Рабочая программа по предмету "Математика и конструирование" 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Рабочая учебная программа к учебному курсу по предмету « Математика и конструирование» для 3 класса (авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина) ориентирована на программу общеобразовательных учреждений, одобренную Федеральным экспертным советом МО РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_konstruirovani1.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по предмету « Математика и конструирование» для 3 класса (авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина) ориентирована на программу общеобразовательных учреждений, одобренную Федеральным экспертным советом МО РФ.
В соответствии с Учебным планом на освоение программного материала выделяется 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю).
Для реализации рабочей учебной программы используется учебно-методический комплект: 1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Ч. 1. Математика и конструирование / С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина.- М.:Просвещение, 2000.; 2. Методичекое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы / С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина.- М.:Просвещение, 2007.; Пособие для учащихся образовательных учреждений «Математика и конструирование»/ С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина.- М.:Просвещение, 2010.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику и трудовое обучение.
Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Цели и задачи курса “Математика и конструирование”
Цель:
- формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности.
Задачи:
- Формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;
- обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.
- становление элементов учебной самостоятельности;
- развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях;
- развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;
- воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу.
- воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.
Основными методами обучения:
- частично – поисковый;
- исследовательский;
- деятельностно – творческий;
- наблюдения;
- наглядности.
Практические работы
1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника
2. Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущий многоугольник”).
3. Изготовление по чертежу аппликации “Домик”
4. Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”
5. Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”
6. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.
7. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей
8. Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку
Основные положения предлагаемого курса “Математика и конструирование”:
- преемственность с традиционным построением начального курса математики, особенно с его арифметической линией, содержание и структура которой обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи, знакомство с величинами и их измерением.
- существенное усиление геометрического содержания начального курса математики, реализуемого в виде практической геометрии и обеспечивающего расширение геометрических представлений и знаний учащихся, развитие их пространственного воображения и логического мышления;
- значительное усиление графической линии курса, обеспечивающей формирование умений понимать и читать чертеж, устанавливать смысловые связи между его элементами, соотносить деталь и ее изображение на чертеже, умение вносить в чертеж необходимые изменения и реализовывать их в конструируемом объекте (развивающие игры Никитиных: “Сложи узор”, “Кубики для всех”, “Кирпичики”);
- целенаправленное развитие познавательных процессов: внимания, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений
Виды треугольников по сторонам
Виды треугольников по углам
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений
Треугольная правильная пирамида
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей
Свойства диагоналей квадрата
Площадь. Единицы площади
Деление окружности на 2,4,8 равных частей
Деление окружности на 3,6,12 равных частей
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений
Вписанный в окружность треугольник
Конструирование
Изготовление моделей треугольников различных видов
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами
Изготовление геометрической игрушки
Изготовление по чертежам аппликаций
Изготовление композиций, модели часов
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм»
Изготовление изделий способом оригами
Техническое моделирование и конструирование
Работа с набором «Конструктор»
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
учащихся к концу 3 класса.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
- термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
- элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
- названия простейших многоугольников;
- названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
- свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
- виды треугольников;
- термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
- единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;
- термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
- способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
- единицы измерения площади;
уметь:
- изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
- использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
- находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
- находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
- прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
- внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
Календарно – тематическое планирование
по предмету «Математика и конструирование»
34 часа (1 час в неделю)
№ занятия | Дата провед. План/факт | Тема |
1 2 | Повторение пройденного. Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники. | |
3 | Треугольник. Виды треугольника по сторонам: равносторонний и разносторонний, равнобедренный | |
4 | Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками | |
5 | Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Соотношение между сторонами треугольниками | |
6 | Конструирование фигур из треугольников | |
7 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный | |
8 | Представление о развертке правильной треугольной пирамиды | |
9 | Практическая работа № 1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника | |
10 | 15.11.2011 | Практическая работа № 2 Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущий многоугольник”). |
11 | Периметр многоугольника(квадрат) | |
12 | Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей | |
13 | Вычерчивание прямоугольника (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | |
14 | Практическая работа № 3 Изготовление по чертежу аппликации “Домик” | |
15 | Закрепление пройденного | |
16 | Практическая работа № 4 Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер” | |
17 | Практическая работа № 5 Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море” | |
18 | Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площадей. Площадь прямоугольника | |
19 | Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника | |
20 | Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей. | |
21 | Практическая работа № 6 Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей. | |
22 | Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей | |
23 | Практическая работа № 7 Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей | |
24 | Взаимное расположение окружностей на плоскости | |
25 | Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений | |
26 | Взаимное расположение фигур на плоскости | |
27 | Практическая работа № 8 Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку | |
28 | Изготовление набора для геометрической игры “Танграм”.См.Приложение 1 | |
29 | Изготовление из бумаги изделия способом оригами. См.Приложение 2 | |
30 | Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройства, использование | |
31 32 | Изготовление из модели действующего подъёмного крана. См.Приложение3 | |
33 34 | Изготовление модели действующего транспортера. См. Приложение3 | |
Литература:
- Программа. Математика и конструирование (С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина), Москва, Просвещение, 2001.
- Математика и конструирование.: Пособия для учащихся 3 класса начальной школы С.И.Волкова. :Просвещение, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...