Умножение многозначного числа на трёхзначное
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Тимонькина Наталья Александровна

 

Данный урок является первым уроком в изучении темы «Умножение многозначного числа на трёхзначное число.

Обучение ведётся на основе технологии деятельностного подхода, способствующего формированию у детей познавательных интересов, коммуникативных и деятельностных способностей, глубоких и прочных знаний, личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_na_tryohznachnoe_chislo_3_klass.rar78.58 КБ

Предварительный просмотр:

Время

Содержание деятельности.

Этапы урока.

Предполагаемы е результаты

Организационные формы

Методы

Действия учителя

Действия ученика

1 минута

1.Эмоциональный

 настрой на предстоящую деятельность.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Определение содержательных рамок урока.

Фронтальная

Словесный

Говорит

Слушают

6 минут

2. Актуализация знаний

1)Повторят алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число и на круглое число.

2) Повторят понятие двузначного, трёхзначного числа и запись двузначного и трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Фронтальная, индивидуаль-ная

Метод упражнений

Само-контроль по эталону

Задаёт вопросы

Выслушивает ответы

Отвечают

3 минуты

3. Постановка учебной задачи.

1. Выявят место и причины затруднения.

2. Формулируют темы и цели урока.

Фронтальная

Беседа

Задаёт вопросы

Отвечают

8 минут

4. Исследовательская работа.

Предъявление моделей примеров.

1. Построят с новый способ действия.

2. Сформулируют алгоритм умножения на трёхзначное число.

Фронтальная, групповая

Исследова-тельский метод

Задаёт вопросы

Выслушивает ответы

Отвечают

Обсуждают в группах.

Сверяют свои выводы с текстом учебника.

7

минут

Первичное закрепление.

1. Зафиксируют новый алгоритм в речи.

2. Усвоят новый способ действий.

Парная

Метод практичес-кой тренировки

Следит за работой учеников

Объясняют друг другу решение, используя алгоритм

5  минут

Самостоятельная работа

1.Закрепят новый способ действия.

Самостоятель-ная работа

Методы письмен-ного контроля.

Метод самоконтроля.

Следит за работой учеников

Выполня-ют работу. Проверяют по эталону.

8 минут

Включение в систему знаний.

1 .

Включат новое знание в систему знаний.

2. Закрепят и повторят изученный ранее материал

Фронтальная

Самостоятель-ная работа

Метод упражнений

Взаимоконтроль

Взаимооце-нивание

Задаёт уточняю-щие вопросы.

Контролирует деятель-ность учеников

Рассмар-тивают слайд.

Составляя-ют задачу.

Проверяют и оценива-ют работу соседа

3 минуты

Обсуждение домашнего задания.

Зафиксируют затруднения как направления для домашней работы

Фронтальная

Беседа

Предлага-ет задания для домашней работы

Выбирают задания для домашней работы

2

минуты

Рефлексия деятельности

1. Фиксируют новое содержание, изученное на уроке.

2. Оценивают результаты деятельности.

Фронтальная

Беседа

Задаёт уточняю-щие вопросы

Анализируют свою деятельность на уроке

43 минуты + 2 мин физминутка

Тема урока: «Умножение на трехзначное число»

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели урока:

1. Формирование способности к умножению многозначного числа на трёхзначное.

2. Развитие словесно-логического мышления через постановку проблемных вопросов.  

3. Воспитание нравственных качеств путём организации взаимопомощи, обсуждения ситуаций.

Задачи:

  1. Провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное.
  2. Составить алгоритм умножения на трёхзначное число.
  3. Повторить изученные приёмы умножения, задачи разных типов.

Ход урока.

1.Эмоциональный  настрой на предстоящую деятельность.

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке доказать, что это действительно так.  Удачи! В добрый путь за знаниями.

2. Актуализация знаний

а) – Семья на рынке купила 12 кг картофеля по цене 26 руб. за кг. С 1000 рублей продавец дал сдачи 788 руб.  Давайте перепроверим, правильно ли продавец дал сдачи покупателям???

26*12=312(руб.) – стоимость покупки

1000-312=688 (руб.) - сдача

788-688=100 (руб.) - продавец передал 100 рублей

-Ну и как поступить с этими лишними деньгами?

     (Нужно вернуть лишние  деньги, ведь на чужом несчастье счастья не обретёшь)

- Какие умения нам помогли найти ошибку? (Умение решать задачи, знание формулы стоимости, вычитание чисел, умножение на двузначное число)

- Где мог допустить ошибку продавец? (Возможно, при умножении  на двузначное число)

- Объясните, 2 способа как вы вычислить стоимость покупки? (Умножение в столбик, в виде умножения суммы на число. 26*(10+2) = 26*10+26*2.  Умножение выполняется на доске с проговариванием).

- Какое знание помогло вычислить стоимость покупки? (Знание алгоритма  умножения на двузначное число)

б) - используя алгоритм, вычислите произведение чисел.  

        218*72 = (15696 )

- Как надо записать пример? (столбиком, единицы под единицами, десятки под десятками)

- Проверим решение. (Слайд 1)

в)  218*720= (156960)

- Проверим решение. (Слайд 1)

- Чем похожи (отличаются) примеры? (второй множитель круглое число)

- Как выполнить такое умножение ? (умножаем как на двузначное не обращая внимание на нули)  

г)  218 * 372 = 81096

- Можем ли мы решить данный пример?

3. Постановка учебной задачи.

– Ребята, почему возникло затруднение? (не выполняли умножение на трёхзначное число)

- Но ведь в примере 218 х 720 умножали именно на трёхзначное число? (В этом примере умножали на круглое число, используя алгоритм умножения на двузначное число)

- Что же надо сделать, чтобы решить данный пример? (составить алгоритм умножения на трёхзначное число)

- Какую цель поставим перед собой? (составить алгоритм умножения на трёхзначное число)

Цель: Составить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное, поупражняться в решении примеров с использованием этого алгоритма.

- Какая у нас будет тема урока?(умножение на трёхзначное число)

Тема урока: Умножение на трёхзначное число. 

Физминутка.

4. Исследовательская работа. Предъявление моделей примеров.

- Можем ли мы воспользоваться схемой умножения на двузначное  число? (Да, если добавим в неё разряд сотен). (Слайд 2)

Работа в группах.

а) - Добавьте к имеющейся схеме разряд сотен и дополните алгоритм умножения многозначного числа. (Дети дорисовывают схему и дополняют алгоритм)

б) – Что же у вас получилось? Давайте, сверим с тем, что получилось у меня. (Слайд 3)

(Дети сверяют схемы со слайдом)

- Как будем умножать на трёхзначное число? (Умножить сначала на единицы, потом на десятки, затем на сотни. Результаты сложить)

- Что надо помнить при записи результатов? (Число десятков сдвигается на 1 разряд влево, а число сотен на 2 разряда)

в) Откройте учебник на с. 37. Прочитайте правило в ученике. Есть ли между правилом в учебнике и нашим разница? (Нет)

- Можем мы теперь решить пример 218*372? (Да)

- Выполняем умножение на доске и в тетрадях с проговориванием.

г) Добились мы поставленной цели? (Да. Мы составили алгоритм)

- Что ещё необходимо сделать? (Потренироваться в решении таких примеров)

5. Первичное закрепление. Работа в парах. (Комментируют друг другу решение по вариантам. )

а) Решает задачу 1 вариант.

В одной упаковке 248 ластиков. Ск. ластиков в 536 упаковках?

- Проверьте решение на странице 37 № 2.

Можно ли определить по записи, сколько ластиков в 6 упаковках, в 30-ти, в 500 упаковках?

б) Решает задачу 2 вариант.

Завод за один день выпускает 485 автомобилей. Сколько автомобилей он выпустит за один год?

(Если возникнет вопрос о количестве дней, то берётся количество 365 дней)

- Проверьте решение задачи на с.38 № 3.

- Какой вопрос можно задать ещё? (Ск. автомобилей выпускает завод в високосный год?)

в) Самооценка.

- У кого получились правильные ответы, поставьте себе +

6. Самостоятельная работа.

а)- Молодцы, хорошо поработали. Настало время самостоятельной работы. На с. 38 № 4 решите первый столбик. (2 ученика работают с другой стороны доски)

б) – Проверьте свою работу и работу товарищей у доски.  (Работающие у доски оценивают свою работу.)

- Кто выполнил работу без ошибок, поставьте +. Допущенные ошибки исправьте.

в) – У кого были трудности? С чем это связано? Не расстраивайтесь, у вас будет возможность поупражняться в решении таких примеров!

7. Включение в систему знаний.

 - Где мы ещё можем использовать полученные знания? (При решении задач и уравнений)

а) – Листая энциклопедию о птицах, я нашла интересную информацию об орле- карлике. Рассмотрите слайд и расскажите, что я узнала. (Слайд 4)

- Как вы думаете, чем питается орёл – карлик?

б) Из имеющейся информации составьте задачу.

Орёл-карлик – самый маленький из всех видов орлов. Два орла-карлика весит 1750 граммов. Сколько весят 123 таких орлов?

- Как называется такой тип задач? (Приведение к единице)

в) Запишем условие задачи.

2 орла – 1750 г

123 орла - ? г

г) Решают задачу самостоятельно.

д) Взаимопроверка по эталону. (Слайд 5)

е) Оцените работу товарища знаком + или -.

ё) В чём испытали затруднение?

8. Обсуждение домашнего задания.

а)  - На с. 38 прочитайте задание № 5. Что надо сделать? Какое умение  отрабатывается в этом задании?  

- Я предлагаю вам не только ответить на вопрос кто это, но и найти информацию о нём.

б) Для отработки умения решать составные уравнения и задачи на движение предлагаю выполнить одно из заданий № 6 (а) с. 38, № 8 (а)

9. Рефлексия деятельности.

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Смогли ли достичь поставленных целей?

- Вернёмся к словам Жана Жака Руссо. Можем мы сказать, что вы – талантливые дети?

- Я думаю, что да! Вы много и хорошо работали, ставили цели и достигали их.

- Довольны ли вы своим результатом на этом уроке? (С помощью сигнала оценивают свою деятельность)

- Спасибо вам за урок!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на трёхзначное"

Урок направлен на формирование умения самостоятельно выводить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное;систематизацию знаний детей об умножении многозначных чисел;развитие познавательных ...

Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на трёхзначное"

Формирование  умений и навыков письменных вычислений через умножение многозначного числа на однозначное. двузначное, трёхзначное...

Открытый урок математики в 4 классе («Школа России» М.И. Моро) Тема: Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.

Методическая разработка урока (в соответствии с требованиями ФГОС) Тема урока: письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.Класс: 4УМК: «Школа России» М.И. МороТип урока: ...

Контрольная работа по теме "Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное", 4 класс

2 варианта контрольной работы по теме "Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное", 4 класс, "Школа России"...

Урок математики в 4 классе: "Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное"

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Урок изучения нового материала с применением приема ТРКМ (Знаю. Хочу знать. Узнал)...