Конспект урока по математике. Тема "Алгоритм. Блок-схема".
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ
2 класс
(Программа «Школа 2100»).
Тема: «Алгоритм. Блок-схема».
(Урок изучения нового материала).
Задачи:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ:
Формирование:
Знаний (первичных) об алгоритме, и блок-схеме;
Умений составлять и выполнять порядок действий в алгоритме;
Навыков чтения простейших блок-схем заданных алгоритмов.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать умение решать задачи и примеры в несколько действий.
Обогащение и развитие словарного запаса.
Усложнение смысловых функций математической речи.
3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Развивать универсальные общеучебные действия младших школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Бейджик себе и учащимся, интерактивная доска, магнитная доска, проектор, флешкарта. Карточки со словами: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла. Наглядные картинки: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла. Опорные карточки: узнаем, алгоритм, научимся, использовать и составлять алгоритм, блок-схема, применим, математическая и нематематическая, тема. Магниты – 50 штук, двусторонний скотч. Яблоня и яблочки 3 цветов, опорная схема с цветами яблок. Конвертики с блок-схемой и двумя кружками.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Звенит звонок.
-Доброе утро, дети. Меня зовут Ирина Евгеньевна. Я проведу у вас сегодня урок математики.
-Ну, ребятки, чур, молчок.
Начинается урок.
Не простой, не музыкальный
Не весёлый, не печальный.
Всё поймёт лишь тот из вас,
Кто внимательно и тихо
Будет слушать мой рассказ.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Взаимосвязь между действиями, последовательность событий.
-Не далеко, не близко, не высоко, не низко
На горе далёкой стоит дворец высокий.
Слайд 1. «Дом Василисы».
- И живёт в том дворце Василиса.
Да не просто Василиса, а Василиса - Премудрая. Любила Василиса различные задания выполнять. И была у неё для этого книга Мудрости.
Слайд 2. «Книга Мудрости»- сказка «Колобок».
-Рассмотрите картинки в книге и назовите, из какой они сказки.
-Установи последовательность событий. Расположи картинки по порядку.
(1 ученик у доски называет и показывает, не касаясь доски, а по ходу ответа – щелчок 4 раза).
Слайд 3. «Книга Мудрости»- сказка «Репка».
(аналогично)
-Почему вы расположили картинки именно так?
+Такой порядок задан в сказке.
Слайд 4. «Слово по слогам».
-Попробуйте составить слово, расставив по порядку заданные слоги.
(2-3 называют, не прикасаясь)
Щелчок.
-Почему вы расположили слоги именно так?
+Слово должно получиться на 3 картинке.
+Смысл был бы нарушен.
-Многие события в нашей жизни связаны и происходят последовательно, по порядку.
3. Постановка целей урока.
-Ребята, а где вы встречали это слово?
1. +Мы изучали его на уроке информатики.
-Кто может объяснить, что означает это слово?
+Слово мы слышали. Но не знаем, что оно означает.
-Попробуйте предположить, что вы узнаете сегодня на уроке.
+Мы узнаем, что означает слово АЛГОРИТМ. Как этот термин связан с
математикой.
-Тема нашего урока:
+Алгоритм. Блок-схема.
(Креплю на доску слово АЛГОРИТМ к слову УЗНАЕМ).
2. +Это слово мы знаем.
+Мы изучали его на уроке информатики.
-Кто может объяснить, что означает это слово?
+Алгоритм – это порядок действий.
-Как вы считаете, чему мы будем учиться на этом уроке математики?
+Мы узнаем, что означает слово АЛГОРИТМ. Как этот термин связан с
математикой. Чем отличается математический алгоритм от тех
алгоритмов, с которыми вы уже встречались на уроках информатики.
-Тема нашего урока:
+Алгоритм. Блок-схема. (Открываю).
(Креплю на доску слово АЛГОРИТМ к слову УЗНАЕМ).
-Встречалось ли вам слово БЛОК-СХЕМА?
-Что оно обозначат?
-Сегодня на уроке вы узнаете, что обозначает этот термин.
(Креплю на доску слово БЛОК - СХЕМА к слову УЗНАЕМ).
3. Введение в тему.
-Налетел тут ветер, тучи грозные собрались. То Кощей Василису решил похитить. Обернул её голубкою и унёс в свой темный замок.
-Ребята, вспомните сказку, а можно ли Кощея победить, и Василису освободить?
+Можно. Чтобы Кощея победить, надо найти дуб, на дубе – ларец, в ларце будет заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – игла. Это – смерть Кощеева.
( На доске по ходу ответов детей открываю опорные карточки с порядком действий).
-Чтобы достичь цели – победить Кощея, мы должны действовать по заданному плану.
-Ребята, а можно ли переставить или вообще убрать какой-либо пункт плана? Например, мы не будем ловить утку.
+ Нет, переставлять нельзя. Если мы не будем ловить утку, то не достанем яйцо.
+В сказке смысл изменится.
+Мы не сможем победить Кощея.
-А как вы думаете, важно ли планировать свои действия и действовать точно по плану?
-Обоснуйте свой ответ.
+План, порядок действий нужен и важен для достижения цели.
-Предположите, чему вы можете научиться на этом уроке?
+ Мы будем учиться выполнять действия по порядку, пользоваться алгоритмом.
+Может, будем составлять свой алгоритм.
(Креплю на доску к слову НАУЧИМСЯ – слова ИСПОЛЬЗОВАТЬ И СОСТАВЛЯТЬ АЛГОРИТМ.)
3. «Открытие» нового знания.
1) Знакомство с понятием АЛГОРИТМ, БЛОК-СХЕМА.
Слайд 5. «Болото с кочками».
-Чтобы добраться до дуба, тебе надо пройти через болото по кочкам.
-Кто отважится?
-Ребята, помогайте своему товарищу. Откройте учебник на стр.66, найдите №1 с похожим заданием и записывайте результаты в кружочки.
( Мальчик считает устно. По ходу ответов делаю 4 щелчка).
+40:4=10 *3=30 : 5=6 *10 =60
-Расскажите, какие действия выполнил …, чтобы добраться до дуба.
+Он сначала 40: 4, потом результат *3, потом : 5 и *10.
(По ходу рассказа показываю порядок действий на блок-схеме со стр. 66)
-Можем ли мы сказать, что … действовал по порядку?
-Порядок этих действий можно записать так.
(Показываю блок-схему).
-Покажите начало действий.
-Покажите конец действий.
-Такой рисунок называют БЛОК-СХЕМА алгоритма.
(Вывешиваю карточку с термином около слов НАУЧИМСЯ).
-Важен ли был для ... порядок его действий? Почему?
+Чтобы получить правильный ответ.
-Вот мы и добрались до дуба.
Отмечаю картинкой дуба на схеме 1.
2) Работа с текстом учебника.
-Вы сами уже определили понятие алгоритма, прочитаем, как об этом написано в учебнике.
-Найдите правило на странице 66. Оно отмечено зелёным значком. Читаем правило.
-Что же такое АЛГОРИТМ?
-Покажите блок-схему алгоритма.
-Вот и до сундука добрались.
Отмечаю картинкой сундука на схеме 1.
Слайд 6. «Заяц».
(Сундук падает, открывается. Из него выбегает заяц.)
4. Динамическая пауза.
-Долгой была наша дорога. Пора отдохнуть.
?
-А теперь, скорее, за зайцем!
5. Первичное закрепление.
1) Решение примеров по алгоритму, заданному блок-схемой.
Слайд 7. «№2-1»
-Для этого выполним действия по алгоритму, заданному блок-схемой.
-Ребята, найдите №2 записывайте свой результат в таблицу учебника.
(По одному с места. По ходу ответов - 4 щелчка).
(Итог работы).
Слайд 8. «№2-2»
-По второй блок-схеме попробуйте пройти самостоятельно, работайте в парах, обсуждайте порядок выполнения работы.
-Кому нужна моя помощь?
(Индивидуальная помощь).
- Прочитайте получившиеся результаты.
(2-3 человека)
+5, 25, 45, 65.
Щелчок.
Приготовьте простой карандаш. Исправьте допущенные ошибки.
-Кто допустил ошибку? С каким числом? Порассуждай, сам.
Слайд 9. «Утка».
(Заяц исчезает. На её месте появляется утка.)
-Вот ещё одно действие нами выполнено.
Отмечаю картинкой на схеме 1.
2) Деление алгоритмов на математические и нематематические.
-Скорее за уткой!
Слайд 10. «Две блок-схемы».
-Ребята, что вы видите на слайде?
+Это блок-схемы.
-Попробуйте определить, какая из них – математическая, а какая – нематематическая.
(Креплю слова МАТЕМАТИЧЕСКАЯ и НЕМАТЕМАТИЧЕСКАЯ около слова АЛГОРИТМ).
-Почему вы так решили?
+Математические алгоритмы отражают математические операции.
(Заранее раздаю листочки с блок-схемами по одной на парты детям.)
-Внимательно посмотрите на своё рабочее место. У вас на партах лежит конвертик. В нём блок – схема алгоритма на листке и два кружка – зелёный и красный.
-Сейчас зазвучит музыка. Вы должны прочитать порядок действий в своём алгоритме и определить, какая у вас схема по содержанию - математическая или нематематическая. Если математическая - поднимите зелёное кружок, если – нет - красный кружок.
Звучит музыка. Дети поднимают.
(1 и 3 – красные, 2 – зелёные).
-Назовите свой алгоритм.
-Почему ты поднял красный кружок?
+Как собрать портфель. Это нематематический алгоритм.
(Аналогично 2 и 3 ряды). Итог.
-Часто ли в нашей жизни мы можем встретить алгоритм, порядок действий?
+Ежедневно по несколько раз мы выполняем действия алгоритма.
Слайд 11. «Яйцо».
-Вот и третье действие нами выполнено.
Отмечаю картинкой на схеме 1.
2) Решение примера в несколько действий.
-Какая неудача! Утка уронила яйцо в воду. Кто же нам поможет его достать?
+Щука.
Слайд 12.
-Щука поможет нам, если вы справитесь с решением примера.
(На обычной доске – пример).
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
-Кто хочет поработать у доски?
(1 решает у доски. Все записывают пример в тетрадь).
-Можем ли мы применить алгоритм при решении примера?
+ Да. Мы обозначим порядок действий.
-Выполни по действиям, записывая каждое действие отдельно.
-Важен ли при решении примера порядок действий?
+Да. Если мы изменим, порядок действий, у нас получится неверный ответ.
-Как мы применили алгоритм в решении примера?
+ Когда мы решали пример, мы выполняли действия по порядку.
(Ставлю опорное слово РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ около ПРИМЕНИМ).
-Какой алгоритм вы использовали при решении примера?
+Мы использовали математический алгоритм.
Щелчок. «Щука».
(Достаю яйцо-муляж, в нём игла-шпажка).
-Спасибо, щука. Яйцо мы достали.
Отмечаю картинкой яйца на схеме 1.
4) Решение задачи.
-Осталось самое трудное задание – достать иглу. А это – задача.
Найдите задачу №4 под буквой а.
Щелчок.
-С чего начнём работу?
+Надо причитать условие задачи.
Щелчок.
(На доске появляются части блок-схемы).
-Прочитайте условие задачи.
- Чтобы решить задачу, нужно хорошенько представить себе эту жизненную ситуацию. О чём эта задача?
+ О деревьях.
-Какой следующий этап?
+Выделим главные слова для записи условия.
Щелчок.
Как вы предложите записать условие задачи?
(1 у доски, все в тетради).
-Ребята, а вы записывайте условие в тетрадь.
-Главные слова выделены. Какой этап работы будет следующим?
+Заполним условие.
-Повторите вопрос задачи.
Щелчок.
(Блок-схема).
-Условие записано. Что же дальше?
+Решение задачи.
Щелчок.
(Блок-схема).
-10+10*3+(10*3+15)=85 (деревьев)
-Итак, работу над задачей мы закончили?
+Ещё надо записать ответ.
Щелчок.
(Блок-схема).
-Прочитайте вопрос.
-Какой будет ответ?
-Внимательно рассмотрите полученную запись. Что у вас получилось?
+Получилась блок-схема алгоритма решения задачи.
-Какой алгоритм вы использовали при решении задачи?
(Ставлю опорное слово РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ около ПРИМЕНИМ).
+Мы использовали математический алгоритм.
- Алгоритм решения задачи останется вам на память в буклете нашего урока, чтобы помочь вам в рассуждении.
(Показ буклета).
-Пройден последний этап нашего урока.
(Креплю яйцо).
-Вот цель нашего сказочного путешествия – игла.
(Показываю иглу – шпажку, ломаем).
Слайд 13. «Появление Василисы».
7. Итог урока. Рефлексия деятельности.
1) Итог урока.
-Как хорошо, что в мире есть вопросы и задачи!
Как хорошо, что можно их решать!
Пытливый ум, находчивость, смекалка
Тебе помогут знанья открывать!
-Что нового вы для себя сегодня открыли?
(С опорой на схему).
ТЕМА : АЛГОРИТМ. БЛОК-СХЕМА.
УЗНАЕМ: АЛГОРИТМ, БЛОК-СХЕМА
математический нематематический
НАУЧИМСЯ: составлять, читать блок-схемы алгоритма
ПРИМЕНИМ: решение задач, решение примеров
АЛГОРИТМ
+Мы узнали, что такое математический алгоритм.
+А я узнал, что алгоритмы могут быть математические и нематематические.
+Мы научились читать и составлять блок-схемы алгоритмов.
+Мы применяли алгоритмы при решении примеров и задач.
2) Рефлексия деятельности.
-Вы помогли сегодня Василисе, и она приглашает вас в свой сад, где растёт чудо-яблонька. А под ней - яблочки.
(Открываю доску с яблоней, яблоками и опорной схемой).
-Красное, жёлтое и зелёное.
Если вы считаете, что урок прошел для вас недаром, вы хорошо поняли материал – прикрепите красное яблочко.
Если не всё пока удавалось – что-то не получалось – жёлтое.
Если было сложно, не всё понятно – зелёное, надо немножко созреть.
(Дети крепят по ряду под музыку на скотч).
5)Выводы и обобщение.
-Посмотрите на нашу яблоньку. Если у вас жёлтое или зелёное яблочко – ничего страшного, ведь вы ещё продолжите работу по этой теме на следующих уроках.
-Спасибо всем.
-В благодарность за сегодняшний труд я хочу вам буклеты. Пусть они напоминают вам о нашей совместной работе. В них содержится материал для домашней работы по теме «Алгоритм».
Спасибо за вшу помощь. Всего вам самого хорошего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...