Урок математики по теме "Задачи на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Печерская Людмила Анатольевна

Данный урок проводится в форме аукциона. Предназначен для учаащихся 4 класса, обучающихся по учебно-методическому комплекту "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-аукцион

 по математике 4  класс

(УМК «Гармония»)

       

Учитель начальных классов

Печерская Людмила Анатольевна

2011 г.

Тема урока:    «Решение задач на движение»

Цели и задачи урока: 

  1. Актуализировать навыки при решении задач на движение
  2. Дать возможность учащимся оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний
  3. Показать практическое применение знаний

Структура урока:

  1. Приветствие
  2. Подготовка к аукциону
  3. «Продажа предметов»
  4. Музыкальная пауза
  5.  Продолжение «продажи»
  6. Финал аукциона
  7. Подведение итогов

Оборудование:  учебник «Математика» автор: Истомина Н.Б., мультимедийное оборудование, таблицы, жетоны, карточки, предметы для аукциона.

Ход урока:

І. Приветствие. (Слайд 2)

- Ребята, сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – «аукцион знаний». А что такое «аукцион»? (Это публичная продажа товаров) Вы, наверное, знаете, какой существует неотъемлемый атрибут аукциона? (гонг)

- «Товар» на аукционе – это «лот». Товаром на уроке сегодня будут задачи на движение, различные по сложности. Чтобы «купить» лот - нужны ваши знания.  На продажу    выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда (группа) в обмен на знания.

- Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

ІІ. Подготовка к аукциону. (Слайд 3)

- Прежде чем прозвучит гонг – каждая команда – участница должна «внести» залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе. Время ограничено! (Звучит удар гонга)

(Устная работа)

1. Ваня и Вова решили отправиться на прогулку. Ваня шёл со скоростью 6 км/ч, а Вова со скоростью 100 м/мин. Кто из них шёл быстрее? (Мальчики шли с одинаковой скоростью, так как если перевести в одинаковые единицы, то 6 км/ч = 100 м/мин)

2. Оля и Света вышли одновременно по направлению к школе. Оля шла со скоростью 40 м/мин, а Света со скоростью 50 м/ мин. Какое расстояние будет между ними через 5 минут? (За 1 минуту между ними расстояние 10 метров, а за 5 минут – 50 метров)

3. Коля ехал на машине к бабушке по шоссе  90 минут, а обратно по просёлочной дороге 1 час 30 минут. Предположите, когда скорость была больше – на пути к бабушке или обратно? Почему? (Рассуждение детей: время было затрачено одинаковое, так как 90 мин =1ч 30мин. Если расстояние по шоссе было длиннее, чем по просёлочной дороге, то скорость могла быть одинаковой. Если расстояние по шоссе и по просёлочной дороге одинаковое, то скорость была различной.)

Подведение итогов  (Слайд 4)

ІІІ. «Продажа предметов» (Решение задач на движение)

(Работа по группам)

- Первый лот – начальная цена 10 баллов. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

На доске табло:    

                                      1 команда                             2 команда                           3 команда

ЛОТ № 1 Интересный экспонат. (Слайд 5)

Каждая команда задачу: Расстояние между пунктами А и В 70 км. Велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч, а пешеход со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

Рассуждения детей: (В условии не дано направление движения)

-  Предположим, что пешеход и велосипедист двигались навстречу друг другу. (Слайд 6).

(Задача решается с подробным объяснением каждого действия)

  1) 5+15=20(км/ч)

2) 20 · 3=60(км)

3)70-60=10(км)

- А можно ли решить задачу другим способом?

                                                                         1) 15·3=45(км)

2 )5 · 3=15(км)

    3) 45+15=60(км)

 4)70-60=10(км)

- Предположим, что велосипедист и пешеход двигались в одном направлении. Велосипедист из пункта А, а пешеход из пункта Б. (Слайд 7).

- (одновременно с рассуждением детей на слайде появляется решение каждого действия)

  1. 15×3=45 (км)
  2.  5×3=15 (км)
  3.  70-15=55 (км)

                                                                       4)    55+45=100 (км)

- Подумайте, как ещё могли двигаться велосипедист и пешеход?

- Верно, они могли двигаться в противоположном направлении. (Слайд 8).

(Решение задачи)

  1. 15×3=45 (км)
  2.  5×3=15 (км)
  3.  45+15=60 (км)

                                                                       4)    60+70=130 (км)

- Может быть ещё какой-то вариант движния?

- Да, они могли двигаться в одном направлении, только в другую сторону. Пешеход из пункта Б, велосипедист из пункта А. (Слайд 9).

(Решение задачи)

  1. 15×3=45 (км)
  2.  5×3=15 (км)
  3.  70-45=25 (км)
  4.  25+15=60 (км)

- Молодцы, вы справились с решением задачи очень хорошо! Пришло время отдохнуть!

ІV. Музыкальная пауза. (Слайд 10).

- Теперь подведём итоги. (Слайд 11.)

V. Продолжение «продажи».

ЛОТ № 2. Эксклюзивный экспонат. (Слайд 12)

Учитель читает задачу: Из одной деревни вышли две группы туристов. Одна группа отправилась на восток и шла со скоростью 4км/ч, а другая группа – на юг и шла со скоростью 3 км/ч. Обозначим на карте маршрут их движения. (Слайд 13-14). Масштаб карты 1см:1 км. Пройдя 2 км, каждая группа туристов разбила лагерь. После этого туристы продолжили путь: первая группа направилась на юг со скоростью 3 км/ч, а другая на восток со скоростью 4 км/ч. Пройдя расстояние  2 км, встретятся ли туристы? (на слайде показано движение туристов и место их встречи).

1) 2·4 =8 (км)

2) 2·3=6 (км)

3) 2·3=6(км)

4) 2·4=8(км)

Ответ: встретятся.

- Подведём итоги «продажи». (Слайд 15)

ЛОТ №3. Экспонат с неизвестным. (Слайд 16-17)

Каждая группа получает задание на карточке:

Из двух пунктов, расстояние между которыми 390 км, одновременно навстречу друг другу выехали грузовой автомобиль и автобус. Скорость автомобиля – 70 км/ч, Через 3 часа они встретились. Узнайте скорость автобуса. Составьте уравнение.

Решение: Х•3+70•3=390

                 (70+Х)•3=390

                70+X =390:3

             70+X=130

             X=130-70

              X=60(км/ч)

(Подведение итогов)(Слайд 18)

ЛОТ № 4. Экспонат с транспортными средствами. (Слайд 19-20).

- На слайде даны скорости различных видов транспорта. Составьте задачу – это задание каждой команде. (Команды предлагают свою задачу. Идёт обсуждение. Подводятся итоги продажи этого лота)

VІ. Финал аукциона. ( Подсчитываются очки каждой команды)

VІІ. Итоги. Рефлексия.

VІІІ. Домашнее задание: Составить 2 задачи на движение и решить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение задач на движение"

Тема: Решения задач на движение.Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.Задачи:Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значи...

Урок математики в 4 класс" Движение в догонку"

Данна презентация выполнена к уроку математики в 4 классе по учебнику Л.Г. Петерсон...

Урок математики. Решение задач на движение. Презентация.

Тема. Решение задач на движение в противоположных направлениях.Цели: ·        познакомить учащихся с новым видом задач на движение в противоположных направлениях;·...

Разработка урока математики "Решение задач на движение"

Разработка урока с использованием технологии модульного обучения....

Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"

Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"...

Урок математики "Решение задач на движение" (технологическая карта)

На уроке закрепляется умение решать задач на движение, используется проблемная технология, работа с текстом и т.п....