так сколько приемов на вычитание вы предложили? А сейчас наша задача: в совместной работе составить алгоритм к каждому приему вычитания с переходом через десяток. 

Записываем в тетрадь:

12-5=

1. Вычитание округляем до 10.

2. Вспоминаем состав числа 5. Заменив суммой удобных слагаемых.

3.Находим разность.

Предлагаю опорную схему для решения примеров первым приемом.[4]

12-5=

Вспоминаем состав числа 12. Это 5 и 7

Обратите внимание на опорную схему для решения примеров вторым способом [5]

Ребята, а есть еще прием вычитания. Работать предстоит в группе. Объединитесь. Вспомните правила работы в группе.  Помните, что работает каждый член команды.

Внимательно послушайте задание. У каждой группы опорная схема третьего приема. Используя ее, запишите в опорную схему решение примера 12-5.

3 прием

Давайте посмотрим, какая группа права?  

На доске (слайд)[6] правильный ход решения. Поднимите руку, у кого так сделано? Молодцы!

Запишем пример в тетрадь и составим алгоритм данного приема.

( группа, которая нашла верный путь решения, объясняет) 

Алгоритм:

1.Заменим уменьшаемое суммой разрядных слагаемых.

2. Вычтем из 10 вычитаемое.

3.К полученному результату прибавим оставшиеся единицы.

Какие вы молодцы! Вы сами нашли приемы вычитания с переходом через десяток.

Выдвигают варианты формулировок темы и цели урока.










-Поиск решения


Моделируют с помощью счетных палочек ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

-Вспоминают правила работы в паре.


Работа экспертов.

Высказывают свой прием решения примера на вычитание с переходом через десяток










абота по учебнику.

Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка  своих решений.


















-Объединяются в группы.

-Вспоминают правила работы и распределяют роли для работы в группе.

-Нахождение пути решения примера.



-Выдвигают вариант приема решения

-Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске (слайд)

-Объясняют ход решения.

Регулятивные:

Уметь:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

 Познавательные:

Уметь:

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

-формировать способность использовать знаково- символические средства для создания моделей.

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе, в паре  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные:

-  проявление любознательности к изучаемому материалу:

-установка на здоровый образ жизни.

Физкультминутка (1-2 мин) 

Учит  беречь свое здоровье (осанка) и здоровье окружающих.

В совместной деятельности мы нашли выходы из трудных ситуаций. А помогла нам в этом дружба.

  1. Танцевальная физкультминутка [7]

Выполнение танцевальных упражнений

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(5-7 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует самостоятельную, практическую работу










Учит  беречь свое здоровье (осанка, зрение)

-Откройте учебник на стр.81. Найдите задания, соответствующие теме нашего урока. (№2) [8]

- Кто желает объяснить решение первого примера? Каким приемом желаешь его решить?

-Кто желает решить второй пример. А какой прием выбираешь из двух оставшихся?

-Третий пример- прием, который остался.

(слайд – схемы - опоры)

Дополнительное задание (для тех, кто выполнил задание) - вторая строка.

Поднимите руку, кто начал решать примеры второй строки. Правильность решения проверю индивидуально.

Обратите внимание на осанку.




Самостоятельный выбор приема решения примера с использованием схемы- опоры.


Излагают, объясняют учебный материал.

Регулятивные:

-Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. 

Коммуникативные:

-Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;

-Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность;

-Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем;

-Формирование уверенности в своих силах, положительные отношения к себе.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин)

Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

Создает ситуацию, в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия.

 Наступило время вернуться к карточке №3

Найдите все примеры  на вычитание с переходом через десяток и решите их в тетради. Не забудьте сделать полную запись выбранного вам приема. А вот количество примеров, которые вам надо решить, они обозначены цифрой на парте. (Индивидуальные возможности ученика)

Проверка: Назовите пример с ответом 8,9. Докажите.

Какой прием использовали?

Молодцы!

-Выбор заданий соответствующего уровня.

-Используют приобретенные знания в практической деятельности.

-Самооценка.

Регулятивные:

-Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

-Уметь выполнять работу по предложенному плану, по алгоритму;

-Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-Формирование самостоятельности, ответственности.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2-3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.




Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

- Так какие же открытия, сделаны нами на уроке?

- Выполним задание « Незаконченное предложение» 

Мне на уроке понравилось ........

Мне показалось трудным...........

Я бы хотел ещё..................

Главным своим результатом я считаю.........

А сейчас оцените свою работу на уроке. Найдите школу оценки на полях и оцените свою деятельность на уроке. Если наши мнения совпадут, я обведу ваш крестик красным кружком.

- Как вы думаете, что будем делать на следующем уроке?

Сегодня в классе нет Кости и Степана. Кто  из вас желает позвонить им и поделиться своими впечатлениями от урока, поднимите руку?  Кто поможет ребятам усвоить тему урока, когда они придут  в школу?

Ребята![9] Посмотрите, наш класс наполнился светом, счастьем и добром. А это значит: у нас все получилось! И частичку добра нашей души мы дарим вам, уважаемые гости, предоставив право выбора понравившегося цветка добра, которые сделаны руками учеников!

Анализируют свою деятельность

Регулятивные:

-Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Список использованной литературы:

-Поурочные планы по учебнику «Математика» 1 класс, часть 2 М.И. Моро;

-Материалы фестиваля «Открытый урок»;

Ссылки на Интернет – источники:

http://borisovna.rusedu.net/category/4998/13993

http://pedsovet.su/load/244-1-0-13305

http://www.audiopoisk.com/artist/barbariki/песня  «Дружба»


[1] См. презентацию слайд 2

[3] См. презентацию слайд 2

[4] Опорная схема слайд 3

[5] См.  презентацию слайд 4

[6] См. презентацию слайд 5

[7] http://www.audiopoisk.com/artist/barbariki/  Песня «Дружба»

[8] См. презентацию слайд 6

[9] См. презентацию слайд  7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...