Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".
статья по орксэ (4 класс) на тему

Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с другими учебными предметами: литературным чтением, русским языком, окружающим миром, историей, музыкой, изобразительным искусством.В своей статье я привожу примеры тем модуля "Основы светской этики" и их связь с темами других предметов.

Ещё одной из наиболее эффективных технологий работы на уроках ОРКСЭ в начальной школе является проектная деятельность.Учебный проект - это совместная, учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. И как пример - урок, который я проводила по теме "Фестиваль проектов. История развития этики".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_2.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы статьи учителя начальных классов ГБОУ лицея № 572

Амосовой Валентины Петровны

Тема: "Практика применения современных образовательных технологий в начальной школе"
Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ.

Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов I категории ГБОУ лицея №572. Веду в этом учебном году модуль «Основы светской этики» в 4 классах.

Учебно-методический комплекс, используемый в работе: учебник «Основы светской этики» 4-5 класс. А.Я. Данилюк. М: Просвещение, 2013. Мультимедийное приложение.

Основы светской этики дают возможность интегрировать данный курс с другими учебными предметами: литературным чтением, русским языком, окружающим миром, историей, музыкой, изобразительным искусством.

Интеграция способствует целостному восприятию мира во всей его красе, формирует умения сравнивать, анализировать, выражать собственные суждения.

Рассмотрим некоторые темы «Основы светской этики» и их связь с другими предметами.

Литературное чтение

Курс «Основы светской этики» призван сформировать у школьников представления о нравственности, духовности, морали, милосердия, чести, достоинстве, свободе выбора и других нравственно - этических категориях, на которых базируется русская и мировая литература. На уроках основы светской этики и литературного чтения, возможно реализовать межпредметные связи, которые способствуют повышению эффективности обучения по обоим предметам. С одной стороны, освоение ценностных смыслов позволяет качественно изучать произведения, представлять их в культурном и историческом контексте, постигать внутренний мир героев, оценивать их поступки, сочувствовать и сопереживать. Учащиеся могут анализировать произведения, используя понятия из основ светской этики. С другой стороны, привлечение к урокам основ светской этики литературного материала (дополнительного или уже пройденного учащимися) служит основой для рассмотрения нравственно-этических категорий на конкретных примерах.

В 4 классе в I четверти (литературное чтение) мы проходили сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители». А в III четверти вновь вспоминаем её, но уже на уроке ОРКСЭ в теме « Совесть». В III четверти на уроке ОРКСЭ ребята показывали сценку из сказки Е. Шварца «Два брата». Учащиеся давали личностную характеристику героям. Это произведение мы изучаем по программе литературного чтения в III четверти.

Русский язык

Межпредметные связи с русским языком могут быть реализованы через систему работы с терминами и понятиями. Происходит обогащение лексического запаса учащихся, совершенствуются навыки устной и письменной речи. Так, оказывается, не все учащиеся в этом возрасте знают смысл слов: идеал, патриотизм, эгоизм. А на уроках ОРКСЭ этим понятиям посвящены целые темы: «Альтруизм и эгоизм», « Моральный долг», «Нравственные идеалы».

                                               

                                                   

                                                     Окружающий мир

По месту в учебном плане и по содержанию ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.

 Урок 20 в ОРКСЭ  «Золотое правило нравственности». В окружающем мире тема «Как жить в мире людей», где учащиеся знакомятся с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право». В ОРКСЭ тема

 « Совесть» идёт чуть позже (Урок 23).

     История

Совершенствование представлений учащихся о закономерностях развития общества, исторического процесса, становления гражданского самосознания школьника идет в момент интеграции уроков истории и уроков курса ОРКСЭ. Так историю Отечества  мы затрагиваем на ОРКСЭ в темах «Добро и зло», « Нравственные идеалы», «Честь и достоинство», «Этикет». Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. 

        Музыка

Восприятие детьми музыки на уроках светской этики может быть активным и пассивным, так как музыка оказывает влияние даже без специального вслушивания (фон), но музыка должна звучать так, чтобы не отвлекать детей от основного вида деятельности. Музыкальный фон помогает решать важные воспитательные и образовательные функции. 

ОРКСЭ урок 24-25 « Нравственные идеалы» и один из вопросов и задание:

  -Какие музыкальные произведения М.И.Глинки, М.П.Мусоргского посвящены богатырской теме?

  -  Прослушайте фрагменты из этих произведений.

Итак, тема «Нравственные идеалы» в ОРКСЭ связана и с музыкой, и с историей, и с окружающим миром, и с литературным чтением (Сказка про Илью Муромца – 2 класс), и с русским языком  (работа с толковым словарём). На этом уроке новые этические понятия раскрываются с помощью былин, т.к. первыми нравственными образцами, идеалами на Руси были богатыри, полководцы.

Одна из интересных тем в ОРКСЭ «Фестиваль проектов». Здесь также есть межпредметные связи (русский язык, история, музыка). На этом уроке учащиеся танцевали менуэт.

ИЗО

Работа с иллюстрациями - это визуальное дополнение к работе с содержанием учебного материала учебника А.Я.Данилюк «Основы светской этики». Весь иллюстративный материал, предлагаемый к уроку, предназначен для восприятия в единстве с содержанием, всегда соответствует ему, дополняет и обогащает материал урока. Так на 2 уроке «Что такое светская этика» в учебнике помещена репродукция картины Рафаэля «Афинская школа». У учащихся эта картина всегда вызывает большой интерес. Урок 5-6 в ОРКСЭ «Добро и зло». На I уроке по этой теме говорим о добре и зле на примере сказок Г.Х. Андерсена (связь с литературным чтением). На II уроке по этой теме рассматривается вопрос о том, как менялись представления о добре и зле в ходе исторического развития общества. В учебнике к этой теме помещены фотография скульптуры Микеланджело «Восставший раб» и репродукция картины Ф.Савицкого

 «Пригон рабочих на уральский завод» (связь с историей, изобразительным искусством).

Результативность интеграции: знания становятся системные, умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний. У детей формируется критическое мышление. Дети учатся мыслить нестандартно. Такие уроки помогают формировать все духовно – нравственные ценности. Достигается всестороннее развитие личности.

  Ещё одной из наиболее эффективных технологий  работы на уроках ОРКСЭ в начальной школе является проектная деятельность. 

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. И как пример, хочу привести урок по ОРКСЭ «Фестиваль проектов. История развития этики».

План урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 «А» и 4 «Б» классах

Тема урока: «Фестиваль проектов. История развития  этики»

Цель урока:

1. Создать условия для формирования представлений об истории развития этики

2.Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.

Развивать умение связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме, выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в группах, коллективном обсуждении.

3.Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала, потребности расширения кругозора

Оборудование: интерактивная доска, презентация, музыка (песня Градского к мультфильму «Принцесса и людоед», менуэт), раздаточный материал ( картинки, тексты).

Форма организации: работа в группах

Ход урока

I. Организационный момент

II. Этап мотивации к учебной деятельности 

Загадки про этику, колесо.

- Сегодня на уроке мы будем создавать колесо, но не простое, а об истории развитии этики.

-Ребята, как вы думаете, менялись ли взгляды учёных на этику в разные исторические эпохи?

 Итак, каждая группа получает часть колеса. Ваша задача – оформить эту часть согласна вашей эпохи. Подписать название эпохи, поместить картинки, 2-3 предложения об этике этого времени. После представления проекта группой, я попрошу капитана выйти и повесить часть колеса на доску.

 III. Представление проектов

1группа - Античная этика.

Сценка «Диалог Платона и Аристотеля

Учащиеся выступают с сообщениями.                        

Прикрепляют на доску часть колеса

2 группа – Средневековая этика.

Сообщения учащихся. Сценка стихотворения Г.Сапгира «Принцесса и людоед».

 Часть колеса от группы.

3 группа – этика Нового времени.

Сообщения о представителях этики этого времени.

Танец «Менуэт»

Сценка из сказки Е.Шварца «Два брата».  Часть колеса от группы.

4 группа – Современная этика.

Сообщения учащихся.

Чтение учащимися стихов Г.Остера. Вредные советы.

Часть колеса от группы.

IV. Рефлексия.

Учащиеся заполняют листы самооценки.

Один представитель от группы читает вслух самооценку.

Вывод:

На этом уроке было много сценок. Ведь театральное действие обладает необъяснимой силой, помогающей «выпрямить» человека: увлечь, повлиять на него, преобразить. Здесь сплетаются воедино и музыка, и изобразительное искусство, и история, и литература, и ораторское мастерство.

Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Литература:

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008

Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проектного обучения в начальной школе. ( статья в газете "Образование" Самарский регион)

                                         ‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс

В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...

Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс

В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...

"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы светской этики" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "ДРУЖБА"

Урок для учащихся 4 класса на тему «Дружба» расширит знания детей о дружбе. У обучающихся появится возможность определить ценностные ориентиры «дружба»,...

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...

Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»

Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»...