Урок математики "Решение задач на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Тема: Решения задач на движение.
Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.
Задачи:
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значимость полученных знаний по теме.
- Развивать умение решение задач на движение и составление обратных задач
- Тренировать вычислительные навыки
- Формировать умение применять формулы для решения задач на движение, способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности
- Способствовать умению работы в группе и самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Уметь применять полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение задач на движение | 11.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайцева С. А.
Тема: Решения задач на движение.
Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.
Задачи:
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значимость полученных знаний по теме.
- Развивать умение решение задач на движение и составление обратных задач
- Тренировать вычислительные навыки
- Формировать умение применять формулы для решения задач на движение, способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности
- Способствовать умению работы в группе и самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Уметь применять полученные знания на практике.
Ход урока:
I этап: Организационный момент.
Математику, друзья,
не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
II этап: Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску. Между какими величинами можно установить взаимосвязь? (это возможно только со v, t, s) S v t V s
- Дайте определение v, t, s . (скорость это - .., время это -.., расстояние - это…) В каких единицах измеряем данные величины? скорость время расстояние
- Установите всевозможные взаимосвязи между данными величинами. (чтобы найти расстояние, надо …) s = v * t v= s : t t = s : v
- Работа в группе. Вспомните, какими правилами мы пользуемся при работе в группе. (Слушай внимательно, говорит только один, говорит по существу, уважай говорящего)
- Сейчас вам дается 2 минуты, чтобы вы выполнили задание, написанное на карточке № 1 (начертите схему)
- Проверим. 1-я группа (это задачи на движение в противоположных направлениях, в данных задачах объекты будут удаляться друг от друга за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v)
- 2-я группа (это задачи на встречное движение, в данных задачах объекты будут сближаться друг от другом за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v)
- 3- я группа. (это задачи на движение вдогонку в данных задачах объекты будут сближаться друг от другом за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v)
III этап: Целеполагание.
- Какова цель урока? (научиться решать задачи на движение)
Тренажер
v = 2 км/ч t = 6 ч s - ? | s = 12 км v = 3 км/ч t - ? | s = 2 м t = 2 мин v - ? | v = 10м/мин t = 8 мин s - ? |
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? | s = 8 км t = 2 ч v - ? | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 12 м t = 6 ч v - ? |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? | s = 60 см v = 15 см/с t - ? | s = 90 км t = 6 ч v - ? |
v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? | s = 70 км v = 14 км/ч t - ? | v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 60 км t = 12 мин v - ? |
Самопроверка | |||
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? 18 км | s = 8 км t = 2 ч v - ? 4 км\ч | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? 80 км | s = 12 м t = 6 ч v - ? 2 м\ч |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? 60 км | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? 90 м | s = 60 см v = 15 см/с t - ? 4 с | s = 90 км t = 9 ч v - ? 10 км\ч |
v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? 80 м | s = 70 км v = 14 км/ч t - ? 5 ч | v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? 100 км | s = 60 км t = 12 мин v - ? 5 км\мин |
IV этап: Выявление проблемы.
-Давайте прочитаем задачи на стр. 28. Все ли они одинаковые? (нет) Почему?
-Давайте выясним
Чертёж и запись выполняются на доске и индивидуальных карточках. В ходе решения дети подметят, что менялось в этих задачах, и сами сделают вывод об их взаимообратности.
V этап: Введение нового материала
Решение задач в тетрадях и на доске
-Чтобы решить задачу нам нужно вспомнить алгоритм решения этих задач
- Определить вид движения.
- Выбрать схему.
- Вспомнить формулы скорости сближения, удаления, одновременного движения.
Булат и Жангир одновременно вышли из своих домов и направились на стадион. Расстояние между домами мальчиков- 200 м. Булат живёт дальше, скорость его движения 175 м/мин, а Жангир шёл со скоростью 75 м /мин. Через какое время Булат догонит Жангира?
-Определите вид задачи (задача на движение вдогонку)
Булат и Жангир одновременно вышли из своих домов и направились на стадион. Расстояние между домами мальчиков- 200 м. Булат живёт дальше, скорость дальше, скорость его движения 175 м/мин. С какой скоростью шёл Жангир, если Булат догнал его через 2 мин?
Булат и Жангир вышли из своих домов и направились на стадион. Булат живёт дальше, скорость его движения 175 м/мин. Жангир шёл соскоростью 75 м/мин. Булат догнал его через 2 мин. Каково расстояние между домами мальчиков?
А)175 – 75 = 100 (м/мин)- скорость сближения
200 : 100 = 2 (мин)- время, через которое Булат догонит Жангира
200 : (175- 75)= 2
Б) 175 * 2 = 350 (м)- прошёл Булат за 2 мин
350 – 200 = 150 (м)- прошёл Жангир
150 : 2 + 75 (м/мин)- скорость Жангира
В) 175 – 75 = 100 (м/мин)- скорость сближения
100 * 2 = 200 (м)- расстояние между домами
Проанализируйте, что меняется при решении этих задач? (искомое). Сделайте вывод (это обратные задачи)
VI этап: Первичное закрепление.
Разноуровневые задания:
-Из данных выражений выписать те, которые будут являться решением к данной задаче. Написать пояснения.
1.Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
80 – 60 = 20 140 – 100 = 40
80 + 60 = 140 100 : 20 = 5
-Составить обратную задачу и решить её
2.Расстояние между посёлками А и Б- 120 км Из посёлка А выехал легковой автомобиль со скоростью 90 км/ч, а из посёлка Б- одновременно грузовой со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов легковая машина догонит грузовую?
Из посёлка А выехал легковой автомобиль со скоростью 90 км/ч, а из посёлка Б- одновременно грузовой со скоростью 60 км/ч. Через 4 часа легковая машина догнала грузовую. Какое расстояние между посёлками?
Расстояние между посёлками А и Б- 120 км Из посёлка А выехал легковой автомобиль со скоростью 90 км/ч, а из посёлка Б- одновременно грузовой автомобиль. С какой скоростью двигался грузовой автомобиль, если через 4 часа его догнал легковой автомобиль?
-Решить задачу
3.Из одного посёлка одновременно в противоположных направлениях выехали мотоцикл и автобус. Скорость мотоцикла 76 км/ч, автобуса- 44 км/ч. Какой путь проделала каждый, когда расстояние между ними стало 600 км?
76 + 44 = 120 600 : 120 = 5 76 * 5 = 380 44 * 5 = 220
• Поставьте отметку те, кто решил задачи верно. Критерии указаны под таблицей.
• Все ли решили задачи одинаково? В решении какой задачи есть (возникли) разногласия?
• Объясните свое решение (1 способ – дублируется на доске), попробуйте объяснить 2 способ решения. Будет ли он верен? Проблема?
• Что нам необходимо для достижения цели урока (можно проговорить) нам необходимы новые знания, новые понятия?
• Откуда мы можем получить интересующую нас информацию? (из учебника).
VII этап: Рефлексия.
- Какую цель ставили на урок?
- Достигли цели?
- Д\З: с. 29 № 3, 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики."Задачи на движение"
Задачи на движение. Зависимость между величинами. 4 класс "Школа России" Цели и задачи урока:1. Формировать умение решать задачи на движение;учить применять на практике ЗУ...
Урок математики. Задачи на движение.
Данный урок проведен по аналогии с республиканским конкурсом "Бастау". Форма его проведения предложена детьми....
Урок математики " Задачи на движение.Закрепление". 4 класс
В данном уроке предложены задания по теме " Решение задач на движение" , , , для развития у обучающихся навыков мышления : анализа и синтеза информации, установления...
Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."
Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...
Открытый урок математики "Задачи на движение"
Урок математики 4 класс "Встречное движение" Школа России под руководством Плешакова. Данный урок проводится в 4 класе (обучение по традиционной системе). На уроке применяется индивидуальная работа, ф...
План-конспект урока "Решение задач на движение"
УМК "Школа России"М.И. Моро, М.А. Бантова и др....
Конспект урока "Решение задач на движение в одном направлении"
Конспект урока "Решение задач на движение в одном направлении" составлен в соответствии с программой УМК "Школа России"...