Урок математики 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок математики
тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»
1 класс
УМК «Школа России
Тип урока: «открытия» новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_klass.zip | 881.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №5 г. Котельнич
Урок математики
тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»
1 класс
УМК «Школа России
Тип урока: «открытия» новых знаний.
Котрехова Елена Алексеевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Название материала Класс | Разработка урока по математике 1 класс Тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток» | |
УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс | УМК «Школа России» -Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 1, в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2011 -Образовательная программа по математике авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова | |
Вид ресурса | Конспект урока с презентацией. Технология системно- деятельностного подход | |
Цели, задачи материала | Общедидактическая цель урока: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новой темой. Образовательная цель: моделировать приемы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы. Задачи: образовательные: -познакомить учащихся с приёмами вычитания чисел с переходом через десяток через моделирование приемов; - совершенствовать вычислительные навыки; развивающие: -развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь учащихся, умение анализировать; - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; - развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; воспитательные: -формировать потребность быстро и правильно решать поставленные задачи, навыки работы в паре и группе, воспитывать учебную активность; -развивать коммуникативные навыки (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.); Здоровьесберегающие – учиться беречь свое здоровье (осанка, зрение) и здоровье окружающих (культура общения); - развивать эмоционально-волевую сферу учеников; - создавать ситуацию успеха. | |
Необходимое оборудование и материалы для занятия | -Мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер; -Презентация к уроку «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»; -Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 1, в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2011 -карточки; -Набор счетного материала; |
Технологическая карта урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | УУД |
I. Самоопределение к деятельности. ( 1 мин) Цель: -включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Доброе пожелание, положительный настрой на урок. | - Добрый день всем, кто присутствует сегодня на нашем уроке! Как гостеприимные хозяева, давайте подарим нашим гостям свои улыбки, пусть наш класс наполнится светом, счастьем и добром! Ребята, прикоснитесь ладошками и подарите друг другу уверенность в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед предстоящей работой! А я желаю вам подняться еще на одну ступеньку в познании математики. | Настрой на дальнейшую работу. | Коммуникативные: -умение поддержать разговор на интересную тему; -умение слушать и понимать речь других; -включение в учебный процесс. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (5-6 мин) Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение). | -Чему мы учимся на уроках математики? - Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание – особенно. -Посмотрите внимательно на доску, что можете сказать про числа, которые вы видите. -Докажите. -Как вы считаете, какое уточнение нужно сделать? -Молодцы! А сейчас откроем тетрадь, пропустив 4 клетки вниз, подписываем число. -Запишите отрезок натурального ряда чисел от 5 до 10; Обратите внимание на осанку. А так же на правильное написание цифр. Проверка : - Назовите отрезок натурального ряда чисел. Какое число здесь лишнее? Почему? Что можете сказать об этом числе? Найдите карточку №5 - Сформулируйте задание связанное с числом 10. 10 6 7 8 1 9 2 3 4 Взаимопроверка. -Поменялись карточками и проверьте работу, используя знаки + или -. -Оцените работу соседа. -Запищите числа, состоящие из: 1 дес 5 ед, 2 ед 1д , 1 ед.1 дес., 7 ед.1 д. -Предлагаю вспомнить состав этих чисел с помощью АБАКа -Для чего надо хорошо знать состав чисел? 11- это 5 и … 15- это8 и… 17- это 9 и… 12- это 6 и… -Как вы думаете, зачем нужно знать состав чисел не только до 10, но и от 11 до 18? Да, это пригодится для решения более сложных примеров на вычитание. | Демонстрируют знаний, умения. считать, решать задачи -Числа от 1 до 20. Это натуральный ряд чисел. -Начинается с 1, каждое число увеличивается на один. -Поставить многоточие, т.к. натуральный ряд бесконечен. -Оформление тетради. -Работа в тетради. 10 (четное двузначное, состоит из 1 десятка или 10 единиц. Соседи числа 9 и 11. -Формулируют задание: вспомнить состав числа 10, соединив числа парами. -Оценивание работы соседа. Работа в тетради. Состав чисел с использованием АБАКа. -Чтобы решать примеры | Познавательные: -умение ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; -умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. |
III. Выявление места и причины затруднения (4 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение) Создание познавательной проблемной ситуации. | -Найдите карточку №3. (Карточки с крупным шрифтом для тех, у кого проблемы со зрением.) Предлагаю выбрать любую строку примеров для их решения 3+6= 5+7= 13-4= 6+8= 14-5= 9-4= 10-7= 11-3= 6+8= - Какое выражение вызвало затруднение? Почему? Чего мы пока не знаем? Запись на доску (слайд) примеров, которые вызвали затруднения у учеников 13-4 14-5 11-3 ? [1] - Есть ли ребята, которые сумели решить данные примеры? Молодцы! А правильность решения вы докажите на уроке и будете экспертами при решении примеров данного вида. | Самостоятельно подходят к теме урока. -Работа на карточке - индивидуально. | Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: --уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные: -установка на здоровый образ жизни. |
Физкультминутка для глаз (1 -2 мин) | Учит беречь свое здоровье (зрение) | Чтобы продолжить нашу работу давайте подготовим наши глаза, которые будут следить за цветами дружбы.[2] | Выполнение зарядки для глаз | Личностные: -установка на здоровый образ жизни. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения ( 15 мин) т.е. построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. | Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в паре. Частично- поисковая деятельность. Побуждает к анализу собственных действий Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Помогает учащимся планировать и выполнять действия. Организует работу в группе. Побуждает к анализу собственных действий Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение) и здоровье окружающих (культура общения). | -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Тема урока: " Общие приёмы вычитания с переходом через десяток» [3] -В совместной деятельности найдем приемы решения примеров вычитания с переходом через десяток. -Как вы думаете, какова цель нашего урока: познакомиться…2 - Давайте попробуем найти пути решения примера на вычитание с переходом через десяток. Предлагаю вам в паре подумать над решением примера 12-5. Все необходимое для работы лежит у вас на партах. Возможно, вам помогут в работе счетные палочки. ( на партах – карточка с примером, счетные палочки) -Вспомните правила работы в паре. Будьте взаимовежливы при ведении диалога с соседом. Помните, время у вас ограничено. По сигналу работа заканчивается. -Желаю успехов! - Какие пути решения вы нашли? 1прием: 1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10. 2.Вспоминаем состав числа 5 (вычитаемого), заменим его суммой удобных слагаемых. 3. Вычитаем второе слагаемое. Молодцы. Кто из вас может предложить другой способ решения примера? 2 прием: вспомнить состав числа 13. 13 - это 9 и 4, значит, 13-9=4 - Какое затруднение возникло при выполнении задания? - При решении этого примера нужно хорошо знать состав чисел от 2 до 18. Есть ли другие приемы решения примера? - Так кто же прав? Откроем учебник на с. 80. внимательно изучите эту страницу и сделайте вывод, кто же прав? Вывод: и правы все, приемы разные, а результат (разность) одинаковый (ая). Так сколько приемов на вычитание вы предложили? А сейчас наша задача: в совместной работе составить алгоритм к каждому приему вычитания с переходом через десяток. Записываем в тетрадь: 12-5= 1. Вычитание округляем до 10. 2. Вспоминаем состав числа 5. Заменив суммой удобных слагаемых. 3.Находим разность. Предлагаю опорную схему для решения примеров первым приемом.[4] 12-5= Вспоминаем состав числа 12. Это 5 и 7 Обратите внимание на опорную схему для решения примеров вторым способом [5] Ребята, а есть еще прием вычитания. Работать предстоит в группе. Объединитесь. Вспомните правила работы в группе. Помните, что работает каждый член команды. Внимательно послушайте задание. У каждой группы опорная схема третьего приема. Используя ее, запишите в опорную схему решение примера 12-5. 3 прием Давайте посмотрим, какая группа права? На доске (слайд)[6] правильный ход решения. Поднимите руку, у кого так сделано? Молодцы! Запишем пример в тетрадь и составим алгоритм данного приема. ( группа, которая нашла верный путь решения, объясняет) Алгоритм: 1.Заменим уменьшаемое суммой разрядных слагаемых. 2. Вычтем из 10 вычитаемое. 3.К полученному результату прибавим оставшиеся единицы. Какие вы молодцы! Вы сами нашли приемы вычитания с переходом через десяток. | Выдвигают варианты формулировок темы и цели урока. -Поиск решения Моделируют с помощью счетных палочек ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. -Вспоминают правила работы в паре. Работа экспертов. Высказывают свой прием решения примера на вычитание с переходом через десяток -Работа по учебнику. Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка своих решений. -Объединяются в группы. -Вспоминают правила работы и распределяют роли для работы в группе. -Нахождение пути решения примера. -Выдвигают вариант приема решения -Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске (слайд) -Объясняют ход решения. | Регулятивные: Уметь: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Познавательные: Уметь: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; -формировать способность использовать знаково- символические средства для создания моделей. Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, в паре находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные: - проявление любознательности к изучаемому материалу: -установка на здоровый образ жизни. |
Физкультминутка (1-2 мин) | Учит беречь свое здоровье (осанка) и здоровье окружающих. | В совместной деятельности мы нашли выходы из трудных ситуаций. А помогла нам в этом дружба.
| Выполнение танцевальных упражнений | Личностные: -установка на здоровый образ жизни. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует самостоятельную, практическую работу Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение) | -Откройте учебник на стр.81. Найдите задания, соответствующие теме нашего урока. (№2) [8] - Кто желает объяснить решение первого примера? Каким приемом желаешь его решить? -Кто желает решить второй пример. А какой прием выбираешь из двух оставшихся? -Третий пример- прием, который остался. (слайд – схемы - опоры) Дополнительное задание (для тех, кто выполнил задание) - вторая строка. Поднимите руку, кто начал решать примеры второй строки. Правильность решения проверю индивидуально. Обратите внимание на осанку. | Самостоятельный выбор приема решения примера с использованием схемы- опоры. Излагают, объясняют учебный материал. | Регулятивные: -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: -Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; -Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность; -Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем; -Формирование уверенности в своих силах, положительные отношения к себе. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; | Создает ситуацию, в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия. | Наступило время вернуться к карточке №3 Найдите все примеры на вычитание с переходом через десяток и решите их в тетради. Не забудьте сделать полную запись выбранного вам приема. А вот количество примеров, которые вам надо решить, они обозначены цифрой на парте. (Индивидуальные возможности ученика) Проверка: Назовите пример с ответом 8,9. Докажите. Какой прием использовали? Молодцы! | -Выбор заданий соответствующего уровня. -Используют приобретенные знания в практической деятельности. -Самооценка. | Регулятивные: -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; -Уметь выполнять работу по предложенному плану, по алгоритму; -Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -Формирование самостоятельности, ответственности. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. | - Так какие же открытия, сделаны нами на уроке? - Выполним задание « Незаконченное предложение» Мне на уроке понравилось ........ Мне показалось трудным........... Я бы хотел ещё.................. Главным своим результатом я считаю......... А сейчас оцените свою работу на уроке. Найдите школу оценки на полях и оцените свою деятельность на уроке. Если наши мнения совпадут, я обведу ваш крестик красным кружком. - Как вы думаете, что будем делать на следующем уроке? Сегодня в классе нет Кости и Степана. Кто из вас желает позвонить им и поделиться своими впечатлениями от урока, поднимите руку? Кто поможет ребятам усвоить тему урока, когда они придут в школу? Ребята![9] Посмотрите, наш класс наполнился светом, счастьем и добром. А это значит: у нас все получилось! И частичку добра нашей души мы дарим вам, уважаемые гости, предоставив право выбора понравившегося цветка добра, которые сделаны руками учеников! | Анализируют свою деятельность | Регулятивные: -Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Список использованной литературы:
-Поурочные планы по учебнику «Математика» 1 класс, часть 2 М.И. Моро;
-Материалы фестиваля «Открытый урок»;
Ссылки на Интернет – источники:
http://borisovna.rusedu.net/category/4998/13993
http://pedsovet.su/load/244-1-0-13305
http://www.audiopoisk.com/artist/barbariki/песня «Дружба»
[1] См. презентацию слайд 2
[3] См. презентацию слайд 2
[4] Опорная схема слайд 3
[5] См. презентацию слайд 4
[6] См. презентацию слайд 5
[7] http://www.audiopoisk.com/artist/barbariki/ Песня «Дружба»
[8] См. презентацию слайд 6
[9] См. презентацию слайд 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"
Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
Конспект урока математики ; класс
"Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...
Технологическая карта урока математики Класс 1
Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...
Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.
Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....
Конспект урока математики Класс: 2
Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...