Урок-путешествие "Умножение и деление на 2, 20, 200" (с применением технологии УДЕ).
план-конспект урока (математика, 2 класс) на тему
Урок - путешествие с применением технологии УДЕ (укрупнения дидактических единиц). Увлекательный "поход" в горы под песни В.Высоцкого научит детей умножать и делить на 2, 20, 200.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matem.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 15
муниципального образования Люберецкий муниципальный район
Урок математики
( урок-путешествие
с применением технологии УДЕ)
во 2 классе
Выполнила учитель начальных классов
Калиниченко О.В.
Люберцы
2012
Тема: Умножение и деление на 2, 20, 200.
Цели:
1) познакомить с таблицей умножения и деления на 20, 200;
2) закрепить знание таблиц умножения и деления на 2, 3;
3) закрепить умение решать задачи изученных видов;
4) развивать логическое мышление, математическую речь, коммуникативные способности;
5) развивать познавательный интерес к математике.
Оборудование:
1) ноутбук;
2) интерактивная доска.
Средства обучения
(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):
1) презентация, выполненная в программе Smart Notebook;
2) отрывок из кинофильма «Вертикаль» (видеоклип к песне «Вершина» в исполнении В.Высоцкого);
3) карточки с названиями команд: альпинисты, скалолазы;
4) 16 карточек - с примерами на умножение и деление на 2, 20, 200 (I, II, III, IV, V, VI столбики) для каждого ученика.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в путь –
Чудеса посмотреть. (слайд 1)
- А куда же отправимся мы сегодня на уроке математики?
Об этом вы узнаете, посмотрев видеоклип.
(щёлкнуть по скрепке к 1 слайду !)
(показ отрывка из кинофильма «Вертикаль», звучит песня «Вершина» в исполнении В.Высоцкого)
- Мы отправимся в горы покорять трудные вершины – вершины математики. А сможете ли вы стать покорителями высоты, зависит только от вас: от вашего умения решать задачи и знания таблицы умножения и деления на 2, 3.
- А как называются спортсмены, умеющие покорять самые неприступные горы? (альпинисты)
- А как альпинистам легче справиться с трудностями, поодиночке или в группе, в связке? (слайд 2)
-Мы тоже разобьёмся на 2 группы: альпинисты и скалолазы.
II. Устный счёт.
- Перед восхождением необходимо собрать снаряжение: (слайд 3) одежду, страховочное оборудование, ледоруб, палатку, рюкзак. Взять в путь эти нужные вещи смогут те, кто справится с заданиями.
1) Заполните цепочку примеров.
(слайды 4 и 5, двухстраничный режим!)
У доски будут работать 2 команды. Все участники по одному, по очереди, выходят и записывают ответ вычисления в окошке.
+53 х 4
+140 + 37
0
150
-30 + 54
-304 - 6
Х 2 + 45
+ 72 - 116
- 77 : 2
Х 1 х 3
- Итак, проверим команду скалолазов. У них получилось число 21.
(слайд 6)
А знаете ли вы, что это максимальное количество восхождений на Эверест, совершенных одним человеком. Этот рекордсмен – знаменитый альпинист из Непала Апо Шерп. Последнее восхождение на вершину 51-летний экстремал совершил в мае 2011 года.
Рассмотрите иллюстрацию. Это Эверест (или Джомолунгма) - самая высокая гора в мире. Её высота составляет 8848м.
- Теперь проверим команду альпинистов. У них получилось число 13. Именно столько лет было самому молодому на сегодняшний день покорителю Эвереста. В прошлом году этот рекорд установил юный калифорниец Джордан Ромеро.
Это не первое его подобное достижение – в 9 лет он взошел на Килиманджаро. (слайд 7)
Килиманджаро - спящий вулкан, высочайшая точка Африки над уровнем моря (5895 м). Рассмотрите его на фотографии.
Итак, у наших команд есть тёплая, удобная одежда. (слайд 3)
2) - Следующее задание – решить геометрические задачи.
( Первую задачу у интерактивной доски решает 1 участник от первой команды;
вторую – 1 участник второй команды. Остальные учащиеся работают в тетрадях.)
(текст задачи – на интерактивной доске, правильные решения спрятаны за ширмой)
(слайд 8)
Чтобы установить палатку на каменной площадке квадратной формы, альпинистам нужно рассчитать её периметр. Длина стороны площадки - 3 метра.
- Перечитайте задачу, решите её.
- Проверим решение (учитель открывает ширму).
- Составьте обратную задачу.
(При проверке обратной задачи стираю ластиком нижнее пространство доски за ширмой.)
- Теперь у команд есть страховочное оборудование и ледоруб, рюкзак, палатка . (слайд 3)
- Снаряжение готово. В путь!
III. Формулирование темы урока.
- Рассмотрите карту нашего маршрута. (слайд 9)
- Чему мы будем учиться? (умножать и делить на 2, 20, 200)
- Что же нас ждёт впереди, к чему должны прийти к концу урока?
(должны взойти на Пик Успеха)
- Справившись с очередным заданием, каждая команда будет подниматься выше и выше, стремясь к заветной вершине. По традиции взятую высоту команды будут отмечать флажком.
IV. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
«Открытие» нового.
1. Умножение на 2, 20, 200.
- Рассмотрите примеры I столбика: (слайд 10)
(примеры I столбика записаны на карточках для каждого ученика и на интерактивной доске)
7 . 2 =
4 . = 8
. 2 = 10
- Что общего?
- Вставьте в «окошки» пропущенные числа.
- Проверьте себя по доске. Кто выполнил всё правильно, поднимите руку? (учитель ластиком проводит по окошкам, появляются ответы)
(Примеры II, III столбиков записаны на карточках для каждой группы и на интерактивной доске.)
- Рассмотрите примеры II столбика. Что общего?
7 . 20 = 140
4 . 20 =
5 . 20 =
- Рассмотрите примеры III столбика. Что общего?
7 . 200 = 1400
4 . 200 =
5 . 200 =
- Нужно ли изучать новую таблицу умножения или можно воспользоваться изученной таблицей умножения на 2?
- Кто догадался, как нужно рассуждать при вычислениях во II столбике? В III столбике?
- Выполните вычисления, заполнив «окошки» во II и III столбиках. Обсудите ответы в группе.
- Выполним проверку.
Первая группа, назовите ответы II столбика.
Вторая группа, назовите ответы III столбика.
(учитель ластиком проводит по окошкам, появляются ответы)
- Подведём итоги первого «подъёма». С первым испытанием обе команды справились. (слайд 9)
(на интерактивной доске открываются ячейки с флажками на первой строчке)
2. Деление на 2, 20, 200.
- Какое действие обратно умножению?
- Выполним проверку решённых примеров, используя обратное действие – деление. (слайд 10)
(примеры с окошками IV, V, VI столбиков записаны на карточках для каждого ученика и на интерактивной доске)
: 2 =
: 2 =
: 2 =
: 20 = - Что общего?
: 20 =
: 20 =
: 200 = - Что общего?
: 200 =
: 200 =
- Выполняя деление на 20, 200, нужно ли изучать новую таблицу деления или можно воспользоваться изученной таблицей деления на 2?
- Кто догадался, как нужно рассуждать при вычислениях в V и VI столбиках?
(В круглых числах у делимого и делителя отбрасываем одинаковое количество нулей и выполняем обычное табличное деление.)
- Подведём итоги второго «подъёма». Со вторым испытанием обе команды так же справились. (слайд 9)
(на интерактивной доске открываются ячейки с флажками на второй строчке)
V. Физкультминутка.
- Пора сделать привал и отдохнуть. (слайд 11)
Вместе на гору идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк, (наклоны)
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Правую руку отводим вправо, левую – влево.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
VI. Решение составных задач изученных видов.
1) Решение прямой задачи.
- Но горы полны опасностей. Вы получаете сигнал с просьбой о помощи. Команде соперников нужна помощь. А мы товарищей в беде не бросаем. Решите задачу: (слайд 12)
Альпинисты в поход собирают провиант. 6 альпинистов берут с собой по 2 упаковки чёрного чая, а один альпинист – 5 упаковок зелёного чая. Сколько всего упаковок берут в горы альпинисты?
Выйдите к доске по одному участнику от каждой команды, и вместе, посоветовавшись, выберете из предложенных вариантов решения нужное выражение. Вам помогут числа, выписанные мною из задачи и граф-схема:
2, 6, 5, 2 6
6 : 2+ 5 = 8 (упак.)
?
6 . 2 + 5 = 17 (упак.)
5
2 . 6 + 5 = 17 (упак.)
2) Решение первой обратной задачи.
- Нужно составить и решить обратные задачи.
- Альпинисты и скалолазы, составьте первую обратную задачу и выберете правильное решение. (слайд 13)
( 2 человека выходят к доске)
2, 6, 5,
2 , 6, 5, 17 2 6
(17 – 5) : 6 = 2 (упак.)
?
17 - 5 : 6 = 2 (упак.)
5
17 + 5 + 6 = 28 (упак.)
17
(Пусть первое число будет неизвестным. Получается задача:
Альпинисты взяли в поход 17 упаковок чая. У одного из них 5 упаковок зелёного чая, а остальные упаковки чёрного чая - у 6 альпинистов, поровну у каждого. По сколько упаковок чёрного чая было у каждого альпиниста?)
3) Решение второй обратной задачи.
- Альпинисты и скалолазы, составьте вторую обратную задачу и выберете правильное решение. (слайд 14)
( 2 человека выходят к доске)
2, 6, 5,
2 , 6, 5, 17 2 6
(17 – 2) : 5 = 3 (альп.)
2, 6 , 5, 17 ?
(17 – 5) : 2 = 6 (альп.)
5
(17 – 5) : 2 = 6 (упак.)
17
(Пусть второе число будет неизвестным. Получается задача:
Альпинисты взяли в поход 17 упаковок чая. У одного из них 5 упаковок зелёного чая, а остальные упаковки чёрного чая раздали другим альпинистам, по 2 упаковки каждому. Сколько альпинистов взяли чёрный чай?)
4) Решение третьей обратной задачи.
- Альпинисты и скалолазы, составьте третью обратную задачу и выберете правильное решение. (слайд 15)
( 2 человека выходят к доске)
2, 6, 5,
2 , 6, 5, 17 2 6
17 – 2 . 6 = 5 (альп.)
2, 6 , 5, 17 ?
2 . 6 – 17 = 5 (упак.)
2, 6, 5, 17 5 5
17 – 2 . 6 = 5 (упак.)
17
(Пусть третье число будет неизвестным. Получается задача:
Альпинисты взяли в поход 17 упаковок чая. Из них чёрный чай взяли 6 альпинистов по 2 упаковки каждый, а остальной зелёный чай нёс один альпинист. Сколько упаковок зелёного чая взял альпинист?)
- Третье испытание пройдено.
(на интерактивной доске открываются ячейки с флажками на третьей строчке)
VII. Итог.
- Обе команды достигли Пика Успеха.
Отдыхая после трудного путешествия под треск костра, завыванье ветра и душевную песню в кругу друзей, давайте подведём итоги. (слайд 16) (звучит песня В.Высотского «В суету городов …»)
- Чему вы научились на уроке?
- Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное". УМК "Школа России" с применением технологии раскрепощённого развития детей
Урок русского языка с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного...
Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя учебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»
Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используяучебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»...
Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....
Технологическая карта урока математики: «Деление на 2», разработанная с применением здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникационных, групповых, проблемных и технологий дифференциации заданий.
Технологическая карта урока математики (с презентацией) для 2 класса по УМК "Перспектива" "Деление на 2", с применением здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникатиных, групповых техно...
Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".
Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с друг...
Урок русского языка в 3 классе "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-" с применением технологии "Перевернутый класс", образовательной платформы Учи.ру и Прогрессивных технологий 21 века
открытый урок русского языка "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-" с применением технологии "Перевернутый класс", образовательной платформы Учи.ру и Прогрессивных ...
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)
В статье рассматриваются возможности использования опорных схем, как оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль в обучении....